• Главная
  • 05 Апреля, 2023

КОММУНАЛЬНЫЙ СЕКТОР: «СТАРЫЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ»…

Текущее состояние энергообъектов многих регионов страны, тепловых и других сетей коммуникаций, находящихся под управлением частного бизнеса, требует не только отпуска тарифного «джина из бутылки», но и комплексного подхода в решении накопившихся проблем сферы жизнеобеспечения городов.

 

Критическая фабула отрасли

С началом текущего отопительного сезона, сопровождавшегося очередной чередой аварий на энергетических объектах и теплосетях ряда регионов страны, обнажилось немало критических проблем, сосредоточенных в сфере производства и распределения теплоэнергии. И хотя подобные форс-мажорные обстоятельства, как в Экибастузе и Риддере случались и в прежние годы, тем не менее, как показывает практика, ситуация на многих тепловых электроцентралях (ТЭЦ), обеспечивающих жителей городов теплом и электроэнергией, не только не улучшается, но и продолжает балансировать на грани критических возможностей.  
Как отметил Глава государства на расширенном заседании Правительства в декабре минувшего года, аварии прежних лет в Петропавловске, Темиртау, Степногорске, Балхаше, Караганде, Актобе и Риддере не привели к должной реакции со стороны акимов, министров и собственников энергообъектов. 
– Недавний коллапс в Экибастузе окончательно показал, насколько запущена ситуация в этой отрасли, – сказал Президент.
Между тем, все эти проблемы вкупе с падением производства электроэнергии в 2022 году на 1,1% по сравнению с предыдущим годом, явно свидетельствуют о том, что реалии электроэнергетики и теплоэнергетики в стране весьма далеки от устойчивости и надежности. В целом, судя по совокупности всех мнений, озвученных за последнее время, основная проблематика производителей электроэнергии и тепла связана с высоким износом мощностей и оборудования этих предприятий. Об этом говорится не один год, но поскольку переход электроэнергетики к современным технологиям дело весьма затратное в финансовом отношении, то представители компаний данного сектора неустанно ратуют за корректировку тарифной политики для привлечения инвестиций в отрасль. При этом тарифы растут, накладывая свою нагрузку на коммунальные расходы промышленных предприятий и рядовых потребителей, а ситуация с кардинальным обновлением мощностей и инфраструктуры отрасли, как и прежде, остается неизменной.  
Ранее Президент Касым-Жомарт Токаев, поручая Правительству и региональным властям, принять комплекс мер по поэтапному снижению физического износа электросетей, отметил: «Мы должны четко понимать, где и когда состоится запуск или выбытие энергомощностей, их ремонт и модернизация».
По данным Министерства энергетики РК, в настоящее время из 37 ТЭЦ, сосредоточенных в регионах, наиболее высокий износ оборудования, в пределах более 80%, отмечается на 19 ТЭЦ, в том числе городов Уральска, Степногорска, Тараза, Кызылорды и Кентау. Около 76% ТЭЦ по республике отработало более 50 лет. Средний уровень эксплуатации энергообъектов составляет 61 год. Уровень изношенности оборудования большинства ТЭЦ – 66%. 
Проще говоря, энергетическая безопасность многих городов страны зиждется на старой производственной основе, созданной в периоды плановой экономики. И, как ни парадоксально, а заботиться о модернизации изношенного оборудования региональных теплоэлектроцентралей и сетей коммуникаций приходится именно Правительству, а не частным собственникам, призванным решать все эти вопросы. По мнению экспертов, неэффективное управление последних столь важными объектами жизнеобеспечения населенных пунктов страны зачастую является причиной возрастающей аварийности в отрасли.
По словам главы Минэнерго, финансирование мер по модернизации 12 ТЭЦ, находящихся в коммунальной и квазигосударственной собственности, предлагается осуществлять из госбюджета, а по 22 ТЭЦ, переданным в частное управление, – за счет их собственников. При этом ведомством прорабатываются вопросы принятия в 2023 году новой программы «Тариф в обмен на инвестиции». 
Предполагается, что программа позволит реконструировать, модернизировать и расширить действующие активы энергопроизводящих организаций, повысить надежность работы энергосистемы и обеспечить исполнение снижения износа генерирующих мощностей на 15% к 2035 году.
Как известно, данная программа не является новацией ведомства. Она действовала в стране с 2009 по 2015 год с внедрением предельных тарифов на электроэнергию. Несмотря на то, что за это время в отрасли было введено в эксплуатацию порядка 1,2 ГВт новых и обновлено 1,7 ГВт мощностей, тем не менее, данного задела явно хватило ненадолго. Как показывает текущая ситуация, проблем в энергетической отрасли немало и без износа мощностей. При этом для рядовых потребителей непонятно, почему тарифы на электроэнергию растут с великим постоянством, а средств на модернизацию энергетических объектов и сетей коммуникаций по-прежнему не хватает?
По данным Минэнерго, по предварительным оценкам, для обновления мощностей тепловых станций необходимо финансирование в объеме 182 млрд тенге. Общий объем денежных средств, предусмотренных для ремонта мощностей энергопроизводящих организаций, с учетом утвержденных тарифов на электрическую и тепловую энергию, составляет 93 млрд тенге. При этом сумма недофинансирования составляет 88 млрд тенге, которые, очевидно, будут изысканы, в том числе за счет повышения тарифов. 

Электроэнергетика: проблемы не только в тарифах

Напомним, электроэнергетика Казахстана состоит из 5 основных секторов: производства, передачи, снабжения и потребления электроэнергии, а также другой вспомогательной сферы деятельности. По данным Минэнерго РК, производством электрической энергии в республике занято порядка 190 электростанций различной формы собственности. Годовой максимум нагрузок в Единой электроэнергетической системе Казахстана в среднем составляет 15182 МВт. На 1 января 2022 года, общая установленная мощность электростанций Казахстана составляет 23957,3 МВт, располагаемая мощность – 19004,0 МВт.
По оценкам международных экспертов, в 2020 году потребность в электроэнергии в региональной энергосистеме стран Центральной Азии (ЦАРЭС) составила 204 млн тонн нефтяного эквивалента.  По прогнозам, к 2030 году данный показатель предположительно вырастет до 254 – 290 млн тонн нефтяного эквивалента, или примерно на 32%. При этом электроэнергия станет одним из значительных источников потребления. Ожидается, что потребление природного газа в энергетическом балансе также будет расти, отражая доминирующее положение в качестве топлива для производства электроэнергии и непосредственное потребление в жилищном и промышленном секторах. 
В конечном итоге увеличение спроса на электроэнергию в странах Центральной Азии, в том числе в Казахстане будет во многом зависеть от энергетической политики, экономического роста и реализации мер по повышению энергоэффективности. 
В настоящее время общей характеристикой для всех стран ЕАЭС является высокая степень износа оборудования на действующих энергетических мощностях, необходимость модернизации с полной заменой оборудования на многих из них, что повышает актуальность вопросов развития производств собственного оборудования. 
В Российской Федерации износ основных производственных фондов характеризуется следующими цифрами. Свыше 30 лет проработали: почти 60% оборудования ТЭС, 80% – ГЭС, 35% – АЭС, 50% – ВЛ и 60% подстанций. В распределительном электросетевом комплексе выработало нормативный срок 70% оборудования. Износ испытательного и стендового оборудования зачастую превышает 90%. В других государствах-членах ЕАЭС ситуация схожая. 
На сегодня в Казахстане около 41% генерирующих мощностей отработало более 30 лет. Текущий уровень износа электростанций составляет около 70%. По оценкам, средний возраст оборудования гидроэлектростанций – 35,7 лет. При этом 57% мощностей электростанций отработали более 30 лет. По сетям электроснабжения изношенность сос­тавляет 67%.
При этом основные ресурсы, получаемые сегодня от повышения тарифов на услуги монополистов пяти основных секторов данной отрасли, идут не столько на модернизацию, сколько на поддержание старых мощностей в работоспособном состоянии. Поэтому предполагается, что планируемая модернизация существующих и строительство новых электростанций позволит улучшить ситуацию с износом и неоптимальной загрузкой генерирующего оборудования, которая приводит к их ускоренному износу. 
Напомним, с 1 апреля 2021 года Министерство энергетики РК уже утверждало повышение предельных тарифов на электроэнергию для 37 из 45 энергетических компаний, причем в среднем рост составил ощутимые 15%. И что же в результате? Судя по всему, существенного прорыва в сфере устойчивости энергосистемы страны явно не произошло. При этом недовольство населения в отношении деятельности монополистов только усилилось. Как отмечают в Комитете по регулированию естественных монополий МНЭ РК, в 2022 году больше всего жалоб, поступивших от казахстанцев, было на некачественное электроснабжение (1324), водоснабжение (897) и теплоснабжение (890).
По мнению представителей антимонопольного органа, практика показывает, что проблемы энергетических предприятий заключаются не столько в тарифах, сколько в практике управления производственными процессами, в менеджменте и компетенции персонала – от формирования документации и отчетности до эксплуатации.
Рынок электроэнергии в целом является одним из олигопольных сфер деятельности крайне ограниченного числа доминантов. По мнению известного экономиста Петра Своика, это не рынок, а сфера элементарной дележки электроэнергии, причем, более крупный потребитель получает электроэнергию по тарифам в несколько раз ниже обычных. 
– Можно назвать несколько десятков предприятий, начиная с Eurasian Resources Group, Казахмыса, КарМета и других компаний, которые получают электроэнергию в очень больших объемах и по тарифам в разы меньше средних, – считает эксперт.
По его мнению, в Казахстане необходимо выстраивать регуляторную политику в рамках только одного госоргана, который отвечал бы за все процессы. На сегодня вся ответственность рассредоточена между разными ведомствами. Тарифы на генерацию утверждает Минэнерго, а на высоковольтную межсистемную передачу, распределение и бытовые надбавки – КРЕМ при Минэкономике. Таким образом, отрасль распределена между двумя регуляторами. При этом один орган никакого отношения к развитию энергетики не имеет. 
Как предполагают в КРЕМ, предстоящий рост тарифов в среднем может составить 10-20% в зависимости от роста цен на услуги энергопроизводящих организаций, уровня износа сетей, потребности региона и заявок от субъектов естественных монополий. При этом повышение тарифов будет поэтапным до 2029 года, чтобы не допустить одномоментной тарифной нагрузки на потребителей. Это будет осуществляться с ориентиром на социальное и экономическое положение потребителей, терпящих и без того непомерно высокое ценовое давление потребительского рынка.

Досжан Нургалиев,
обозреватель

 

1781 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми