• Новости
  • 17 Марта, 2021

ШАГ СКВОЗЬ ВРЕМЯ

«История была пришпорена, история понеслась вскачь, звеня золотыми подковами по черепам дураков»

А.Н. Толстой

 

Мир – в очередной раз – оказался гораздо более хрупким, чем это казалось всем тем, кто привык думать и действовать сообразно с пресловутым «порядком вещей». Разные авторы интерпретируют текущие события с различных точек зрения; казахстанский читатель не мог не обратить внимания на статью «Идет политический конфликт мозгов[1]», опубликованную Интернет-ресурсом zonakz.net, автор которой попытался доказать, что трансформации затрагивают не только переустройство общества, но и первооснову цивилизации – интеллект человека.

Аргументация автора данной статьи остается во многом спорной, но не вызывает сомнений, что перемены, которые ждут нас в не столь отделенном будущем, куда более серьезны, нежели те, что испытали на своей шкуре наши прадеды и пращуры во времена и Первой, и Второй технологических революций. Более того, проблема сущности интеллекта, которую до недавних пор многие относили к области «заумной философии» не просто встает во весь рост – результаты исследований в данной области становятся оружием, возможно, еще более грозным, нежели ракеты с термоядерными боеголовками.

Напомним, что Вторая технологическая революция закончилась Первой мировой войной, сломавшей все возможные и невозможные жизненные форматы. Если еще в 1910-том году английский джентльмен (впрочем, не только английский и не только джентльмен) мог совершить кругосветное путешествие, имея в качестве единственного документа визитную карточку, то к 1920-тому году «мир ощерился таможнями и границами». Национальные государства вступили в ожесточенную схватку с теми силами, которые в конце ХХ века провозгласят доктрину глобализации и все то, что с ней связано. Масштабный эксперимент под названием «СССР», равно как и многое другое, также был прямым следствием масштабных перемен, непосредственно связанных с развитием науки и техники.

Но, на фоне тех потрясений, которые нас ждут в ближайшем будущем, любые формы геополитической борьбы XIX и XX века выглядят детской игрой в песочнице и о них нет смысла говорить подробно.

Все предыдущие технологические революции оставили неизменным характер человеческого интеллекта и человеческого разума. Более того, до самого последнего времени многим – и далеко не самым последним мыслителям – казалось, что человеческий разум есть нечто «почти незыблемое». Точнее, по умолчанию предполагалось, что человек ХХ века мыслит примерно так же, как современник Геродота или полулегендарного Гильгальмеша.

Никто не сомневался в том, что существуют особенности, связанные с историческим фоном, но практически во всех исторических сочинениях подспудно проскальзывала мысль: наши предки думали и чувствовали примерно так же, как и мы просто потому, что за истекшие несколько тысяч лет человек не мог эволюционировать биологически, и поэтому его интеллект остался в целом тем же самым.

Это суждение глубоко ошибочно.

Интеллект человека эволюционирует в режиме реального времени. Доказательства данного утверждения остаются дискуссионными только для неискушенного обывателя, они уже отражены в учебниках. Речь, в частности, идет об учебнике по истории и философии науки, официально рекомендованном в 2018 году Министерством образования и науки РК для всех специальностей магистратуры. Этот учебник любой желающий может без труда может найти в интернете (существует и версия данного учебника с дополненной реальностью).

Человека, знакомого с современными научными исследованиями даже поверхностно, уже не удивляет следующий тезис.

Мы стоим на пороге масштабной революции, которая – как и все предыдущие – имеет сугубо технологические корни, но приведет к тектоническим сдвигам в обществе и мироустройстве. Ситуация в чем-то сходна с той, что сложилась на рубеже XIX и XX веков, только глубина трансформаций и их последствия имели и будут иметь совсем другие масштабы.

Неизбежно поменяется сам интеллект человека, его сущность.

Это не хорошо и не плохо, это – факт.

Наши отдаленные обезьяноподобные предки, взяв в руки камень и превратив его в инструмент, не оставили нам иного выбора.

Потомки физически слабых, почти безволосых обезьян – то есть мы с вами – смогли занять наивысшее положение среди прочих обитателей планеты только за счет обладания интеллектом и разумом.

Интеллект давно стал оружием, и гонка за первенство шла, идет и будет идти в обозримом будущем.

Слабых разумом более удачливые конкуренты подчиняли или стирали с лица Земли, конструируя все более и более изощренные системы вооружений и воздействия на массы. Так было, так есть и так будет, а мантры про общечеловеческие ценности и устойчивое развитие – не более чем что-то вроде наркоза перед операцией по ампутации остатков мозга. Так тоже было всегда.

Но, совсем недавно историю действительно пришпорили. Теперь в игру включается нечто совсем иное – искусственный интеллект. Он пока относительно слаб, но когда-то и адепты рыцарской брони с презрением отзывались о прообразах мушкетов, воняющих порохом. Дело времени.

Искусственный интеллект – это не просто совокупность неких программ, которые упрощают, например, процедуры бухгалтерского учета. Это – средство управления разумом человека, а точнее – средство контроля над характером его эволюции. (Доказательства этого тезиса также даны в упомянутом выше официально рекомендованном учебнике по дисциплине «История и философия науки», которую, теоретически, должны изучать все казахстанские магистранты.)

Отсюда – очень непростая ситуация в области высшего образования, которая сложилась во всем мире. Отсюда – и явные попытки вполне определенных политических кругов осуществить кардинальные изменения в этой области, чему всемерно способствовала пандемия 2020 г. Впрочем, игроков за «зеленым геополитическим сукном» сейчас хватает, а потому эти попытки остаются разнонаправленными.

Одни из них направлены на укрепление суверенитета личности. Другие – наоборот. Искусственный интеллект может открыть и широчайшие, доселе невиданные горизонты для дальнейшего развития человеческого духа, а может и стать средством наиболее жестокой эксплуатации – вплоть до того, что под тоталитарный контроль попадут не только действия, но также и помыслы, и устремления каждого человека.

Обе эти тенденции видны невооруженным глазом, достаточно, например, проследить за тем, как рьяно пользователи социальных онлайн сетей иной раз глумятся над себеподобными.

В любом случае, обвинения (или восхваления) искусственного интеллекта неуместны. Убивает не оружие, убивает человек. Просто цивилизация делает очередной виток в своём стремительном (по историческом меркам) развитии, вот и все.

Результат не возьмется прогнозировать ни один ответственный эксперт. Ясно только одно – вслед за качественными изменениями цивилизационного контекста будет меняться и то, что сейчас именуется высшей и средней школой.

Во что они превратятся в итоге – абсолютно непонятно. Следовательно, в такой ситуации любой здравомыслящий человек должен ориентироваться только на собственные силы. В сущности, большинство родителей казахстанских школьников так и делает – иначе бы в стране не расцвело пышным цветом репетиторство.

Это – не панацея, это даже не пластырь на рану, но за неимением гербовой пишут на простой, как известно.

Мы это тоже понимаем, равно как и то, что наши идеи, связанные с необходимостью становления принципиально новых форм высшего (а главное – среднего) образования будут пробивать себе дорогу с большим трудом.

Эти идеи воплощены в концепции ноосферного образования, с которой можно познакомится соответствующих сайтах.

Если коротко – речь идет о том, чтобы найти подлинно талантливых школьников и дать им совсем другое видение мира. Подчеркиваем, с нашей точки зрения сам термин «образование» безнадежно устарел, нужно говорить именно о миропонимании, во всяком случае тогда, когда речь идет о подготовке интеллектуальной элиты.

Это более чем важно в условиях, когда мир становится качественно другим. «Образованный» в современном понимании человек, это тот, который с той или иной степенью добросовестности усвоил определённую программу, по которой его учили в том или ином университете. Даже если исходить из предположения, что оную программу составляли добросовестно – то скоро подавляющее большинство таких «знаний» не будет стоить и ломанного гроша, исключение составит разве только что-то совсем приземленное, наподобие ресторанного бизнеса, да и то – навряд ли (фундаментальная наука – особая статья, но она сейчас мало кого интересует).

Впрочем, мы никого ни к чему не принуждаем и никого ни за что не агитируем. Речь идет совсем о другом.

Мы – международная междисциплинарная группа ученых, понимающих, что мир меняется кардинально, решила обучить – на принципиально ином, гораздо более высоком уровне, по крайней мере, некоторых школьников, которые на это согласятся добровольно и на сугубо неформальной основе.

Для этого нами разработана система искусственного интеллекта, сопряжённая с цифровым учебником «Наука и техника в истории цивилизации». Те, кто захочет попытать счастья с нашей помощью, сначала должен его прочесть. Далее, тех, кто потенциально в силах сделать «шаг в ноосферу», система ИИ отберет сама, без нашего участия (исходя из характера взаимодействия читателя с текстом).

Потом с ними – в режиме онлайн – будут заниматься репетиторы самого высокого класса, прошедшие максимально жесткий отбор – академики и профессора из числа действующих ученых с не менее чем 30-ти летним стажем работы, получившие международное признание и защитившие диссертации в ведущих университетах СССР.

Мы не обещаем «дипломов по дешевке», равно как и ничего на это похожего.

Мы обещаем другое – те, кто хотя бы частично пройдёт обучение у наших репетиторов, будет видеть мир совсем по-другому. Они будут готовы к любым трансформациям существующего мироустройства, у них появится шанс раскрыть свой талант на совсем другом уровне.

 

Заведующий кафедрой химии и технологии

органических веществ, природных соединений

и полимеров КазНУ им. аль-Фараби,

доктор химических наук, профессор,

академик Национальной инженерной

академии РК                                                                                Мун Г.А.

 

444 раз

показано

6

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательно заполните поля *

Дарья

29 Марта, 2021

Добрый День! Благодарю за статью. Мир меняется очень стремитесь. Система образования во многих странах меняется координатно и не в лучшую сторону, очень важно создавать альтернативные методы, очень рада что в Казахстане это происходить.

Наталья

29 Марта, 2021

Грандиозный и очень интересный шаг вперёд в развитии системы обучения посредством искуственного интеллекта! Большой Вам удачи!!!

Жанна Лян

30 Марта, 2021

Отличная статья!

Valentina

31 Марта, 2021

Статья замечательная 👍👍👍!!! Время идёт, Система образования должна меняться!!! Григорий Алексеевич профессор идущий в ногу со временем!!! Только Такие учёные будут менять Мир и жизнь современного человека!!! Браво таким ученым, которые стремятся изменить систему образования!!!

Daniel Tsoy

01 Апреля, 2021

Очень заинтересовался вашей Системой Искуственного Интеллекта! Я студент Rutgers Университета США и я бы с большим интересом хотел бы пройти тестирование посредством вашей супер современной системы И.И. чтобы шагнуть в Ноосферу!

Эдуард Николаевич

03 Апреля, 2021

Авторами разработана компьютерная технология, направленная на повышение эффективности среднего и высшего образования молодежи, которая позволит сформировать у них профессиональную и креативную подготовку для успешного решения вызовов современного мира. Уверен творческий коллектив ученых блестяще реализует поставленную проблему, желаю успеха!

18 Марта, 2021

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Аяған Өтенұлы Сандыбай

Блог главного редактора журнала «Мысль»