• Исторические страницы
  • 18 Марта, 2021

СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МУРАТА МОНКЕУЛЫ

Шахман НАГИМОВ, 
профессор Атырауского государственного 
университета им. Х. Досмухамедова

 

В последние годы учеными Атырауского университета предпринимаются попытки глубокого осмысления фактов и сведений, имеющихся в многочисленных дастанах и поэмах казахских поэтов и жырау. В этом плане настоящим нетронутым доселе кладезем исторических фактов и сведений являются произведения выдающегося казахского жырау XIX века Мурата Монкеулы. Один из первых исследователей его произведений профессор Халел Досмухамедов в далеком 1924 году по этому поводу писал следующее: «Если кто-либо будет заниматься исследованием истории Казахстана, то он навряд ли сможет обойти творчества поэтов типа Мурата» [1]. 

Трудно не согласиться с подобным утверждением ученого. Например, в произведениях Мурата «Уш Киян», «Сарыарка» часто встречаются словосочетание «жети журт» (семь поселений или семь народов). О каких народах в них идет речь? К каким народам они относились? Есть ли у них какая-та привязка к истории Золотой Орды? В каком историческом периоде они жили? Историкам предстоит найти ответы на эти вопросы. Что характерно, словосочетание «жети журт» в поэме «Уш Киян» встречается неоднократно. Например:

....Это место

– покинутое семью народами,

место, оставленное на благо другим.

Что за это недоброе место,

которого приходится,

без конца покидать вместе

с Ак Жайык и с его мостом? [2].

 

В поэме рассказывается о судьбе народов, которые в средние века покинули свои насиженные места. Из содержания произведении мы узнаем о том, что «жетижуртовцы» обитали территорию Прикаспия, жили на берегу рек Едиль, Жайык, также на Манкистауском полуострове. Понятия «жети журт» мы также встречаем в другом эпическом произведении поэта «Сарыарка». В нем мы видим следующие строки:

 

Это место – жилище семи народов,

последними из них были ногайцы,

И те вынуждены были его покинуть.

Казтуган, Асан Кайгы,Орак, Мамай ,

и те сочли за благо его покинуть [3].

 

Вышеупомянутые исторические личности Казтуган, Асан Кайгы, Орак, Мамай жили в XIV–XV веках, как раз в тот период, когда начался распад некогда могучей Золотой Орды на различные феодальные ханства. До недавнего времени историки мало обращали свое внимание к сведениям, встречающимся в произведениях казахских жырау как к научным фактам. А зря. Ведь в знаменитых поэмах того же Мурата Монкеулы черным по белому написано о множестве исторических событий, о которых упоминаются в исследованиях русских ученых. Это касается ногайлинских богатырей, таких как Карасай, Кази, Орак, Мамай, Сидак, Жанбыршыулы Телагис и других героев средневековья. Особенно много сведений можно найти как у Мурата Монкеулы, так и в русских источниках о легендарном герое Шоре Нарикулы, который со своим войском воевал на стороне волжских татар против Ивана Грозного.

Что касается понятия «жети журт» можно предположить: «жети журт» соответствуют семи народам, которые жили в Золотой Орде. Это – ногайцы, казахи, калмыки, башкиры, татары, узбеки, каракалпаки. Большинство из них были мусульманами. В то же время в ряде своих произведений поэт приводит факты о существовании не семи журтов, а шести журтов. Немало тайн содержат строки Мурата:

Это место,

оставленное семь народом,

Один из них два раза уходил

и два раза возвращался.

На самом деле всего их было шесть,

одного журта посчитав два раза,

остановились на семь [4].

 

Кто же тот народ, который два раза уходил и два раза возвращался? Какое утверждение поэта ближе к истине? Эти вопросы все еще остаются открытыми. Понятие о «шести журтах» встречается также в произведении «Новый Низам» другого известного жырау XIX века Шынияза Шанайулы. О том, что означает понятие «жети журт» и какое его отношение к истории Золотой Орды, известный краевед, собиратель произведений Мурата Монкеулы Берик Коркутов писал следующее: «В состав Золотой Орды входили в основном те народы, которых ныне именуют себя ногайцами, казахами, узбеками, киргизами, башкирами, татарами, каракалпаками. Вероятнее всего, кроме казахов, остальные народы обосновались там, куда они первоначально перекочевали. Что касается казахов, они, наверное, дважды покидали и дважды возвращались на свою родину, на территорию Прикаспия. Воспевая о журтах, Мурат Монкеулы, наверное, имел в виду те вышеперечисленные мусульманские народы, которые после распада Золотой Орды создали свои ханства. Если рассматривать «жети журт» как неких народов, то они соответствуют как раз ханствам, образовавшимся после распада Алтын Орды. Это: Сибирское, Узбекское, Астраханское, Казанское, Крымское, Казахское и Ногайское ханства [5]. А теперь постараемся рассмотреть их по отдельности.

Сибирское ханство – феодальное государство, основанное в XV веке в Западной Сибири после распада Золотой Орды. Ханство отделилось как самостоя­тельное государство от улуса Шайбанидов. В XIII–XIV веках на территории Западной Сибири и Сибири проживали несколько тюркских народов. Центральным городом был Тура. В 1428 году Западную Сибирь захватил хан Абулхаир. При хане Кучуме в состав Сибирского ханства входили территории Западной Сибири, регион Урала, земли в близи рек Иртыш, Тобол. В состав ханства вошли племена керей, кыпчак, найман, аргын, жалайыр, ханты, манси и др.

В 1563 году престол Сибирского ханства занял Кучум. Выходец из племени Алты ул, он родился 1510 году в Ногайской орде. В 1555 году победил Тайбугана, правителя Западной Сибири. При правлении Кучума в Сибирском ханстве было построено много городов и крепостей, различных сооружений. Народ Сибири принял ислам. В Сибирском ханстве в основном развивались торговля и охота.

Политический строй. Верховным правителем был хан, ханский совет – диван, советники – аталыки, визири – караша. Сибирско-русские отношения. Хан Кучум старался воспрепятствовать продвижению России на восток. В 1574–1575 годах им был истреблен отряд Ивана Грозного, посланный на разведку. В 1582 году войско Кучума потерпело поражение от отряда Ермака. Осенью того же года атаман со своими 600 казаками осаждает город Икер. Войско Кучума терпит поражение от хорошо вооруженных воинов – завоевателей.

 В 1584 году люди Кучума убивают Ермака. В 1598 году Кучум, окончательно потерпев поражение от русс­ких войск, вынужден был бежать на территорию Восточного Казахстана. Сибирское ханство переходит в состав Российской империи [6].

Узбекское ханство, или Орда Абулхаира, появилось в XV веке на территории северо-западного и центрального Казахстана. В центральном, западном и северо-западном регионах Казахстана с образованием нескольких независимых феодальных государств шла бесконечная борьба за власть. В результате было образовано ханство Абулхаира и Ногайская орда. В это время на авансцену истории выходит потомок Джучи, сын Давлет Шайха Шайбанид Абулхаир. Он с помощью властных группировок племен центрального и северного Казахстана в 1428 году в Туре (Западный Сибирь) был объявлен ханом. В состав его ханства вошли племена кият, мангыт, шынбай, найман, карлук, уйсун и другие.

Кочевое узбекское государство, известное как ханство Абулхаира, сыграло существенную роль в истории Казахстана как объединяющая сила феодально-раздробленных земель Дешти-Кыпчака. В его владения входили земли Ногайской Орды, на западе долины, прилегаю­щие к реке Урал, на востоке земли до озера Балхаш, на юге – до Аральского моря и нижнего течения Сырдарьи, на севере до средних течений рек Тобол и Иртыш. Политическая и социальная жизнь страны за годы 40-летнего его правления отличалась крайней нестабильностью. Потомки Джучи, в их числе Орда Ежен хан, потомки Урус хана Жанибек и Керей постоянно ставили хану Абулхаиру «палки в колеса». Не все у него сложилось во внешней политике. В 1450 году Абулхаир предпринимает неудачный поход в Самарканд и Бухару с тем, чтобы повлиять во внутренние дела тимуридов в Мавераннахре, который, в конце концов, ускорил закат его карьеры как правителя. Это было еще не все. Впереди был ряд поражений в битвах с ойратами, которые произошли в 1456–1457 годах.

В 1465 году султаны Жанибек и Керей, отделившись от Абулхаира со своим народом, перекочевали на территорию государства Моголистан, в район реки Чу, в местность Козыбасы и создали Казахское ханство. В 1468 году Абулхаир хан в одном из походов погибает. После этого государство «кочевых узбеков» распалось [7].

Астраханское ханство – одно из государств, образованное после распада Золотой Орды (1465–1556). Потерпев поражение в борьбе за престол от своего родственника Ахмета, хан Большой Орды Махмуд, сбежав на землю предков Хажы Тархан (Астархан), создает самостоятельное ханство. В его владение входят северо-западный берег Каспия, Нижнее Поволжье, Северный Кавказ. В ханстве было около 100 тысяч человек, в основном тюрки. Население занималось кочевым скотоводством, охотой, рыболовством, добычей соли, городским ремеслом, а также земледелием.

Находясь между западом и югом, Астраханское ханство установило политическую и торговую связь с Русью, Казанским ханством, Крымом, Хорезмом, Арменией, Ираном, Азербайджаном, Сибирью, Ногайской Ордой, Казахским ханством, Турцией. Правителями были потомки Тока-Темира, младшего сына Джучи. Будучи богатым торговым цент­ром, Хажы Тархан постоянно подвергался нашествиям соседей. В 1492 году город был захвачен правителем Сибири Айбек ханом. В середине XVI века Астраханское ханство было завоевано Россией [8].

Казанское ханство – государство, образованное в результате распада Золотой Орды на территории волжских булгар (1438–1552). В его состав входили казанские татары, марийцы, чуваши, удмурты, мордва и башкиры. Столицей был город Казань. Первым представителем Казанской ханской династии был хан Золотой Орды Улук Мухамед (1438-1445). Его сын Махмутбек, в 1445 году обосновавшись в Казани, внес большую лепту в становлении самостоятельного государства. Основным занятием жителей Казанского ханства было земледелие, занимались они также животноводством, садоводством и огородни­чеством, охотой и рыболовством.

Развитое ремесло булгар казанские мастера смогли перенять с большой охотой и ответственностью. Об этом свидетельствуют огромные дворцы, мечети с высокими минаретами и другие архитектурные комплексы. Удобное географическое положение Казанского ханства дало ему возможность вести торговые отношения с Русью, Сибирью, Ираном, Кавказом, со странами Центральной Азии. Высшая власть находилась в руках хана, ему помогал и контролировал его Совет избранных из числа знатных людей. Однако Казанскому ханству не суждено было жить и развиваться как независимое, самостоятельное государство.        После падения Золотой Орды (1480) царь Руси Иван III начал завоевательный поход и в 1487 году был взят город Казань. Окончательную точку в данной агрессии поставил русский царь Иван IV, больше известный как Иван Грозный. Он в 1552 году захватил Казань, и после этого Казанское ханство перестало существовать, его территория полностью перешла под юрисдикцией Русского государства [9].

Ногайская Орда. Мангытский улус – государственное образование, появившееся на границе с Западным Казахстаном после распада Золотой Орды. Основная территория находилась между реками Волга и Урал. По сведениям исторических источников, основателем государства был би Едиге. Он в течение 15 лет единолично правил Золотой Ордой и старался превратить Ногайский улус в самостоятельное государство.

Обособление Ногайской Орды началось еще в XIII веке, а завершилось при правлении Нураддина (1426–1440). Столицей государства был город Сарайчик, находящийся на берегу Урала. Народ улуса в основном занимался кочевым скотоводством. Племена Ногайской Орды конырат, мангыт, жалайыр, керей, кыпшак, найман, аргын, тама позднее сыграли огромную роль в формировании этногенеза казахского народа. Ч. Уалиханов о близости жителей Ногайской Орды и казахского народа говорил, что они «родственные орды».

У ногайцев и казахов были общие корни, по сути они до XV были представителями одного того же народа. Об этом свидетельствует богатейшее устное народное творчество, принадлежащее в одинаковой степени обоим народам. Так, поэтов и жырау XIV–XV веков Сыпыра жырау, Казтугана Суйнишулы, Асан кайгы, Доспамбет жырау, Жиембет жырау, каждый из вышеупомянутых народов считают своими, и они в этом правы. Это касается и эпических произведений, таких как «Ер Таргын», «Ер Косай», «Ер Кокше», «Алпамыс батыр», «Кобланды батыр», «Камбар батыр». О героях Золотоордынского периода, почитаемых ногайским народом, упоминает в своих дастанах выдающийся казахский поэт XIX века Мурат Монкеулы.

Об одном герое, принадлежащему обоим народам, так ярко воспетом Монкеулы, следует рассказать более подробно. Речь идет о Шоре Нарикулы. Он является представителем рода жети ру, тама из западного Казахстана, историческая личность. Погиб в 1546 году в Казани в бою с войсками Ивана Грозного. О его подвигах много легенд, дас­танов среди ногайского, татарского и казахского народов. Они известны под названием «Шора батыр», «Сын Нарика Шора». Родственный нам татарский народ знает Шору Нарикулы и его отца Нарик хана как героев, оставивших большой след в истории Казанского ханства. Они жили в тот период, когда могучая Золотая Орда распалась, и на Евразийском пространстве друг за другом появились несколько государственных образований.

Нарик хан и его сын Шора Нарикулы с оружием в руках повлияли на создание ряда ханств. В конце XV века Ногайская Орда установила с Россией и Казанским ханством политическую и торгово-экономическую связь, ногайские правители отправляли на рынки Москвы и Казани тысячи лошадей и овец. Во второй половине XVI века после завоевания Россией Казанского и Астраханского ханств, Ногайская Орда ослабла и разделилась на несколько орд и улусов. На северном Кавказе образовались Малая Ногайская Орда, на берегу рек Эмба и Уйль Орда Алты улус. Племена, находящиеся в подчинении Исмаила Мурзы, создав Большую Ногайскую Орду в 1557 году, подчинились Русскому государству. После нападения волжских калмыков в 1634 году ногайцы перешли на правую сторону Волги, объединились с Малой Ногайской Ордой и вошли в состав Крымского ханства. После распада Ногайской Орды население, оставшееся на территории казахов, вошли в состав Казахского ханства [10].

Образование Казахского ханства – естественное явление, результат социально-экономических, политико-этнических процессов, характерных в XIV–XV веках. Об этом периоде истории казахов Мурат Монкеулы в своем произведении «Три крова» пишет:

Вслед за временем время идет,

Иссякает без сил и без крыл.

Будь же проклят наш край,

Что все время изменою жил.

Край Едиля – наш тяжелый кров,

Край у Жайыка – мирный наш кров.

Мангистау – кров пыльный, увы,

Все три крова, да прокляты вы!

Жили здесь, здесь прошли, словно дым,

Семь народов один за одним.

На жесткой, неверной земле

Сколь народов исчезло во мгле!

Пошумели по ней, как ручьи

Годы шли... И казахи мои

Поселились на ней навсегда [11].

 

Образование Казахского ханства связано с именами Жанибека и Керея, которые вели борьбу за власть с другими чингизидами. Жанибек, сын хана Барака, правнук Урус хана, со своим родственником, тоже правнуком Урус хана, в 1459–1460 годах откочевали из ханства Абулхаира во владения могульского хана Есен-Буги (1429–1462). Таким образом, предпосылкой образования Казахского ханства явилось внутриполитическое состояние ханства Абулхаира и Моголистана, которые во второй половине XV века пришли в упадок. Ситуация обострилась особенно после того, как в 1457 году Абулхаир потерпел поражение от ойратов.

Неспособность Абулхаира сплотить общество, как и неспособность могульского правителя защитить свое население от ойратов заставили основную массу граждан этих государств искать силы, которые смогли бы консолидировать племена и роды и создать этнотерриториальную организацию. К этому времени Жанибек и Керей отказались повиноваться Абулхаир хану, мотивируя это традицией наследования власти в степи, и откочевали в Моголистан, где были радушно встречены Есен-Буга ханом, который наделил им долины Чу и Козы-Басы. В лице Жанибека и Керея он видел оплот для защиты западных границ своих владений. В 1462 году Есен-Бусы хан умер, и это укрепило положение Жанибека и Керея в Семиречье.

Согласно датировке Мухамеда Хайдара Дулати, время образования Казахского ханства 1465–1466 годы. Таким образом, образование Казахского ханства – это переплетение политических и этнических процессов. Его основными этапами стали откочевка Керея и Жанибека с частью племен и родов от главы кочевых узбеков в западные пределы Моголистана. Важным событием здесь стало закреп­ление за сторонниками Керея и Жанибека имени «узбек-казахи», а потом просто «казахи», затем образование Казахского ханства. Новое государственное образование стало называться Казахстан [12].

ЛИТЕРАТУРА

1. Досмухамедов Х. Избранное. Алматы, 1998, 94 стр.

2. Монкеулы М. Три крова. А., 1991, 112 стр.

3. Там же. 115 стр.

4. Там же. 116 стр.

5. История Казахстана в 5-томах. 2- том, А., 1998.

6. Айбын. Энциклопедия. Алматы, 2011, 880 стр.

7. Там же.

8. Там же.

9. История Казахстана в 5-томах. 2- том, А., 1998.

10. Аманжолов К., Рахметов К. История тюркских народов. А., 1997.

11. Монкеулы М. Три крова., А., 1991, 114 стр.

12. История Казахстана в 5-томах. 2- том, А., 1998.

 

328 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательно заполните поля *

18 Марта, 2021

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Аяған Өтенұлы Сандыбай

Блог главного редактора журнала «Мысль»