• Главная
  • 05 Января, 2021

ВЕЛИЧИЕ НАРОДА – В ЕДИНСТВЕ, СОГЛАСИИ И ДУХОВНОСТИ

Республика Казахстан, как и весь глобальный мир, вступает в новое, третье десятилетие XXI века, мужественно преодолевая все вызовы и трудности, усугубленные пандемией коронавируса COVID-19 и кризисом доверия между государствами.

Наступающий 2021 год знаменует 30-летие Независимости казахстанского государства. Бесспорно, если срок в три десятилетия для истории человеческой цивилизации – это очень короткий миг времени, но для казахстанского народа успешные реформы этих как сложных, так и интересных и созидательных лет стали прочным и надежным фундаментом для дальнейшего прогрессивного развития и государства, и общества.

За этот исторический период, несмотря на все сложности и трудности текущего времени, наша страна, как символ Қазақ Ел – птица Самрук - Феникс, сохранилась, возродилась и преобразовалась в успешное государство, имеющее свое лицо, свои особенности и свою позицию, и самое важное – ясные идейные и нравственные опоры, скрепляющие духовное единство и согласие всего казахстанского народа. 

Констатируя это, мы исходим из примата: казахстанский народ – это не красивая метафора, не политический лозунг, а неоспоримая ценность, основа существования и развития суверенного и светского государства.

В Послании Первого Президента Республики - Елбасы Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» – новый политический курс состоявшегося государства» четко обозначено, что такие ценности, как «единство», «суверенитет», «духовность», «межнациональное и межконфессиональное согласие», «открытость миру» и другие,  были избраны в качестве ключевых приоритетов и фундаментальных ориентиров построения и развития суверенной страны, максимы обеспечения благополучия ее многоэтнического и многоконфессионального народа.

Опираясь на эти ценности как компас -путеводитель, казахстанский народ в течение вот уже трех десятилетий продолжает успешно прокладывать основной маршрут созидания своего Нового Отечества.

Главный итог трех десятилетий созидания независимого Казахстана – суверенная и всемирно признанная международным сообществом страна, ставшая родным и теплым домом для представителей 140 этносов и 18-ти конфессий.

Окидывая единым взором всю эволюцию современного казахстанского государства и его народа можно ясно ощутить определенный ритм и пульс его развития, обозначаемую одним емким понятием – КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ.

Так было судьбе угодно, что нам, казахстанцам, современникам этого беспокойного и прекрасного времени, выпало великое счастье жить, творить и созидать в независимом государстве Казахстан, о котором веками мечтали наши великие предки.

Уходящие в анналы истории десятилетия заложили прочную основу политической и экономической системы, развили духовный и интеллектуальный потенциал казахстанского народа, показали всему сообществу миролюбивый образ Казахстана и многонациональный лик его народа, в котором главным достоянием является единство, согласие, духовность.

В историческом плане «Стратегия «Казахстан-2050» задает на десятилетия вперед главный вектор магистрального пути развития казахстанского народа как единой нации, с единством ценностей и устремлений к прогрессу и процветанию, с ответственностью перед заветами предков и грядущими поколениями.

В то же время нельзя не отметить, что на фоне современных глобальных разломов, неадекватности и турбулентности существующей международной системы новым реальностям и вызовам, по-иному, свежо и актуально зазвучала первая строка преамбулы к Конституции (Основному Закону) Республики Казахстан: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями…».

Под этим углом зрения понятие «казахстанский народ» обретает однозначный смысл. Полиэтноконфессиональный народ Казахстана – это не простая «сумма национальностей и конфессий», а единая общность – союз разных по происхождению и вероисповеданию людей, которых объединяет не просто и не только совместный труд, вклад в прогресс, духовно-психологический облик, но также и общее проживание, общая жизнедеятельность в рамках определенного государства, консолидирующая общенациональная идея – укрепление единства, согласия и духовности в казахстанском обществе, чтобы люди, независимо от своей этнической, религиозной принадлежности, осознавали себя гражданами единой страны.

Здесь немалое значение имеет и то, что идеи, консолидировавшие казахстанский народ и придавшие ему динамику на целую историческую эпоху, рождались не путем умственного конструирования с последующим внедрением в общество. Такого рода идеи выдвигались самой жизнью, ее реалиями, не отрывающимися от духовных традиций и мировоззрений этносов, населяющих территорию республики, в том числе объективной ролью нашего государства как своеобразного моста между Западом и Востоком.

Современный Казахстан – это геоэтнический и геополитический перекресток разных типов цивилизаций. А это логически означает, что на исторической земле казахов - «Атамекен» - накоплен богатейший и уникальный опыт мирного сосуществования народов, цивилизаций, культур и различных вероисповеданий в одном государстве. Это наследие и определяет корни национального единства и согласия казахстанского народа. Достаточно вспомнить тезис идейного вдохновителя евразийства Льва Гумилева о том, что «этническая пестрота – это оптимальная форма существования человечества».

Древняя казахская земля, как добрая мать, принимала в свои объятия сынов и дочерей человечества, которые, в своем большинстве, попадали сюда благодаря различным обстоятельствам. Веками здесь вместе жили и трудились представители разных этносов и конфессий; здесь складывались прочные культурные и хозяйственные связи, способствовавшие взаимному обогащению и процветанию.

Постулатами мудрого казахского народа утверждались непреходящие ценности человеческого бытия: «Ынтымақ бар жерде – береке бар» – «Там, где согласие, там и благосостояние», «Бақ, қайда барасың? Ынтымаққа!» – «Счастье, куда ты идешь? Иду туда, где есть согласие».

Отсюда и разгадка того, почему Казахстан исторически является естественной границей между крупнейшими мировыми религиями – исламом, христианством и буддизмом.

Именно здесь, в казахской степи, в XVIII-XIX веках зародилось глубокое по смыслу и нравственное по значению понятие «тамыр».

Родство не по крови, а по духу, приверженность истинным ценностям высокой этики, как уважение, доброта, забота, толерантность, дружелюбие, чуткость, милосердие, гостеприимство и т.д. объединило в одну большую семью людей, разных по верованию и национальной принадлежности.

Фактически, предыдущими поколениями накоплен богатейший, исторически бесценный опыт мирного сосуществования разных культур, верований и цивилизаций, сформированы сходные ценностные ориентации, предопределяющие созданию в государстве и обществе толерантной атмосферы межэтнического и межконфессионального согласия и взаимоуважения. И эту данность нам следует воспринимать как непреложный эмпирически фиксируемый факт.

Духовно-нравственные идеалы заложили краеугольную основу для продвижения Казахстана в мировое сообщество как государства, в котором установлены мир, толерантность и взаимопонимание в обществе, достигнуто межэтническое и межконфессиональное согласие.

Елбасы Нурсултан Назарбаев по праву является создателем уникальной казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия – основополагающего фундамента национального единения казахстанского народа.

Достижения современного Казахстана и его народа, конечно же, вызывают интерес международного сообщества. Это относится как к внутренней, так и к международной политике. В свете этого признанием мировой общественностью опыта нашей страны является председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году, в 2011 году – председательство в Организации Исламского Сотрудничества (ОИС), в 2006 году – организация Совещания ОБСЕ по межкультурной, межрелигиозной, межэтнической терпимости, в 2018 году – председательство в Совете Безопасности ООН.

Внимание этих авторитетных международных организаций было обращено к процессам в казахстанском обществе, изучению уникальной модели межэтнического и межконфессионального согласия с последующим его распространением в обществах и государствах.

2020 год, прошедший под знаком COVID-19, можно считать переломным в усилиях и действиях, направленных на сплочение, единение и консолидацию народа, восстановлению деловых и хозяйственных связей, возобновлению сотрудничества и партнерства в важнейших сферах жизнедеятельности государства и общества.

Речь также идет о том, что вызовы глобализации и мировые дисбалансы резко обостряются на фоне пандемии коронавируса.

В своем выступлении в преддверии Дня Независимости Президент Республики Казахстан К.К. Токаев особо подчеркнул, что «на наших глазах создается новый миропорядок. В условиях геостратегической неопределенности усиливаются политический эгоизм и экономический национализм стран на международной арене. Мы видим, как стремительно падает уровень доверия между государствами, какие жесткие формы приобретает борьба между ними за ресурсы и влияние. Сегодня глобальный статус народов во многом определяется в ожесточенной гонке за технологическое лидерство. Мы также становимся свидетелями нарастания религиозных противоречий и усиления ксенофобских настроений во всем мире».

В этих условиях исключительно большое значение отводится народу нашей страны. Нам, казахстанцам, для достижения своей глобальной цели – Мангiлiк Ел, важно в стране и обществе сохранять и беречь как зеницу ока согласие и единство, духовность и толерантность, взаимопонимание и мир. Дело в том, что только всем миром, сообща, мы можем справиться с трудностями нашей эпохи и заинтересованно приступить к реализации этой поистине мега цели – создать достойную жизнь для самих себя, для будущих потомков на многие века.

Народ Казахстана воодушевляет, что страна располагает реальной программой действий, поставленных в Послании Президента К.К. Токаева, в котором обозначены стратегические цели государства и пути их достижения, а также важнейшие параметры построения процветающей страны, неизменность принятого курса на продолжение масштабных политических и экономических реформ в стране, заложенных Первым Президентом Нурсултаном Назарбаевым.

Лидер нации и народ Казахстана за 30 лет Независимости сделали все возможное для того, чтобы территория Казахстана, в котором сконцентрировано многоконфессиональное пространство, была комфортной, гармоничной, толерантной.

Народ Казахстана, как мы отмечали выше, отличается стабильностью и предсказуемостью межконфессиональных отношений, атмосферой созидательной дружбы, согласия и взаимодействия.

Граждане Казахстана, как патриоты своей Родины, осознают, что все это достигается огромными совместными усилиями власти и народа.

Наша страна демонстрирует глобальному миру яркий пример того, как представители разных культур, конфессий и вероисповеданий могут жить на древней казахской земле в мире, согласии и дружбе, выступая твердыми сторонниками культуры мира и ненасилия.

Ключевые приоритеты этой государственной политики – межрелигиозная гармония, диалог конфессий, согласие, уважение, толерантность, которые успешно реализуются во всех структурах гражданского общества.

Благодаря реализации взвешенной государственно-конфессиональной политике, в Казахстане сформировалось устойчивое, позитивное конфессиональное пространство, способствующее максимальному проявлению и удовлетворению религиозных чувств верующей части казахстанцев, недопущению религиозного противостояния, созданию эффективных условий, при которых религия выступает связующим фактором в построении мира и стабильности в гражданском обществе.

Благодаря тому, что народ Казахстана на протяжении веков на своей земле демонстрировал взаимопонимание и согласие, именно наша страна впервые заявила всему миру о диалоге, согласии и толерантности, определив эти константы как фундаментальную основу для построения эффективного взаимодействия между религиями и конфессиями.

Нурсултан Назарбаев, выступая на 47-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, подчеркнул: «Мы в Азии живем на удивительной земле. Все крупнейшие религии мира – иудаизм, буддизм, христианство, ислам – родились именно на святых землях нашего континента. Все духовные учителя человечества – от Лао Цзы и Гаутамы Будды, Иисуса Христа и Мухаммеда до величайших умов современности уровня Махатмы – родом именно из наших земель. Неужели Азия не сможет осмыслить все, накопленное веками, и синтезировать новую концепцию континентального сотрудничества и коллективной безопасности?  Такая позиция ни в коей мере не предполагает какую-то региональную автаркию. Мы не замыкаемся в границах континента. Напротив, в интересах стран и народов Азии мы будем собирать все лучшее, что рождено в иных частях света.

Я убежден, что нам нужны коллективный поиск наилучших путей адаптации к вызовам будущего, формирование новых основ существования человечества в условиях как никогда целостного мира».

 И эта поистине историческая речь Елбасы было не только заявлением, но и практическим примером, ориентиром для мирового сообщества, достойное войти в хрестоматийные тексты обществоведческих наук.

Проведение с 2003 по 2018 гг. шести Съездов лидеров мировых и традиционных религий в столице нашего государства, давших громадный позитивный пример культурного и равноправного диалога по сложнейшим вопросам взаимопонимания в изменяющемся мире, послужило дальнейшему развитию межконфессионального и межрелигиозного согласия.

Анализируя итоги состоявшихся Съездов религиозных лидеров, можно с уверенностью констатировать, что диалог религий, диалог лидеров мировых и традиционных религий практически возможен, состоялся и продолжается. Достижима также консолидация духовных лидеров и расширение сферы их контактов, а также государственных организаций, международных объединений и общественных движений.

Исключительно большое значение созыва Казахстаном Съезда лидеров мировых и традиционных религий в том, что наша страна внесла весомый вклад в сокровищницу человеческой цивилизации, обогатив ее апробированным и сбалансированным социальным опытом единства и согласия представителей разных конфессий и вероисповеданий планеты.

Убеждена, что новый импульс международному значению казахстанской инициативы в сфере межцивилизационного, межрелигиозного и межконфессионального диалога придаст VII Съезд лидеров мировых и традиционных религий в 2022 году, на платформе которого будут выработаны новые конструктивные идеи и решения по отношению к различным процессам, протекающим как вне, так и внутри мирового конфессионального пространства.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что Республика Казахстан – это неотделимая составляющая мировой цивилизации, народ которой активно участвует в процессе сохранения планеты Земля и безопасности всего человечества. Поддерживать друг друга на этом светлом, созидательном пути – благое и мудрое дело, за которым будет жизнь во всей прелести и сложности, в ее взаимосвязанности с прошлым и с бесконечной открытостью новому будущему.

Уверена, что наш мудрый и мужественный народ, в единой сплоченности справившийся с вызовами уходящего, поистине сложного 2020 года на фоне пандемии, сумеет в наступающем новом третьем десятилетии XXI века достичь всех поставленных высоких целей. А это залог лучшего будущего для всех нас, граждан этой удивительной, многоликой и прекрасной страны, имя которой – Республика Казахстан.

 

Карлыгаш КАЛИЛАХАНОВА

Директор Департамента Центра Н.Назарбаева по развитию межконфессионального и межцивилизационного диалога,

член-корреспондент МАНПО (РФ), к.п.н., доцент

 

313 раз

показано

0

комментарий
Предыдущая статья Студентам о "Рухани жаңғыру"

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательно заполните поля *

29 Декабря, 2020

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Аяған Өтенұлы Сандыбай

Блог главного редактора журнала «Мысль»