• Главная
  • 07 Июля, 2020

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АБАЯ КУНАНБАЕВА

Во второй половине XIX века, когда жил и творил Абай Кунанбаев, царизм закрепляется в Казахстане, окончательно превратив его в колонию. В Степь проникают торгово-капиталистические отношения. Казахам приходится менять веками сложившийся кочевой уклад жизни. Изъятие земель в переселенческий фонд приводит к тому, что коренное население вытесняется с лучших пастбищ, уменьшаются кочевки, частые джуты ведут к сокращению поголовья скота. Все это заставляет население искать подспорья в земледелии. Этому способствовало и переселение русских крестьян. Взаимопроникновение земледельческой и кочевой цивилизации привело к обмену продуктами питания и развитию торговли.

Немаловажное значение в последнем сыграло налогообложение степняков. Скотоводы вынуждены были продавать свой товар для его уплаты. Упразднение Сибирской и Оренбургской таможенных линий в 1868 году благоприятствовало расширению торговых связей между Центральной Россией и Казахстаном, включению последнего в общероссийский, а тем самым в мировой рынок.

В конце XIX век в связи с ростом текстильного производства усилился приток российских тканей, а также предметов личного потребления, земледельческих орудий. Казахская степь в обмен на эти товары поставляла скот и животноводческое сырье. В вывозе преобладал мелкий и крупный рогатый скот. В больших количествах экспортировались кожа, шерсть, конский волос, пух, спрос на которые возрастал со стороны кожевенных, обувных, суконных предприятий России и Европы.

Много скота и сырья перерабатывалось на бойнях, кожевенных, салоовчинных, мыловаренных заводах Семипалатинска, Петропавловска, Уральска, Оренбурга и возвращалось в степь в виде шуб,  шапок, обуви, свеч, мыла, грубо выделанных кож [1].

Характерно, что в конце XIX в. из Казахстана стали вывозить хлеб (зерно и муку). Это свидетельствует об увеличении товарного производства зерновых культур как в переселенческих, так и казахских хозяйствах. Товарное производство зерна было развито в северных, северо-восточных и северо-западных районах края. Крупными хлебными рынками стали Оренбург и Уральск. В эти города товарный хлеб поступал из Кустанайского, Актюбинского, Уральского, Тургайского уездов. Там зерно перерабатывалось на мельницах и крупорушках и в виде муки, круп, пшена отправлялось на рынки Центральной России и Казахстана.

В Северо-Восточном Казахстане также росла торговля хлебом. Закупленное зерно поступало в Павлодар, Семипалатинск, где частично перерабатывалось и отправлялось по Иртышу в Омск, оттуда по железной дороге вывозилось в центр России и за границу. Вследствие быстрого роста товарного земледелия, удобных рынков сбыта в Семипалатинске создается крупное мукомольное производство, были построены мощные по тем временам паровые мельницы. Из Семипалатинска вывозилось в год более 1 млн пудов высокосортной муки. Развитие торговли привело к возникновению ярмарок. Одна из них была в Семипалатинской области (Чарская).

Семипалатинск стал крупным промышленным и торговым центром, городом, в который часто приезжал и жил подолгу Абай Кунанбаев.

Все его творчество отражает ту социально-экономическую обстановку, в которой он жил. Он неотделим от истории своего народа, во имя которого творил. Поэт видит будущее степняков в просвещении, постоянном поиске знаний, этому учит молодежь:

 

Часто не о скоте думает молодежь,

Тратя в забавах дни,

и до беды дойдешь.

В юности прежде всего надо

учиться нам.

Если ж учиться нельзя,

честным трудом проживешь [2].

Слова Абая злободневны и ныне. «Стать каждый хочет толмачом, а то и адвокатом...», когда молодежь стремится к престижным профессиям, приносящим славу и скорейшее получение материальных благ. Абай их предостерегает:

 

Важна не выгода, а честь.

Учись, учись упорно,

Склонись над книгой – только в ней

Отыщешь правды зерна... [3].

 

Идея просвещения народа пронизывает многие произведения Абая. Он возлагает большие надежды на скорейшее приобщение казахского большинства к современному образованию, неустанно призывает к труду. Если поэт в резких тонах пишет о лени, беспечности, то эта боль за свой народ, стремление показать его ошибки  и возможности их исправления.

Президент Касым-Жомарт Токаев в своей статье «Абай и Казахстан в XXI веке» отмечает: «Как известно, основу прогресса составляют образование и наука». Абай искренне желал, чтобы каждый его соотечественник неустанно учился и развивался. «Не постигнув наук, не хвались» – наставлял он, говоря о необходимости получения знаний для достижения высот. Словами «Мы не стремимся овладеть знаниями в целях наживы» – он подчеркивал, что основу благополучия страны составляют образованные граждане.

Именно в таком контексте следует понимать изречение великого Абая «Не думай о выгоде, думай о чести, стремись знать, как можно больше» [4]. В изучении науки, в просвещении он видит величие человека, заставляющее совершать благородные поступки. «Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека» [5]. Именно в науке и просвещении он находит залог экономического и культурного прогресса своего народа, средство освобождения от бесправия и угнетения.

Говоря словами известного ученого К. Бейсембиева, Абай считал, «что именно материальная необеспеченность трудового народа настоятельно требует от него, чтобы он приобрел знание и навыки для избавления от нищенского положения. Но вместе с тем он видит, что условия реальной жизни бедняцких масс не позволяют учиться и приобретать знания» [6].

В творчестве А. Кунанбаева отображено положение Казахской степи в пореформенную эпоху: разорение сельской бедноты, темнота народных масс, эксплуатация беднейшего крестьянства как со стороны своих владельцев, так и царской администрации, неправедные законы и налоги, выборы волостных управителей, власть мулл. Характерно стихотворение «Наконец волостным я стал» или следующие стихи:

 

Куда ни погляжу я, – козни, драка

За почести и сплетни, и разврат,

Погоня за чинами, барымта,

Везде борьба за славу, за места [7].

 

Он пишет и о тяжелом положении бедноты:

 

У бая много пастухов  и юрта хороша,

А бедный мерзнет сам в степи,

скотину сторожа,

Он квасит кожи и дубит их

в ледяном чану,

Жена, бедняга, ткет чекмень,

от холода дрожа [8].

 

Основу благополучия, успеха в жизни Абай представляет только в труде, четко поставленной жизненной цели:

 

Сам хозяин ты судьбы своей,

Труд – отрада, лень – жестокий бич!

Мало толку в пышности речей!

Если смысла знанья не постичь [9].

 

Своими стихами Абай призывал не просто трудиться, а овладевать профессиями, воспитывая в людях сознательное отношение к окружающей действительности  и сохранение человеческого достоинства:

 

Ты сердечным будь,

Человеком будь

И трудись, не жалея сил [10].

 

Показывая жизнь бедняка, Абай в противовес ему ставит бая.

Бай у него – лихоимец, ростовщик. Его образ бая «типичен именно для восьмидесятых годов, когда байство становилось основным поставщиком товарного скота на рынки и пользовалось влиянием на административно-политические дела аула» [11].

Абай правдиво отобразил исторический социальный опыт пореформенного казахского крестьянства, показав собственническую суть бая, волостного, уездного, аткаминера (конного) муллы. Все это сделало его творчество фактом «истории трудящихся масс», истории народной общественной мысли [12].

Примечательно то, что, понимая величие и преобразующее значение труда, призывая достойно жить, трудиться, опираться на свою силу, любить труд, презирать бездельников, дармоедов, лодырей, говоря, что сытость и безделье раздражают человека, Абай в известных «Словах назидания» приводит примеры такого созидательного труда для казахов у соседних народов: «Нет растения, какое ни выращивал бы сарт, нет вкуснее плода, чем в саду у сарта. Не найти страны, где бы ни побывал сарт, торгуя, просто нет вещи, которую бы он не мог смастерить. В городе недосуг следить за делами друг друга, поэтому они и дружнее нас» [13].

Абай призывает не относиться с презрением, а учиться у других народов всем ремеслам, ведению земледелия, торговли, говорит о необходимости заняться трудом: «Тогда самая скудная земля одарила бы нас своими плодами», «Уметь искать и работать без лени, чтобы в доме не иссякал достаток» [14].

Тема труда и жизни кочевого народа проходит через все его творчество. В «Словах назидания» он продолжает эту мысль: «Труд развивает чувство познания. Труд закрепляет в сознании услышанное. Человек приводит знание в порядок, отбирает нужное от ненужного и становится умным» [15].

Призывая к труду, Абай просит людей найти свое место в жизни.

 

Будь разборчив в пути своем;

Если ты талантлив – гордись.

И надежным лишь кирпичом

В стену строящуюся ложись [16].

 

И еще одно стихотворение звучит очень современно:

 

Каждый за товаром едет на базар.

Там торгует медник, пекарь и гончар.

Вам по вкусу жемчуг, а другому – хлеб.

По душе найдется каждому товар [17].

(Перевод Л. Шифферс).

 

И это же стихотворение в переводе М. Дудина:

Гляжу: все едут на базар

И каждый ищет свой товар.

Кому – зерно, кому – кораллы

По разным надобностям в дар [18].

 

Второй перевод, нам кажется, более приближен к оригиналу, но тоже звучит слабее, чем на языке Абая. Некоторые авторы считают, что в этом отрывке, приводящемся в первом варианте, Абай рассматривает свободу торговли как важнейший фактор удовлетворения потребностей людей товарами повседневного спроса [19].

На наш взгляд, в нем хорошо показано развитие ярмарочной торговли, но смысл его гораздо глубже: на рынке каждый найдет себе место, т. е. человек должен найти свою нишу не на рынке, а в жизни, согласно своему положению и средствам.

Мухтар Ауэзов писал, что произведения и художественные образы Абая не отмерли для нас вместе с отображенной в них эпохой. Их действенная сила объясняется тем, что Абай в совершенной художественной форме отразил народную жизнь [20].

Поэт хорошо понимал, что единственное спасение казахов, лишившихся земли, самостоятельности, свободы, – в сбережении  своего духовного мира, самосознания, человеческого достоинства и чести. Лишь в таком случае можно сохранить свой национальный менталитет. Ради этой цели он жил и боролся [21].

Нам также хотелось бы обратить внимание на исследования О. Сабдена по абаеведению о возрождении системы духовного развития Востока, синтезировать их и нормализировать системно с развитием мировых духовных ценностей… «Нам необходимы, – пишет он, – новые идеи, рассматривающие материю, сознание и дух как целостную единую систему. Одна из таких идей – это реставрация Великого Шелкового пути, возрождение духовного центра Туркестана (который претворяется в жизнь), создание больших экономических поясов. В этом смысле проект «Один пояс – один путь» созвучен или перекликается с мыслями великого Абая о единстве всех народов» [22].

Чингиз Айтматов писал, что Абай любил и болел за свой народ, гордился им и служил его нуждам, но в то же время призывал к самокритичности, говорил соотечественникам всю правду в лицо, не заигрывая, не потакая ложным представлениям о национальной гордости, отмечал пороки и темноту непросвещенного народа.

И еще раз прав Айтматов в том, что Абай не служил властям и идеологиям, он – консорция этнического и личного творческого духа, он – от прозрения судеб  народа, от его мук и трагедии. Отсюда укорененность Абая в нации, и явлен он в мир искусства и поэзии в исключительно сложный, экстремальный и по сей день период истории Казахстана и всего региона [23].

В год празднования 175-летия великого Абая, мы должны переосмыслить его творческое наследие и уже с точки зрения нашего времени понять его гуманизм, его идеи, его боль за свой народ, за свою землю, за свою страну.

Галымжан ДУЙСЕН,

доктор экономических наук, доцент

 Магида ЧЕРМАНОВА,

кандидат экономических наук, доцент

 

3952 раз

показано

60

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми