• Исторические страницы
  • 14 Августа, 2019

НАША РОЗА

Владимир ПИТЕРЦЕВ, композитор, лауреат премии «КазАК»

Удивительная штука наша память: чем дальше по времени от каких-либо событий, тем ярче и чаще они возникают в нашей памяти.

Хочу рассказать о двух эпизодах, которые произошли во время моей работы с Народной артисткой СССР, Халық қаһарманы РК Розой Баглановой. В августе 1985 года эстрадный ансамбль из шести человек, Роза Тажибаевна и ведущая концерта Гульшара Есетова были командированы от «Казахконцерта» на гастроли в Крым. Концерты проходили по всему побережью, часто в санаториях для ветеранов Великой Отечественной войны. На один из таких концертов приехали моя жена и дочь Оля, которые этим летом гостили у мамы и бабушки Веры Николаевны в Симферополе. В тот день стояла прекрасная погода, и концерт состоялся на открытой летней эстраде. Рядом с моей супругой сели две пожилые женщины, как выяснилось позже – участницы Великой Отечественной войны. Ведущая прекрасным голосом объявляет: «Народная артистка СССР Роза Багланова!». На сцене появляется прославленная певица в национальном костюме. Стройная, красивая, на лице ни единой морщинки. – Ой, нет,– говорит одна из рядом сидящих женщин, – эта не та Багланова, которую мы слушали на фронте в сорок четвертом году. Это, наверное, ее дочка? Моя жена наклоняется к ней и тихим голосом: – Та самая, Роза Багланова, которая пела вам на фронте. – Нет, что вы… Роза Багланова – наша ровесница, а этой под сорок, не более. И только когда Роза Тажибаевна спела «Огонек» и «Тальяночку», они поверили, что перед ними та самая легендарная Багланова. В том же году в конце декабря снова мы выехали на гастроли с Розой Тажибаевной. В этот раз в северные области Казахстана. Стояли морозы градусов под сорок. Клубы в сельской местности не отапливались: начало горбачевской перестройки. Зрители в шубах и валенках. В помещении чуть теплее, чем на улице. Естественно, мы, музыканты, выходим на сцену и играем вступительную пьесу, не снимая пальто. За кулисами появляется Роза Тажибаевна и тоже в шубе. Но что это?.. С улыбкой глядя на нас, сбрасывает с плеч шубу и остается в капроновом концертном платье. К окончанию первой песни мы уже были в легких концертных костюмах, а шубы лежали рядом. Зрители стоя приветствовали это действо. После концерта Роза Тажибаевна сказала нам: «Артист всегда должен оставаться артистом. С большой буквы». Вот такая была наша Роза. Требовательная к себе и своему творчеству. И этого требовала от тех, кто был рядом. ... Еще одна черта характера Розы Тажибаевны, без которой представление о ней было бы не полным: это ее мужественность. В начале восьмидесятых годов Роза Тажибаевна в Москве сделала подтяжку кожи лица. И, видимо, неудачно, стала быстро терять зрение. А концертный график гастролей составлен на полгода вперед, и Роза Тажибаевна при полной потере зрения продолжала выступать с концертами. Для этого она перед выступлением брала под руку бас-гитариста своего ансамбля Бектемира Ахметова и шагами вымеряла расстояние от кулис до центра сцены, от центра до рампы. Кстати, Бектемир Ахметов – прекрасный музыкант, сын знаменитого кюйши Темирбека Ахметова. Так вот, попробуйте закрыть глаза и пройти по незнакомой сцене. А ведь надо еще и петь, и общаться со зрителями, да так, что они ни о чем не догадывались. Вот это и есть мужественный характер, это и есть мужество. Через какое-то время она сделала операцию в глазном институте и – «снова я вас вижу, мои родные» – стала говорить Роза Тажибаевна. Моя мама говорила мне: «Когда я носила тебя под сердцем, то часто слушала песню «Ах, Самара городок» в исполнении Розы Баглановой. Выходит, вместе с тобой». …В Архиве Президента РК показали запись. В списке артистов, отличившихся в работе по художественному обслуживанию действующей армии за 1944 год: «Багланова Роза... С 1942 года шесть раз была на фронтах, пользуется большой любовью у фронтового зрителя». Певица с концертной бригадой объездила Северный, Западный фронты, выступала во многих прифронтовых городах. Но не только своим талантом Роза Багланова вносила лепту в победу над врагом, она помогала медсестрам в госпиталях и даже выносила раненых с поля боя. Бойцы, которым довелось услышать пение Розы Баглановой, после концерта подходили к ней, благодарили, выражали восхищение. В документах, хранящихся в Российском государственном архиве литературы и искусства, говорится, что творческая бригада Розы Баглановой только в 1942 году, с 8 сентября по 15 октября, дала 34 концерта в частях обороны Москвы и на передовой линии Северо-Западного фронта, а также выступала перед партизанами и летчиками военно-воздушных частей армии. Члены бригады не только давали концертные номера, но и проводили митинги, организовывали специальные радиопередачи для солдат, вручали подарки лучшим бойцам, командирам, политработникам. О работе бригады писали фронтовые газеты. Артисты награждались почетными грамотами. В 1943 году маршал Иван Конев вручил певице медаль «За боевые заслуги», а в 1945 году маршал Константин Рокоссовский – медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». В 1967 году Роза Багланова была удостоена звания «Народная артистка СССР», а в 1996 году – «Народный Герой Казахстана».

1128 раз

показано

2

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми