• Исторические страницы
  • 05 Августа, 2019

О БОТАЙСКОМ ФЕНОМЕНЕ

Мурат НУРУШЕВ, профессор ЕНУ им. Л. Гумилева, доктор биологических наук, академик РАЕН, заслуженный деятель науки РК

Статья Первого Президента РК – Елбасы Н. А. Назарбаева «Семь граней Великой степи» породила новую парадигму сознания многих народов. Историческое прошлое наших предков,  касающееся ботайской культуры в период неолита-энеолита (IV–III век до нашей эры), бесспорно, свидетельствует не только о раннем появлении казахских племен и родов на исторической арене, но и вкладе в общечеловеческую культуру. 

В рамках VI-х международных Фарабиевских чтений в Казахском национальном университете им. аль-Фараби состоялась международная конференция «Ботайская культура и другие энеолитические памятники Центральной Азии», посвященная анализу статьи «Семь граней Великой степи». В конференции участвовали ведущие ученые в области археологии, истории, этнографии, биологии и генетики из 16 стран, в том числе представители Великобритании, США, КНР, Франции, Германии. Творческие связи казахстанских ученых-археологов с зарубежными коллегами позволили использовать инновационные методы в исследованиях энеолита Казахстана и расширить нашу информацию о характере и насыщенности культурного слоя уникального поселения специфическими остатками человеческой деятельности и животного мира. Действительно, уже в период энеолита или медно-каменного века (IV век до н. э.) впервые в Северном Казахстане (поселение Ботай) произошло событие планетарного масштаба – человек приручил (одомашнил) дикую лошадь. Это явление достоверно подтверждено информативными материалами о находках ботайской культуры, центр которой расположен в Айыртауском районе Северо-Казахстанской области. Дикие аборигенные лошади разных типов на территории Евразии разводятся со времен глубокой древности. Именно евразийская степь является единственным местом, где лошади выжили после последнего ледникового периода. Обширная зона евразийских степей от границ Восточной Европы до просторов Монголии состояла преимущественно из доминанты плодородных степей, куда входили в качестве конгломератных образований горные массивы и засушливые полупустынные области. Морфологические изменения, свидетельствующие о доместикации животных, проявляются далеко не сразу, что заставляет искать для изучения более ранней стадии какие-то иные критерии. Открытие было сделано вблизи поселка Ботай, где степи Средней Азии начинают уступать дорогу сибирским лесам. Свидетельство о более ранней дате одомашнивания лошадей описано в статье The Earliest Horse Harnessing and milking журнала Science в 2009 году международной командой археологов под руководством Алана Оутрама из Университета Эксетера (Великобритания). Именно участник конференции, профессор Алан Оутрам с командой исследователей из лаборатории Бристольского университета в 2008 году с помощью биохимического анализа обнаружил следы жирных кислот от кобыльего молока (кумыса) на стенках керамических и глиняных сосудов ботайской культуры, которым более 5 тысячи лет. Это свидетельствует о том, что жители Ботая знали рецепт приготовления кумыса. Таким образом, благодаря археологическим исследованиям последних лет в Казахстане установлено, что история доместикации лошади на евразийском континенте уходит далеко в древность – в эпоху медно-каменного века (IV тыс. лет до нашей эры). Ученые подтвердили точные данные доместикации лошади на основании датировки костей животных, элементов упряжи и молочных липидов. Действительно, именно казахстанскими археологами и учеными из ряда зарубежных стран на уникальном энеолитическом поселении Ботай и других объектах ботайской культуры на протяжении 38 лет (1980–2018 гг.) были сделаны научные открытия, касающиеся древней истории Казахстана и всего Евразийского континента в целом. Ботайская культура явилась истоком степной цивилизации и началом культурогенеза казахов и многих современных этносов Евразии. Суть этого открытия заключается в следующем: – в степях Северного и Центрального Казахстана впервые на планете в IV тыс. до н. э. была одомашнена лошадь; – человечество перешло после нескольких миллионов лет эволюции от пешей коммуникации – к конной. Этот момент и был началом степной цивилизации, динамичным ускорителем мирового исторического прогресса; – ботайское население перешло к полуоседлому образу жизни. Впервые в степях люди стали строить капитальные деревянные сооружения с использованием оригинальных архитектурных приемов. Жилые полуназемные дома строились из дерева, глины, костей лошади, бересты и земляных пластов. Дома доходили по площади до 120 кв.м. Они были многоугольными по форме, а сводчатое перекрытие держалось очень прочно без опорных столбов. Это – эврика в домостроительной технологии. Достаточно простого перечисления достижений носителей ботайской культуры в IV–III тыс. лет. до н. э.: – застежки пут для лошадей из кости и дерева; – скальпели для кастрации жеребцов в виде трубчатых проколов из птичьих костей; – костяные и волосяные удила, недоуздки из ремней, укрюк, длинная палка с петлей на конце - орудие табунщика для ловли лошадей; – транспорт колесный, шестереночные каменные диски для скручивания веревок, каменные диски с отверстием в центре в качестве маховиков станковых сверл; – первичный экономический при­домный комплекс – жилищно-производственное помещение коневода и примыкающий к нему загон для лошадей (дойных кобылиц и жеребят); – инструментально доказаны доместикация лошади, использование кумыса в пищу кочевниками; – домостроительная и хозяйственная архитектура многоугольной круговой планировки купольного типа; – костяные долота – стамески, цилиндрические костяные штампы; – пластины из самородной меди; – боласы – метательные каменные шары для охоты на мелких животных, птиц и парнокопытных и др; – метательные дротики, лук, стрелы и копья; – специальные глубокие ямы для консервации мяса лошадей; – очажная печь или прототандыр – защитный усеченный конус над костром в жилищах, сделанный из обмазанной глиной корзины без дна; – трепанация на черепе живого человека; – уникальные ювелирные изделия – каменные бусины; – определены абсолютные даты более десяти образцов угля и кости из различных памятников ботайской культуры; – сформулированы причины кризиса ботайской культуры и векторы её трансформации; – культурогенез, как адаптационный, испытывающий инновационные и автохтонные традиции, имел свои внутренние правила или причинно-следственные мотивационные установки. Зарубежные ученые-почвоведы, геолог из Карнеги Музей естественной истории энеолита, изучив окрестности Ботая, небольшие поселки Красный Яр и Васильковка (расположенные по соседству, в пределах одной сотни километров), установили, что они были заселены около 5300 лет тому назад, т.е. после первых этапов приручения лошади. Так, по их материалам из 25 проб почвы грунта, взятых внутри кругового ограждения в поселке Красный Яр, и сравнивая их с почвой, отобранной из-за его пределов, геологи Майкл Розенмайер и Розмари Капо из университета Питтсбурга обнаружили очевидные различия. Анализ химии почв показал, что в грунте внутри ограды намного выше фосфатов, чем за ее пределами, что указывает на плотную концентрацию навоза. Причем почвы внутри ограждения дают в 10 раз больше фосфора, чем почвы улиц окрестности. Фосфор мог представлять остатки навоза в обоих населенных пунктах, где лошади были заключены в загоны или конюшни. Фактически загон датирован 3500-3000 гг. до н. э. Поскольку у ботайцев не было крупного рогатого скота и овец, было ясно, что это загон лошадей. Загоны для животных, использование конского навоза в строительных материалах, а также широкое распространение снаряжения вроде лассо – все это свидетельствовало об эксплуатации диких лошадей. Эти и другие новые аргументы позволяют утверждать, что в Ботае люди не только приручили лошадь, но и вся полукочевая экономика была связана с этим животным. Участники конференции нашли ответы на ряд интересующих вопросов от исследователей ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, выступивших с актуальными докладами, касающихся ботайской культуры, где в самих названиях отражается суть проблем: – «Эволюция лошадей Евразии: от Ботая до наших дней»; – «К вопросу об описании вида ботайской лошади»; – «О систематическом положении ботайской лошади в ряду известных форм настоящих лошадей – Equus Caballus» и другие. Здесь ученые доказывают, что эти поселения расположены в самом центре естественного ареала степного тарпана (Equus ferus). Степной тарпан – это самый вероятный предок домашней лошади, а не лошадь Пржевальского, как утверждают многие. Методически выверенные выводы казахстанского ученого, профессора Виктора Зайберта, основанные на многочисленных исследованиях отечественных ученых, доказывают подробную эволюцию рода от степного тарпана до впервые одомашненной ботайской лошади. По нашему мнению, именно ботайская лошадь является прародителем всех современных пород лошадей мира, которых ныне насчитывается более 250, включая ахалтекинскую, арабскую, английскую и американскую стандартбредную породы. По костям ботайской лошади мы впервые получили возможность установить абсолютные размеры по отдельным параметрам и вычислить их пропорции. Анализ полученных материалов ботайской культуры позволяет заключить, что наиболее вероятным периодом доместикации дикой лошади следует считать начало IV тысячелетия до н. э. У такой гипотезы есть веские аргументы. Исторически подтверждено, что в эпоху позднего неолита и энеолита значительно изменились водный и температурный режимы. Увлажнение климата привело к расцвету степной экосистемы, разнообразию фитоценозов, соответственно, идеальные условия в иерархической структуре экологии животных заняли копытные. Ботайцы впервые выработали календарные циклы скотоводов. Зимой они жили в больших поселениях (20–30 га) и стационарных домах. А весной часть жителей поселков вместе с лошадьми уходила в открытые степные районы Тургайской ложбины и отрогов Улытау в Жезказганском регионе. Фактом является рисунок на глиняном горшке, изображающий два колеса и стилизованное изображение лошади между ними. Данные американского ученого Дэвида Энтони показывают, что десятая часть найденных при раскопках зубов ботайских лошадей носят следы от костяных и волосяных удил. Артефакты с повреждениями костной зубной ткани (эмали) на коренных зубах, связанные с последствиями ношения удил, одного из элементов упряжи, предназначенной для управления рабочими животными – яркое доказательство приручения лошадей. Есть и другие археологические доказательства одомашнивания ботайской лошади: застежки пут, фрагменты удил. Именно Дэвид Энтони первым применил оригинальную методику определения следов на зубах лошади от использования костяных и волосяных удил. Следует отметить, что такие следы оставляют не только металлические удила, но и удила из органического материала. Доказательства использования лошадиной сбруи носителями ботайской культуры являются самыми древними, так как ранее опубликованные аналогичные данные из украинского селения Дереивка были впоследствии опровергнуты. При радиоуглеродном анализе материалов из Дереивки оказалось, что в слои существовавшего там неолитического поселения 4000 г. до н. э. попали останки лошади из поздней эпохи, около 700–200 г. до н. э. Носители ботайской культуры освоили езду верхом с целью охоты на диких лошадей. Дело в том, что приручение и одомашнивание лошади взаимосвязаны. В энеолите идея содержания животных в загоне «на мясо» переросла в идею использования лошади для контроля над табунами и охоты. Это принципиально важный момент в раскрытии механизма одомашнивания лошади. Она стала использоваться не только как резерв пищи, но и как средство труда, охоты и пастушества, как составная часть контроля над стадом. Это был новый, высший этап в развитии хозяйства потребляющего типа и одновременно начальный этап производящего хозяйства. Одним из существенных материалов в изучении одомашнивания животных считается подробная характеристика остеологических источников. Весь костный материал из Ботая содержит сотни тысяч экспонатов, в основном это останки костей лошади. Кости лошади на поселении составляют 99,0 процентов. Основной возраст ботайских лошадей 3,5–5 лет и старше. Остеологический материал содержит кости лошадей, относимых палеозоологами к домашней форме. По нашим данным (В. Зайберт, М. Нурушев), рост ботайской лошади варьировался от 130 до 153 см в холке. Если рассматривать данные остеологии через призму состояния самого поселения Ботай и особенностей промеров костей лошадей из памятников эпохи бронзы и железа на этой же территории, то предпочтительнее будет мнение о том, что ботайская лошадь уже была домашней. По измерениям, полученным на довольно большом количестве костей, видно, что цифры промеров ботайских лошадей лежат в пределах параметров домашних лошадей эпохи бронзы Казахстана, Восточной Европы. Еще одним доказательством одомашненности ботайской лошади является факт массового нахождения костей одного вида на поселении. Историческая устойчивость степной цивилизации объясняется не так называемой отсталостью от земледельческих оазисов, а единственно возможной в условиях степи сложившейся системой жизнеобеспечения. Ее признаки заключаются в выработке специфического экономико-культурного типа, обеспечивающего стабильный круглогодичный цикл хозяйственной деятельности и демографический рост. Именно эти закономерности определили историческую перспективу развития степной цивилизации, ее независимое существование от земледельческих культур Востока в эпоху бронзы и раннего железного века. Степь дала всей древней цивилизации оригинальную стационарную и передвижную архитектуру, а также принципиально новую систему коммуникации – лошадь и колесо. Если анализировать в диалектической спирали развития цивилизации, начало, заданное нашими предками, сопоставимо либо на порядок выше, чем выход человека в открытый космос. Начиная с IV тысячелетия до н. э. – времени формирования ботайской культуры ранних коневодов Евразии – вплоть до индустриальной эпохи XVII–XVIII вв. (до разработки черепановского паровоза), лошадь играла основную роль в эволюции цивилизованных процессов не только Великой степи, но и на остальной территории Евразии. Степная цивилизация развивалась как самовоспроизводящаяся система, независимая от оседло-земледельческих цивилизаций и культур. Не случайно, возникнув в эпоху медно-каменного века как конная конфедерация в системе многоотраслевого хозяйства и домашних промыслов, в эпоху бронзы и раннего железного века степная цивилизация характеризовалась уже всеми основными отраслями деятельности – скотоводство, земледелие, металлургия и др. Культурогенез подготовил в начале раннего железного века преобладающую и определяющую ход истории роль политогенеза. Именно поэтому Степная цивилизация, трансформировавшаяся в раннюю историю казахского этноса, Казахского ханства, не знала пропастей и периодов забвения в своем развитии. Казахстан не был транзитной территорией, как об этом писалось в недавние времена, а пространством, где происходили мировые историко-культурные процессы, сыгравшие судьбоносную роль в истории многих народов. Все эти истины не являются результатом вымысла и пожеланий, а базируются на многочисленных новых источниках археологии, антропологии, палеогенетики, этнографии, истории, литературы, собранных и изучаемых в ходе широкомасштабных государственных программ. Первый Президент страны Н. А. Назарбаев совершенно прав, утверждая, что история Казахстана также должна быть понята с высоты современной нау­ки, а не по ее отдельным фрагментам. И для этого есть убедительные аргументы, которые были приведены выше. В данной статье изложена лишь видимая часть айсберга исторических артефактов, значительная часть которых еще не изучена. Материалы ученых, представленные на конференции, служат вес­ким аргументом того, что выдающиеся культурные достижения не были привнесены в степь, а в большинстве случаев родились именно на нашей земле и лишь затем распространились на Запад и Восток, Север и Юг. Уверен, что теперь мир науки и современной технологии по иному будут смотреть на развитие степной цивилизации, как и народов, здесь проживающих. Это наша общая история, вклад в которую внесли многие выдающиеся деятели разной этнической принадлежности. Как пишет Елбасы Н. А. Назарбаев: «Мы не вправе забывать о них. Необходимо осознать и принять свою историю во всей ее многогранности и многомерности. В своем развитии насельники степей открыли миру множество технических новшеств, стали родоначальниками изобретений, которые до сих пор используются во всех частях света. Летописи хранят немало известных фактов, когда предки казахов не раз кардинально меняли ход политической и экономической истории на обширных пространствах Евразии». Оргкомитет конференции особо отметил роль и место ученых Казахского национального университета им. аль-Фараби и Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева в исследованиях энеолитических памятников Казахстана и Центральной Азии. В ходе конференции был принят ряд концептуальных решений в проведении совместных исследований ботайской культуры, утверждены организационные и календарные сроки проведения работ. Также утвержден состав международной рабочей группы по системным исследованиям ботайской культуры и выпуску комплексных научных трудов в данной области. Безусловно, что ботайская культура занимает особое место в истории цивилизации Казахстана и евразийского континента в целом, в связи с чем данная конференция заслуживает периодического ее проведения на международном уровне.

3724 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми