• Образование
  • 27 Июня, 2019

АТТЕСТАТ С ВЕКОВОЙ ИСТОРИЕЙ

В программных статьях Первого Президента РК – Елбасы Н. А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» и «Семь граней Великой степи» особо отмечено: «Известно, что исторический процесс в массовом сознании носит преимущественно персонифицированный характер. Многие народы заслуженно гордятся именами великих предков, ставших своеобразными послами своих стран». 

Я искренне и полностью поддерживаю мнение первого Главы независимого Казахстана, которое он неоднократно озвучивал с разных трибун, о том, что суверенитет страны, известной сегодня во всем мире как авторитетный член международного сообщества, был заложен задолго до исторической даты – 16 декабря 1991 года. Да, некоторые люди – отдельные политики, ученые и простые обыватели – до сих пор говорят, что наша республика не завоевала, а получила «в подарок» свою самостоятельность. Но общеизвестно, что даром ничего не дается, просто так что-то получить невозможно. И также известно, что историю делает не время, а личности, продвигающие развитие своего государства. Изучая историю родного края, однажды задался вопросом: какой была образованность наших предков, а ведь многие из них оставили яркий след в процветании Российской империи, в состав которой когда-то входил и Казахстан. На ум в первую очередь приходит имя Чокана Валиханова. Но таких, как он, более или менее известных тогда людей, было немало, хотя, согласно большевистским агиткам, казахи «были темным, неграмотным народом и только Советская власть открыла им окно в мир». Причем умалчивалось (понятно – почему), что основная часть населения могла читать и писать на латинице или арабской графике. Идеология... Так вот, ответ на свой вопрос я неожиданно для себя нашел... в книге своего родного деда – первого казаха-генерала, прошедшего Гражданскую и Великую Отечественные войны, генерала-майора технических войск СССР Шакира Джексенбаева «И горек дым вой­ны...», вышедшей в 1985 году в Алматы в издательстве «Жалын». Именно из нее я узнал не только подробные факты жизни своего аташки, но и, уверен – не только я, о многих малоизвестных страницах истории нашей страны. И поскольку мой дед был действительно первым казахом, удостоенным столь высокого офицерского звания, и этот факт – достояние не только нашей семьи, хотел бы напомнить биографию Ш. Джексенбаева, поведанную им самим в своей книге. Так, на 180-й странице он пишет: «Мне тогда было восемь лет. В отличие от многих своих сверстников, я рано познал тяжелый крестьянский труд. Но больше всего мне тогда хотелось учиться. И когда школа Г. Мамаева разместилась почти под боком, через улицу от нашего дома, я безмерно возликовал и стал учиться в ней. Учитель наш был человек образованный, просвещенный и относился ко всем нам, ученикам, с одинаковой строгостью и внимательностью. Он ревностно прививал любовь к наукам, к познанию истории и культуры своего народа. Не щадя сил и времени, занимался с нами уроками русского языка, щедро делился своими знаниями и житейским опытом. Благодаря его неустанным трудам и заботам, мы изучили русский язык, что позже дало нам возможность поступить в Ханско-Ставочное высше-начальное училище, которое по программе обучения можно приравнять к восьмому классу современной средней школы. Ханско-Ставочное высше-начальное училище было прекрасным учебным заведением для того времени. Оно давало хорошие познания русского языка, математики, литературы, предметов истории, географии, рисования. В училище работали образованные педагоги. Прогрессивно мыслящие люди. В моей памяти глубокий неизгладимый след оставили директор училища Г. П. Николаев, его предшественник Д. И. Кочуров, молодые учителя А. Н. Марченко, П. И. Апухтин, воспитатели Ф. И. Белов и И. С. Ткаченко. Как выяснилось позже, большевик Григорий Петрович Николаев отбывал в Урде ссылку и находился под негласным надзором полиции. Во многом благодаря ему в Ханско-Ставочном училище царил неукротимый дух демократии и свободомыслия. Благожелательное либеральное отношение к нам преподавателей способствовало развитию среди соучеников независимых суждений, взаимного уважения и чувства товарищества. Никогда не забыть мне таких товарищей по училищу, как Хамид Чурин, Хусаин Ищанов, Нурсултан Бекетов и другие. Несмотря на несхожесть характеров и интересов, нас объединяла крепкая дружба. Как я уже упоминал, город Урда, где располагалось Ханско-Ставочное высше-начальное училище, находился в 60-ти километрах от нашего аула, и потому многие шунгайцы, в том числе и я, жили в интернате при училище. Плата за пребывание в нем составляла 50 рублей. Половину суммы выплачивал отец, остальную часть – касса вспомоществования при училище из-за недостатка денег у моих родителей». Данное учебное заведение Шакир Джексенбаев закончил в июне 1917 года, получив аттестат № 217. Из этого документа, который я привел на страницах журнала, можно увидеть, как именовали наших прадедов в царские времена в начале ХХ века, какие дисциплины изучали воспитанники подобных заведений и какие возможности имели обладатели такого аттестата. Для моего деда этот документ стал, по сути, первой путевкой и дорогой к генеральским погонам. Получив прекрасное на то время образование, мой дед решил посвятить себя благородной профессии – стать народным учителем, обучать детей бедняков, делиться с ними своими знаниями. Поэтому и поступил на педагогические курсы. Но судьба решила по-своему. В 18 лет Шакира Джексенбаева призвали в Красную Армию, со службой в которой и началась его военная профессиональная стезя. Юноша из Ханской ставки (историческое название!) Астраханской губернии прошел славный путь – от бойца конной дивизии до генерал-майора технических войск СССР, став первым казахом, удостоенным такого высокого советского офицерского звания в октяб­ре 1943 года. Армия дала ему не менее благородную профессию – защищать Родину. Еще участвуя в Гражданской вой­не, он начал интересоваться сферой противохимической обороны и разработкой подобного оружия, которое бы эффективно использовалось и в наступательных военных операциях. Больших успехов в этом деле он достиг в годы Великой Отечественной войны. К ее началу мой дед был уже полковником. Как свидетельствуют очевидцы и архивные данные, изобретенные им бутылки с зажигательной смесью, сыграли важную роль в исходе не одной битвы советских солдат. Так, вражеские танки горели как дрова. Его заслуги в приближении Победы отмечали такие выдающиеся военачальники, как маршалы Рокоссовский, Конев и другие. После войны Ш. Джексенбаев жил и работал в Москве, занимался химическим вооружением и снабжением им сухопутных войск. В середине 60-х ушел в запас, но продолжал воспитывать новых специалистов. Написал книгу «И горек дым войны». В ней ветеран рассказал не только о самой кровопролитной войне в истории человечества, но и оставил наказ будущим поколениям – беречь всеми силами мир, бороться за его сохранение и укрепление. Эти слова актуальны и сегодня. Да, мой дед прошел большой путь. Его хорошо помнят в России. Думаю, что его поистине героическая жизнь достойна увековечения его памяти и на исторической родине – в Казахстане. Ныне в Министерстве обороны РК при поддержке республиканского Совета генералов и региональной общественной организации «Казахская национально-культурная автономия Москвы» рассматривается вопрос о присвоении имени Шакира Джексенбаева одному из военных институтов в Алматы. В этом случае мы готовы передать им личные вещи генерала – оригиналы вышеуказанных документов, фотоаппарат 1938 года с надписью «Трудовая коммуна имени Ф. Дзержинского», китель, грамоты, книги, публикации и рукописи. При этом хочется, чтобы не только будущие защитники Казахстана знали и помнили своих героев-соотечественников. Их имена принадлежат всему народу.

Шакир Айталиев, магистр, аспирант Казанского Федерального университета

3295 раз

показано

2

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми