• Образование
  • 05 Сентября, 2018

КОНСТИТУЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Сергей КОЛЧИГИН, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК

День Знаний в Казахстане отмечается почти сразу вслед за Днем Конституции. Это символично: Конституция определяет главные параметры жизни людей в государстве, а началом и главным условием жизни человека как социального существа служит не что иное, как образование. Слово «конституция» имеет, как известно, несколько значений. Оно происходит от латинского «constitutio», т. е. «устройство, установление». И, соответственно, Конституцией именуется Основной Закон государства, который относится ко всем сферам жизнедеятельности людей в данном обществе, в том числе к сфере образования.

В Конституции Республики Казахстан образование указывается в качестве одной из главных ценностей жизни человека и гарантируется всем гражданам страны. При этом, согласно Основному Закону страны, оно не задается в качестве некоего шаблона – унифицированного и потому нивелирующего человеческие способности. Конституция не навязывает Казахстану той или иной системы образования, принятой и апробированной в других странах, а предполагает в этом отношении творческий выбор. Основной Закон республики устанавливает, разумеется, не все без исключения, но главные принципы и установки жизни общества. Поэтому задача граждан страны – во-первых, соответствовать этим главным принципам и установкам и, во-вторых, наполнять их многообразным индивидуально-конкретным содержанием в реально-практическом преломлении. Как же в этом смысле обстоит дело в казахстанской сфере образования? Проблем много. Здесь и существенная разница в возможностях получить качественное образование в городе и ауле, в столице и регионе, в элитном и обычном образовательном учреждении. Здесь и отток талантливой молодежи в западные интеллектуальные центры. Острой проблемой является и то, что школьные учителя и преподаватели вуза вынуждены тратить значительную часть времени на неизбывную и отупляющую бюрократическую отчетность. Немало вопросов возникает в связи с введением в школьную программу обязательных уроков на английском языке и др. Трудностей хватает, и их анализ требует не одной статьи или книги. Но попробуем посмотреть не на проблемы в организации и функционировании образовательной системы, а на фундаментальные, базовые задачи образования, на саму ее стратегию, или «философию». Очевидно, что сегодня этой философией, как правило, считают необходимость осваивать инновационные технологии и новые специальности, которые востребованы уже ближайшим будущим. Стратегия обучения в Казахстане исходит из того, что образование – это, по существу, отрасль экономики, требующая, в силу современных глобальных процессов, интеграции казахстанской образовательной системы в мировое образовательное пространство. Речь при этом идет главным образом об образовании именно как обучении, т. е. об овладении специальностью, о подготовке молодого человека к профессиональной деятельности. Это понятно и правильно. Неправильно другое: часто можно услышать расхожее и поверхностное мнение, что школа и вуз должны давать только и единственно образование (обучать), тогда как другая функция – воспитательная – обязана всецело ложиться на семью. Конечно, воспитание детей – естественное право и обязанность родителей, и это справедливо подчеркивается в Конституции Республики Казахстан (статья 27, пункт 2). В то же время образование по самому своему понятию есть формирование «человеческого образа». Школа и вуз призваны не просто «оказывать образовательные услуги», но по мере своих сил и возможностей формировать, образовывать Человека. Ибо лишь настоящий Человек является основой гармоничного общества. Это тем более важно понять, поскольку сегодня возникла серьезная проблема – так называемые антропологические ножницы. Ее суть состоит в неравномерной скорости развития человека, с одной стороны, и мира создаваемых им вещей – с другой. Человек в нашу эпоху развивается в лучшем случае медленно, а в худшем – деградирует, тогда как наука и техника совершенствуются стремительно. Этот разрыв крайне опасен. Если, развивая технику, мы не можем обуздать свои природно-инстинктивные агрессивные проявления, чтобы эволюционировать по-человечески, духовно, то мы развиваем средства самоуничтожения. Поэтому в наши дни стало объективной необходимостью развитие гуманитарных наук, гуманитаристики вообще, нравственного воспитания, мировоззренческого просвещения и т. п. – столь же мощное, как и прогресс техносферы. Подлинно инновационная цель современности и ее стратегическая задача – развитие души. Потому что основной закон, или, так сказать, конституция жизни людей – духовность, их правильные отношения друг к другу. Как же формируется этот закон развития и расцвета души человека? Самое главное в этом сложном процессе – воспитание чувств. Сегодня на передний план в образовании вышли знания, что в целом вполне объяснимо. Однако, по высшему счету, знания должны приобретаться не в качестве самоцели, «престижного» интеллектуального капитала (который, как правило, лишь отягощает человека и становится условием разделения людей). Разум необходимо поставить всецело на службу духовному развитию и нравственно обеспеченному творчеству. А для этого нужна, по выражению известного педагога М. П. Щетинина, неустанная, ежедневная «гимнастика чувств», которая научит человека слушать и слышать, смотреть и видеть, уважать мир другого, его взгляды, его позицию [1]. Чувственность – это живая жизнь человека и всей его жизнедеятельности, творчества и культуры. Так, общество – это в первую очередь система отношений между людьми по поводу друг друга. Чувственность проникает всего человека и составляет неотъемлемый фон всех его мыслей и поступков. Все мысли и действия человека определяются его чувственным отношением к предмету мысли и действия. В этом заключается и разница между мыслью и чувством: мысль устанавливает, ловит отношения между вещами, а чувство само есть отношение к вещам. И если чувственность пронизывает весь наш внутренний и внешний мир, то, следовательно, все прочие отношения вторичны. В конечном счете, все они, будь то экономические, политические, семейные, межэтнические, научные, религиозные, являются либо следствиями отношений чувственных, либо всегда сопровождаются и окрашиваются ими. Человек все пропускает через призму чувств: вот он чем-то недоволен или чему-то рад; вот он действует – и действие радует его или печалит или раздражает; вот, наконец, он получает или не получает желаемого – и снова гневается или радуется и т. д. Следовательно, вся жизнь человека – это жизнь его чувств. И, следовательно, необходимо воспитывать, прежде всего, именно эту сферу, уметь контролировать ее, уметь восходить от низких чувств к высоким, от природно-инстинктивных реакций – к высшим, духовно-чувственным состояниям. Таким образом, воспитание чувств необходимо потому, что у человека – не один, а два чувственных мира: природный и духовный. И лишь духовные, высшие специфичны для человека. Только с их возникновением можно говорить о возможности подлинно человеческого пути развития. Это чувства любви, бескорыстной заботы о ближних, дружелюбия, чувства священного и возвышенного. Вся жизне­деятельность homo sapiens с появлением духовных чувств значительно меняет содержание и окраску, не говоря о неожиданных, совершенно новых внутренних движениях и созерцаниях. Сущность первозданной человеческой личности есть, по сути дела, способность видеть и привносить в реальность нечто новое, то, чего в дочеловеческой реальности нет. Высшая чувственность – духовная, сакрально-нравственная, которая делает человека существом высшим, подлинно человечным. Что могут сделать в этом воспитательном плане школа и вуз? Прежде всего – стараться проводить кадровую политику, нацеленную на подготовку лучших качеств в будущих педагогах. Воспитание и обучение должны опираться на положительные образы и выстраиваться на них, в идеале даже без малейшего намека на эгоизм и агрессию в чем бы то ни было: в повседневной ли педагогической практике или в учебном материале. Педагоги-новаторы стихийно реализуют любящее отношение к миру в образовательном процессе. Любовь есть человеческое солнце, указывал еще в восьмидесятые годы выдающийся учитель Ш. А. Амонашвили. Солнце излучает тепло и свет, без которых не было бы жизни на земле. Учитель же должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Любовь облегчает воспитание, так как она есть единственная добрая сила, доставляющая (приносящая) ребенку гармонию души, стимулирующая его взросление, взаимность и доброе отношение к окружающим. Поэтому и истинным определением самой педагогики в целом должно быть понимание ее как «мудрой науки о том, как вселить в души и сердца детей светлую любовь к людям и потребность вдохновенного труда для них» [2]. А в другой своей работе педагог-новатор подчеркивает: «Люди живут друг для друга, и в этом заключается высочайший смысл их человечности» [3]. Ему вторит Е. Н. Ильин, который подчеркивает в своих педагогических трудах необходимость воспитывать духовность как высшее проявление человечности, как «опору опор» и одновременно с этим воспитывать самою духовностью, одухотворенным интересом к человеку, ко всем граням его внешней и внутренней жизни [4]. Наиболее благодатным полем для воспитания чувств молодых людей традиционно могут служить уроки литературы, языка, эстетики, начал искусства и творческого труда. По-настоящему усваивается и осваивается то, что связано с желанием творить. Причем под трудом такого рода имеется в виду творческий подход к любым жизненным ситуациям (творческий человек – творец даже в быту) и к собственному развитию личности. Поэтому основополагающим в формировании человека должно явиться овладение творчеством, в первую очередь конкретным мастерством и ремеслом как искусством. Правильная организация по овладению навыками предметно-практической деятельности поддерживает в человеке его физическое здоровье, баланс его сил и активизирует мыслительную деятельность. А еще более значимо то, что это позволяет отказаться от эгоистических иждивенческих установок лишь на те знания, которые могут обеспечивать индивидам финансовое благополучие, и способно стимулировать человека к умению отдавать свои дарования окружающим. Если в образовательной сфере делать акцент на воспитании, то это может помочь разрешению или, по крайней мере, смягчению противоречия между светским характером государства в Казахстане и той или иной конфессиональной принадлежностью гражданина республики. В соответствии со статьей 1 Конституции, Казахстан – светское государство. Но в нашем обществе существует немало конфессий, а для них приоритетным выступает не светское (земное), а религиозное (божественное) начало. И если светская и конфессиональная детерминанты развития как таковые выступают двумя полюсами, двумя противоположными стратегиями национального единства и развития, то снять противоречия между ними позволяет именно такое качество, как духовность. Это объясняется тем, что феномен духовности шире светскости и религиозности, в то же время составляя сущностное ядро того и другого. Что же такое духовность – не просто как модное слово или расплывчатая идеализация, а как конкретное понятие? К сущности духовного, к его сердцевине, следует отнести высшие, или абсолютные ценности. Они имеют статус чего-то глубоко ценимого, священного, следовательно, носят сакральный характер. На внешнем плане они проявляют себя в виде общечеловеческих норм нравственности (как той высшей морали, которая по своей сути и в своем генезисе отличается безусловностью). Духовность – это действительность нравственного закона внутри нас, который требует как минимум не вредить окружающему, а как максимум – созидать более высокую, более теплую гармонию бытия. Таким образом, можно сказать: духовность есть не что иное, как простые и вечные нормы нравственности (особо акцентированные в основных религиях мира). Духовностью создается чувство родства со всем миром, следовательно, со всеми людьми: с членами твоей семьи, с близкими и дальними родственниками, единоверцами и иноверцами, гражданами твоей страны и гражданами другой. Духовность, тем самым, являет подлинно человеческое в каждом из нас. Человек – существо многоуровневое и многогранное, универсальное. Следовательно, образование также должно быть многогранным: оно призвано обес­печивать всестороннее развитие человека. Поэтому в будущем образование будет направлено не на овладение накоп­ленной информацией, а на понимание и творчество. Верно подмечает А. Г. Каирбекова: «Востребуется способность к моделированию, абстрагированию и обобщению как необходимой основы умения распознавать и анализировать проблемы, выходящие за рамки собственной специальности, компетенция и квалификация универсала, причем названная способность будет играть все большую роль» [5]. Целью образования, считает, например, и Шолпан Ибжарова, должна быть не просто культуросообразная или культурная модель человека, а модель духовно-универсального Человека, выражающая целостное единство бытия и являющаяся основанием теории образования [6]. Можно утверждать, что гуманитарные дисциплины в буквальном смысле выгодны обществу: чтобы быть профессионалом в искомом обществе знания, необходимо научиться видеть всю картину общества в целом [7]. Этот широкий масштаб и высокий уровень внутреннего развития весьма желательно поставить во главу угла при обучении и воспитании новых поколений. Тем более что духовность как система высших, абсолютных нравственных ценностей занимает важнейшее место в традиционной культуре казахского этноса, которая, как показывают научные исследования, характеризуется в первую очередь феноменом этичности. В процессе образования необходимо воспитание качеств, которые способствуют развитию общества при любых условиях. Иными словами – тех ценностей, которые носят характер исторических инвариантов. Так, сегодня порой возникает противоречие между объективной потребностью в духовном развитии человека и объективной потребностью в его конкурентоспособности. Действительно в рыночном обществе востребовано умение конкурировать, чтобы добиваться большей прибыли, а между тем духовность означает умение и готовность бескорыстно делиться с другими. Качеством, которое может снимать указанное противоречие, становится опять-таки одна из составляющих искусства духовного роста, а именно – стремление и научение конкурировать с самим собой, превосходя собственную лень, косность, недостатки. Ибо конфликт конфликту рознь: есть джихад и джихад. Можно воевать с внешними врагами, тем самым плодя их в бесчисленных количествах, а можно бороться с самим собой. В этом смысле задача воспитания духовных чувств заключается в том, чтобы не отталкивать других, с целью занять место под солнцем, а равняться на других, брать их за образец, которому хочется соответствовать и потому – расти. Понятно, что во всеобщем масштабе такие воспитательные установки выглядят утопичными. Сформировать высокие духовные качества сразу у всех представителей молодого поколения невозможно. Тем более что сначала надо воспитать соответствующие качества и у старшего поколения (верно говорится: воспитатель сам должен быть воспитан). Но в области образования и не нужно полное и тотальное единообразие. Конституцией Республики Казахстан устанавливаются общеобязательные стандарты в образовании (статья 30, пункт 4), но это отнюдь не значит, что все ученики обязаны выходить из образовательных учреждений одинаковыми, точно клоны. Единое миропонимание и отношение к миру не только не исключает индивидуальных проявлений, но прямо предполагает и актуализирует их. Этим единством создается общность целей, а следовательно, и сотрудничество, сотворчество людей. Доселе разобщенные в своей «самости» и опасно своевольные, люди, обретая единство, проникаются общей заботой друг о друге, и духовное единение стимулирует их индивидуальные созидательные способности. Будущее человечества – свободно развитая личность с доминантой на коллектив. Еще один залог цветущей сложности, живого многообразия единой страны – гарантия права человека на пользование родным языком и культурой (статья 19, пункт 2 Конституции РК). Наконец, надо ли говорить, что и сами педагогические умения способны проявляться весьма многообразно. Один и тот же предмет может освещаться с разных сторон, в разных ракурсах. Остальное сделает стремление ученика познавать и творить. Таким образом, «конституция образования», т. е. его основное, сущностное положение состоит в том, чтобы дар учителя и талант ученика дополняли и вдохновляли друг друга. В определенном смысле мы все – ученики и все – наставники. И то, что Казахстан способен быть на переднем крае современного образования-воспитания, доказывается многими примерами замечательных школьных учителей и профессоров казахстанских университетов, мастеров-наставников и педагогов начальных классов. Любой из нас легко вспомнит чье-то яркое имя в этом ряду. Это вселяет надежду на достойное воплощение конституционных идеалов образования в развитии Казахстана. Потому что Конституция, для которой высшей ценностью является человек, жива реальными людьми и их деяниями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Щетинин М. П. Объять необъятное: Записки педагога. М., 1986. 2. Амонашвили Ш. А. Единство цели. М., 1987, с. 167, 179. 3. Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. Москва – Воронеж, 1998, с. 494. 4. Ильин Е. Н. Путь к ученику. М., 1988, с. 158, 161; Ильин Е. Н. Искусство общения. Педагогический поиск. М., 1988. 5. Каирбекова А. Г. Книга как феномен духовной культуры. Проблема духовности в современном мире. Сборник материалов международной научно-теоретической конференции, посвященной 70-летию К. Ш. Шулембаева. 16-17 марта 2007 года. Алматы, 2007, с. 268. 6. Ибжарова Ш. А. Сущность и эволюция идеи университета: философско-культурологический аспект. Алматы, 2007, с. 126. 7. Eunsook Hong. Liberal Education Reconsidered: Cultivating Humanity in the Knowledge Society. Asia Pacific Educational Review. March 2014, volume 15, issue 1, p. 12.

1368 раз

показано

3

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми