• Образование
  • 28 Января, 2018

Инновации в науке: тренды и перспективы

Такир БАЛЫКБАЕВ, доктор педагогических наук, профессор, ректор КазНПУ им. Абая

Современные тенденции развития человечества таковы, что во всем мире образование рассматривается не как частное дело граждан, а как общественное благо, как вложение в человеческий капитал. В Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Президент Н. А. Назарбаев определил образование как приоритет в новой модели роста и как «драйвер экономики»1.

Важным моментом, создающим конкурентные преимущества университетов, является интеграция науки и образования. Согласно Стратегии «Казахстан-2050», система высшего образования должна стать одним из основных генераторов фундаментальных исследований. Исходя из этого, Казахский национальный педагогический университет им. Абая сегодня решает новые задачи. Но, прежде всего, следует отметить, что наш университет является первым в истории страны высшим учебным заведением, основанным в 1928 году, и имеет славную историю. В его стенах работали такие выдающиеся личности, как С. Асфендияров, С. Сейфуллин, М. Габдуллин и многие другие. Сформировались научные школы в области педагогики (К. К. Кунантаева, Р. Г. Лемберг, Н. П. Хмель, Г. А. Уманов, А. А. Бейсенбаева, С. Ж. Пралиев), филологии (Н. К. Келимбетов, Х. А. Адибаев, Л. К. Жаналина, З. К. Ахметжанова, Л. П. Шеляховская) и многие другие направления науки. И сегодня в университете трудятся последователи основателей научных школ и направлений – 15 академиков НАН РК, 161 доктора наук, 345 кандидатов наук, 27 докторов философии, 45 членов иных общественных академий наук, 19 членов творческих союзов, 6 Заслуженных тренеров республики, 12 мастеров спорта РК. В университете действуют 14 оснащенных современным оборудованием научных центров и научных лабораторий, то есть имеется инфраструктура для выявления и роста будущих научных кадров. Преподаватели участвуют в реализации научных проектов, финансируемых со стороны МОН РК как за счет собственных, так и за счет хоздоговорных средств. Научные проекты в области педагогики, психологии, образования нацелены на стимулирование межкультурной и междисциплинарной коммуникаций, создание толерантной среды, либерализацию образования, отказ от прямого педагогического давления и переход к более эффективным педагогическим практикам, т. е. связывают воедино социальный заказ и конечные результаты (продукт) инновационного процесса. В Государственной программе развития образования и науки РК на 2016–2019 годы обновление содержания обучения объявлено приоритетным направлением развития всей системы образования2. В своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Глава государства отметил: «Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно»3. Этот процесс должен соответствовать статусным характеристикам, представленным в программной статье: конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, эволюционное, а не революционное развитие Казахстана, открытость сознания. Так, проект «Национальное воспитание» имеет целью формирование будущего педагога с высоким уровнем национального самосознания, культуры межнациональных отношений, гражданина и патриота. Разработанные Концепция национального воспитания, типовая и рабочая программы, курс лекций, учебник «Ұлттық тәрбие» используются в образовательном процессе. В рамках проекта действуют Республиканский координационный совет по национальному воспитанию, Дискуссионный клуб, издается журнал. За цикл работ в области национального воспитания авторы С. Ж. Пралиев, М. А. Нуриев удостоены Государственной премии имени И. Алтынсарина. Как известно, 44 процента школ страны – малокомплектные. Эту проблему мы решаем через реализацию научно-методического проекта «Разработка инновационных технологий образования и внедрение их в педагогический процесс малокомплектных школ Республики Казахстан в режиме online». Результаты в данном направлении таковы: установлена информационно-коммуникационная связь с 15 малокомплектными школами восьми областей с целью оказания учебно-методической помощи педагогам; на сайте университета создан портал «Академия малокомплектных школ Республики Казахстан» http: //vsa.kaznpu.kz; Агентством «Хабар» отсняты 62 урока на казахском и русском языках для программы «Школа online»; проведен І Республиканский слет директоров и учителей малокомплектных школ по теме: «Мәңгілік Ел: информационная школа, творческий педагог, конкурентноспособный ученик». Научный кластер «Информационные и телекоммуникационные технологии» представлен проектом «ИКТ в профессиональном развитии учителей: педагогика электронного обучения», который стал победителем международного конкурса ЮНЕСКО «Инновационные практики в области информационно-коммуникационных технологий в университетском образовании». Наиболее актуальным направлением педагогической науки является разработка методик инклюзивного образования. Не менее важной задачей остается создание системы пре­дупреждения суицидальных попыток у детей, подростков и студентов. КазНПУ им. Абая – единственный вуз в Казахстане, который имеет в своей структуре Республиканский ресурсный консультативный центр по инклюзивному образованию и превентивной суицидологии для высшей школы. В нашем университете разработана и внедрена первая в стране модель Консультационно-практического центра поддержки студентов-инвалидов, положительный опыт которой успешно распространяется в других вузах. В образовательные программы всех педагогических специальностей введена обязательная дисциплина «Инклюзивное образование». По упреждению суицидов Центром проводится комплексная межведомственная работа с привлечением школьных психологов, медработников, социальных педагогов, сотрудников ювенальной полиции и др. Регулярно проводятся семинары, тренинги и мастер-классы для психологов, социальных педагогов и заместителей директоров организаций образования по воспитательной работе и др. Центром организована планомерная работа по организации психосоциальной работы и превентивных мер со студентами вуза. На протяжении всей истории университета традиционно наши преподаватели являются авторами учебников для средней школы, успешно совмещая теоретические исследования с практической работой в учебных заведениях. Так, например, в 2016 году издано 229 номинаций учебников, рабочих тетрадей, методических материалов, созданных в стенах КазНПУ им. Абая. В области педагогики и образования следует отметить ряд международных проектов университета с зарубежными партнерами: – проект с УЕФА по научно-медицинской и психолого-педагогической подготовке тренеров высшей квалификации; – проект «Партнерство между институтами-германистами» по линии ДААД; – проект Национальной комиссии РК по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО «Нематериальное культурное наследие Казахстана» совместно с Центром этнокультуры КазНПУ им. Абая. Выполняются две заявки по нематериальному культурному наследию Казахстана: искусство изготовления традиционной казахской домбры и казахский орнамент; – проект «Школьные образовательные программы по языку и литературе Турции и РК: сравнительный аспект» совместно с коллегами из Эрзинджанского университета Турции; – проект с Литовским эдукологическим университетом «Балтистика» в рамках гранта «Ерасмус+». Университет по праву гордится научным вкладом в развитие социально-гуманитарных наук. Так, Центром устной истории нашего вузы осуществлен проект «Мой путь в науке» (научный руководитель М. К. Койгелдиев), в рамках которого впервые методом исторического интервьюирования изучается процесс становления научных школ языкознания и химии в Казахстане. На основе двадцати с лишним глубинных интервью с выдающимися учеными Казахстана создан научно-популярный фильм «Мой путь в науке», издана монография «Менің ғылымдағы жолым. Ғылымдармен 21 сұхбат» (Алматы, «Ұлағат», 2014). По исследованиям в области филологии составлена социолингвистическая карта Казахстана и регионов для выявления языковой плотности, важного фактора для определения задач языкового планирования, а также в лингвоконфликтологии, преподавании социолингвистики. Хотя университет имеет статус педагогического вуза, его научный потенциал позволяет создавать инновационные разработки в различных областях науки и техники, ориентированных на внедрение в производство. Так, проект по гранту МОН РК «Изготовление опытно-промышленных образцов микрогидравлических электростанций и роторно-вихревых теплогенераторов и их внедрение в производство» готов к коммерциализации, приоритет исследований подтвержден пятью инновационными патентами РК, подано 4 заявки на Евразийские патенты. Опытные образцы гидротурбин внедрены в производство ТОО «Нурлытау». Другой проект «Устройство для разделения углеводородной газовой смеси на компоненты с заданными свойствами методом конвективной диффузии», подготовленный научным консорциумом (НИИ Экспериментальной и теоретической физики КазНУ им. аль-Фараби, КазНПУ им. Абая, Атырауский университет нефти и газа) в рамках конкурсного отбора Министерства энергетики РК, вошел в ТОП-11 проектов, представленных в экспозиции «Созидательная энергия» национального павильона Казахстана «Нур Алем» на EXPO-2017. В результате проектных исследований нашими учеными разработаны радиационно-модифицированные биотехнологии очистки сточных вод с использованием стимулирования микроорганизмов активного ила и донных отложений, которые используются Горводоканалом г. Алматы. Также разработаны схемы физико-географического каркаса и методика оценки природно-ресурсного потенциала гг. Текели и Жезгазган для устойчивого инновационного развития; два новых метода получения ресурсосберегающих керамических материалов с оригинальными заданными свойствами; технологии по комплексному воздействию пучков частиц на полимерные медицинские материалы; впервые проведен генетический анализ, гидрохимический и биологический мониторинг популяции радужной форели. Результаты исследований подтверждаются зарубежными публикациями наших преподавателей. Согласно анализу Национального центра государственной научно-технической экспертизы, КазНПУ им. Абая занимает первое место по количеству публикаций с импакт-фактором по базе данных Web of Science (за 2009–2014 гг.) среди педагогических вузов. Количество научных публикаций в международных журналах с импакт-фактором в 2016 году составило 377 статей, в том числе по шкалам Thomson Reuters и Scopus – 124. За год за рубежом издано 10 монографий. Существенным фактором, повышающим международный имидж университета, является наличие индекса Хирша у 27 преподавателей. Радуют успехи наших студентов. Среди них 10 обладателей стипендии Президента Н. А. Назарбаева. В прошлом году победителями международных олимпиад и конкурсов, проводимых в Чехии, Польше, Турции, Корее, России, Беларуси, Украине, стали 164 студента нашего университета. Наработанный опыт и потенциал будет использован для поиска новых механизмов и стимулов, способствующих дальнейшему развитию науки в университете. Наш коллектив ставит перед собой серьезные задачи. Будет осуществлен ряд проектов по актуальным проблемам педагогики и психологии, имеющих особую социальную значимость по важным темам: национальная идея «Мәңгілік Ел»; «Туған жер»; образовательные технологии, связанные с переходом на латиницу; развитие и внедрение трехъязычия, в том числе на основе технологий CLIL; инклюзивное образование и формирование инклюзивной культуры как в обществе в целом, так и в образовательной среде. По-прежнему актуальными будут исследования в области математического моделирования процессов образования, внедрения и создания новейших обучающих ресурсов на основе ИКТ. Отличительной особенностью современности является то, что все процессы в социуме происходят в рамках интенсивного технико-технологического развития. И любые инновации должны быть использованы прежде всего на благо людей, на их безопасность и социальный комфорт. Любой информационно-технологический контекст должен иметь ценностные основания. В этом плане особую роль играет система образования, которая занимает ключевые позиции в формировании и трансформации ценностей, адаптации в информационной среде, и в конечном итоге – в создании качества интеллекта нации. В настоящее время, в медийном пространстве возникает вопрос об интеллектуальном суверенитете «оцифрованных субъектов» как общественной ценности. В связи с этим, актуальными становятся исследования в области подготовки медиа-педагогов как фактора информационно-психологической безопасности в контексте глобализации и развития ИКТ, электронной культуры. Сегодня перед системой образования возникли проблемы, связанные со сменой личностных приоритетов у молодого поколения. Изменения в мировосприятии, вызываемые, в том числе, и электронными СМИ, требуют исследований в области проблем девиантного и суицидального подросткового поведения, разработки технологий психологической поддержки молодежи. Особой темой является формирование новых концептуальных подходов к созданию современных учебников. Реализация данной задачи предполагает разработку и внедрение единого методологического обеспечения преемственности содержания учебников по уровням образования, определение комплекса подходов (аксиологический, системно-деятельностный, комплексный, инновационный, личностно-ориентированный, практико-ориентированный, функциональная грамотность и др.) по созданию современного учебника, выявление сущности, принципов и содержания учебника с учетом ценностей общенациональной идеи «Мәңгілік Ел». Деятельность по формированию высокоэффективного научного сектора сопряжена с высокими рисками, при этом специфика педагогического вуза снижает привлекательность для вложений со стороны возможных инвесторов и бизнес-партнеров. Именно поэтому проведение фундаментальных исследований является зоной ответственности самого университета. Очевидно, что сегодня требуется дифференцированный подход к поддержке научно-исследовательского сектора, нацеленный на доведение исследований до практики и конечного потребителя. Что для этого нужно сделать? Представляется целесообразным продолжать внедрение метода проектного менеджмента при проведении научных исследований. Это позволит укрупнить исследования, исключить мелкотемье, а коллективу преподавателей сосредоточиться на решении актуальных задач педагогики и создавать имиджевые для университета проекты. Ключевыми показателями при отборе проектов для финансирования должны быть предлагаемые инновации, их актуальность, соответствие глобальным трендам; научный задел в виде удельного веса в общемировой базе публикаций, публикации в журналах, индексируемых в Web of Science, Scopus и др. количество охранных документов на интеллектуальную собственность; удельный вес молодых ученых в общей численности исследователей. Университет намерен продолжать работу по повышению отдачи и результативности научных исследований и разработок; по кооперации науки и бизнеса, коммерциализации проектов; по созданию перспективных научно-образовательных и инновационных кластеров, консорциумов с другими вузами, НИИ, академическими институтами; по интеграции в международные программы, по формированию целевых научных и научно-технических программ фундаментальных и прикладных исследований. Конечной целью будет, безусловно, реализация стратегического направление развития КазНПУ им. Абая как исследовательского центра, ориентированного на инновационную деятельность.

Литература

1. Послание Президента РК Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». Астана, 31. 01. 2017 г. 2. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016–2019 годы. Указ Президента РК № 205 от 1 марта 2016 года. 3. Назарбаев Н. А. «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». «Казахстанская правда». № 71, 14 апреля 2017 года.

3469 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми