• Образование
  • 27 Октября, 2017

КАКИМ БЫЛ ИбРАЙ АЛТЫНСАРИН?..

Серикбай ОСПАНОВ, профессор Костанайского государственного педагогического института

В мире были и талантливые ученые, и одаренные поэты, и известные полководцы, и выдающиеся писатели, и великие учителя. Однако не всегда совпадали их ум и талант с характером, а слова с делами. Каким человеком был Ибрай Алтынсарин, проживший всего лишь сорок восемь лет, и жизнь свою всецело посвятивший просветительству? В хадисах Пророка Мухаммеда говорится: «Если вы хотите знать цену человека перед Богом, тогда прислушайтесь к мнению народа об этом человеке».

Своими современниками Ибрай Алтынсарин характеризуется как справедливый, настойчивый, благовоспитанный, одаренный, любознательный, благородный, скромный, заботливый, щедрый и милосердный человек. Профессор Казанского университета, ориенталист Н. Ильминский в своих воспоминаниях пишет: «Григорьев очень уважал, высоко ценил Балгожу, а Ибрая генерал любил не только за то, что он внук Балгожи, но еще за его личные качества и талант». На учебу в Оренбургскую крепость Ибрай едет вместе с воспитателем Жетибаем. Через некоторое время воспитателю разрешают возвратиться в аул. Ибрай просит председателя территориальной комиссии оставить рядом с ним Жетибая. «Несмотря на очередные действия администрации по возвращению Ж. Утемис­улы домой, Ибрай настойчиво просит не отправлять его назад». В результате администрация оставляет воспитателя Ибрая, заплатив ему за проживание. Историк Б. Сулейменов отмечает особо усердие Ибрая в учебе: «В зачетном акте» от 31 мая 1853 года есть запись: «За отличную успеваемость перед всеми учениками Алтынсарину оглашается благодарственное письмо». «Одним словом, он был человек очень справедливый, правдивый, с какой стороны ни смотри, с благим намерением и милосердным» (Из воспоминаний А. Мозохина об Алтынсарине). А. Эфиров, старший научный сотрудник Института исторической теории педагогики РСФСР, написавший книгу о сочинениях И. Алтынсарина, о выдающемся учителе говорит так: «Он был со светлым умом, с теплым сердцем, многосторонним. С детства все силы приложил для служения родному народу». Кошпели Казакбайулы в статье «Қазақ билерінің жұмыстарды тексеретұғын турасынан» («О проверке работ казахских судей») восхищается справедливостью Алтынсарина, отмечая при этом, что Ибрай всегда преданно служил народу и думал о том, как бы принести ему пользу. «Наш разговор в основном был о смыслах слов, – пишет Н. Ильминский. – Я не ограничивался русскими смыслами иностранных слов, несмотря на ограничение времени, старался максимально разносторонне объяснить технические термины. А Алтынсарин слушал с большим вниманием. Он со своим обаянием стал уважаемым гостем в нашей семье». Также заметна настойчивость И. Ал­­тын­сарина в подготовке книги «Мұсылманшылықтың тұтқасы», которую русские просветители советовали печатать русским алфавитом, но он вложил все свои силы для выпуска книги на арабском алфавите, чтобы религиозные проповеди и суры Корана не исказились. Благодаря его бойцовскому характеру, религиозный урок в школе проходил с использованием учебника на казахском языке, автором которой был сам Ибрай Алтынсарин. Открытие школы нового образца в Тургае, сбор средств для ее нужд, открытие школы рукоделия для девушек, постройка общежитий дали свои плоды благодаря его упорству и настойчивости. Преподаватель двухклассной Костанайской русско-казахской школы Ф. Соколов, рассказывая о том, как тепло относился Ибрай к учителям, поднимал их авторитет перед другими, требовал обязательного уважения к ним, упомянул о его редком даре: «Разговаривая с учителями, он мог пробуждать в них страсть к обучению. По какому бы поводу ты ни обратился, он не жалел ни совета, ни помощи. Казахский народ его сильно уважал». Мнение Соколова повторяется и в некрологе Ибраю: «Ибрай был простым и близким человеком для учителей медресе и всегда был готов им помочь. Поэтому они его любили, и казахи относились к нему почтительно. Алтынсарин знал русскую науку, образование, был казахом единохарактерным, умным, мудрым, работающим как в пользу казахов, так и России». Ученик и преемник И. Алтынсарина Габдолгали Балгынбаев, рассказывая о том, что, исполняя обязанности делопроизводителя уездного управления, Ибрай иногда выполнял работу в уездном суде, где у него были обязанности заместителя уездного руководителя: «Занимая такие высокие посты, он проявлял скромность, простоту, к нему люди приходили с разными пожеланиями и просьбами. Ибрай с ними тепло разговаривал и стремился по возможности удовлетворить их жалобы». Преподаватель двухклассной Актюбинской русско-казахской школы А. Мозохин вспоминал: «Письма Алтынсарина, исполненные отцовской заботы, милосердия, возбудили во мне решительность, и я подумал в корне отказаться от муллы… Я много говорил муллам, что детей надо учить не палкой, а силой шариата, но они не слушались». Педагог-писатель Спандияр Кобеев в романе «Орындалған арман» пишет, что когда он впервые пошел в школу, богатые вычеркнули его имя из списка, назвав его сыном бедного, и ему тогда помог И. Алтынсарин: «Ибрай погладил меня по голове, внимательно посмотрел на меня и спросил: – Сынок, будешь учиться? – Буду. – Учись, сынок. Учись хорошо! Потом он обратился к Досмагулу: – Если вычеркнули из списка, внеси заново. Учиться должны и дети бедных. Присмотри за ним. Возможно, его отец не угодил здешним влиятельным людям и был притеснен ими. Меня взяли на учебу. И так в 1887 году 10 декабря началась моя учеба». «Его дверь всегда была открыта для всех, не говоря уже о его советах в трудное время… Он давал в долг деньги нуждающимся казахам, не требуя проценты за них, а те в большинстве случаев не возвращали их. И русские переселенцы знали его как милосердного человека» (Из воспоминаний Ф. Соколова об И. Алтынсарине). Это означает, что великий учитель был гостеприимным человеком, обладал щед­рым характером, свойственным казахам. Габдолгали Балгынбаев особо отмечает, что он не разделял людей на бедных и богатых: «К ним приходили и богатые, и бедные, но всех встречали с одинаковым гостеприимством». Ибрай Алтынсарин был одним из тех, кто, проявляя заботу о народе, часто писал статьи в газету «Оренбургский листок» о голоде и джуте в Тургае в 1879–1880 гг. В заключении об обстоятельствах, касающихся джута в Торгае в 1879–1880 годы, первый исследователь публицистики И. Алтынсарина – М. Фетисов рассказывает о том, что Ибрай раскрыл основные проблемы, стоящие на пути истории развития казахского народа. В материале «Глубокие мысли Ибрая о джуте в Казахской степи, раскрывающие многие проблемы и стоящие на повестке дня» он оценивает их как истинный образец демократической казахской публицистики. Ибрай Алтынсарин вместе с руководителем уезда Яковлевым решает построить из кирпича здание русско-казахского училища. В 1880 году заканчивается постройка новой школы. Так Ибрай служил интересам широкой общественности. Также его забота о казахском народе и о будущем поколении подтверждается таким фактом: 500 десятин земли, доставшиеся ему от отца, он завещает сельскохозяйственной школе, которая должна была открыться в Костанае. Я. Яковлев, высоко оценивая его заслуги, пишет: «Благодаря верному труду и чистым намерениям зауряд-хоружего Алтынсарина, школа сохраняется чисто и аккуратно. Судя по стремлению казахских детей к знаниям, можно с уверенностью сказать, что Торгайская школа и в будущем достигнет высоких вершин».

Образ, личность, стиль

«Средний рост, среднее телосложение были у И. Алтынсарина. Его лицо кругловатое, как у многих казахов, не назовешь его брюнетом, скорее, волосы в цвет парика, который он носил в гости или на работу – рыжие, к лицу были и борода, и усы. Он ходил на работу в парике, но дома на голову надевал тюбетейку, либо мягкий борик из шкуры выдры, носил бешмет, национальный чапан, а когда выходил по делам, надевал из сукна черный костюм с двойным откидным воротником. На ноги надевал сапожки с галошами, в выездах ходил в валенках» (Из воспоминаний Балгынбаева). Ибрай был талантливым организатором, лидером, потомком такого известного человека, как Балгожа. Любил искусство и талантливых людей, ведь он сам тоже играл на домбре и пел. Также Ибрай высоко ценил ораторское искусство. Его речестрой был благозвучным и уверенным. На русском и на казахском языках говорил великолепно. Народ всегда слушал его с большим интересом. Он близко общался с поэтами Сейдахметом Бейсенулы, Кудери Жолдыбайулы, Акмолда Орынбайулы и Нуржаном Нау­шабайулы, разбирая их творчество, указывал им правильное направление. Ибрай заботился о культуре, искусстве и литературе, собирал образцы устной литературы и готовил их для печати. Если ученый-психолог Кубагул Жарыкбаев говорит о нем: «Человек, посвятивший всю свою жизнь просветительству и воспитанию детей, для кого работа была основой его жизни, он был учителем с большим сердцем, понимающий душу человека, и был, несомненно, одаренным психологом», то Мусатай Акынжанов пишет: «Он в казахской Сахаре был самым первым, кто организовал школу миропознания». По мнению поэта Гафу Каирбекова, Ибрай Алтынсарин сделал очень много созидательного в разных сферах жизни для своего народа.

г. КОСТАНАЙ

9136 раз

показано

2

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми