- Образование
- 27 Октября, 2017
КАКИМ БЫЛ ИбРАЙ АЛТЫНСАРИН?..
В мире были и талантливые ученые, и одаренные поэты, и известные полководцы, и выдающиеся писатели, и великие учителя. Однако не всегда совпадали их ум и талант с характером, а слова с делами. Каким человеком был Ибрай Алтынсарин, проживший всего лишь сорок восемь лет, и жизнь свою всецело посвятивший просветительству? В хадисах Пророка Мухаммеда говорится: «Если вы хотите знать цену человека перед Богом, тогда прислушайтесь к мнению народа об этом человеке».
Своими современниками Ибрай Алтынсарин характеризуется как справедливый, настойчивый, благовоспитанный, одаренный, любознательный, благородный, скромный, заботливый, щедрый и милосердный человек. Профессор Казанского университета, ориенталист Н. Ильминский в своих воспоминаниях пишет: «Григорьев очень уважал, высоко ценил Балгожу, а Ибрая генерал любил не только за то, что он внук Балгожи, но еще за его личные качества и талант». На учебу в Оренбургскую крепость Ибрай едет вместе с воспитателем Жетибаем. Через некоторое время воспитателю разрешают возвратиться в аул. Ибрай просит председателя территориальной комиссии оставить рядом с ним Жетибая. «Несмотря на очередные действия администрации по возвращению Ж. Утемисулы домой, Ибрай настойчиво просит не отправлять его назад». В результате администрация оставляет воспитателя Ибрая, заплатив ему за проживание. Историк Б. Сулейменов отмечает особо усердие Ибрая в учебе: «В зачетном акте» от 31 мая 1853 года есть запись: «За отличную успеваемость перед всеми учениками Алтынсарину оглашается благодарственное письмо». «Одним словом, он был человек очень справедливый, правдивый, с какой стороны ни смотри, с благим намерением и милосердным» (Из воспоминаний А. Мозохина об Алтынсарине). А. Эфиров, старший научный сотрудник Института исторической теории педагогики РСФСР, написавший книгу о сочинениях И. Алтынсарина, о выдающемся учителе говорит так: «Он был со светлым умом, с теплым сердцем, многосторонним. С детства все силы приложил для служения родному народу». Кошпели Казакбайулы в статье «Қазақ билерінің жұмыстарды тексеретұғын турасынан» («О проверке работ казахских судей») восхищается справедливостью Алтынсарина, отмечая при этом, что Ибрай всегда преданно служил народу и думал о том, как бы принести ему пользу. «Наш разговор в основном был о смыслах слов, – пишет Н. Ильминский. – Я не ограничивался русскими смыслами иностранных слов, несмотря на ограничение времени, старался максимально разносторонне объяснить технические термины. А Алтынсарин слушал с большим вниманием. Он со своим обаянием стал уважаемым гостем в нашей семье». Также заметна настойчивость И. Алтынсарина в подготовке книги «Мұсылманшылықтың тұтқасы», которую русские просветители советовали печатать русским алфавитом, но он вложил все свои силы для выпуска книги на арабском алфавите, чтобы религиозные проповеди и суры Корана не исказились. Благодаря его бойцовскому характеру, религиозный урок в школе проходил с использованием учебника на казахском языке, автором которой был сам Ибрай Алтынсарин. Открытие школы нового образца в Тургае, сбор средств для ее нужд, открытие школы рукоделия для девушек, постройка общежитий дали свои плоды благодаря его упорству и настойчивости. Преподаватель двухклассной Костанайской русско-казахской школы Ф. Соколов, рассказывая о том, как тепло относился Ибрай к учителям, поднимал их авторитет перед другими, требовал обязательного уважения к ним, упомянул о его редком даре: «Разговаривая с учителями, он мог пробуждать в них страсть к обучению. По какому бы поводу ты ни обратился, он не жалел ни совета, ни помощи. Казахский народ его сильно уважал». Мнение Соколова повторяется и в некрологе Ибраю: «Ибрай был простым и близким человеком для учителей медресе и всегда был готов им помочь. Поэтому они его любили, и казахи относились к нему почтительно. Алтынсарин знал русскую науку, образование, был казахом единохарактерным, умным, мудрым, работающим как в пользу казахов, так и России». Ученик и преемник И. Алтынсарина Габдолгали Балгынбаев, рассказывая о том, что, исполняя обязанности делопроизводителя уездного управления, Ибрай иногда выполнял работу в уездном суде, где у него были обязанности заместителя уездного руководителя: «Занимая такие высокие посты, он проявлял скромность, простоту, к нему люди приходили с разными пожеланиями и просьбами. Ибрай с ними тепло разговаривал и стремился по возможности удовлетворить их жалобы». Преподаватель двухклассной Актюбинской русско-казахской школы А. Мозохин вспоминал: «Письма Алтынсарина, исполненные отцовской заботы, милосердия, возбудили во мне решительность, и я подумал в корне отказаться от муллы… Я много говорил муллам, что детей надо учить не палкой, а силой шариата, но они не слушались». Педагог-писатель Спандияр Кобеев в романе «Орындалған арман» пишет, что когда он впервые пошел в школу, богатые вычеркнули его имя из списка, назвав его сыном бедного, и ему тогда помог И. Алтынсарин: «Ибрай погладил меня по голове, внимательно посмотрел на меня и спросил: – Сынок, будешь учиться? – Буду. – Учись, сынок. Учись хорошо! Потом он обратился к Досмагулу: – Если вычеркнули из списка, внеси заново. Учиться должны и дети бедных. Присмотри за ним. Возможно, его отец не угодил здешним влиятельным людям и был притеснен ими. Меня взяли на учебу. И так в 1887 году 10 декабря началась моя учеба». «Его дверь всегда была открыта для всех, не говоря уже о его советах в трудное время… Он давал в долг деньги нуждающимся казахам, не требуя проценты за них, а те в большинстве случаев не возвращали их. И русские переселенцы знали его как милосердного человека» (Из воспоминаний Ф. Соколова об И. Алтынсарине). Это означает, что великий учитель был гостеприимным человеком, обладал щедрым характером, свойственным казахам. Габдолгали Балгынбаев особо отмечает, что он не разделял людей на бедных и богатых: «К ним приходили и богатые, и бедные, но всех встречали с одинаковым гостеприимством». Ибрай Алтынсарин был одним из тех, кто, проявляя заботу о народе, часто писал статьи в газету «Оренбургский листок» о голоде и джуте в Тургае в 1879–1880 гг. В заключении об обстоятельствах, касающихся джута в Торгае в 1879–1880 годы, первый исследователь публицистики И. Алтынсарина – М. Фетисов рассказывает о том, что Ибрай раскрыл основные проблемы, стоящие на пути истории развития казахского народа. В материале «Глубокие мысли Ибрая о джуте в Казахской степи, раскрывающие многие проблемы и стоящие на повестке дня» он оценивает их как истинный образец демократической казахской публицистики. Ибрай Алтынсарин вместе с руководителем уезда Яковлевым решает построить из кирпича здание русско-казахского училища. В 1880 году заканчивается постройка новой школы. Так Ибрай служил интересам широкой общественности. Также его забота о казахском народе и о будущем поколении подтверждается таким фактом: 500 десятин земли, доставшиеся ему от отца, он завещает сельскохозяйственной школе, которая должна была открыться в Костанае. Я. Яковлев, высоко оценивая его заслуги, пишет: «Благодаря верному труду и чистым намерениям зауряд-хоружего Алтынсарина, школа сохраняется чисто и аккуратно. Судя по стремлению казахских детей к знаниям, можно с уверенностью сказать, что Торгайская школа и в будущем достигнет высоких вершин».
Образ, личность, стиль
«Средний рост, среднее телосложение были у И. Алтынсарина. Его лицо кругловатое, как у многих казахов, не назовешь его брюнетом, скорее, волосы в цвет парика, который он носил в гости или на работу – рыжие, к лицу были и борода, и усы. Он ходил на работу в парике, но дома на голову надевал тюбетейку, либо мягкий борик из шкуры выдры, носил бешмет, национальный чапан, а когда выходил по делам, надевал из сукна черный костюм с двойным откидным воротником. На ноги надевал сапожки с галошами, в выездах ходил в валенках» (Из воспоминаний Балгынбаева). Ибрай был талантливым организатором, лидером, потомком такого известного человека, как Балгожа. Любил искусство и талантливых людей, ведь он сам тоже играл на домбре и пел. Также Ибрай высоко ценил ораторское искусство. Его речестрой был благозвучным и уверенным. На русском и на казахском языках говорил великолепно. Народ всегда слушал его с большим интересом. Он близко общался с поэтами Сейдахметом Бейсенулы, Кудери Жолдыбайулы, Акмолда Орынбайулы и Нуржаном Наушабайулы, разбирая их творчество, указывал им правильное направление. Ибрай заботился о культуре, искусстве и литературе, собирал образцы устной литературы и готовил их для печати. Если ученый-психолог Кубагул Жарыкбаев говорит о нем: «Человек, посвятивший всю свою жизнь просветительству и воспитанию детей, для кого работа была основой его жизни, он был учителем с большим сердцем, понимающий душу человека, и был, несомненно, одаренным психологом», то Мусатай Акынжанов пишет: «Он в казахской Сахаре был самым первым, кто организовал школу миропознания». По мнению поэта Гафу Каирбекова, Ибрай Алтынсарин сделал очень много созидательного в разных сферах жизни для своего народа.
г. КОСТАНАЙ
9136 раз
показано2
комментарий