• Культура
  • 27 Декабря, 2019

СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ

(эссе)

Через пространство Вселенная меня обнимает и поглощает как точку. Через мысль я ее обнимаю и принимаю. Б. Паскаль

Одно из фундаментальных аксиом классической физики вплоть до XVII века состояла в том, что «природа боится пустоты», то есть в природе нет и не может быть такого пространства, которое не было бы занято чем-либо.

В первой половине XVII века меняется мировоззрение людей, которое отражает «борьбу смысла» природных явлений с их «пользой». Эта борьба отражает «переворачивание» средневековой картины мира в новое время, когда вместо созерцания и переживания мира появилась «деловая» потребность его переделывать, переиначивать. Французский ученый, философ, писатель Блез Паскаль волею судьбы оказался в центре этого нешуточного процесса. При нем происходит переориентация в понимании реального, вырабатываются методические основы освоения реальности. На помощь приходит эксперимент. И Б. Паскаль научно обосновал проблему наличия пустоты, но он бы не был самим собой, если бы только ограничился этой умозрительной целью. Он понял, что физические законы не смогут объяснить духовную пустоту, что она материальна, многолика и многогранна. Она может быть яркой и таинственной, зловещей и благородной. …Наша жизнь превращается в постоянное бегство от самих себя, словно угрызения совести преследуют нас. Паскаль считал, что вера не может быть предметом размышления и подчинения разуму, но она, в свою очередь, не может привлекаться к исследованию природных явлений. Вера – это еще не познанная нами истина жизни. Основные моральные законы доступны всем, но не равноценны пониманию сущности духовного поступка. Когда человек наелся досыта, а другие остались голодными – он еще не человек. А когда человек сумел оказаться выше прозаического расчета, накормив сначала детей и родителей, у него появилось чувство собственного достоинства, вера в свою человеческую сущность. У людей разная способность выхода за пределы мертвой реальности и сделать выбор в мире, где действуют механизмы сведения к нулю свободы человеческой воли, помогающей становлению личности. Такая способность дарована не всем. Б. Паскаля очень волновало состояние личности в обществе. «Можно ли гордиться положением вещей, ведущих к безнадежному уничтожению личности?» – вопрошал он. Проблема личности волновала всегда. И неудивительно, что эта проблема остается и по сей день самой значимой во всем мире. Личность, создающая сама по себе бесконечное, безусловное свое внутреннее достоинство быть свободным человеком, есть необходимое условие развития любого народа. Свободным по праву своего рождения – быть человеком. Если подлинной решающей причиной принимаемых нами решений является личная истина, а не навязанная извне, то такой осознанный выбор – источник могучей творческой энергии. Выбор же вынужденный порождает лишь запоздалую и потому особенно разрушительную ненависть: утеряно личное я. Человек будет нивелировать все происходящее вокруг, пока не сделает прорыв в принципиально новое состояние души, новую систему отношений личности и общества. Требуется новое прочтение духовной пустоты. Верить и надеяться на то, что духовное начало рано или поздно возьмет верх над материальным расчетом и комфортом, бесполезно. Кажется, сегодня беснование достигло беспредела, а что дальше? А дальше будет прозрение. Бесы не выскакивают из человека самостоятельно, наоборот, они хорошо прячутся, а человек сам вытаскивает их из бездны своей памяти, иногда даже пользуется звериным началом, используя его исходное преимущество. Более тысячи лет назад философ, ученый, энциклопедист аль-Фараби своим творчеством сближал культуры Запада и Востока. Ныне разбитыми окнами, как пустыми глазницами смотрит на всех его любимый город Алеппо, где он жил и трудился, создавая бессмертный «Трактат жителей добродетельного города». Пустота страшит тогда, когда нет страха перед мерзостью, но мерзавцы не учли одного – у высокой культуры, искусства есть особое свойство – оно способно возрождаться. Великий русский писатель Федор Достоевский сказал: «Красота спасет мир», а великий поэт Казахстана Олжас Сулейменов добавил: «Если мир спасет красоту». Диалогичность продвигает мысль вперед. Почему сейчас отчаянно пытаются защитить то, что едва ли можно считать состоявшимся в литературе, искусстве? Откуда это желание наполниться хоть чем-нибудь? В истории изредка появляются люди, чувствующие бремя общей боли времени и в силу этого получающие право говорить не для всего человечества, а за все человечество. «Неужели вы не видите будущее?... и как оно прекрасно!» – удивлялся великий Данте в своей бессмертной «Божественной комедии». Он предвидел, что беснование не достигло своего апогея и предупреждал: «Душа должна быть тверда». Ныне наступило такое время, когда «Чистилище» Данте обрело самую опасную форму – чистить стали память, а это уже катастрофа. Люди с пустой памятью никому не нужны. У нас еще есть время защитить себя от «чистильщиков», но его остается все меньше. Ученым под силу под предлогом сотворения более совершенного человека уничтожить сам фундамент человеческого развития. Мельчайшая мутация в одном единственном гене человека может иметь катастрофические последствия не только для его организма, но и последующих поколений. В природе существует глубокая внутренняя связь между самыми несхожими и далекими процессами и явлениями. Физика прошла путь овладения пустотой, но не весь. Вакуум – это состояние с наименьшей энергией. Если к вакууму приложить достаточно внешней энергии, из него можно получить частицы. Человек выбрал другой путь овладения пустотой – путь овладения внутренней энергией, используя для этого все присущие ему внутренние силы и способности найти подходящие средства, соответствующие его сложному внутреннему миру. Наука социология может многое сказать о человеке, но она не может упорядочить человека. Человек упорядочивает себя сам через укрепление духа. Назначение человека в природе – быть носителем духа. Пустота опасна тогда, когда пустое место занято страхом, и чем дальше мы пятимся от страха, тем он ближе и больше. Сделав шаг ему навстречу, мы понимаем, что страх маскировал источник радости и сил. Нельзя волю оставлять бездейственной, не востребованной. Нужна сила духа. Размышления Б. Паскаля о духовной пустоте является своеобразным «ключом» к целостному пониманию его жизни. Паскаль восстает против самого себя и делает это с такой страстной убежденностью, примеров которой не так уж много во всей истории человечества. Особый интерес к его личности проявлял Лев Толстой: «...Вот Паскаль умер двести лет тому назад, а я живу с ним одной душой, – что может быть таинственнее этого? Вот эта мысль, которая меня переворачивает сегодня, мне так близка, точно моя!... Я чувствую, как я в ней сливаюсь с душой Паскаля, чувствую, что Паскаль жив, не умер, вот он!». Прошло более трехсот пятидесяти лет со дня смерти Б. Паскаля, но продолжается непрекращающийся диалог новых и новых поколений с его жизнью, поступками, творчеством, с его мыслями, среди которых встречаются принимающие и отвергающие, любящие и ненавидящие, но нет равнодушных людей. Б. Паскаль – символ Франции, но одновременно он – гражданин мира, личность, объединяющая своими научными открытиями, своим творчеством, всей своей жизнью миллионы людей. Человек утрачивает некоторые черты своей исключительности, когда изменяет самому себе – рушится целостность внутреннего мира. У личности другие взаимоотношения с окружающим миром – осознать себя как часть целого. Другая архитектура жизни. Мы порой поздно догадываемся о том, что имеем и что теряем в нашей душе, оттого сквозит и тянет холодом зыбкое чувство подмены истины жизни, печального самообмана, бесконечного тупика и исчезающей пустоты! Пустота священна перед наполнением. В своих стихах Инна Лисянская пишет:

«Я есть пустота, сквозь меня как сквозь воздух, Проходит все то, что движенью причастно, Но чье-то дыхание во мне остается, И чье-то во мне разрывается сердце».

Свято место пусто не бывает!

Татьяна ПЛАТОВА, инженер

591 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми