- Экономика
- 21 Августа, 2015
Проблема нового Объединенного Евразийского экономического пространства

Идеи VIII Астанинского экономического форума
Аманжол Кошанов,
академик НАН РК
Мировое экономическое развитие с начала нового столетия входит в качественно новую стадию неравномерности. Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки в последние два десятилетия демонстрируют более высокие темпы экономического роста. Своевременно используя ключевые факторы научно-технического прогресса в рамках собственных программ модернизации, каждая из этих стран или же региональных групп из стадии догоняющей модернизации ускоренно сближаются и притязают в ближайшие годы по суммарному валовому показателю превзойти страны развитого мира. На этом фоне ультра-либералы, адепты рыночного фундаментализма, совместно с главами стран G-7 по-прежнему навязывают развивающимся странам монетарные рецепты так называемой догоняющей модернизации, в рамках идеологий ВТО с имитацией институтов, норм и производственно-технологических решений вчерашнего дня, уже реализованных в США и ЕС и других развитых стран.
Страны и центры мировой финансовой системы будут пытаться по-прежнему использовать свое доминирующее положение для выживания за счет присвоения ресурсов периферийных стран путем установления контроля над их активами. Естественно, выход из системного мирового экономического кризиса будет сопровождаться масштабными геополитическими и экономическими изменениями.
При непреодоленных еще последствиях глубокой рецессии в развитых странах формируются новые центры мировой экономики, сумевшие на базе относительно опережающих темпов развития создать ключевые производства нового технологического уклада и заложить предпосылки их быстрого роста в глобальном масштабе. Мировая экономическая система на долларовой основе притязает быть мультивалютной, а глобализация сменяется глюкализацией – формированием крупных региональных экономических союзов.
Есть утвердившееся мнение, что кризис 2008 г., продолжающийся по сию пору, является системным, с охватом производства, финансово-валютных и торговых отношений. Во всех этих сферах глубоко проявились деструкции, характерные для классического кризиса воспроизводства в рамках длинных волн Кондратьева со сменой технологической базы мировой экономики. Имеется в виду наступление и упрочение нового VI технологического уклада с преобладанием нано- и биотехнологий, информационных достижений в решающих сферах экономики, услугах и социальных отношений, во всем комплексе бытия человеческой жизнедеятельности.
Выход из кризиса, стадия оживления экономики пока не обрели всеобъемлющего характера. По странам мира, особенно Западного блока, проявляется он неравномерно, преобладает на сегодня стадия депрессии, а то и стагнации по большинству стран. Это характерно для большинства стран Европейского союза, в том числе и развитых. По итогам 2014 года, экономика Германии, Англии, Франции, Дании и др. стран проявляла признаки оживления, а то и стагнации на уровне 0,3-0,5-0,8%. Исключением явились США, где рост ВВП в совокупности достиг 2,5%. Согласно оценкам экспертов МВФ, рост мировой экономики в 2015 году должен составить 2,7-2,8%, а в 2016 и 2017 гг. – 3,3 и 3,2% соответственно, в том числе прогноз роста ВВП США в 2015 году оценивается в 1,8-2,0%, что несколько хуже ожидавшихся (2,7%).
В развивающихся странах ожидается рост на 4,4% в 2015 г., а в 2016 г. – 5,2%, в 2017 г. – до 5,4%. Развивающиеся страны вошли в стадию адаптации к условиям снижения цен на углеводороды и металлы, что негативно сказывается на их экономическом росте. С 7,5% до 7,0% прогнозируют снижение темпов роста ВВП Китая, что руководство страны и аналитики объясняют естественным процессом структурной перестройки экономики и не считают негативом. В Бразилии и России¸ наоборот, динамика ВВП оказывается в отрицательном значении. Здесь следует усмотреть непосредственное негативное влияние ценового фактора на углеводороды, а по России – и еще политических санкций со стороны США и Западного блока.
Среди развивающихся стран впервые лидером по темпам экономического роста становится Индия. Ожидают рост ВВП в 2015 г. на уровне 7,5%. Следует признать, в последние годы (2011–2014 гг.) и среди развивающихся стран, неуклонная динамика экономики в 2,0-2,5 раза превышавшая темпы развитых стран, сменяется значительной неравномерностью. Здесь объективно влияние внешних (геополитических и геоэкономических) факторов. Ибо многие развивающиеся страны с низким уровнем доходов зависят от экспорта топливно-энергетических ресурсов и притока инвестиций. По Казахстану (по оценкам ВБ) в 2015 г. темп роста ВВП составит 1,5% против фактического 4,3% в 2014 г. и 6% годом ранее. Согласно прогнозам того же ВБ, экономка РФ сократится на 3,7% в 2015 г. при росте 1,7% в 2014 г. (фактически идет рецессия) и на 0,3% в 2016 г. из-за снижения цен на нефть и геополитического напряжения, связанного с ситуацией в Украине. В 2015 году ожидается сокращение российской промышленности на 2-2,5%, что повлияет на казахстанский экспорт металлопродукции и др. минерального сырья.
Средняя стоимость нефти, по оценке мировых экспертов, в 2015 г. стабилизируется на уровне 60-62 долл./барр. Это не лучший сценарий развития ситуации¸ что скорее на руку компаниям, добывающим сланцевую нефть, и позволит поддерживать объемы производства, соответственно цены на нефть могут продолжительное время оставаться на низком уровне.
Неравномерность экономического и социального развития, как следствие дисбаланса современного глобализированного мира с его исконно сложившимся неравноправием и своекорыстными действиями ТНК и групп развитых стран, не могут быть в обозримом будущем радикально преодолимы. Возможны отдельные меры по сглаживанию дисбаланса, но надежды на достижение справедливых начал достаточно беспочвенны. Они являются следствием сложившихся сложных отношений в мировой экономике с многоцелевыми субъектами – ТНК и государствами (развитых, развивающихся, догоняющего и настигающего развития). Радикальная перестройка и переустройство мировой экономики с его деформированными блоками и балансами невозможно без решительной ломки самой этой системы, как формы функционирования сложившейся на сегодня экономики глобализированного мира. Дисбалансы глобальной экономики в той или иной мере масштабно будут существовать всегда, в основе которых исконно сложившееся неравноправие, конкуренция, преимущество сильного над слабым, своекорыстные действия ТНК и групп стран и специфические законы функционирования мировой капиталистической экономики. Взять хотя бы валютные отношения, засилье доллара и евро, за которыми стоят экономические потенциалы соответствующих развитых государств, когда на одни США приходится свыше 20% производства мирового валового продукта. Бреттон-Вудские соглашения, учрежденные Ялтинской конференцией глав великих держав в 1944 году, когда реальный золотой стандарт определял возможности каждой страны в мировой торговле, впоследствии были преодолены. Теперь же, когда нет мирового универсального механизма регулирования в валютной и финансовой политике, тон задают доллар и евро, Федеральная резервная система (ФРС) США. Последние вне зависимости от мировой конъюнктуры и потребностей внутреннего рынка включают печатный станок и выпускают столько долларов, которые обеспечивают сверхпотребности страны, не обеспеченные не только золотым стандартом доллара, но и другими ценными бумагами – обязательствами. Так, по данным ряда мировых рейтинговых агентств, США в начале мирового кризиса (2008 г.) пустили в оборот где-то 16-17 трлн. не обеспеченных золотом долларов, которые покрыли потери таких крупнейших банков страны, как Чейс Манхэттан, GoldmanSachis и др. При этом ставка рефинансирования ФРС США на протяжении всех последних кризисных лет остается предельно низкой – на уровне 0,25%, что должно стимулировать производственную активность заемщиков в условиях депрессии и стагнации экономики. Так же низки кредитные ставки ведущих европейских банков для своих клиентов.
На VIII Астанинском экономическом форуме (2015 г.) Президент РК Н. А. Назарбаев особо выделил ациклический характер системного финансово-экономического кризиса, который отягощается накопившимися глубокими дисбалансами в сфере экономки и социальных отношений. По утверждению Н. А. Назарбаева, есть опасность скрытной, латентной формы вызревания следующей стадии глобального кризиса – перехода его из финансовой сферы в сферу валютных, экономических отношений. Тому порукой незаконные санкции против России, продиктованные не столько протекционизмом, сколько политическими мотивами, имперскими интересами США и стран Европейского союза.
Валютные, торговые войны открыто или скрытно будут иметь место и продолжаться (нарастая или затухая при соперничестве развитых, развивающихся стран), они продиктованы интересами экономики, государственного, национального суверенитета. Обострилась необходимость преодоления гегемонии доллара в межстрановых торговых расчетах, межгосударственных заимствованиях и хранении валют в качестве средств накопления. Проблема дедолларизации экономики развивающихся стран имеет как внутренние, так и внешние аспекты, которые, в конечном счете, должны регулироваться на государственном и межгосударственном уровнях, а также в пределах региональных союзов, зон свободной торговли и решаться в интересах каждой отдельной страны как субъекта международного экономического разделения. Достижение этой цели тем более сложно, когда идет достаточно активный процесс деглобализации, создаются суперблоки континентального, трансконтинентального плана. Предложения о валютном союзе, единой валюте в рамках ЕАЭС, по мнению международных авторитетных агентств, а также такого ведущего члена союза, как Казахстан, также преждевременны и на данном этапе вызывают категоричное противодействие. В условиях, когда Россия находится в тисках экономической и политической блокады, рассчитывать на российский рубль, тем более неконвертируемый, не приходится.
На VIII Астанинском экономическом форуме (2015 г.) Президент РК Н. А. Назарбаев с тревогой предупредил мировое научное сообщество, экономистов об опасности перерастания латентной фазы глобального кризиса в гиперкризис с изменением самой формы, как циклического, в кризис военно-политический, конфронтацию блоков и систем с использованием экономических потенциалов на новой научно-техничкой базе шестого технологического уклада. Подобный катарсис мировых межгосударственных отношений, охватывающий всю систему мироустройства, по утверждению аналитиков, невольно совпадает с мировыми кризисами, которые завершают циклы длинных волн Кондратьева (40-60 лет) в мировой экономике.
В этом плане Астанинский экономический форум 2015 г. явился первой диалоговой площадкой в Евразии по обсуждению и решению неотложных экономических, финансовых и монетарных проблем преодоления мирового финансово-экономического кризиса, охватившего на сегодня 80% мировой экономики. Идет процесс фрагментации мирового порядка, распад созданных некогда усилиями международных организаций общепринятых концептов, сдержек и противовесов в мировой политике. Явно наметилась потеря доверия между лидерами великих держав и эрозия международного права. Речь идет о праве неприкосновенности границ, территориальной целостности и суверенитета отдельных стран. Наметилась вольная трактовка права наций, народов на самоопределение. К примеру, Президент РФ В. В. Путин (в пору аннексии Крыма) выдвинул идею «русского мира» с обязательством защищать по всей планете не только граждан России, но и всех этнических русских и людей, говорящих на русском языке. На какое-то время идея оказалась достаточно популярной и стала идеологической базой возможной эскалации и в других регионах мира. «Идея русского мира», будучи агрессивной по своей сути, противоречит основополагающим положениям международного права о неприкосновенности границ, территориальной целостности и суверенитета больших и малых стран. В мире сейчас нет ни одно моноэтнического государства, будь то США, страны Латинской Америки, Россия, да и во всех других частях света. Не пристало России вмешиваться по внутренние дела государств, где есть русская диаспора. Это противоречит основополагающим положениям Устава ООН о государственном суверенитете государств мира. В этом же ключе осуждаются возможные попытки пересмотра результатов Ялтинской конференции (1944 г.), установившей незыблемость границ и территориальной целостности европейских стран.
Задача экономической науки, политологов мира дать ответы на эти судьбоносные проблемы «быть или не быть» мировому обустройству на началах сотрудничества и взаимопонимания, консенсуса. В этой связи естествен вывод Н. А. Назарбаева о том, что кажущаяся турбулентность кризисной депрессии можно трактовать как субфебрильное состояние, латентную форму мировой экономики, вызревания следующей стадии глобального кризиса, отличного по масштабам, сферам проявления и деструкции сложившихся экономических, социальных и политических отношений с охватом ведущих мировых блоков.
Потому как никогда актуальны и своевременны разработка и принятие неотложных мер укрепления экономических систем по отдельным странам и региональным союзам и принятие антициклических мер противостояния деструкции мирового экономического кризиса. В связи с этим, в Казахстане, как весомый ответ, разработаны и приняты стратегические программы «Казахстан-2030» и «Казахстан-2050», предложен Новый экономический курс «Нұрлы жол», Пять институциональных реформ, План Нации – 100 шагов. Эти государственные меры позволят вывести Казахстан на новый этап развития и войти в число развитых государств мира. В рамках реализации Программы «Нұрлы жол» в предстоящее пятилетие (2015–2019 гг.) приоритетное развитие современной инфраструктуры должно явиться драйвером устойчивого роста экономики Казахстана и сопредельных стран. В пору кризиса, как ответная мера, Казахстаном предложена всеобъемлющая государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития, вторая пятилетка которой будет выполнена в период 2015–2019 гг. По Программе «Нұрлы жол» затраты на инфраструктурные проекты планируются в объеме 14 млрд. долл., притом более 1/3 из международных финансовых институтов. Будет создано 50 тыс. новых рабочих мест. Такова практика обеспечения занятости в кризисные годы по США и Корее. В результате выполнения двух стратегических программ будет обеспечено сбалансированное развитие всех регионов страны, снизятся диспропорции как в экономическом развитии, так и в социально-демографическом аспекте. Все это будет работать на создание новой экономики и нового инфраструктурного каркаса страны. Будут внедрены самые современные реформы и стандарты государственного управления наиболее развитых стран.
Ключевой задачей поэтапной реализации стратегических программ и реформ является улучшение жизни казахстанцев. Это принципиально важно для создания широкого слоя среднего класса. Как заявил Н. А. Назарбаев в своей инаугурацинной речи (24.04.2015 г.), для обеспечения экономического роста, основанного на индустриализации, будут проведены кардинальные структурные реформы, ориентированные на стандарты развитых стран- членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Для диверсификации экономики будут привлечены ТНК в перерабатывающую промышленность, что обеспечит выход Казахстана на мировой рынок. Страна станет транспортными и логистическими центром Евразии. На VIII Астанинском экономическом форуме (2015 г.) Казахстан и руководство ОЭСР (Генеральный секретарь Анхель Гурриа) подписали «Страновую программу» с ОЭСР. В число членов «Клуба успешных государств» должен войти Казахстан в рамках «Стратегии-2050». Особенно важно сотрудничество с ОЭСР по вопросам повышения благосостояния уязвимых слоев населения с наиболее низкими доходами и уровня вовлеченности женщин в трудовую деятельность. Особую поддержку МОТ (Международной организации труда) и Департамента внешних связей ОЭСР находят амбициозные планы Казахстана по обеспечению устойчивости экономического роста и «Дорожная карта занятости-2020». Сотрудничество с Казахстаном, по мнению указанных международных организаций, дает возможность распространить позитивный опыт республики в развитии экономики на весь Центрально-Азиатский регион, особенно будет полезен опыт Казахстана, по мнению зарубежных экспертов, в быстром переходе этих стран к рыночной экономике. Позитивный опыт Казахстана в сфере благосостояния населения подтверждается данными о мониторинге уровня зарплат в страна ЕАЭС за первый квартал 2015 г. По данным межгосударственного статкомитета СНГ (февраль-март) и Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК (за март), самая низкая зарплата в Кыргызстане – 117,03 сома, или 200 долл., в Армении – 173,5 тыс. драмов, или 363 долл. На 90 долл. больше по сравнению с Арменией в Беларуси (почти 6,5 млн. белорусских рублей). Средняя российская заработная плата составляет 31,3 тс. рублей, или 629 долл. Зарплата в Казахстане – 132,5 тыс. тенге, или 713 долларов.
Казахстанский путь устойчивого развития – не политика выживания, а политика стратегического развития, прогнозирования. Они в совокупности и во взаимосвязи представлены Стратегией «Казахстан-2050», ПФИИР, Программой Новой экономической политики «Нұрлы жол» и Планом Нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ». Речь идет о создании сильного государства развитой экономики и всеобщего труда. Это основа создания общества благоденствия как конечной цели «Стратегии «Казахстан-2050». Как отмечал Анхель Гурриа, Генеральный секретарь ОЭСР, на VIII Астанинском экономическом форуме: «Страна, позиционируя себя глобальным игроком, выстраивает глобальные хозяйственные связи, содействует глобальному и региональному политическому диалогу». Порукой тому проводимые в последние годы реформы, направленные на повышение конкурентоспособности Казахстана. В результате, ВВП на душу населения в период с 2005 по 2014 г. вырос более чем в 3 раза и достиг 13 тыс.долл. Это уровень страны со средним доходом по мировому рейтингу. Важно настойчиво продолжать диверсификацию экономики, которая будет способствовать инклюзивному и устойчивому развитию в будущем. Словосочетание «устойчивое развитие» Н. А. Назарбаев впервые озвучил в 1995 г. Сегодня Казахстан, по мнению экспертов VIII Астанинского форума, уверенно идет по пути стабилизации, направляя усилия на развитие экономики, человеческого потенциала. Республика еще в 2026 г. получила статус страны с рыночной экономикой, по уровню привлечения иностранных инвестиций она обошла не только страны СНГ, но и многие центрально- и восточно-европейские государства. Заложены основы социально ориентированного общества. В течение последних пяти лет в Казахстан стабильно поступает около 20 млрд. долл. Ежегодно страна демонстрирует устойчивый уровень привлечения иностранных инвестиций.1 В результате, республика становится более конкурентоспособной, с более позитивной экономикой. Период экономической нестабильности используется для структурных институциональных реформ с улучшением инвестиционного климата.
На современном этапе центр экономического развития смещается в страны Азиатского региона. Есть возможность для укрепления сотрудничества с растущими экономиками мира, и Казахстан в качестве важного транспортного хаба будет играть ключевую роль для развития многих других стран. О потенциале Казахстана в развитии мировой экономики профессор Нью-Йоркского университета Нуриель Рубини отмечает: «Конечно, это экономика, которая стратегически расположена между Востоком и Западом. Новый Шелковый путь, который будет соединять Китай, Азию с Россией и Европой, с центром в Казахстане, является пересечением дорог из всех регионов, которые являются активными игроками в глобальной экономике».2 Трансказахстанский маршрут, соединяющий Европу и Азию, будет ежегодно перевозить 5-8% потенциального объема товарооборота по направлению Китай – ЕС – Китай до 2020 г. В ближайшие 10 лет в транспортную отрасль будет привлечено свыше 30 млрд. государственных и частных инвестиций. Вложения в инфраструктуру в самом широком смысле – в финансовую, транспортную сферу, на инфраструктуру человеческого капитала – эти три важных компонента являются базисными к долгосрочному социально-экономическому развитию Казахстана.
Для всех стран актуальны вопросы устойчивого развития в долгосрочной перспективе. Европейский союз (ЕС) переживает период медленного восстановления, рост которого, по оценкам рейтинговых агентств, вероятно, в предстоящие годы будет не более 1,5%. Экономическая активность оживляется медленно (в 2015 г. в пределах 0,5-0,8%). Это свидетельство того, что последствия нынешнего финансового и экономического кризисов более продолжительны по времени. Прежние механизмы и инструменты финансового регулирования не дают прежнего эффекта. Современное капитальное строительство усложнилось в институциональном, инфраструктурном, социальном, политическом аспектах. Изменились механизмы, системы управления, которые стали многофакторными. Безработица не снижается. Если в Польше и Испании она идет несколько на убыль, то в других странах (Франция, Италия, Бельгия, Греция, Финляндия, Прибалтийские страны) синусоида этого процесса еще высока (на уровне 20-25%).
МВФ не видит оснований для скорого возрождения и российской экономики. Объективно она оказалась в тисках неблагоприятных внешних и внутренних факторов. В 2015 г. ожидается рецессия с последующим умеренным восстановлением в 2016 г. По прогнозам, в 2015 г. ВВП РФ снизится на 3,4%, это обусловлено спадом внутреннего спроса, вызванного сокращением зарплат в реальном выражении, более высокой стоимостью капитала (банковского кредита) и снижением уверенности бизнеса в условиях низких цен на углеводороды и природное сырье. Об этом заявляет руководитель миссии МВФ по России Эрнесто Рамирес Риго. В 2016 г. рост российской экономики составит не более 0,2%, что на уровне статистической ошибки. Согласно Росстату, доходы граждан падают пятый месяц подряд. А это означает снижение спроса и соответственно падение всей экономики. Россия, как никогда, нуждается в дешевых источниках накопления. Кредитные организации со ставками в пределах 14-17% не берут на себя риски, нет уверенности в возврате денег.3 Нужно регулирующее вмешательство государства и направлять средства непосредственно под заемщика, а не под банк.
В условиях нарастающей конкуренции на мировом рынке и пресса экономических санкций США и ЕС в отношении РФ возможности последней в инновациях и выпуске новейшей технологичной продукции объективно сужаются. Надежд на импортозамещение собственных нужд России в новых технологиях, естественно, ограничиваются временным лагом организации новых производств. В этих условиях Казахстану объективно необходим поиск новых рынков передовой техники на рынках развитых стран за пределами ЕАЭС. Суверенные права республики в обеспечении неотложных потребностей производства на новом инновационном этапе 2-ой пятилетки ПФИИР незыблемы и неприкосновенны, как имеющие судьбоносное значение для будущего страны. В этих условиях суверенитет республики обретает новые пределы и возможности вне ЕАЭС. Это принципиально новый тренд проявления экономического суверенитета Казахстана при решении неотложных, жизненно важных инновационных задач республики. Он должен проявиться в расширении связей с мировым сообществом, в том числе со странами с технологиями будущего роста. В этом смысле индустриальный вектор Казахстана может принести в будущем оптимальные результаты для устойчивого роста экономики. Естественно, республика должна активно формировать собственный буферный запас, чтобы сильно не зависеть от мировых цен на ресурсы, порукой тому открытость республики для инвестиций, богатые природные ресурсы и образовательный человеческий капитал. Устойчивое развитие экономики, используя необходимые производственные ресурсы, в будущем должно обеспечить стабильность национальной валюты. Практическую реализацию проблемы мы видим в завершении новой программы «Путь в Европу», в инициативах Президента РК о формировании нового Объединенного Евразийского экономического пространства на базе и вокруг «Экономического пояса Шелкового пути». В 2014 г. объем торговли между РК и ЕС достиг 53 млрд. долл. Это самый высокий показатель во внешнеторговом обороте республики.
Естественно, объективные условия жесткой конкуренции за новую технологию и инновации при выходе из кризиса определяют стремление каждой из стран к сотрудничеству с более крупными и развитыми странами. Об этом определенно заявил Н. А. Назарбаев на VIIIАЭФ – 2015 г.
В то же время вследствие западных санкций рынок РФ испытывает трудности производства инновационной продукции и сужаются возможности ее рынка в рамках ЕАЭС в аспекте удовлетворения потребностей членов Союза. На сегодня российский рынок нуждается в нас как в потребителях промышленной продукции. Почти 40% продукции всего машиностроительного комплекса России (2013 г.) поступает в Казахстан. Если иметь в виду, что объем российской инновационной продукции во внешней торговле не превышает 1,7-2,0%, то естественно, она не может удовлетворить нужд индустриализации в республике. Объемы взаимной торговли в рамках ЕАЭС за 2014 и первое полугодие 2015 г. сократились. Беларусь переориентируется с российского на другие экспортные рынки. Та же тенденция характерна и для Казахстана. За I квартал 2015 г. экспорт Беларуси и Казахстана в РФ по сравнению с тем же периодом прошлого года сократился на 22,7 и 22,0% соответственно. Работать с российским рынком стало сложнее из-за неопределенной экономической ситуации, резкой девальвации и волатильности курса рубля и усилившейся защиты отечественных производителей в РФ.
В условиях серьезных испытаний в финансовой сфере и неустойчивости национальной валюты РФ, начиная с 2012 г. ставится вопрос об усилении координации и более жесткого сотрудничества госорганов стран Таможенного союза и ЕАЭС в сфере валютных и денежно-кредитных отношений. Речь идет, на уровне общего посыла, о том, чтобы в трудное время кризиса вместе поддерживать реальный сектор и банковскую систему. А в перспективе ставится вопрос об усилении координации вплоть до валютного союза. Будучи в Астане в 2015 г., Президент РФ В. В. Путин прямо предлагал обсудить вопрос о «формировании валютного союза в рамках Евразийского экономического союза». Ранее, в 2012 г., премьер Д. А. Медведев еще до создания ЕАЭС предлагал в перспективе решить вопрос об единой валюте стран Единого экономического пространства (ЕЭП). В случае формирования валютного союза ЕАЭС не приходится сомневаться, что «валютный союз» будет управляться из России, экономический потенциал которой в 14-кратном размере превышает возможности Казахстана и примерно на два порядка выше Беларуси. Основные парадигмы и конкретные меры денежно-кредитной политики будут определяться Москвой. Даже дополнительная капитализация банков (БВУ) в случае кризиса в первую очередь будут выделяться в пользу более крупных, а Казахстану и Беларуси – по остаточному принципу. Не говоря уже об инвестициях, которые будут распределяться из единого центра. Это будет фактически повторением уже пройденной советской практики, когда сколь-нибудь стоящие объекты и мероприятия финансировались, субсидировались в централизованном порядке из Госплана. Создание единой валюты ЕАЭС может явиться результатом проведения единой экономической политики и интеграции всех блоков сложной системы национальных экономик. Даже пример Европейского союза и Маастрихтских соглашений неоднозначен, хотя с образования Европейского объединения угля и стали, первоначального союза европейских стран, прошло более шестидесяти лет. Еще предстоит определиться с категориями «экономическая» и «политическая интеграция», межгосударственный союз или единое государственное объединение с потерей суверенитета членов этого союза. На данном этапе формирования и управления постсоветских государств приоритетной и судьбоносной задачей является сохранение их независимости и формирование равноправных субъектов международных экономических отношений.
Обострение финансового кризиса и внешних факторов экономического роста осложняют решение стратегических задач новой индустриализации, особенно на уровне Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В ближайшие 10-15 лет республике предстоит воссоздать современный промышленный потенциал с новой структурой экономики как исходно реальную базу реализации «Стратегии «Казахстан-2050», соразмерной с мировыми тенденциями послекризисного освоения пятого и шестого технологических укладов. Доля промышленности в ВВП должна быть доведена до 40%, характерной для Китая, наиболее динамично развивающейся экономики настигающего развития.
На этапе обострения экономического кризиса Президент РК Н. А. Назарбаев выдвигает Программу «Нурлы жол» как государственную меру и важный механизм обеспечения устойчивого развития экономики страны на предстоящую пятилетку. Это в условиях обострения внешних рисков и дестабилизации макроэкономической ситуации в стране. Обширная программа инфраструктурного обустройства объемлет качественно новую организацию транспортных (наземной, воздушной и морской) связей и обслуживания потребностей и нужд экономки и населения. Это новый уровень комплексного развития экономики.
Программа «Нұрлы жол» особенно важна на этапе выполнения заданий 2-й пятилетки ПФИИР. Производственные мощности многих предприятий, построенных и планируемых в рамках индустриальной программы, превышают внутренний спрос. Следует ориентироваться на рынки ближнего и дальнего зарубежья. За 2014 год казахстанский экспорт в государства ЕЭП уменьшился на 10,7%, а в РФ – на 20%. Ситуация на российском и в целом на мировых рынках продолжает ухудшаться. Реализация продукции на экспорт требует внимательного изучения маркетинга внутренней и внешней конъюнктуры рынка. При этом современная транспортная инфраструктура, обеспечивающая рациональные экономические связи между регионами с выходом на партнеров из ближнего и дальнего зарубежья, – важное условие эффективного функционирования любой национальной экономики.
Принципиально новым и определяющим в Программе «Нұрлы жол», на наш взгляд, является ее органическое слияние с базовой программой индустриализации. Инфраструктура, как важная сфера воспроизводства по доведению товара до конечного потребителя всегдабыла узким местом периферийных экономик. Новая организация отраслей инфраструктуры будет иметь многоканальный мультикативный эффект для формирующейся национальной экономической системы Казахстана.
Кроме того, инфраструктурное обустройство страны, обеспечивая налаженные экономические связи между регионами и точками роста экономики в областях, явится естественным выходом к межконтинентальным путям сообщений, как например, «Западная Европа – Западный Китай» или уже открытый путь на Иран и Ближний Восток, связывающим страны Центральной Азии и Персидского залива. Программа «Нұрлы жол» – реальная государственная акция по последовательному преодолению естественного барьера «landlockedcountries» – феномена Казахстана как «закрытой страны» в центра Евразийского континента, дающая серьезные возможности для смыкания налаженных внутренних инфраструктурных магистралей республики с международными путями сообщений, вплоть до морских порталов Запада и Востока.
Важный аспект инфраструктурного обеспечения экономики Казахстана – открытие совместного казахско-китайского терминала в порту Ляньюньган, созданного по инициативе Президента РК Н. А. Назарбаева. Новый транспортно-логистический терминал вкупе с регулярным контейнерным поездом Ляньюньган – Алматы нацелен на повышение экспортно-импортного и транзитного потенциала не только с Китаем, но имеет и прямой выход в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и Юго-Восточной Азии (АТР). Так, казахстанская политика де-факто реально способствует восстановлению экономического пояса Шелкового пути через магистраль Западная Европа – Западный Китай, что активно поддерживается и Китаем.
Новая экономическая программа «Нұрлы жол» по своей стратегической значимости объективно не может быть ограничена временными рамками и восприниматься как тактическая задача, рассчитанная на 3-5 лет. Речь идет о начале реализации уникального транзитно-транспортного проекта международного уровня, имеющего для Казахстана стратегическое значение. Он должен изменить положение Казахстана, как важного транспортно-логистического хаба в центре Евразии, призванного обеспечить экономичную связь между Западной Европой, Китаем и ведущими странами ЮВА. Это важно тем более, когда Казахстан успешно завершил переговоры о новом Соглашении о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом, включающем 29 сфер взаимодействия. Подобный масштабный акт взаимного сотрудничества со странами ЕС, располагающими мощным инвестиционным, научно-техническим и инновационным потенциалом, трудно переоценить. Если учесть, что ЕС крупнейший торгово-экономический и инвестиционный партнер Республики Казахстан с объемом товарооборота в 50 млрд. долл. (2014 г.), то реализация НЭП «Нұрлы жол» открывает новые возможности для европейского бизнеса. Роль Казахстана в качестве связующего звена возрождающихся трансконтинентальных путей будет возрастать с трансформацией ее экономики на базе новейших инновационных достижений и новых технологий. Программа «Нұрлы жол» в ближайшие годы станет основным двигателем роста национальной экономики. Общий объем средств на реализацию программы составил 20 млрд. долл.
Учитывая особое значение ЕАЭС в сфере межконтинентального сотрудничества и новой программы «Нұрлы жол», Китай выступил с инициативой о создании международного «Экономического пояса Шелкового пути», которая была озвучена председателем КНР Си Цзиньпином в «Назарбаев университете» во время официального визита в Казахстан в 2013 году. В ноябре 2014 года Китай создал инвестиционный фонд в 40 млрд. долл., средства которого будут вложены в проекты наземного и морского «Шелкового пути». Существующие морские портовые маршруты не могут удовлетворить растущие потребности международной торговли. Сегодня ее объемы между Китаем и ЕС достигают 600 млрд. долл., а к 2020 году превысят 800 млрд. долл. Потому особо важна инициатива лидера КНР. Концепция Председателя Си Цзиньпина «Один пояс, один путь» открывает возможность последовательной интеграции ЕАЭС и проекта «Новый Шелковый путь». Это фактически воссоздание исторического транспортного коридора, что соответствует общемировым тенденциям глобализации. Инициатива «Нового Шелкового пути» закладывает реальные основы взаимодействия стран на Великом Шелковому пути. Сплочение стран Евразийского союза и Китая с раскрытием экономических потенциалов и возможностей взаимовыгодного сотрудничества на уровне стратегических задач, как заявил Ван Чжэнвэй, зампредседателя Всекитайского Народного политического консультативного совета на VIII Астанинском экономическом форуме, откроют новые возможности для развития экономик наших стран. При это по Новому Шелковому пути будет создана эффективная транслогистическая транспортная система и вся необходимая инфраструктура: сухопутные, морские пути, авто-, железнодорожные и логистические центры с предоставлением высокого уровня сервисных

181127 раз
показано45844
комментарий