• Общество
  • 21 Июля, 2015

АССАМБЛЕЯ НАРОДА КАЗАХСТАНА – УНИКАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ

Ассамблее народа Казахстана – 20 лет

Кабдулсамих АЙТХОЖИН,
доктор юридических наук, 
профессор Евразийской юридической академии им. Д. А. Кунаева

2015 год для нашей страны, независимого Казахстана, – особый юбилейный год, в течение которого Правительством совместно с Ассамблеей народа Казахстана по поручению Президента РК Н. А. Назарбаева, данному на XXI сессии Ассамблеи, реализуется Национальный план мероприятий по проведению Года Ассамблеи народа Казахстана и 20-летия Конституции.

«Это два великих события, составляющие единую связь в нашей летописи, – отметил Глава государства на XXI сессии Ассамблеи народа Казахстана. – Именно Ассамблея на двух своих первых сес­сиях поддержала принятие Конституции в 1995 году. Она первой из всех общественных институтов призвала народ проголосовать на референдуме за Конституцию. Я это не забуду и благодарен за это. Поэтому предлагаю объявить следующий 2015 год – Годом Ассамблеи народа Казахстана».1

С первых дней обретения независимости Казахстан стал проводить государственную политику, направленную на правовое обеспечение межнационального согласия этносов и национальных групп, населяющих нашу страну. В стратегических приоритетах молодого суверенного государства особое место сразу же стало отводиться «именно сохранению и укреплению межнационального согласия и взаимопонимания, дружбы и единства» всех этносов и национальных групп, населяющих Казахстан.2 В 1995 г. в новом Основном Законе страны конституционно был утвержден принцип, что суверенитет республики основан на целостности и единстве всего народа Казахстана, а не отдельных национальностей, что обеспечивало равенство прав и свобод всех казахстанских граждан, независимо от их национальной принадлежности.3
Ассамблея народа Казахстана, как символ этнического многообразия Казахстана, на протяжении двух десятилетий является главным органом по продвижению и защите межконфессионального и меж­этнического согласия в стране. За годы строительства независимого Казахстана Ассамблея, как уникальный инструмент гармонизации межнациональных отношений, внесла весомый вклад в созидание демократической государственности, став реальным институтом консолидации полиэтничного казахстанского народа.
В поздравлении Президента Н. А. Назарбаева с 20-летием Ассамблеи народа Казахстана отмечается: «Ассамблея народа Казахстана – это главный и прочный фундамент мира, согласия и дружбы всех этносов, живущих на благословенной земле нашей Родины. Она сыграла важнейшую роль в истории становления и укрепления независимости, всенародном принятии Конституции Республики Казахстан, проведении глубоких реформ экономики, масштабных преобразований социальных и политических основ нашего общества. Ассамблея народа Казахстана стала вечной хранительницей единства нашего многонационального народа. Она утверждает в сознании казахстанцев великие общие ценности – единство, стабильность, толерантность, всеобщий труд, патриотизм».4
Президент Н. А. Назарбаев инициатор проведения в 1992 г. исторического I Форума народов Казахстана. Он уделяет большое внимание вопросам укрепления межнационального согласия в казахстанском обществе. В сложнейшей политической и экономической ситуации начала 1990-х гг., когда необходимы были принципиально новые идеологемы в политике, экономике, межнациональных отношениях и в других сферах жизнедеятельности общества и государства, в работе «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства» Н. А. Назарбаев, в первую очередь, в качестве фундаментального положения внутренней политики молодого государства выдвигает принцип межнационального согласия (консенсуса), определяющего «особенности казахстанского пути построения демократического правового государства и особенности нашего вхождения в мировое сообщество».5 
В этой связи Н. А. Назарбаев отмечал, что «проблемы социальной стабильности и динамического равновесия интересов многонационального народа всегда будут определять ход процессов становления нашего государства. Сознавая это, необходимо постоянно заботиться о сплочении всех народов республики во имя процветания Казахстана, счастья и свободы каждой личности, о подъеме материальной и духовной культуры всех граждан. Уверен, что мы сможем этого добиться, опираясь на традиционное, изначально присущее казахам, умение жить в мире и согласии с представителями любых наций и народностей, их природную доброжелательность и глубокое уважение к интересам соседей. Такая же доброжелательность, уважительность и понимание естественного стремления казахской нации к своему возрождению со стороны других народов, населяющих Казахстан, станет фундаментом согласия и дружбы в нашем государстве». 
«Совершенно очевидно, что в условиях многонационального Казахстана существует лишь один путь реализации общенациональных интересов, который заключается в обеспечении равенства всех народов при интегрирующей роли казахской нации, – пишет в эти труднейшие для страны годы в работе «Идейная консолидация общества – как условие прогресса Казахстана» Н. А. Назарбаев. – Любой другой – чреват губительными конфликтами, остановкой демократических реформ. В этой связи ключевой идеологической задачей для нас является обеспечение межнационального согласия»6. В этой же работе Глава государства высказал предложение о необходимости создания некой неправительственной структуры, которая смогла бы взять на себя функции проведения в жизнь идей межнационального согласия, единения и быть руководящим органом Форума народов Казахстана, в составе которого «нужно предусмотреть представительство всех этнических групп, известных общественных деятелей, наиболее авторитетных в республике личностей, глав администраций».
И впоследствии эта идея Н. А. Назарбаева, впервые высказанная им на Форуме народов Казахстана в декабре 1992 года, была воплощена в Ассамблее народов Казахстана, как уникальном инструменте цивилизованного осуществления национальной политики, созданном Указом Президента РК от 1 марта 1995 г. «Об образовании Ассамблеи народов Казахстана», как консультативно-совещательном органе при Главе государства. 
И в условиях сложнейших переломных моментов отечественной истории именно Ассамблея народов Казахстана стала инициатором проведения двух судьбоносных для молодого независимого государства республиканских референдумов: по продлению полномочий Президента республики до 2000 г. и принятию новой Конституции 1995 г. По словам Главы государства: «Мы можем с уверенностью сказать, что все наши достижения в сфере межнациональных отношений есть результат многогранной целенаправленной деятельности Ассамблеи народа Казахстана». 
Через годы в своей широко известной работе «Казахстанский путь» Н. А. Назарбаев также с гордостью отмечал: «Мы создали уникальный инструмент межнациональных отношений в лице Ассамблеи народа Казахстана. Ни в одной стране мира нет подобного авторитетного и представительного инструмента национальной политики».7
Именно в лице Ассамблеи через объединение усилий всех этнокультурных центров была создана такая организация, которая сумела обеспечить необходимые пути конструктивного диалога и общения со всем многонациональным народом Казахстана, постоянно учитывать его насущные интересы, запросы и чаяния. И в настоящее время Ассамблея – «это не просто организационная структура, это – неотъемлемая часть нашей жизни, символ нашего мира и единства». 
В дальнейшем на VII сессии Ассамблеи народов Казахстана, прошедшей 15 декаб­ря 2000 г., Президентом страны Н. А. Назарбаевым был поставлен вопрос о принятии специального закона об Ассамблее. В ходе конституционной реформы 2007 года данное поручение Главы государства было учтено. В первую очередь, по предложению Главы государства была самым принципиальным образом повышена роль Ассамблеи народа Казахстана, получившей высокий конституционный статус. В п.1 ст.51 Конституции РК 1995 г. было внесено дополнение: «Девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана». Конституционно-правовой статус Ассамблеи был установлен в целях реализации государственной национальной политики, обеспечения общественно-политической стабильности в стране и повышения эффективности взаи­модействия государственных и гражданских институтов общества в сфере меж­этнических отношений.
20 октября 2008 г. по законодательной инициативе Президента Н. А. Назарбаева Парламентом был принят Закон «Об Ассамблее народа Казахстана», определивший правовой статус, порядок формирования и организацию работы Ассамблеи. Основной целью работы Ассамблеи является обеспечение межэтнического согласия в стране в процессе формирования казахстанской гражданской идентичности и конкурентоспособной нации на основе казахстанского патриотизма, гражданской и духовно-культурной общности народа Казахстана при консолидирующей роли казахского народа.8 
Время подтвердило историческую значимость и дальновидность принятого Главой государства решения о создании Ассамблеи народа Казахстана, как важнейшего института межнационального согласия в обществе и единства казахстанского народа, полностью себя оправдавшего. Под руководством Н. А. Назарбаева Ассамблея народа Казахстана стала общенациональным институтом мира и согласия, обретя подлинно народный характер. Ассамблею народа Казахстана, ставшую конституционным органом, «называют не просто детищем Президента, а его великим триумфом».9
Как видно, основные задачи и направления работы Ассамблеи позволили этому уникальному инструменту межэтнической интеграции стать консолидирующей силой общества в сфере обеспечения межнационального согласия. И если на этапе становления Республики Казахстан главной задачей государства была консолидация казахстанского общества на основе межэтнической толерантности и общественного согласия, то на нынешнем этапе развития страны стратегическим приоритетом стало достижение национального единства, основанного на признании общей для всех казахстанских граждан системы демократических ценностей и принципов. 
Поэтому с учетом новых вызовов времени важнейшим фактором обеспечения межнационального согласия в стране является в настоящее время Доктрина Национального Единства Казахстана, разработанная по поручению Н. А. Назарбаева как стратегический документ государства в сфере национальной политики. Обес­печение национального единства нашей страны является важнейшим условием создания демократического, правового, социального и светского государства. 
Необходимость Доктрины, как мощного объединительного фактора казахстанского общества, была «рождена самой жизнью, она вытекает из логики истории, из нашей общей судьбы. Потому что без единства – нет Нации. Без Нации – нет государства. Без государства – нет будущего».10 В соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 г., Доктрина является главным инструментом процесса консолидации казахстанского общества. Ведь экономический рост, социальный прогресс и демократическое развитие страны возможны только при консолидации и сохранении единства казахстанского общества. 
Таким образом, благодаря неустанной политической воле Президента Н. А. Назарбаева создана уникальная казахстанская модель межнационального согласия и единства. Она получила широкое признание в мировом сообществе, являясь примером для подражания для всех многонациональных стран мира. 
Сегодня Ассамблея народа Казахстана своей кропотливой повседневной работой утверждает в нашем обществе важнейшие общие ценности: единство, стабильность, толерантность, патриотизм, формируя у казахстанцев высокую ответственность и гордость за нашу вечную Родину – Мәңгілік Ел. «Несмотря на этническое, культурное и религиозное многообразие, мы сохранили в стране мир и политическую стабильность, – подчеркивается в Послании Президента Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства». – Казахстан стал родным домом для представителей 140 этносов и 17 конфессий. Гражданский мир и межнациональное согласие – наша главная ценность. Мир и согласие, диалог культур и религий в нашей многонациональной стране справедливо признаны мировым эталоном. Ассамблея народа Казахстана стала уникальной евразийской моделью диалога культур». Поэтому, конечно, нельзя не признать то огромное влияние, которое оказала Ассамблея, являясь уникальным институтом общественного и межнационального согласия по объединению всех национальных групп нашей страны в единый казахстанский народ. 
Ассамблея народа Казахстана, как и другие государственные органы и институты гражданского общества, вносит свою лепту в строительство общества равных возможностей, где все равны перед законом, где не должно быть хороших или плохих по этническим или другим признакам, «и не должно быть никаких преференций никаким этносам, права и обязанности у всех одинаковы».11 
Думается, что в современных условиях Ассамблея народа Казахстана сыграет еще большую роль в формировании нового казахстанского патриотизма, как фундаментального устоя, объединяющего все общество, вне этнических различий. Н. А. Назарбаев в этой связи отмечает: «Наша главная цель в данном направлении прос­та и понятна: мы должны сохранить и укрепить общественное согласие. Это – непреложное условие нашего существования как государства, как общества, как нации. Государство и народ должны это осознавать и работать вместе. Надо воспитывать в себе и наших детях новый казахстанский патриотизм. Это, прежде всего, гордость за страну и ее достижения. Но сегодня на новом этапе состоявшегося государства такое понимание уже недостаточно. Мы должны прагматично посмотреть на этот воп­рос. Мы любим страну, мы ею гордимся, если государство гарантирует каждому гражданину качество жизни, безопасность, равные возможности и перспективы».
В условиях острого мировоззренческого и ценностного кризиса современной цивилизации Ассамблея народа Казахстана может оказать немалую помощь и отечественной интеллигенции, которая играет ключевую роль в проектировании ментальной, мировоззренческой модели будущего страны. В этой связи особым направлением работы Ассамблеи народа Казахстана, как одной их мостовых площадок для полноценного диалога и взаимо­действия Востока и Запада, должна стать деятельность по формированию исторического сознания нации и всеказахстанской идентичности, как стержня исторического сознания нашего народа.
Особая роль принадлежит Ассамблее народа Казахстана и в реализации Плана Нации – «100 шагов» по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Н. Назарабаева, закладывающего коренные преобразования в обществе и государстве в целях укрепления казахстанской государственности. Речь прежде всего идет об активном участии Ассамблеи в разработке проекта патриотического акта «Мәңгілік Ел», призванного придать запас прочности страны на долгие века в условиях сложнейших испытаний.12 
В рамках данного исторического документа Ассамблеей народа Казахстана должен быть разработан и подготовлен масштабный проект «Большая страна – большая семья», который должен укрепить казахстанскую идентичность и создать условия для формирования целостной гражданской общности казахстанцев, как единой семьи. Несомненно ключевое значение Ассамблеи в разработке и реализации национального проекта «Менің елім», как визитной карточки нашей страны, а также проекта по продвижению идеи Общества Всеобщего Труда с учетом планов реализации программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол». 
Все это говорит о важности постоянного внимания к вопросам деятельности Ассамблеи народа Казахстана, всецело обеспечивающего общественное согласие и политическую стабильность в казахстанском обществе. Поэтому в условиях постоянных вызовов и угроз глобализации органы государства и все институты гражданского общества рука об руку с Ассамблеей должны и далее вести постоянный мониторинг изменяющейся обстановки в развитии национальных и меж­национальных отношений в стране. 
Вместе с тем, надо всегда помнить, что межнациональное согласие и национальное единство в обществе не даются раз и навсегда. Это – постоянный каждодневный труд всех без исключения казахстанцев, это – труд, за который несет ответственность каждый из нас.

ЛИТЕРАТУРА
1. «Стратегия «Казахстан-2050»: культура мира, духовности и согласия. Выступление Президента Казахстана Н. А. Назарбаева на XXI сессии Ассамблеи народа Казахстана, akorda.kz
2. Доклад Президента Республики Казахстан, Председателя Ассамблеи народов Казахстана  Нурсултана Абишевича Назарбаева на VI сессии Ассамблеи народов Казахстана. Материалы VI сессии Ассамблеи народов Казахстана. Астана, 2000, с. 102–140.
3. Доклад Президента Республики Казахстан, Председателя Ассамблеи народов Казахстана  Нурсултана Абишевича Назарбаева на VII сессии Ассамблеи народов Казахстана. Материалы VII сессии Ассамблеи народов Казахстана. Астана, 2001, с. 56–76.
4. Поздравление Главы государства с 20-летием Ассамблеи народа Казахстана. Казахстанская правда. 3 марта 2015 года.
5. Назарбаев Н. А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. РГЖИ «Дәуір», 1992, с. 31–56.
6. Назарбаев Н. А. Идейная консолидация общества – как условие прогресса Казахстана. Алматы: ФПИ «Казахстан XXI в.», 1993, 32 с.
7. Назарбаев Н. А. Казахстанский путь. Караганда, 2006, 372 с.
8. Закон Республики Казахстан от 20 октября 2008 г. «Об Ассамблее народа Казахстана» №70-IV. Ведомости Парламента Республики Казахстан.  2008, №17–18 (2522), с. 70.
9. Независимый Казахстан и Лидер Нации: (Новейшая история Казахстана и историческая роль Первого Президента Н. А. Назарбаева). Аяган Б. Г., Ауанасова А. М., Габдуллина А. Ж., Кыдыралина Ж. У., Селиверстов С. В., Сулейменов А. И. Под ред. Аягана Б. Г. Алматы: Раритет, 2010, 392 с.
10. Доктрина Национального Единства Казахстана. Государственная этнополитика Казахстана: новые тренды: Методическое пособие. Под общ. ред. Е. Л. Тугжанова. Астана: Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан, 2001, с. 139–145.
11. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства», akorda.kz.
12. Президент Республики Казахстан Назарбаев Нурсултан. План Нации – 100 шагов. Современное государство для всех. Казахстанская правда. 20 мая 2015 года.

5665 раз

показано

335

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми