• Общество
  • 25 Февраля, 2013

Задачи национального воспитания

Людмила СЕКСЕНБАЕВА,

к. п. н., доцент

Исходным пунктом исследования процесса восхождения к национальному воспитанию, на наш взгляд, является проблема национального достоинства личности. Природа не знает человека безнационального, а так как человек – центр притяжения всех общественных отношений, то и национальный человек, как носитель свойств и достоинств своей нации, невольно выступает в роли связывающего звена в процессе национального общения и межличностных отношений в целом. Научить ребенка одновременно чувствовать и мыслить, жить и творить, причем, не только для себя или для других, но и со всеми и для всех, есть родовая черта человека – таково, на наш взгляд, одно из основных направлений методологии формирования национального воспитания учащихся в средних школах.

Понятие «национального достоинства личности» в языке межнационального общения и «адамның ұлттық абыройы» и «кісінің ұлттық намысы» в государственном языке Казахстана часто употребляется сегодня в общественной и политической жизни республики, естественно, связано с общим этимологическим значением слова «достоинство», но будучи производным от него, служит для обозначения относительно самостоятельного и неодновременного социального явления. В самом общем виде национальное достоинство личности можно представить как концентрированное выражение абсолютной ценности любого конкретного человека как носителя конкретной национальности (совокупности качеств и свойств, имманентно присущих той или иной нации, народности).

В рамках действия Доктрины национального единства, проблема национального достоинства личности является, на наш взгляд, важной и своевременной, так как она реализуется и обнаруживает себя в межнациональном общении учащихся.

Природа национального, как известно, не содержит единственных в своем роде особенностей, которые были бы присущи только одной нации. Лишь определенная совокупность неповторимо соотнесенных самой природой и условиями социального бытия национальных черт позволяет утверждать о национальной самобытности, об отличиях одной нации от другой, но не о национальном превосходстве и исключительности какой-либо из них.

«Человек, как известно, входит в человечество не абстрактно, а через ту или иную нацию». Само всечеловеческое единство, как писал русский философ Н. А. Бердяев, существует в формах национального бытия его частей. В национальной множественности человечества, человек обретает национальную индивидуальность фактов своего рождения и последующего развития. Поэтому, в общественных отношениях он выступает не иначе как национальный человек, соединяющий в себе общеродовую человеческую сущность и личностно-национальные черты. Из выше сказанного следует, что главной целью формирования личности ученика, как национального человека, является фактор – как один из путей стабилизации и развития общественных отношений формирования социально зрелой личности. Одной из методологических задач национального воспитания является, на наш взгляд, появление потребности как основного источника активности личности. Все стороны личности проявляются в деятельности, и именно потребности заставляют действовать человека. В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Своей деятельностью ученик изменяет окружающий мир. И чтобы осуществить эту деятельность, необходимо учителю, педагогическому коллективу, семье включаться в этот процесс – процесс активизации ученика в познании социума.

Общей методологической основой национального воспитания в многонациональном учебном коллективе, полагаем, должны стать присущие традициям практически каждой нации нашей республики любовь к ближнему, почтение к старшим, забота о младших, уважение к труду, стремление к миру и согласию. При этом должен быть преодолен доминирующий в учебном процессе стереотип формирования одновременного, линейномыслящего и законопослушного индивида, сознательная ответственность которого перед собой и ближним своим подменялась преданностью тоталитарному режиму. Многонациональный учебный и, в особенности, педагогический коллектив, каждый учитель или преподаватель достигнут успеха в национальном воспитании ученика лишь тогда, когда они не только будут в точности выполнять свои служебные обязанности по отношению к очевидному поведению и внешней среде учащегося, но и когда почувствуют и тесно определят свой долг перед внутренним миром национального индивида и формы воздействия на его психологию, не умаляя национального достоинства личности подростка, ученика.

Феномен национального воспитания достигается за счет взаимодействия трех составляющих, а именно, это формирование у детей национального достоинства, национальной гордости и национальной совести. Вся учебно-воспитательная работа строится под национальной идеей, идеей «iштесу». Что означает «все постоянное, все сокровенное…» из народной мудрости казахского народа.

Педагогическими условиями национального воспитания в учебном процессе являются:

– создание центров землячества, осуществление культурных связей;

– создание и оборудование национальных кабинетов;

– проведение национальных недель в средних школах в рамках действия Доктрины национального единства;

– обучение детей государственному языку РК, знание эмблемы, флага, гимна своего народа;

– привитие навыков и техники поведения у учащихся согласно правилам этнопедагогики;

– ознакомление и соблюдение обычаев, традиций, национальных ритуалов, знание истории как своего народа, так и других народностей;

– воспитание социальной зрелости личности;

– формирование культуры межнационального общения.

Для успешности метода обучения детей практическим навыкам общения целесообразно использовать следующие методы – это метод определения общегрупповой фигуры, метод контраста, метод метафор и метод полярностей. Данные методы особенно эффективны при обучении учащихся для консультирования, психологической коррекции, навыкам организации и проведения ролевых игр. Вышеупомянутые методы в психологии относятся к методам активного обучения. Они позволяют учителям средних школ согласовать и соединить цели и задачи конкретного занятия с потребностями и интересами учащихся, связанными с его темой. Кроме того, рассматриваемые методы дают возможность осуществить дифференцированный подход к обучению детей и способствуют формированию у них рефлексивной компетентности и рефлексивной культуры.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять определенным требованиям (критериям технологичности): системности, управляемости, воспроизводимости, эффективности. В соответствии с данными критериями технологичности в структуру педагогической технологии входят: теоретическое обоснование и процессуальная часть (технологический процесс), которая нами представлена в виде технологической карты (т. е. описания процесса в виде пошаговой последовательности действий, используемых средств, критериев и способов диагностики, вариантов коррекции и т. д.).

Технологичность – это интегрированный результат таких педагогических умений, как аналитические, конструктивные и организаторские.

Самой уязвимой составляющей педагогической технологии является личностная. А потому и конструирование, и использование воспитательных технологий в процессе национального воспитания требуют от педагогов, учителей высокого уровня психологической, педагогической компетентности, отработанных до автоматизма необходимых технологических элементов. Работа учителя в процессе национального воспитания должна быть направлена на то, чтобы:

– сформировать на высоком уровне психологические структуры, прежде всего самосознание школьника;

– развить потребности, обеспечивающие содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и перспектива;

– создать предпосылки для становления индивидуальности как развития осознания своих способностей и интересов каждым учеником, его социализации.

Национальное возрождение будет тогда плодородящей почвой, когда наряду с естественным нравственным восхождением к совершенству будет идти познание культуры и языка ближнего народа. Накопление положительных качеств нации происходит во всей многомерной повседневности. Чем богаче в ней связи, свободнее общение людей разных национальностей, тем уверенней восхождение к цели, достижение каждой нацией своего человеческого достоинства. Цель эта достигается лишь постоянным единством человека во всем многообразии наций, сообща решающих глобальные проблемы, поставленные перед ними собственной историей. Решать эту проблему – проблему национального возрождения нам, учителям, педагогам, психологам всей образовательной структуры.

«Я верю, – отмечал Президент всех казахстанцев Н. А. Назарбаев по случаю вступления в должность, – что мы сумеем создать на территории Казахстана высокоразвитую полиэтническую  цивилизацию, в которой возродятся казахская нация, в которой будут свободно чувствовать себя все входящие в нее нации и народности» («Казахстанская правда» 11 декабря 1991 г.). В этом и есть в настоящее время державное  величие Республики Казахстан – независимого государства.

В сентябре 2012 года прошла интерактивная лекция Президента на тему  «Казахстан на пути к обществу знания» в Назарбаев Университете, которая проливает свет на то, как надо видеть, а главное – как строить свое будущее.

В этой лекции Президент дал месседж в части социальной и политической безопасности. Глава государства вновь раскрыл формулу казахстанского счастья. Она заключается в межэтническом и межконфессиональном согласии.

Президент Н. А. Назарбаев отметил, что «казахстанцы не приемлют экстремизма и радикализма», и что «наши граждане всегда выступают против политических пустословий и социальной розни» («Казахстанская правда» 12 сентября 2012 г.), при этом вновь озвучил три ключа формулы стабильности по-казахстанки.

Это – единство, толерантность, общность судьбы.

Литература

1. Бердяев Н. А. Судьба России. М.: «Сов. Писатель». 1990, с. 91–92.

2. Середа Е. И. Практикум по межличностным отношениям. СПб: Изд. «Речь». 2006, с. 224.

3. «Казахстанская правда» 11 декабря 1991 г.

4. Бодалев А. А., Васина Н. В. Познание человека человеком. СПб: Изд. «Речь». 2008, с. 324.

5. Осорина М. В. Секретный мир ребенка. СПб: Изд. «Речь». 2009, с. 276.

6. «Казахстанская правда» 12 сентября 2012 г.

5499 раз

показано

1

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №9

30 Сентября, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»