• Культура
  • 16 Января, 2013

Магия Мурата

K 70-летию  Мурата Aуэзова

Есть редкие личности, без которых невозможно представить определенное время, ибо они являются ее выразителями и творцами. К ним относится Мурат Ауэзов, у которого особое место в судьбе младошестидесятников, интеллигенции и страны.

Сейчас многие задаются вопросом, кто же готовил нашу независимость? В связи с этим, можно назвать ряд выдающихся политиков, писателей и ученых, в первых рядах которых стоят Алихан Бокейханов, Мустафа Чокай, Магжан Жумабаев, Баурджан Момышулы…

Но были еще люди, которые формировали независимое национальное сознание целых поколений. Например, на поколение десятых-двадцатых годов ХХ века огромное влияние оказал Ахмет Байтурсынов – идеолог Алаш-Орды, на поколение сороковых-пятидесятых годов – Мухтар Ауэзов и Каныш Сатпаев, а на поколение шестидесятых-семидесятых – три явления – молодежное движение «Жас тулпар», трилогия Ильяса Есенберлина «Кочевники» и книга Олжаса Сулейменова «Аз и Я». Причем, первое, в силу своей первичности, оказало особо глубокое влияние.

Ныне многие забыли атмосферу первой половины 60-х годов, «хрущевская оттепель» дала свободу самовыражения тонкой прослойке советских интеллектуалов, в основном, московских и ленинградских, но на проповеди национального самосознания было табу, такое же жесткое, как во времена сталинизма. И в такое время, в 1963 году, очень молодым Муратом Ауэзовым в Москве было создано независимое молодежное движение «Жас тулпар». Объявление о создании которого намерено было приурочено к 7 ноября – к дате коммунистического праздника Великого Октября. (В 2013 году «Жас тулпару» исполнится ровно 50 лет со дня его создания.)

Это было по форме культурно-просветительское, но по сути национально-возрожденческое движение, которое привело к близким и далеким серьезным политическим последствиям.

(Историкам еще предстоит дать истинную оценку этому уникальному общественному явлению в советской истории Казахстана.)

Весть об этом быстро долетела до Степи, и вся казахская интеллигенция была взволнована этим событием. Лучшие ее представители поддержали «Жас тулпар», гимн, которого был написан самим Нургисой Тлендиевым.

Филиалы движения были созданы в Ленинграде, Киеве, Риге, Одессе, Харькове и во многих областях Казахстана, причем о некоторых из них, «самостийных», не знали даже сами организаторы движения.

«Жас тулпар» вызвал среди казахской молодежи мощный всплеск интереса к своим корням, культуре, языку и способствовал формированию национальной гордости целого поколения.

Как и следовало ожидать, активисты и сторонники движения подвергались преследованию со стороны КГБ и партийных органов. Особое давление оказывалось на лидера – Мурата, о том, что он пережил в то суровое время, можно только догадываться, но он устоял и не изменил своим принципам. А самое главное, он сохранил свой независимый и непокорный дух.

Мурат обладает какой-то таинственной магией, куда бы он ни пришел работать, казалось бы, даже в серое казенное заведение, там закипает жизнь.

Он заряжает окружающих людей светлыми мыслями, оптимизмом и верой в лучшее. И все это происходит без всякой натяжки, органично и естественно, так как его девиз, прежде всего, утверждение независимости личности, что является фундаментом независимости – общества и страны.

Он удивительно тонкий эссеист, и у него поэтический слог с ажурным орнаментом глубоких мыслей, созвучных притчам персидских суфиев, тому пример его книги «Времен связующая нить» и «Иппокрена. Хождения к колодцам времен».

А публицистика Мурата всегда емкая, точная и актуальная, пронизанная высоким гражданским чувством.

В качестве первого Посла Казахстана в Китае, именно Мурат, синолог высокой квалификации, сформулировал модель отстаивания государственных интересов и стиль переговоров со столь сложным, изощренным и виртуозным партнером, как Китай. Ничего подобного китайские дипломаты не ожидали от представителя молодого государства вчерашних кочевников, которых они традиционно считали «варварами». Это вызвало изумление… и уважение, что в последующем принесло определенные плоды, а в отношениях с Поднебесной – это особенно многого стоит.

В конце 1995 года Мурат создал клуб «Тамыр», в который вошли многие интеллектуалы Алматы, и этот клуб выдал много идей в области политики и культуры, столь необходимые тогда.

В 2003 году он стал генеральным директором Национальной библиотеки, и она тут же превратилась в интеллектуальный центр, и не только Алматы, но и всей республики. Сюда потянулись также посольства разных стран – открывать свои центры, и именитые иностранные гости самого высокого ранга – делиться своими идеями и предложениями. Мурата «ушли» и… светильник погас.

Мурат уже в течение многих лет, в роли испытанного, многосведущего и опытного проводника караванов, организует интересные беседы о неизбывной культурной миссии Великого Шелкового пути в кругу евразийских интеллектуалов. Здесь он напоминает чуткого дирижера большого «сборного» оркестра, который знает, как добиться гармонии звучания столь разных «инструментов». Далее, в подобном же ключе, можно рассказать о его работе в киностудии «Казахфильм», в Парламенте – в роли депутата и т. д.

Мурат абсолютно похож на своего отца не только внешне, но и внутренне, духовно, но, естественно, все это в другую эпоху выражается по-другому. Он с огромным пиететом относится к нему, но в этом нет никакого собственничества, для него Мухтар Ауэзов – это национальное достояние, к которому ему было дано судьбой приобщиться и поэтому, почти всегда, он вместо слова «отец», употребляет – «Ауэзов».

Ауэзов-младший стал не только достойным сыном великого отца, но он еще с огромным почтением передал духовно-династийную эстафету своим прекрасным детям Зифе-Алуе и Магжану.

Однако, при всех своих выдающихся заслугах и больших свершениях, и Мурат не лишен нашего общего национального недостатка – приступов лени, к счастью, редких. Ведь он мог бы, а следовательно, должен был сделать еще больше. Например, он мог бы в противоречивых условиях независимости и глобализации составить модуль развития современной казахской культуры и разработать принципы воспитания молодежи в подлинно патриотическом духе, что чрезвычайно важно. Впрочем, будем надеяться, что он все это наверстает, ведь он сейчас в хорошей творческой форме.

И вот какими словами я хотел бы обобщить все сказанное мною. Мурат мудр в восприятии жизни, верен в дружбе, честен по отношению к своей стране и открыт обществу. В наше продажное время, каждое из этих качеств в отдельности большая редкость, а в совокупности они составляют уникальную личность нашего современника – Мурата ибн-Мухтара ибн-Ауэза. Да поможет ему Аллах!

Мурат, удачи тебе во всем, ведь ты всегда свои удачи связываешь с судьбой своей страны. А это святое дело.

Сейдахмет Куттыкадам

1567 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №9

30 Сентября, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»