• Общество
  • 26 Декабря, 2012

Как написать качественный учебник?

Ерлан АСКАРОВ,

доцент каф. «Стандартизация,

сертификация и технология машиностроения»

КазНТУ им. К. И. Сатпаева

Для проведения качественного эффективного учебного процесса необходим учебник или учебное пособие. В дальнейшем оба этих понятия объеди­ним в общий термин «Учебник». Учебники существовали всегда, с тех пор как появился процесс обучения. Необходимо понять, что такое «качествен­ный учебник». Вопрос кажется простым и банальным, но точного вопроса на него в известных источниках нет. В последнее время много говорится о но­вых учебниках, учебниках нового поколения, учебниках нового века и ты­ся­челетия и т. д., но  никто не сказал, что такое учебник нового поколения, и чем он отличается от  учебника старого поколения. Очень модным стало слово «новая парадигма» образования, но что это такое, также до конца не по­нятно.

Все министры образования и науки РК по очереди заявляют, что в республике изда­ются плохие учебники и задают риторический вопрос: «Почему пишутся плохие учебники?». Автор хотел бы разобраться в этом вопросе и постараться дать на него ответ.

Необходимо точно сформулировать требования к учебнику, это необходимо, чтобы знать какой вариант учебника лучше, какой издавать и приме­нять в учебных заведениях.

Рассмотрим типичные существующие критерии.

  1. Учебник должен писать маститый ученый, имеющий много званий и регалий. Но часто бывает, что маститый ученый – слабый препода­ватель, не имеющий преподавательского опыта, либо за маститого ученого учебник пишут его ученики – аспиранты и магистранты. Естественно качество учебника слабое.
  2. Учебник должен соответствовать государственному стандарту. В данном случае учебник выглядит, как нормативный документ, меха­нически со­ставленный из информационных кусков. Такой учебник также не эффективен.

Для выработки критериев оценки хорошего учебника необходимо исходить из желаний и потребностей потребителя учебника, в первую очередь, это учащийся, во вторую – преподаватель.

Что хочет учащийся?  Из опросов учащихся и собственного опыта можно назвать несколько важных параметров учебника. Это:

  1. Информативность.
  2. Наглядность.
  3. Понятность.
  4. Научность.
  5. Актуальность.
  6. Интересность.
  7. Логичность.
  8. Практичность.
  9. Цельность.
  10. Оригинальность.

Охарактеризуем каждое свойство,

1. Информативность. Учебник должен содержать достаточно большой объем полезной информации по предмету, но это объем должен быть оптимально сбалансирован. Здесь необходимо, отметить, что избыток информа­ции – это плохо. Учебник – это не научная монография.

2. Наглядность. Учебник должен быть очень нагляден, в нем должно быть много иллюстраций, графиков, таблиц и т. д. Эти материалы должны быть хорошего качества, хорошо смотреться, быть понятными и вызывать интерес.

3. Понятность. Язык учебника должен быть понятен, легко читаться и запоминаться. Он не должен быть перегружен иностранными и непонятными словами. Фразы должны быть легкими, не должно быть сложных, длинных предложений, перегруженных разными речевыми оборотами. Бывает так, что автор учебника хочет показать свою ученость и начитанность, он применяет множество иностранных слов, очень сложно строит свои предложения. В итоге чтение такого учебника напоминает движение через заросший лес, на каждом шагу препятствия, бурелом. Прочитав пару страниц такого учебника, читатель быстро устает, и у него нет интереса читать дальше. Всегда надо помнить, что учебник это не научная монография, а книга для молодого человека, который только начинает свое профессиональное восхождение.

Если человек много знает, но он косноязычен, он не сможет быть хорошим преподавателем, и он не сможет написать хороший учебник. Для напи­сания хорошего учебника необходимы хотя бы не­большие литературные способности, необходимо уметь хорошо говорить, понятно и быстро излагать свои мысли, грамотно их формулировать. Обычно эти способности раскрываются после длительного чтения лекций перед живой аудиторией слушателей. Можно утверждать, что человек, который не умеет выступать перед аудиторией, вести с ней диалог, не сможет написать хороший учебник.

4. Научность. Уровень учебника должен отражать современное состояние науки. Он, в обязательном порядке, дает информацию о последних научных достижениях в данной области. Но такая информация должна даваться в определенном объеме, причем обязательно надо учитывать уровень читателей – школьник, студент, бакалавр, магистрант либо докторант.

  1. Актуальность. Учебник должен быть актуален, то есть его материал должен соответствовать  современному состоянию объекта изучения. Это особенно важно для учебников по нормативным дисциплинам.

Достаточно часто попадаются учебники, где дается неправильная или устаревшая информация. К примеру, в учебнике «Стандартизация продукции», выпуск 2010 г., говорится: «Технические условия являются основным нормативным документом в РК». Но в Казахстане нормативный документ «Тех­ни­ческие условия» не существует с 2006 г., он заменен документом «Стан­дарт организации». Или в учебнике «Токарное дело» выпуск 2010 г. на полном серь­езе подробно рассматривается устройство станка модели 1К62, данный ста­нок снят с производства в 1975 г. Или учебник «Проектирование машино­строительного производства», выпуск 2006 г., дается описание коорди­натно-измерительной машины, в состав которой входит «цифропечатающий ме­ханизм и перфоратор». Я думаю, что перфокарты для ввода информации, ис­чезли еще до рождения современных студентов.

  1. Интересность. Учебник должен быть интересным. Уже давно доказано, что любое обучение проходит лучше в виде игры. Учебники предназна­чены для молодых людей, для них очень важно, чтобы предмет изучения был для них интересен. Это стимулирует изучение предмета, легкость запомина­ния. Интересность учебника выражается в виде изложения материала, приве­де­ния интересных примеров из истории, жизненных ситуаций, периодиче­ских отступлений от изложения материала и перехода на другую тему, часто с присутствием юмора и сатиры.

Показательны в этом плане американские учебники. В них всегда много юморных веселых рисунков, материал часто подается с долей иронии и т. д. Напри­мер, в учебнике по физике изучается тема «Сила гравитации», учащимся предлагается определить, с какой силой притягиваются друг к другу два уче­ника в классе. В конце задачи автор дает сноску, что, наверное, в природе су­ществует еще одна сила, которая намного больше притягивает юношей к де­вушкам  класса. Понятно, что после такой фразы, эта задача запомнится лучше, и решат ее быстрее. Здесь грамотно применяются методы мнемотех­ники (улучшения запоминания). Для лучшего запоминания, желательно при­вязать информацию к факту, который хорошо известен и интересен чело­веку.

Интересен в этом плане автор А. Левин, написавший множество учебников по работе с персональным  компьютером, его книги выдержали десятки изданий, например, очень известный учебник «Самоучитель работы на пер­сональном компьютере».

7. Логичность. Материал учебника должен излагаться логично, последова­тельно, от простого к сложному. Одно положение должно являться основой следующего. Обязательно должна соблюдаться причинно-следственная связь. Если в предлагаемом материале обеспечиваются эти требова­ния, учеб­ник будет понятен, не будет вызывать отторжения ученика. Если же мате­риал будет даваться хаотично, без связи друг с другом, это сразу создаст про­блемы у учащегося, он не будет понимать, на чем основаны выводы, предла­гаемые на страницах учебника, откуда появились эти факты. В конеч­ном итоге, он просто будет механически запоминать материал (зубрить), только для того, чтобы сдать экзамен, а выйдя с экзамена через полчаса за­будет все, что читал в таком учебнике.

  1. Практичность. Учебник должен быть помощником в будущей работе. Автор в обязательном порядке должен учитывать, чтобы учебник давал кроме чисто теоретических знаний, практические советы, примеры, расчеты и т. д. Очень часто учебник по прикладному предмету дает много фундаментальных научных знаний, теорий, но очень мало практических необходимых в работе примеров.

Либо приводимые примеры не имеют никакого отношения к будущей работе ученика. Например, в учебнике «Статистические методы в управлении качеством продукции»  все примеры связаны с бросанием монеты, стрельбой из пушки, объемом продаж и т. д. Сразу видно, что автор взял все примеры из обычного учебника по статистике, но причем здесь управление качеством продукции?

  1. Цельность. В учебнике в обязательном порядке должна присутствовать личность автора. Учебник должен иметь один принцип построения, одну философскую концепцию автора. Бывают учебники, где автор на многих страницах приводит высказывания разных авторитетов об одном объекте, но своего мнения не говорит. Автор приводит разные мнения и теории, часто противоречивые, но читатель так и не услышит мнение автора учебника. Та­кой учебник создаст в голове читателя кашу. Он так и не поймет, как ему действовать после изучения этой дисциплины. Многие авторы учебников за­бывают, что студенты, которые сейчас сидят в учебных аудиториях, завтра придут в реальное производство и бизнес, им будет необходимо принимать решения, от которых зависит положение его организации, их необходимо учить так, чтобы у них был какой-то ориентир для принятия правильного реше­ния. Такой учебник их этому не научит. Например, в учебнике «Управление ка­чеством» на 10 страницах даются определения понятия «качества» от Ари­стотеля и Гегеля до Деминга и Ильина. Зачем? Не понятно.

10. Оригинальность. Данный параметр  имеет два аспекта. Первый – ориги­нальность  показывает уровень автора, он дает достаточно свежую новую информацию, показывает ее в новом свете, открывает новые, ранее не за­меченные, стороны известной информации. Понятно, что такой учебник дает новые знания. Это хорошо.

Второй – плагиат плох всегда,  читать то, что ты где-то уже видел не интересно. С другой стороны, это нарушение авторского права, правовое пре­ступление. Более того, это уголовное преступление, в Уголовном кодексе РК есть статья 186 «Нарушение авторского права». Многие авторы  абсолютно свободно дословно списывают целые страницы с других книг, а другие еще проще делают – активно работают со сканером. Изучая учебники по одной дисциплине, можно проследить, что одна иллюстрация применяется на протяжении 30-40 лет, один пример может присутствовать в десятках книг разных авторов. Сканированные иллюстрации еще имеют очень низкое качество, плохо про­сматриваются, а некоторых элементов на них практически не видно.

В по­следнее время в  плане списывания очень активно используется Интернет.

При написании учебника необходимо помнить, что учебник делается для потребителя-ученика. Учебник – это труд, товар, который должен иметь потребительскую стоимость. Он должен найти сво­его покупателя на свободном конкурентном рынке. Самый объективный че­стный показатель качества учебника – это уровень его реализации в обычных  сво­бодных торговых точках. Если в обычный книжный магазин по своей воле приходит обычный студент или студентка, причем они знают, что этот учеб­ник есть в библиотеке ВУЗа, и платят за ваш учебник свои собственные кровные деньги, это говорит о том, что ваш учебник достаточно хорош, и вы рабо­тали не зря.

Также хорошим индикатором качества вашего труда является факт, что студенты старших курсов, прошедшие обучение по данному курсу, отказываются продавать свои учебники студентам  младших курсов. Они, считают, что этот учебник еще пригодится им в будущей работе.

Второй потребитель учебника – это преподаватель, в основном, молодой, начинающий. В последнее время значительно увеличилось количество предметов в учебном заведении, особенно в ВУЗе. Один преподаватель ведет 5-7 разных предметов, причем предметы достаточно часто меняются. Преподава­тель не знает своего предмета досконально, часто он знает его не намного лучше самих студентов, которых он учит. В этом случае, ему крайне необхо­дим простой понятный учебник, по которому он быстро освоит предмет. На сайте одного университета студенты написали, что молодой преподаватель честно сказал, что он будет осваивать новый предмет вместе с ними, так как знает его плохо. Причем, что характерно, студенты с уважением отнеслись к такому честному заявлению преподавателя. Гораздо хуже, когда студенты с издевательством и иронией  пишут о своих преподавателях, которые абсо­лютно не знают свой предмет, но, что особенно плохо, и не собираются его изучать.

Отсутствие понятия потребителя порождает два фактора – слабые  авторы и издательства.

Для некоторых авторов учебников понятия потребителя-учащегося не существует. Цель написания учебника – получение ученого звания, аттестация, повышение авторитета и т. д. Такие авторы непоколебимо убеждены, что в свободной продаже учебник никто не купит, это полная утопия. Естественно основная цель таких авторов заручится поддержкой учебно-методических отделов, рецензентов, войти в план издания за бюджетные средства. Характерная особенность таких авторов – полное безразличие к тиражу учебника.

С издательствами такая же ситуация. Государственные издательства и частные издательства, имеющие постоянные государственные заказы, имеют планы и фонды издания. Задачи – удовлетворить пожелания потребителя у них нет. Главное выполнить план издания. Весь тираж скупают государственные уч­реждения – библиотеки, ВУЗы, отделы культуры и образования областей и т. д. Учебники таких издательств обычно имеют красивую разноцветную твердую обложку, но внутри желтая газетная бумага и слабое содержание. Какой-либо реальной редакторской работы такие издательства не проводят, в тексте много ошибок и несоответствий. Когда книги таких издательств попадают в книжные магазины, они там пылятся месяцами.

Напротив, частные издательства, все более погружающиеся в свободный конкурентный рынок, особенно, с российскими учебниками, качество учебников повышают. Это требования жизни. Они уже мало смотрят на звания и регалии авторов. Если книга издается за счет издательства, полностью или частично, в обязательном порядке  проводится изучение учебника на предмет его коммерческой привлекательности для покупателя и оригинальности (от­сутствия плагиата). Такие издательства реали­зуют только часть тиража в ор­ганизации, которые в последнее время тоже стали смотреть, что покупают, другая часть тиража идет через розничную сеть – книготорговые ча­стные фирмы, которые естест­венно не будут покупать книги, которые зава­лят их магазины и склады без единого шанса быть проданными.

В практическом плане предварительную оценку – экспертизу учебников должны проводить эксперты. Требования к экспертизе:

1. Эксперты должны быть компетентными профессионалами в данной области, объективными. Они должны нести ответственность за свои решения и получать за свой труд деньги. Свои решения эксперты должны обосновывать, то есть приводить аргументацию.

2. Оценивание должно проводиться количественно  в баллах, анонимно, с учетом принципов квалиметрии.

Приведем учебный пример экспертизы. На конкурс представлено три учебника А, В и С, по одному предмету. Необходимо оценить уровень каждого учебника для определения лучшего для издания.

Для оценки учебников приглашено 7 экспертов. Опре­делены единичные показатели качества учебника. Это 1) инфор­мативность, 2) понятность, 3) научный уровень, 4) наглядность.

1) Первым этапом решили определить весовые коэффици­енты каждого показателя. Для этого пригласили 20 студентов, изу­чающих данный курс, и предложили им расставить приоритетность для них этих четырех показателей. Самому важному показателю ставят 5 баллов. Данные опроса сводим в таблицу  1.

Таблица 1

Студент 1 информа­тивность 2 понят­ность 3 научный уровень 4 на­гляд­ность
1 5 4 4 4
2 5 5 5 4
3 4 5 3 4
4 4 5 3 4
5 4 5 5 3
6 5 4 4 3
7 5 5 3 4
8 5 5 5 5
9 4 5 4 5
10 4 5 4 3
11 5 4 4 3
12 4 5 3 4
13 4 5 4 4
14 4 5 5 5
15 4 4 5 4
16 5 5 3 4
17 5 4 4 3
18 5 5 3 4
19 4 5 3 5
20 5 5 4 4
сумма 80 86 69 71

Определяем общую сумму баллов, она равна:

Весовые коэффициенты по каждому показателю равны:

В нашем примере самый важный показатель для студентов – второй – понят­ность.

2) Следующим этапом эксперты оценивают непосредственно учебники. Они изучили все три учебника, независимо друг от друга и выставили свои оценки по каждому показателю качества учебника, наивысшая оценка 10 баллов.

Таблица 2

экс­перт информатив­ность понятность научный уро­вень наглядность
А В С А В С А В С А В С
1 10 9 8 9 9 8 10 9 9 10 8 9
2 9 8 9 8 9 8 10 8 9 10 9 8
3 8 8 10 8 8 8 9 8 9 9 9 8
4 9 9 10 9 7 9 9 8 8 9 8 8
5 8 10 9 9 9 8 8 7 8 8 7 9
6 10 7 8 8 10 7 10 8 10 9 9 8
7 8 8 7 7 8 9 10 8 9 10 9 9
сумма Q1A= 62 Q1B=59 Q1C=61 Q2A=58 Q2B=60 Q2C=57 Q1A=66 Q1B=56 Q1C=62 Q1A=65 Q1B=59 Q1C=59

3) Определяем комплексный показатель качества для каждого учебника по формуле

Из расчета видно, что наилучший показатель у учебника А, второй результат у учебника С, учебник В занял третье место.

Необходимо отметить, что экспертная оценка учебника, не может быть окончательная, особенно если комплексные показатели учебников близки по значению. Вполне возможно, что учебник, занявший второе или третье место, в будущем окажется лучше. Окончательную оценку поставят практика, потребитель.

6311 раз

показано

3

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №9

30 Сентября, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»