- Общество
- 26 Декабря, 2012
Как написать качественный учебник?
Ерлан АСКАРОВ,
доцент каф. «Стандартизация,
сертификация и технология машиностроения»
КазНТУ им. К. И. Сатпаева
Для проведения качественного эффективного учебного процесса необходим учебник или учебное пособие. В дальнейшем оба этих понятия объединим в общий термин «Учебник». Учебники существовали всегда, с тех пор как появился процесс обучения. Необходимо понять, что такое «качественный учебник». Вопрос кажется простым и банальным, но точного вопроса на него в известных источниках нет. В последнее время много говорится о новых учебниках, учебниках нового поколения, учебниках нового века и тысячелетия и т. д., но никто не сказал, что такое учебник нового поколения, и чем он отличается от учебника старого поколения. Очень модным стало слово «новая парадигма» образования, но что это такое, также до конца не понятно.
Все министры образования и науки РК по очереди заявляют, что в республике издаются плохие учебники и задают риторический вопрос: «Почему пишутся плохие учебники?». Автор хотел бы разобраться в этом вопросе и постараться дать на него ответ.
Необходимо точно сформулировать требования к учебнику, это необходимо, чтобы знать какой вариант учебника лучше, какой издавать и применять в учебных заведениях.
Рассмотрим типичные существующие критерии.
- Учебник должен писать маститый ученый, имеющий много званий и регалий. Но часто бывает, что маститый ученый – слабый преподаватель, не имеющий преподавательского опыта, либо за маститого ученого учебник пишут его ученики – аспиранты и магистранты. Естественно качество учебника слабое.
- Учебник должен соответствовать государственному стандарту. В данном случае учебник выглядит, как нормативный документ, механически составленный из информационных кусков. Такой учебник также не эффективен.
Для выработки критериев оценки хорошего учебника необходимо исходить из желаний и потребностей потребителя учебника, в первую очередь, это учащийся, во вторую – преподаватель.
Что хочет учащийся? Из опросов учащихся и собственного опыта можно назвать несколько важных параметров учебника. Это:
- Информативность.
- Наглядность.
- Понятность.
- Научность.
- Актуальность.
- Интересность.
- Логичность.
- Практичность.
- Цельность.
- Оригинальность.
Охарактеризуем каждое свойство,
1. Информативность. Учебник должен содержать достаточно большой объем полезной информации по предмету, но это объем должен быть оптимально сбалансирован. Здесь необходимо, отметить, что избыток информации – это плохо. Учебник – это не научная монография.
2. Наглядность. Учебник должен быть очень нагляден, в нем должно быть много иллюстраций, графиков, таблиц и т. д. Эти материалы должны быть хорошего качества, хорошо смотреться, быть понятными и вызывать интерес.
3. Понятность. Язык учебника должен быть понятен, легко читаться и запоминаться. Он не должен быть перегружен иностранными и непонятными словами. Фразы должны быть легкими, не должно быть сложных, длинных предложений, перегруженных разными речевыми оборотами. Бывает так, что автор учебника хочет показать свою ученость и начитанность, он применяет множество иностранных слов, очень сложно строит свои предложения. В итоге чтение такого учебника напоминает движение через заросший лес, на каждом шагу препятствия, бурелом. Прочитав пару страниц такого учебника, читатель быстро устает, и у него нет интереса читать дальше. Всегда надо помнить, что учебник это не научная монография, а книга для молодого человека, который только начинает свое профессиональное восхождение.
Если человек много знает, но он косноязычен, он не сможет быть хорошим преподавателем, и он не сможет написать хороший учебник. Для написания хорошего учебника необходимы хотя бы небольшие литературные способности, необходимо уметь хорошо говорить, понятно и быстро излагать свои мысли, грамотно их формулировать. Обычно эти способности раскрываются после длительного чтения лекций перед живой аудиторией слушателей. Можно утверждать, что человек, который не умеет выступать перед аудиторией, вести с ней диалог, не сможет написать хороший учебник.
4. Научность. Уровень учебника должен отражать современное состояние науки. Он, в обязательном порядке, дает информацию о последних научных достижениях в данной области. Но такая информация должна даваться в определенном объеме, причем обязательно надо учитывать уровень читателей – школьник, студент, бакалавр, магистрант либо докторант.
- Актуальность. Учебник должен быть актуален, то есть его материал должен соответствовать современному состоянию объекта изучения. Это особенно важно для учебников по нормативным дисциплинам.
Достаточно часто попадаются учебники, где дается неправильная или устаревшая информация. К примеру, в учебнике «Стандартизация продукции», выпуск 2010 г., говорится: «Технические условия являются основным нормативным документом в РК». Но в Казахстане нормативный документ «Технические условия» не существует с 2006 г., он заменен документом «Стандарт организации». Или в учебнике «Токарное дело» выпуск 2010 г. на полном серьезе подробно рассматривается устройство станка модели 1К62, данный станок снят с производства в 1975 г. Или учебник «Проектирование машиностроительного производства», выпуск 2006 г., дается описание координатно-измерительной машины, в состав которой входит «цифропечатающий механизм и перфоратор». Я думаю, что перфокарты для ввода информации, исчезли еще до рождения современных студентов.
- Интересность. Учебник должен быть интересным. Уже давно доказано, что любое обучение проходит лучше в виде игры. Учебники предназначены для молодых людей, для них очень важно, чтобы предмет изучения был для них интересен. Это стимулирует изучение предмета, легкость запоминания. Интересность учебника выражается в виде изложения материала, приведения интересных примеров из истории, жизненных ситуаций, периодических отступлений от изложения материала и перехода на другую тему, часто с присутствием юмора и сатиры.
Показательны в этом плане американские учебники. В них всегда много юморных веселых рисунков, материал часто подается с долей иронии и т. д. Например, в учебнике по физике изучается тема «Сила гравитации», учащимся предлагается определить, с какой силой притягиваются друг к другу два ученика в классе. В конце задачи автор дает сноску, что, наверное, в природе существует еще одна сила, которая намного больше притягивает юношей к девушкам класса. Понятно, что после такой фразы, эта задача запомнится лучше, и решат ее быстрее. Здесь грамотно применяются методы мнемотехники (улучшения запоминания). Для лучшего запоминания, желательно привязать информацию к факту, который хорошо известен и интересен человеку.
Интересен в этом плане автор А. Левин, написавший множество учебников по работе с персональным компьютером, его книги выдержали десятки изданий, например, очень известный учебник «Самоучитель работы на персональном компьютере».
7. Логичность. Материал учебника должен излагаться логично, последовательно, от простого к сложному. Одно положение должно являться основой следующего. Обязательно должна соблюдаться причинно-следственная связь. Если в предлагаемом материале обеспечиваются эти требования, учебник будет понятен, не будет вызывать отторжения ученика. Если же материал будет даваться хаотично, без связи друг с другом, это сразу создаст проблемы у учащегося, он не будет понимать, на чем основаны выводы, предлагаемые на страницах учебника, откуда появились эти факты. В конечном итоге, он просто будет механически запоминать материал (зубрить), только для того, чтобы сдать экзамен, а выйдя с экзамена через полчаса забудет все, что читал в таком учебнике.
- Практичность. Учебник должен быть помощником в будущей работе. Автор в обязательном порядке должен учитывать, чтобы учебник давал кроме чисто теоретических знаний, практические советы, примеры, расчеты и т. д. Очень часто учебник по прикладному предмету дает много фундаментальных научных знаний, теорий, но очень мало практических необходимых в работе примеров.
Либо приводимые примеры не имеют никакого отношения к будущей работе ученика. Например, в учебнике «Статистические методы в управлении качеством продукции» все примеры связаны с бросанием монеты, стрельбой из пушки, объемом продаж и т. д. Сразу видно, что автор взял все примеры из обычного учебника по статистике, но причем здесь управление качеством продукции?
- Цельность. В учебнике в обязательном порядке должна присутствовать личность автора. Учебник должен иметь один принцип построения, одну философскую концепцию автора. Бывают учебники, где автор на многих страницах приводит высказывания разных авторитетов об одном объекте, но своего мнения не говорит. Автор приводит разные мнения и теории, часто противоречивые, но читатель так и не услышит мнение автора учебника. Такой учебник создаст в голове читателя кашу. Он так и не поймет, как ему действовать после изучения этой дисциплины. Многие авторы учебников забывают, что студенты, которые сейчас сидят в учебных аудиториях, завтра придут в реальное производство и бизнес, им будет необходимо принимать решения, от которых зависит положение его организации, их необходимо учить так, чтобы у них был какой-то ориентир для принятия правильного решения. Такой учебник их этому не научит. Например, в учебнике «Управление качеством» на 10 страницах даются определения понятия «качества» от Аристотеля и Гегеля до Деминга и Ильина. Зачем? Не понятно.
10. Оригинальность. Данный параметр имеет два аспекта. Первый – оригинальность показывает уровень автора, он дает достаточно свежую новую информацию, показывает ее в новом свете, открывает новые, ранее не замеченные, стороны известной информации. Понятно, что такой учебник дает новые знания. Это хорошо.
Второй – плагиат плох всегда, читать то, что ты где-то уже видел не интересно. С другой стороны, это нарушение авторского права, правовое преступление. Более того, это уголовное преступление, в Уголовном кодексе РК есть статья 186 «Нарушение авторского права». Многие авторы абсолютно свободно дословно списывают целые страницы с других книг, а другие еще проще делают – активно работают со сканером. Изучая учебники по одной дисциплине, можно проследить, что одна иллюстрация применяется на протяжении 30-40 лет, один пример может присутствовать в десятках книг разных авторов. Сканированные иллюстрации еще имеют очень низкое качество, плохо просматриваются, а некоторых элементов на них практически не видно.
В последнее время в плане списывания очень активно используется Интернет.
При написании учебника необходимо помнить, что учебник делается для потребителя-ученика. Учебник – это труд, товар, который должен иметь потребительскую стоимость. Он должен найти своего покупателя на свободном конкурентном рынке. Самый объективный честный показатель качества учебника – это уровень его реализации в обычных свободных торговых точках. Если в обычный книжный магазин по своей воле приходит обычный студент или студентка, причем они знают, что этот учебник есть в библиотеке ВУЗа, и платят за ваш учебник свои собственные кровные деньги, это говорит о том, что ваш учебник достаточно хорош, и вы работали не зря.
Также хорошим индикатором качества вашего труда является факт, что студенты старших курсов, прошедшие обучение по данному курсу, отказываются продавать свои учебники студентам младших курсов. Они, считают, что этот учебник еще пригодится им в будущей работе.
Второй потребитель учебника – это преподаватель, в основном, молодой, начинающий. В последнее время значительно увеличилось количество предметов в учебном заведении, особенно в ВУЗе. Один преподаватель ведет 5-7 разных предметов, причем предметы достаточно часто меняются. Преподаватель не знает своего предмета досконально, часто он знает его не намного лучше самих студентов, которых он учит. В этом случае, ему крайне необходим простой понятный учебник, по которому он быстро освоит предмет. На сайте одного университета студенты написали, что молодой преподаватель честно сказал, что он будет осваивать новый предмет вместе с ними, так как знает его плохо. Причем, что характерно, студенты с уважением отнеслись к такому честному заявлению преподавателя. Гораздо хуже, когда студенты с издевательством и иронией пишут о своих преподавателях, которые абсолютно не знают свой предмет, но, что особенно плохо, и не собираются его изучать.
Отсутствие понятия потребителя порождает два фактора – слабые авторы и издательства.
Для некоторых авторов учебников понятия потребителя-учащегося не существует. Цель написания учебника – получение ученого звания, аттестация, повышение авторитета и т. д. Такие авторы непоколебимо убеждены, что в свободной продаже учебник никто не купит, это полная утопия. Естественно основная цель таких авторов заручится поддержкой учебно-методических отделов, рецензентов, войти в план издания за бюджетные средства. Характерная особенность таких авторов – полное безразличие к тиражу учебника.
С издательствами такая же ситуация. Государственные издательства и частные издательства, имеющие постоянные государственные заказы, имеют планы и фонды издания. Задачи – удовлетворить пожелания потребителя у них нет. Главное выполнить план издания. Весь тираж скупают государственные учреждения – библиотеки, ВУЗы, отделы культуры и образования областей и т. д. Учебники таких издательств обычно имеют красивую разноцветную твердую обложку, но внутри желтая газетная бумага и слабое содержание. Какой-либо реальной редакторской работы такие издательства не проводят, в тексте много ошибок и несоответствий. Когда книги таких издательств попадают в книжные магазины, они там пылятся месяцами.
Напротив, частные издательства, все более погружающиеся в свободный конкурентный рынок, особенно, с российскими учебниками, качество учебников повышают. Это требования жизни. Они уже мало смотрят на звания и регалии авторов. Если книга издается за счет издательства, полностью или частично, в обязательном порядке проводится изучение учебника на предмет его коммерческой привлекательности для покупателя и оригинальности (отсутствия плагиата). Такие издательства реализуют только часть тиража в организации, которые в последнее время тоже стали смотреть, что покупают, другая часть тиража идет через розничную сеть – книготорговые частные фирмы, которые естественно не будут покупать книги, которые завалят их магазины и склады без единого шанса быть проданными.
В практическом плане предварительную оценку – экспертизу учебников должны проводить эксперты. Требования к экспертизе:
1. Эксперты должны быть компетентными профессионалами в данной области, объективными. Они должны нести ответственность за свои решения и получать за свой труд деньги. Свои решения эксперты должны обосновывать, то есть приводить аргументацию.
2. Оценивание должно проводиться количественно в баллах, анонимно, с учетом принципов квалиметрии.
Приведем учебный пример экспертизы. На конкурс представлено три учебника А, В и С, по одному предмету. Необходимо оценить уровень каждого учебника для определения лучшего для издания.
Для оценки учебников приглашено 7 экспертов. Определены единичные показатели качества учебника. Это 1) информативность, 2) понятность, 3) научный уровень, 4) наглядность.
1) Первым этапом решили определить весовые коэффициенты каждого показателя. Для этого пригласили 20 студентов, изучающих данный курс, и предложили им расставить приоритетность для них этих четырех показателей. Самому важному показателю ставят 5 баллов. Данные опроса сводим в таблицу 1.
Таблица 1
Студент | 1 информативность | 2 понятность | 3 научный уровень | 4 наглядность |
1 | 5 | 4 | 4 | 4 |
2 | 5 | 5 | 5 | 4 |
3 | 4 | 5 | 3 | 4 |
4 | 4 | 5 | 3 | 4 |
5 | 4 | 5 | 5 | 3 |
6 | 5 | 4 | 4 | 3 |
7 | 5 | 5 | 3 | 4 |
8 | 5 | 5 | 5 | 5 |
9 | 4 | 5 | 4 | 5 |
10 | 4 | 5 | 4 | 3 |
11 | 5 | 4 | 4 | 3 |
12 | 4 | 5 | 3 | 4 |
13 | 4 | 5 | 4 | 4 |
14 | 4 | 5 | 5 | 5 |
15 | 4 | 4 | 5 | 4 |
16 | 5 | 5 | 3 | 4 |
17 | 5 | 4 | 4 | 3 |
18 | 5 | 5 | 3 | 4 |
19 | 4 | 5 | 3 | 5 |
20 | 5 | 5 | 4 | 4 |
сумма | 80 | 86 | 69 | 71 |
Определяем общую сумму баллов, она равна:
Весовые коэффициенты по каждому показателю равны:
В нашем примере самый важный показатель для студентов – второй – понятность.
2) Следующим этапом эксперты оценивают непосредственно учебники. Они изучили все три учебника, независимо друг от друга и выставили свои оценки по каждому показателю качества учебника, наивысшая оценка 10 баллов.
Таблица 2
эксперт | информативность | понятность | научный уровень | наглядность | ||||||||
А | В | С | А | В | С | А | В | С | А | В | С | |
1 | 10 | 9 | 8 | 9 | 9 | 8 | 10 | 9 | 9 | 10 | 8 | 9 |
2 | 9 | 8 | 9 | 8 | 9 | 8 | 10 | 8 | 9 | 10 | 9 | 8 |
3 | 8 | 8 | 10 | 8 | 8 | 8 | 9 | 8 | 9 | 9 | 9 | 8 |
4 | 9 | 9 | 10 | 9 | 7 | 9 | 9 | 8 | 8 | 9 | 8 | 8 |
5 | 8 | 10 | 9 | 9 | 9 | 8 | 8 | 7 | 8 | 8 | 7 | 9 |
6 | 10 | 7 | 8 | 8 | 10 | 7 | 10 | 8 | 10 | 9 | 9 | 8 |
7 | 8 | 8 | 7 | 7 | 8 | 9 | 10 | 8 | 9 | 10 | 9 | 9 |
сумма | Q1A= 62 | Q1B=59 | Q1C=61 | Q2A=58 | Q2B=60 | Q2C=57 | Q1A=66 | Q1B=56 | Q1C=62 | Q1A=65 | Q1B=59 | Q1C=59 |
3) Определяем комплексный показатель качества для каждого учебника по формуле
Из расчета видно, что наилучший показатель у учебника А, второй результат у учебника С, учебник В занял третье место.
Необходимо отметить, что экспертная оценка учебника, не может быть окончательная, особенно если комплексные показатели учебников близки по значению. Вполне возможно, что учебник, занявший второе или третье место, в будущем окажется лучше. Окончательную оценку поставят практика, потребитель.

6311 раз
показано3
комментарий