• Общество
  • 26 Декабря, 2012

Мультимедийные технологии как средство повышения качества обучения

Айгерим Мурзатаева,

магистр переводческого дела

Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. В настоящее время наблюдается растущая тенденция по разработке и распространению электронных учебников, которые имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными учебниками, например, наличие возможности автоматической самопроверки и контроля знаний, реализация роли тренажера для самостоятельных занятий, различные формы представления информации (текст, графика, анимация, видео-, аудиоинформация и т. д.), что повышает наглядность.

Согласно Г. В. Можаевой и И. В. Тумбаловой мультимедиа курс – это комплекс логически связанных структурированных дидактических единиц, представленных в цифровой и аналоговой форме, содержащий все компоненты учебного процесса. Он представляет собой единый комплекс информации, расположенной на разных носителях. Современный учебный мультимедиа курс – это не просто интерактивный гипертекстовый материал, но и дополненный видео- и аудиоматериалами и представленный в электронном виде. Максимальный эффект обучения может быть обеспечен, представалением учебной информации в различных формах и на различных носителях. Это обусловлено не только техническими и экономическими соображениями, но и соображениями психологического характера. По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации.

Электронный учебник может быть представлен в двух видах: закрытый электронный учебник и Интернет-учебник. Закрытый электронный учебник обычно распространяется па компакт-дисках и является конечным неизменяемым продуктом. Он может использоваться на отдельных компьютерах или в локальных сетях. Интернет-учебник размещается, как правило, па одном из серверов сети Интернет, имеет структуру, позволяющую легко модифицировать разделы учебника.

В последнее время идет активное внедрение новых мультимедиа- технологий (по определению в электронном словаре «Lingvo 12»: MULTIMEDIA – многовариантная среда, т. е. дает не только возможность ознакомления с информацией, но и создания тексто-графической информации со звуком, видеофрагментами и мультипликацией) в процессе обучения английскому языку.

Их использование на занятиях английского языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор. Согласно новым требованиям, студент должен овладеть навыками использования информационных технологий для расширения языковых и страноведческих знаний. Выполнение этой задачи невозможно без применения компьютера и компьютерных программ как неотъемлемой части современного языкового образования.

При правильном подборе программы и грамотной методике проведения работы с ней, multimedia могут стать хорошими помощниками преподавателя, гак как при их использовании осуществляется:

– улучшение эффективности и качества образования;

– ориентировка на современные цели обучения;

– использование взаимосвязанного обучения различным видам деятельности;

– мгновенный, но безоценочный контроль над работой;

– повышение качества наглядности;

– возможность находить основные и дополнительные материалы для уроков;

– использование страноведческого аспекта.

Основные виды работы с персональным компьютером на уроках английского языка можно поделить на две группы: использование обучающих и познавательных программ на CD и создание программ в различных приложениях самим преподавателем с дальнейшим применением на занятиях при объяснении материала или при его отработке и проверке.

При изучении английского языка средства multimedia успешнее всего применяются нами для:

– формирования новых знаний;

– применения знаний на практике.

Нельзя сказать, что использование средств multimedia на занятиях английского языка решило все проблемы, но их стало гораздо меньше. Наша практика показывает, что включение программ multimedia дает конкретные положительные результаты:

– multimedia-технологии ускоряют процесс обучения;

– улучшают качество усвоения материала;

– способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;

– обеспечивают интерактивность обучения;

– позволяют организовывать дифференцированное обучение с учетом различных индивидуальных типов мышления и учебных стилей учащихся;

– дают возможность избежать субъективности оценки;

– развивают системное мышление, учат анализировать, сопоставлять и обобщать факты;

– активнее используются полученные знания в повседневной жизни (общаются на английском языке, переводят песни, диалоги актеров в мультфильмах и кинофильмах).

Мультимедийные разработки можно разделить на несколько категорий:

  1. Страноведческие материалы с успехом используются как сопровождение уроков страноведения. Это программные продукты, которые представляют собой готовые к использованию на занятиях страноведения демонстрационные материалы преподавателя и дидактические материалы.
  2. Материалы по работе с лексикой создаются как мультимедийное сопровождение занятий, посвященных изучению различных тематик на базе учебного курса. Презентации созданы для сопровождения уроков обучения лексике по различным темам.
  3. Грамматические материалы пока не столь многочисленны, однако их создание вызвано необходимостью повышения качества и эффективности изучения языка.
  4. Интегрированные материалы включают в себя обучение комплексным навыкам и являются фактически компьютерными разработками занятий.

На занятиях английского языка с помощью информационных и коммуникационных технологий можно организовать выполнение всех традиционных видов упражнений на зрительное восприятие, вставку букв, постановку знаков препинания, редактирование текста. Необходимую информацию можно выделять, например, в таблицах и правилах нужную букву можно делать большего размера, чем остальные.

Необходимость закрепления материала обусловлено свойствами психики. Как известно, для глубокого и прочного усвоения знания недостаточно однократного его восприятия, необходимо восприятие повторить, и посредством этого, яснее осознать и прочнее усвоить. Значение закрепления объясненных новых знаний состоит в том, что это проверочное воспроизведение материала дает возможность убедиться в том, в какой степени и с какой полнотой произошло усвоение того, что объяснялось.

Главная цель системы высшего профессионального образования состоит в обеспечении качественной подготовки специалистов в соответствии с профессиональными задачами, обусловленными потребностями общества и государства. Приоритетным направлением развития образования сегодняшнего дня является создание инновационных, обучающих технологий, отвечающих вызовам времени и современного рынка труда.

В современном мире все более актуальными становятся вопросы, связанные с использованием инфокоммуникационных технологий в учебном процессе, потому что именно они создают принципиально новые возможности получения человеком знаний. Действительно, применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

Литература

  1. Можаева Г. В., Тубалова И. В. Как подготовить мультимедиа курс? Методическое пособие для преподавателей. Томск, 2002.
  2. Христочевский С. Д. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии. Информатика и образование. №2, 2000.

1140 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №9

30 Сентября, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»