- Экономика
- 26 Декабря, 2012
Модернизация национальной экономики

Глобализация открывает возможности совмещения различных этапов технологического и социально-экономического развития. Казахстану также требуется поиск собственного варианта модернизации, который позволил бы воспользоваться этими возможностями.
В этом материале мы постараемся ответить на вопросы, которые сегодня волнуют многих: каков анализ развития, перспективы казахстанской экономики? Есть ли потребность в ее реформировании, учитывая кризисные явления? Какие вызовы сегодня стоят перед страной, учитывая происходящие в мире глобализационные процессы? Об этом и многом другом наша беседа с известным экономистом нашей страны Оразалы САБДЕНОМ.
– Мы живем в условиях глобализации, – говорит О. Сабден. – Мирового экономического кризиса… Вы только посмотрите, что творится в Европе! Взять, к примеру, Испанию, Грецию, Португалию... И контекст этой глобализации – мировой вызов, который сегодня дан человечеству. И Казахстан должен быть готов к этим мировым вызовам.
Ведь как показывает практика, перед лицом кризиса беспомощными оказались даже самые богатые страны мира, в том числе и Америка, какой бы богатой страной она ни была. И в связи с этим, какими бы стремительными темпами не развивались государства, из кризиса никакая страна в одиночку не выйдет. Все проблемы придется решать интеграционным путем.
Поэтому сейчас, как никогда, особую роль может сыграть евразийская идея Президента, которая как раз таки демонстрирует свою жизненную необходимость через укрепление интеграционных процессов. Что показал предыдущий кризис? Из него только Китай и Индия вышли с высокими темпами роста экономики в 8-9%. А почему? Потому что эти государства оптимально, более эффективно реформируют свои системы управления с учетом всех потребностей. Возникает вопрос: а почему все чаще, а точнее в последние два десятилетия происходят экономические кризисы? Давайте для этого совершим исторический экскурс в недалекое от нас прошлое.
Раньше было два альтернативных государства: капиталистическая Америка и Советский Союз, которые, можно сказать, уравновешивали мир. И выпуск товара в мире тоже был примерно одинаковым, если брать в долларовом выражении. И количество выпущенного объема долларов, и количество товаров, к примеру, уравновешивали друг друга. А сейчас какая картина? После развала Советского Союза мир стал однополярным. Америка перестала себя контролировать и напечатала столько денег, что теперь в мире их количество в 12 раз больше, чем товаров. Потому и произошел кризис!
К тому же, Америка забыла о том, что наше будущее развитие – гуманизация общества. На человеческом факторе нужно делать акцент, людей надо спасать во всех отношениях! А главная цель США – разбогатеть в финансовом, денежном отношении, а также усилиться в военной мощи. И диктовать миру свои условия! В результате, что мы видим сегодня? Надиктовались до такой степени, что кризис начался у них самих. А почему так происходит? Потому что равновесия нет, политика разрушителей ведет к разрушению. И сегодня, как показало время, именно только интеграционным путем, через развитие крупных регионов (к примеру, Японии и Китая) государства будут выживать.
Надо сказать, что ХХI век – это век Китая! И это не только мое мнение, об этом говорят очень многие ученые, эксперты. Я еще лет 15 назад в своих книгах писал о том, что нам нельзя постоянно оглядываться на Запад и работать под диктовку Международного валютного фонда и Всемирного банка… Нам надо очень внимательно присматриваться к Востоку! Мы не смотрели! А теперь жизнь заставляет. Поневоле смотришь, исходя с глобальной точки зрения.
Теперь Казахстан должен ответить на два вызова. Внешний вызов – мировой кризис. Социальные, политические, экологические изменения, которые сегодня происходят в мире («арабская весна», потепление климата, нечеловеческое, хищническое использование природных ресурсов и т. д.). А внутренний вызов характеризуется утратой и потерей наших социальных, нравственных ориентиров. Это серьезное упущение вылилось в стихийные акции протеста со стороны населения.
Об этом красноречиво свидетельствуют прошлогодние события в нескольких регионах страны (в городах Жанаозен, Актобе, Тараз). Также к внутренним вызовам относится и такой фактор, как процветающая коррупция.
Доказано, что свыше 70 процентов граждан Казахстана давали или брали взятки. Меня неоднократно спрашивали журналисты: «Как можно победить коррупцию? Вы же и экономист, и депутат, хорошо знаете политику…». Я привожу им сразу в пример Китай. В Пекине строили олимпийский городок. И миллиардеры Гонконга вложили большие деньги в строительство олимпийской деревни и других сооружений. И тут разразился скандал: на взятке поймались 26 человек (крупные чиновники, связанные с финансированием, погорели на коррупционных делах). И их без суда и следствия быстро всех расстреляли! Вот, насколько там суров и беспощаден закон! Когда я это рассказываю, журналисты частенько задают мне такой вопрос: «А почему бы и в нашей стране не применить столь жесткий китайский метод?» И мой ответ на этот вопрос неизменен. Во-первых, нельзя забывать о том, что Казахстан вступил в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, а, как известно, смертная казнь отменена почти во всех европейских странах. В апреле 2004 года Казахстан подписал с Советом Европы первое Соглашение о взаимном сотрудничестве, обязавшись полностью отменить смертную казнь и ежегодно представлять отчеты об успехах в деле установления верховенства права.
Если обратиться к нашему законодательству, то такое преступление, как «коррупция» не подпадает под расстрельную статью. Но у нас ведь и другие методы борьбы с коррупцией есть! Почему бы их не применять? Почему бы, к примеру, не сделать так, чтобы люди, которые поймались на взятках, в дальнейшем вовсе не работали на госслужбе?
Почему нет прорыва?
Как экономист скажу, что в ближайшее десятилетие Казахстан ждет непростая жизнь и судьба. Сегодня в стране реализуются различные госпрограммы, в том числе и ФИИР. Я против этого ничего не имею, все это правильно. На бумаге, по крайней мере. Но возникает другой вопрос: как эти программы реально претворяются в жизнь? И претворяются ли вообще?
Нашей стране, учитывая внешние и внутренние вызовы, чтобы выйти из кризисного положения, будет не так просто. В связи с этим, нам нужно идти на радикальные меры. Какие меры, спросите вы? То, что мы принимаем эти госпрограммы, это еще не говорит о том, что мы уже выходим из трудного положения. К примеру, взять такую тему, как «Инновации». Согласно статистике, из 100 предприятий всего пять имеют инновации. Остальные не занимаются такими вещами, как говорится, «работают по старинке». Поэтому реальной картины прорыва пока не видно.
Что нужно делать? Я считаю, для Казахстана сейчас наступает такой период, когда все, что наобещано государством и отмечено в «Стратегии-2030» пришло время выполнять. Делать реальные шаги. К сожалению, у нас выполнение принятых решений идет из рук вон плохо. Сколько у нас стоит замороженных госпрограмм, а выполнения их, к сожалению, мизер? Причем сам Президент говорил об этом неоднократно, давал «нагоняй» чиновникам всех мастей. А что на деле?
Я считаю, что у нас должным образом не ужесточена ответственность за выполнение госпрограмм, и это главный вопрос! В данном случае должна применяться уголовная ответственность!
Что в этом случае надо делать? Казахстан должен быть конкурентоспособным и войти в 50-ку конкурентоспособных стран мира. А как же мы можем стать конкурентоспособной страной? Это возможно в том случае, если у нас будут новые технологии, инновации и знания… Это и есть составляющие конкурентоспособности. Поэтому, я, как ученый, считаю, что нужно провести общую модернизацию: политической системы, в целом государственного управления экономикой, человеческого капитала, и что немаловажно – модернизацию в научно-технической и инновационной сфере. Все перечисленные четыре блока системы модернизации я уже разработал. И это не просто разговор. Я уже имею проекты по всем четырем направлениям. Давайте вкратце остановимся на этих четырех блоках.
I.Политическая модернизация
Я четырежды избирался депутатом в Парламент, участвовал в разработке и принятии многих законов, и прекрасно осведомлен о том, что происходит в политическом сфере Казахстана. Если бы не знал бы, не совался бы в это дело. И знающий всю политическую кухню изнутри, я сделал выводы.
Возьмем, к примеру, события в Жанаозене. Этот вопрос не связан с политикой, он лежит в экономической плоскости. Почему там произошел конфликт? Почему долго там искали крайних?.. К чему я задел эту тему? А к тому, что конфликты подобного рода, социальные конфликты, мы можем сами предвидеть, и сами уметь их упреждать! Президент сам сказал, что хотел трижды приехать в Жанаозен, но чиновники из Администрации ему докладывали, что беспокоиться не о чем, дела там идут нормально… Когда же оказалось все в точности наоборот, он был очень возмущен, что его подчиненные неправильно, неверно проинформировали его о положении дел! Почему же так произошло?
А я сейчас объясню. На самом деле, в противовес мнению из Администрации, у Президента всегда должно иметься альтернативное, независимое мнение других структур. Только тогда мы добьемся истины! Жанаозенских событий не произошло бы, если бы при Президенте функционировал Национально-политический совет, аналог Общественной палаты, как в России.
В такую Общественную палату надо приглашать заседать лучшие умы страны, объективных, правдивых людей. Ее членами могли бы стать как представители различных партий, общественных и международных организаций, так и известные ученые, производственники. Одним словом, это должна быть умная элита, которая периодически собиралась бы вокруг Президента и обсуждала те или иные проблемы. Тогда бы тот человек из Общественной палаты, который, к примеру, представляет Мангистауский регион, доложил бы в Общественной палате, что там назревает проблема. Если вы сейчас не будете что-то делать, через месяц или два это выльется в социальный конфликт. Если хотя бы по одному человеку от каждого региона сидело бы в Общественной палате, это уже был бы большой плюс.
А сегодня что мы видим? Чиновники, ответственные по Мангистаускому региону, по сути, получается, обманули, ввели в заблуждение Президента, а сейчас ни за что не отвечают. И самое максимальное наказание для них – уход с занимаемой должности, со своего поста, и все. А страдает-то народ.
Общественная палата – не говорильня, там должны обсуждаться самые очаговые, самые сложные вопросы. Какие вопросы сегодня еще немаловажны?
Вот недавно все хором заговорили о развитии моногородов. А как так вышло, что мы забыли об этих городах? Завтра выплывет еще одна проблема… Вот такие острые вопросы и должны быть на повестке дня Общественной палаты, и Правительство должно их упреждать. Таким образом, мы сформируем архитектуру стабильности. Это очень важно. Что происходит в Минобороны, каждую неделю смотришь КТК, и за голову хватаешься! То пограничники умирают, то еще какая-нибудь диверсия… Погибают невинные люди! Если умирает даже один человек – это уже несправедливость и огромная потеря для казахстанского народа! А у нас сотни мрут…
Если посмотреть на западные развитые государства, там, если вдруг происходит подобное событие, сразу об этом трубят во все колокола! Помнится, по телевидению прошел сюжет о том, как во Францию привезли гроб с телом французского солдата, и сам президент Саркози вышел и выразил соболезнования семье погибшего! Горе одного человека поднимается на государственный уровень. А у нас сотни умирают и хоть бы что… В связи с этим, вот эта политическая модернизация в таком духе должна продолжаться.
Еще раз повторюсь – нам нужно формировать архитектуру стабильности. И это только один штрих. А сколько моментов по демократизации? Вот многопартийность к примеру взять.. Очень много искусственных вещей делается, нереальных… Это же народ все видит! Народ не обманешь! Если чиновники обманывают народ, значит, обманывают сами себя! Но народ наш в десять раз умнее любого правительства.
II. Модернизация государственного управления
Поговорим о модернизационных процессах в госуправлении. Прежде всего, нам нужно у госслужащих воспитывать чувство ответственности. Считаю, что при Администрации Президента нужно создать Агентство по контролю экспертизы исполнения заданий и госпрограмм, которое будет отслеживать, как выполняются задания Президента, госпрограммы инновационного, технологического развития и т. д.
Вот вам яркий пример. Счетный комитет выступает перед Парламентом, отчитывается… И вдруг выясняется: у нас оказывается 70-80 млрд. остались неосвоенными! Это что за нонсенс такой! Почему в нашем государстве остаются неосвоенными такие огромные средства?! Почему в Министерстве сельского хозяйства не использованы средства? Давно в отставку надо отправить таких людей, невзирая на их личности! Складывается такое впечатление, что у нас деньги куры не клюют! Если мы не можем использовать их в нужном назначении, направлении, тогда давайте отдадим их Греции, Испании, где сейчас кризис!
– С. А.: Почему же так происходит? Потому что сейчас зачастую на местах сидят неспециалисты, непрофессионалы… Те же министры – не каждый из них может похвастать своим профессионализмом…
– Чиновников уйма, а профессионалов, к сожалению, маловато. Поэтому надо смотреть на всю вертикаль государственного управления в стране. Теория и практика мировой экономики нам показывает: чем больше звеньев существует в системе управления, тем больше неэффективно это управление. Если там насчитывается больше 6 звеньев – это уже неэффективное управление! А у нас этих звеньев в системе управления 12 или 13! Помните, как-то Президент уже давал указание сократить госаппарат, убрать ненужных замов, как в министерствах, так и на областном уровне… И что же? Да, чиновничьи ряды почистили, для отвода глаз в нескольких местах уволили людей, отчитались, на этом все дело и закончилось. Но у нас по сей день существует 12 уровней системы управления, начиная с министра и заканчивая главным специалистом… Как будешь тут управлять?
Вот сейчас много говорится об инновациях, высоких технологиях. СМИ трубят о развитии и внедрении инновационных программ… Информируют население страны об этих госпрограммах… Рекламируют… Это хорошо… Пусть тогда чиновники, или те же журналисты ответят на вопрос: «Сколько в стране в общей сложности есть специалистов по этим высоким технологиям? Много ли у нас инженеров в Казахстане?» Никто не говорит почему-то об этом! Почему я затронул этот вопрос? Потому что он лишь в общих чертах изучается. Да, я понимаю, у нас есть вузы (тот же «политех»), которые специально готовят инженеров…
Но сколько всего, в общей сложности специалистов требуется стране по высоким технологиям? Мы должны знать, в каких производствах сколько специалистов не хватает, и в каких областях.
Недавно я прочитал в российской прессе, что у них 600 тысяч инженеров по высоким технологиям не хватает. Все-таки они сделали это, как-то умудрились подсчитать… Я считаю, что создав вышеупомянутое Агентство по контролю, мы упорядочим систему ответственности госслужащих.
Этот орган будет уже межотраслевой, выше всех министерств. И контролировать будет все и вся, включая даже Правительство. И в законодательном плане все можно будет контролировать: плохие законы Парламент принимает или нет. Ведь непрофессионализм в Парламенте у нас тоже существует.
О малом бизнесе. Президент постоянно осуществляет патронаж малого бизнеса, болеет за это. А почему у нас нет до сих пор закона о Малом инновационном бизнесе? Ведь это сейчас необходимо как воздух! Разве есть у нас такой закон, согласно которому освобождается от налогов тот, кто занимается Малым инновационным бизнесом? Совсем, наоборот: у нас до сих пор практикуются налоги-поборы, но никак не освобождение от них.
Практика показывает, что в развитых странах активно формируется инновационная экономика, основанная на знаниях. Исходя из мировых вызовов, мы тоже должны идти на самые передовые технологии в мире. Сейчас формируется развитый новый, шестой технологический уклад. Что это, спросите вы… Его ключевые киты – нанотехнологии, биотехнологии, генная инженерия, информационные, коммуникационные и космические технологии.
Сегодня весь мир идет к формированию нового экономического уклада. А мы, к сожалению, очень отстаем. Удельный вес нового технологического уклада в экономике развитых стран пока не превышает 2 процентов мирового ВВП. Ожидается, что качественный скачок произойдет лишь после завершения структурной перестройки ведущих экономик мира.
В сегодняшний век – век научно-технологического прогресса, нам тоже нельзя отставать от других стран. Поэтому я сегодня вношу предложение – Казахстану в течение 5-7 лет необходимо срочно форсировать переход к шестому технологическому укладу. Иначе мы отстанем от всех, и не успеем вскочить на подножку последнего вагона новых знаний, которые сегодня развиты в мире.
Если бы в нашей стране не было бы столько денег, теневой экономики, оффшорных миллиардов, я бы эти вопросы вовсе не поднимал. В Казахстане есть ресурсы и деньги. Но, к сожалению, ума не хватает. И профессионализма.
Роль крупных холдингов в подъеме экономики. Да, в свое время было оправданным решение Президента – сформировать холдинг «Самрук-Казына». Более 50 процентов мы получаем доходов от проектов с иностранным участием. Но и этот холдинг сейчас стал неуправляемым. Очень много разветвленных дочерних предприятий, хвостов…
Президент говорит, что нужно поднять конкурентоспособность. Президентом утверждена госпрограмма «Путь в Европу». И не зря сейчас строится важнейшая магистральная дорога «Западный Китай – Западная Европа». Так мы идем к возрождению Шелкового пути. Здесь я предлагаю решить, упорядочить такой вопрос – расформировать итак разросшийся «Самрук-Казына», расщепить его на 7 самостоятельно конкурирующих холдингов. Один холдинг создать именно в направлении Западного Китая. Создать второй транснациональный логистический холдинг на базе «Қазақстан темiр жолы». Это будет мощнейший международный холдинг, который будет работать самостоятельно. Таким же путем создать информационно-коммуникационный холдинг. На сельское хозяйство создать два холдинга. «Казмунайгаз» тоже разделить на два холдинга – один будет заниматься экспортом, другой – импортом. Такие изменения необходимо внедрять, так как экономика меняется.
III. Кадровая политика
Надо формировать новую кадровую политику. Правильно об этом говорил Сталин: «Кадры решают все!» Все упирается в человеческий капитал, кадры. В связи с этим, надо создать новую политику кадров, организовать межотраслевой институт кадровых комиссий, который бы беспристрастно осуществлял контроль над профессиональными кадрами. Дальше экономика упирается в регионы, «аймаки». Если области будут сильными, то и Казахстан будет сильным. А у нас практически все акимы смотрят в рот Премьер-министру и ждут от Правительства денег. Если так и дальше будет продолжаться, у нас так никогда ничего не будет.
Считаю, что сегодня надо усиливать роль областей. Президент все время ругает акимов, мол, «как князья вы сидите»… У каждой области свои проблемы. Например, в Западном крае остро стоит водная, экологическая проблемы. А почему на месте их не решать? Когда-нибудь вы слышали, чтобы акимы трех западных областей объединились и осуществили хотя бы один крупный межрегиональный проект и представили его Правительству, а последнее его приняло? Я никогда о таком не слышал! Каждый из них хочет понравиться наверху, каждый хочет использовать выделенные средства, а порой использовать так, чтобы половину положить в карман…. В связи с этим и возникла проблема моногородов.
Все приграничные области России до Казахстана должны быть конкурентоспособны с экономиками российских приграничных областей. С востока мы граничим с Китаем, значит, мы должны быть конкурентоспособны и с Поднебесной. Необходимо поднять конкурентоспособность регионов. И проблему, которая касается 3-4 областей, надо решать через их объединение и реализацию в них крупных проектов.
Я считаю, что для этого надо создать крупные аймаки нашей республики: западный, южный, центральный, восточный, северный. И руководителем этих аймаков назначить крупную политическую фигуру и одновременно настоящего профессионала правительственного уровня, чтобы он мог владеть и распоряжаться инвестициями. И заниматься полностью индустрией.
Вы спросите, а что же тогда будет делать аким области? Пусть занимается людьми, народными проблемами, социальной политикой, гуманизацией, нравственностью общества, порядком, идеологией, чего у нас, к сожалению, не достает. Это, считаю, на сегодня архиважная, кричащая проблема! Кто будет поднимать нашу экономику, когда у нас происходит потеря нравственных ценностей, недостаточно воспитывается у молодежи патриотизм? И все упирается в коррупцию? Откуда у нас все это возьмется?
Вот чем должен заниматься аким области, а индустрией пусть занимается человек, поставленный Президентом. Мое мнение – надо поднять аймаки и создать новую структуру управления ими. Каждый аймак должен быть полностью задействован в индустриальных проектах с применением новых знаний, внедрением инноваций, новых технологий. Вот качественно новый подход к управлению экономикой! Он абсолютно отличается от того, который на сегодня существует. Это мое пионерное открытие. Готовилось оно мной в течение шести месяцев. Об этом еще нигде не было публикаций.
О развитии человеческого капитала. Давайте перейдем к теме развития человеческого капитала, о котором говорил Президент в своем Послании. Это очень серьезный вопрос. Социальная сфера как никогда нуждается в реформе, как в законодательном, так и в исполнительном плане. Мы до сих пор живем по остаточному принципу. И я вам это сейчас докажу.
Мы наконец-то должны отказаться от минимального месячного расчетного показателя (МРП). Нельзя забывать о том, что он был принят, введен в кризисное время. И такого подхода в мире уже нет. Если мы хотим быть цивилизованной страной, то за основу необходимо взять прожиточный минимум или минимальную зарплату людей. В связи с этим, нужно будет принять много реформ и определиться с ключевым подходом.
Везде, всем сферам – образования, здравоохранения, культуры, надо переходить к социально-экономическим нормативам. Это уровни зарплаты, пенсии и т. д. А завтра, когда поднимется наша экономика на более высокий уровень, а мы к этому уже приходим, то надо будет поднять уровень зарплаты и пенсии. К примеру, в этом году прогнозируется подъем внутреннего валового продукта на семь процентов. Словом, нам надо тесно привязать нормативный подход к социальной сфере.
В пенсионном фонде накопилось 18-20 млрд. долларов, а в государстве не знают, как использовать этот капитал. На сегодня мы имеем 15 пенсионных фондов, и не ошибусь, если скажу, что они работают неэффективно. Поэтому сегодня актуально перейти на новые нормативы и новые стандарты качества. При этом нельзя забывать о духовном возрождении народа, нравственном воспитании подрастающего поколения и молодежи. К сожалению, с этим у нас дела обстоят не лучшим образом.
IV.Модернизация научно-технической сферы
Да, закон о науке принят. Теперь дело остается за его исполнением. Пока же мы слышим только обещания, но реальных шагов по его реализации пока не видим.
Во-первых, каждый ученый должен это ощущать реально через подъем зарплаты, чтобы увеличить свою интеллектуальную отдачу.
Во-вторых, нужно инициировать приход в науку молодежи. А без притока свежих мозгов, не может быть и речи о развитии научного потенциала страны. Почему же всего этого нет? Наверно что-то не то происходит в нашем государстве?
Не надо забывать, что наукой нельзя управлять. Это единственная неуправляемая сфера. Ученые сами могут организовать управление. На то он и ученый, что у него свои мозги есть. Поэтому в науке не нужны чиновники. И право распоряжаться выделенным бюджетом должны иметь сами ученые. В новом законе все это заложено. Администрирование должно, конечно же, быть. Я говорю о главном – ученым надо создавать должные условия.
Вы когда-нибудь слышали, чтобы молодой ученый квартиру получил? Я лично никогда в жизни не слышал. Да, педагоги и врачи получают. Но, чтобы ученый… Или все думают, что ученые относятся к состоятельным слоям населения? К сожалению, нет. Посмотрите на наших профессоров, которые ходят со старыми портфелями 30-летней давности! Бегают в один университет, потом в другой (где вынуждены подрабатывать). Если бы у него была бы хорошая зарплата, то и бегать бы так не пришлось по вузам.
Допустим, кто-то из ученых совершил значительное открытие по математике, физике или еще в какой-то научной сфере… Сразу же министр или правительство должны такому человеку дать возможность открыть собственную школу или исследовательский центр. И вдобавок профинансировать этот проект. Таков должен быть ответ на открытие. Как в Америке. У нас же наоборот: если выделился среди своих коллег, стал лауреатом, на него гонения будут устраивать.
Главный стержень развития науки – это создание условий для ее дальнейшего развития и прогресса. Только обеспечив ученых достойной зарплатой, жильем, развитой инфраструктурой, особенно для молодых перспективных, можно требовать наибольшей отдачи от каждого человека науки. Ведь его голова не будет забита будничными житейскими проблемами. С этой целью можно повсюду в регионах создать центры внедрения, как корпоративные, так и университетские.
Но для реализации столь крупномасштабной задачи нужно создать в Алматы Национальный научно-инновационный кластер. Объединить все базы бывших академических, научно-исследовательских институтов и крупных научно-исследовательских учреждений, таких как Институт ядерной физики и т. д. В общем, организовать что-то наподобие Силиконовой, или, как ее точно называют, Кремниевой долины в США и планируемого в России мощного IT-кластера в подмосковном Сколково. Если надо создать своего рода академгородок, то построить его. Вот тогда наука пойдет семимильными, как говорят в таких случаях, шагами.
Потом, а я это обдумывал много раз, дважды побывав в Китае в тамошней Академии общественных наук (наш Президент там тоже дважды побывал), пришел к мысли, что нам надо создать Национальную академию общественных наук, носящую государственный статус. Вместо этого у нас есть Союз ученых Казахстана, который я возглавляю. Да, мы помогаем своими советами, действиями, но ведь это не государственная, в отличие от Китая, структура.
В Казахстане на сегодняшний день существует около полутора десятков институтов общественных наук, специализирующихся на политологии, истории, археологии, социологии и других. Их надо просто-напросто объединить и на их основе создать Академию, как в Китае. Она будет решать для государства две наиважнейшие задачи. Во-первых, проводить фундаментальные и прикладные исследования для Казахстана, для собственного народа, что и делается сейчас. Во-вторых, создавать идеологическое обеспечение, а это история, духовность, нравственность. К сожалению, мы здесь хромаем на обе ноги. Идеологическая база плохо формируется в Казахстане.
– С. А.: А каким образом можно широкомасштабно решать обе эти задачи? Всего этого научного кластера, всех ученых не хватит для этого...
– Возьмем, к примеру, социологические вопросы и проблемы. У нас даже нет Института социологии. А кто будет грамотно, на должном уровне проводить опрос общественного мнения, статистически достоверно отражать реакцию населения на различные экономические, политические и социальные меры государства? Ведь только благодаря обширному всестороннему мониторингу будет понятно, что делать Правительству в ближайшее время, какие стороны общественной жизни ему надо реформировать или какие коррективы внести в уже существующие реформы. Будет также заранее известно, в каких регионах могут возникнуть проблемы, требующие оперативного и эффективного решения. Упреждение возникающих проблем – это уже решение проблемы в зародыше. Где-то решить проблемы массовой безработицы, где-то вопросы водного и продуктового снабжения… Основной задачей подобных институтов является своевременное выявление проблем, пути их решения.
Самый большой дефицит во всем мире, наряду с локальными и глобальными проблемами, это нехватка идей, ноу-хау проектов, имеющих как региональное, так и мировое значение, дающие мощный толчок развитию современного общества. Вот, чего не хватает сейчас в мире. Поэтому сейчас надо всесторонне использовать интеллект, мозги. А так как необходимая для инноваций благоприятная питательная среда создается не только благодаря известным ученым, но и перспективными одаренным молодыми специалистами и активно занимающихся научной работой студентами, то должен действовать девиз, лозунг, как хотите, «молодым у нас везде дорога, старикам у нас везде почет». Но эти самые перспективные «молодые мозги» должны быть востребованы здесь.
А что мы наблюдаем? Многие из тех, кто поехал по программе «Болашак» учиться в престижных западных вузах и по окончании вернулся на Родину, зачастую не могут найти себе должного применения, потому как научно-исследовательских институтов «раз-два и обчелся». А где приложить тогда наиболее эффективно свои знания, умения, навыки? Только там, на Западе, что ли? Или в богатых национальные корпорациях, таких как «Казахтелеком», «Казмунайгаз», «Қазақстан темiр жолы» и нескольких других, где тоже вакансии не безграничные? Так, для чего и для кого мы учили «болашаковцев»? Понимаю, что каждый работает там, где ему нравится. Но кто же тогда будет заниматься наукой?
Вот, видите, сколько проблем возникает? И хотя дело касается формирования нового технологического уклада, определенного идеологического фона, нельзя забывать, что все это будет реализовываться людьми. Все дело в развитии человеческого капитала. Надо проводить отбор высококлассных специалистов, профессионалов, талантливую и одаренную молодежь. На них и нужно делать ставку. А если их не хватает, особенно в области высоких технологий, то надо готовить их самим. При этом нельзя забывать и о моральном очищении. Без этого мы далеко не продвинемся. Надо менять свое сознание.
Все эти проблемы надо решать комплексно, а каждый из отмеченных факторов развития решать по отдельности и в отрыве от других, иначе это не принесет успеха. К примеру, в 2003 году мы приняли стратегию индустриально-инновационного развития. В мае следующего года исполнится 10 лет со дня утверждения этого важного документа, который должен был способствовать созданию условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта в Казахстане, но особых заметных сдвигов не наблюдается. Программа была рассчитана на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития к перерабатывающей. А что мы наблюдаем? Произошло ли это?
Казахстан хотя и считается индустриальной страной, а не аграрно-индустриальной, как это было в эпоху СССР, но основным источником его экономического роста по-прежнему является добыча полезных ископаемых. Поэтому, я считаю, модернизацию экономики страны надо рассматривать системно по блокам, тщательно отслеживая каждую отрасль промышленности, проводя периодические мониторинги.
Модернизация – это поэтапный процесс. Вот только тогда мы добьемся значительных результатов. Безусловно, я уверен, что все эти моменты будут учтены. Посудите сами, у нас есть финансы, ресурсы, словом, все необходимые предпосылки имеются. Но нужна воля. Государственная политическая воля, воля Президента, Правительства, Парламента, воля каждого сознательного гражданина страны в совокупности. По сути дела, ни один человек не должен оставаться в стороне от этой модернизации.
Если хочешь желать блага своей семье, своим детям, то нужно желать этого для всего государства. А у нас по сей день никто не хочет отвечать за что-то, начиная от государственных мужей и заканчивая отдельно взятым служащим или рабочим. Спроса нет, равно как и наказания. В лучшем случае пересадят в другое кресло, а в худшем – за вину руководителя отвечают его заместители и менеджеры, которые и несут наказание.
Мне часто задают такие вопросы: в чем, в первую очередь, заключаются проблемы социально-экономической и индустриально-инновационной модернизации Казахстана? Ответ на этот вопрос дан полностью выше. На какой стадии сейчас в Казахстане формирование инновационной экономики? На начальной, естественно. Всего несколько предприятий разных отраслей этим занимается всерьез. Хотя ряд СМИ утверждает, что модернизация проходит, чуть ли не тотально, а на деле выходит, что запускается, скажем, где-то высокотехнологическая линия, на которую приглашают Президента страны, а когда он уезжает, линия останавливается.
Значит, порой, мы сталкиваемся и с откровенной показухой. Конечно же, есть и реальные положительные примеры. Другое дело, что они носят не столь массовый характер, как хотелось бы. Я считаю, каждый руководитель должен нести ответственность за каждый инвестированный в его предприятие тиын. Столь велика, должна быть цена ответственности. А если здесь будут допускаться нецелевые расходы, то и результатов нечего ждать…
Мы слышим, что модернизируются казахстанские нефтеперерабатывающие заводы. Но почему же тогда мы по-прежнему бензин покупаем в России? А все, потому что мы испокон веков жили по принципу: добывай и тут же продавай! Просто удивляешься такому вот

1327 раз
показано1
комментарий