• Экономика
  • 26 Декабря, 2012

МАШИНОСТРОЕНИЕ: ПРОРЫВНЫЕ ПРОЕКТЫ

По основным показателям социально-экономического развития за истекший период и прогнозным данным на конец года г. Костанай имеет положительную динамику. Только за январь-сентябрь 2012 года промышленными предприятиями города произведено продукции в действующих ценах на 73713,7 млн. тенге, что составляет 112,6 процента к соответствующему периоду 2011 года. Удельный вес произведенной промышленной продукции города в общем объеме производства Костанайской области составляет 20,6 процента.

В городе действуют 45 крупных и средних и свыше 160 малых промышленных предприятий.

Темп роста объемов производства по пищевой промышленности составил 101,9 процента; текстильной, швейной и обувной – 111,6; по производству машин и оборудования – в 2,2 раза.

В числе предприятий, увеличивших производство продукции более чем в два раза, АО «Агромашхолдинг». Это единственное в Казахстане промышленное предприятие, производящее автомобили марок Ssang Yong, Iveco, Chance, УАЗ и сельскохозяйственную технику в широком ассортименте, в том числе зерно- и кормоуборочные комбайны, зерновые универсальные сеялки, полуприцепы, двигатели и целый ряд иной продукции, а также комплектующие узлы и запасные части к сельхозтехнике. Казахстанское содержание в отдельных видах производимой продукции составляет до 100 процентов.

Сегодня АО «Агромашхолдинг» – лидер отечественного сельскохозяйственного машиностроения в РК. С председателем правления акционерного общества Алексеем Сидоренко беседует корреспондент нашего журнала Юрий Барсуков:

– Алексей Николаевич, когда и на базе какого предприятия был создан «Агромашхолдинг»?

– В 2003 году на базе Кустанайского дизельного завода, путем приватизации Каспийской группой. Перед этим 10 лет завод простаивал, его разворовывали, оборудование устаревало. Многие линии, которые сегодня находятся у нас на площадях, не использовались изначально и, к сожалению, и мы сейчас не можем его использовать, потому что это оборудование морально устарело, и все его расположенное на площади в две тысячи квадратных метров, может заменить какой-нибудь импортный станок размерами два метра на два. То есть, производить такое же количество продукции.

– Что сегодня представляет из себя ваше акционерное общество. Какую продукцию выпускаете?

– Сегодня «Агромашхолдинг» – разнопрофильное предприятие, векторами которого являются производство сельскохозяйственного оборудования и машин, а также автомобилестроение. Мы выпускаем две модели зерноуборочных комбайнов и одну модель кормоуборочного. Это наше совместное производство с Белоруссией. На базе белорусского комбайна, произведенного «Гомсельмашем» – модель «Полесье», были изготовлены казахстанские комбайны под брендом «Есиль». Две модели – «Есиль-740» и «Есиль-760» разной мощности, также у нас есть КСК-600 – кормоуборочный комбайн. Кроме этого, на наших площадях изготавливаются сеялки, различные приспособления сельскохозяйственной направленности. С каждым годом объемы продаж увеличиваются. Нам удается завоевывать рынок. У нас мощная филиальная сеть – порядка восьми филиалов в крупных городах и зерносеющих регионах, основным видом деятельности которых является продажа техники, комплектующих и запасных частей к ней, а также оказание сервисного и гарантийного обслуживания данной техники на высоком профессиональном уровне. «Агромашхолдинг» располагает также высокоэффективными современными производственными мощностями и развитой логистической инфраструктурой.

Если взять, к примеру, 2011 год, когда урожай был небывалый, объем наших продаж составил порядка пятисот единиц сельхозмашин. В этом году на фоне плохих погодных условий и низкого урожая зерновых культур нам удалось продать так же около пятисот единиц машин.

– А как вы реализуете сельскохозяйственную технику, те же комбайны, ведь у крестьянских хозяйств и агрофирм порою нет на это свободных денег. Речь идет о пресловутых ножницах между ценами на промышленную и сельскохозяйственную продукцию?

– На протяжении ряда лет мы сотрудничаем с АО «КазАгроФинанс», производящим у нас закупки крупных партий выпускаемой продукции для последующей передачи ее в лизинг. В текущем году нами также подписан с ними договор о закупке крупной партии зерноуборочных комбайнов с дальнейшей передачей в лизинг сельхозпроизводителям. Это взаимовыгодное сотрудничество продолжим и в будущем.

– Кроме сельхозтехники вы выпускаете легковые автомобили совместно с южнокорейскими компаниями.

– Да, на сегодняшний день у нас уже несколько партнеров. Изначально в 2012 году в октябре «Агромашхолдинг» заключил договор с корейской компанией Ssang Yong. На базе этого договора началось производство марки Ssang Yong. Поначалу производилось четыре модели. Комплектующие полностью предоставляются корейской стороной. За нами – сборка. Путем увеличения производства и модельного ряда, сегодня мы уже производим шесть моделей Ssang Yong. Это четыре модели внедорожника, одна модель с несущим кузовом и один автомобиль представительского класса Ssang Yong Chairman. Также на нашем предприятии мы производим некоторые модели для спецслужб Казахстана – для МЧС, пожарных частей, МВД.

– Какова степень локализации производства автомобилей. Существуют ли уже казахстанские комплектующие узлы или детали?

– К сожалению, на сегодняшний день на территории республики нет предприятий, которые специализировались бы на производстве автокомпонентов. С вхождением Казахстана в таможенный Союз трех государств, наша география увеличилась, и сегодня, привлекая продукцию производств, находящихся на территории либо России, либо Белоруссии, мы можем увеличить степень локализации. Мы занимаемся поиском компаний, которые произведут нужные нам автокомпоненты. Их наши корейские партнеры утвердят, и мы сможем их использовать. Это будет дешевле, но незначительно.

– Тем не менее, как повлияло вхождение Казахстана в Таможенный Союз на работу вашего предприятия?

– Еще на этапе становления АО «Агромашхолдинг», в качестве субъекта казахстанского производителя товаров, государство оказало нам огромную поддержку в форме предоставления преференций, а также инвестиционных займов от АО «Банк развития Казахстана» для реализации инвестиционных проектов. Наши проекты по производству зерноуборочных комбайнов «Есиль» и другой сельхозтехники, а также по сборочному производству автомобилей Ssang Yong, мощностью 7500 шт./в год, входят в Карту индустриализации Казахстана. Поэтому и раньше все, что поступало на наши предприятия, было освобождено от уплаты таможенных пошлин и НДС. Улучшение мы на себе ощутили за счет увеличения рынка. То есть сегодня, мы имеем право, свободно реализовывать свою продукцию на территории государств, входящих в Таможенный Союз. К чему мы в принципе сейчас и идем. Планируем в октябре 2013 года запустить проект по мелкоузловой сборке автомобилей, реализация которых будет направлена, в том числе, и на российский рынок.

Поскольку население Казахстана не так велико – порядка 17 млн. человек, производить автомобили в больших количествах и рассчитывать только на казахстанский рынок не приходится – невыгодно. Хорошего финансового результата не будет, потому что мы не сможем производить много марок, а только одну, которая в большом количестве в республике не нужна. Благодаря объединению в Таможенный Союз, сегодня у нас есть перспективы запустить в будущем году линию по сборке автомобилей Nomad – это будет 50-ти процентная локализация, потому что на территории нашего завода мы будем сваривать элементы кузова, окрашивать, а после этого – собирать. Сегодня этих процедур мы не делаем. Также мы принимали участие и в разработке дизайна этого автомобиля. Планируется, что поставка данной модели будет осуществляться на восемь рынков стран ближнего и дальнего зарубежья.

– Сколько людей у вас работает и какова средняя заработная плата?

– Сегодня на предприятии работает 700 человек, включая филиальную сеть. Средняя заработная плата 120 тыс. 148 тенге. Численность сотрудников непосредственно на производстве порядка четырехсот человек, плюс у нас есть коммерческий департамент, большой офисный блок и развитая филиальная сеть. На следующий год планируем увеличивать штаты, будем набирать еще порядка 250 человек.

– Я видел у вас при входе в административный корпус на доске объявлений список вакансий, приглашений на работу. И что характерно – требуются в основном представители рабочих профессий.

– Да, у нас сейчас входу такое понятие, как кадровый голод. Это связано с тем, что то, чем мы сегодня занимаемся, никто никогда не делал на территории нашей страны. И говорить о том, что мы можем сегодня за небольшую заработную плату привлечь специалиста с каким-то опытом, пусть даже пяти или десяти лет, не приходится. Поэтому мы берем людей с техническим образованием, обучаем автомобильной сборке, отправляем на стажировку в Корею или к нашим партнерам в Украину на Запорожский автомобильный завод, совместно с которым мы производим автомобиль дешевого сегмента бренда Chance (Шанс), известного ранее как Daewoo Lanos. В марте нынешнего года стартовал этот проект. На сегодняшний день более 700 единиц уже произведено и успешно реализовано. Этот автомобиль в линейке доступных автомобилей является самым дешевым автоматом – 12500 долларов. На рынке подобного предложения, помимо нашего, нет. С коробкой-механикой «Шанс» продается по цене от 8900 долларов.

Параллельно с корейскими и украинскими партнерами у нас есть контракт с итальянцами по производству коммерческой техники Iveco. Мы выпускаем легкотоннажную технику, плюс 19-местные автобусы, которые уже сегодня ездят на маршрутах по Астане, Алматы и Костанаю.

В числе наших партнеров и российский УАЗ. На площадках нашего завода производится автомобиль УАЗ двух моделей – «Патриот» и «Патриот-пикап».

– Расскажите, с какими результатами заканчиваете год. О развитии в динамике?

– Динамику развития по сравнению с 2011 годом могу показать в цифрах. Если в прошлом году нами было произведено около тысячи единиц автомобилей Ssang Yong, то к концу 2012 года, а все идет к тому, что это реально, мы выпустим более трех тысяч автомобилей, при этом без увеличения штата и производственных площадей. В это количество входят автомобили Шанс, Iveco и УАЗ. То есть, можно говорить о положительной динамике. Мы набираем обороты, приобретаем определенный опыт. Уже сегодня можем оптимизировать свои затраты и производственные площади таким образом, что скорость выпуска продукции возрастает.

– Каковы условия труда рабочих, что вы делаете для того, чтобы сплотить коллектив, то есть поговорим о несколько подзабытой заботе о рабочем человеке?

– На протяжении нынешнего года нашим предприятием было успешно проведено три повышения заработной платы. Я не говорю о том, что это были какие-то колоссальные суммы, но, тем не менее, для рабочих – существенные. Есть в «Агромашхолдинге» люди, которые работают уже 7-8 лет. Порядка 5-6 лет они трудились вообще без увеличения зарплаты. Плюс к этому у нас увеличиваются штаты, объемы продукции.

За текущий год мы отремонтировали раздевалки, столовую, душевые и туалетные комнаты. Построили для сотрудников футбольное поле. Был в этом году проведен турнир. Есть площадки для ручного мяча и волейбола.

Заводская жизнь находится сегодня в руках департамента человеческих ресурсов. Если сравнивать с советским временем – это отдел кадров, но не тот, который ведет учет: принять на работу, уволить, заболел, в отпуске, а тот, который знает проблемы заводчан изнутри и доводит их до руководства – о пожеланиях, недовольстве чем-либо, о настроениях в коллективе.

– И все-таки, какие есть проблемы на предприятии, что мешает работать более успешно и качественно?

– Единственная проблема, как я уже говорил, это отсутствие кадров. Поддержка государства для нас очень ощутима. Наше производство сегодня находится на высочайшем контроле с его стороны.

– Планы и перспективы на будущее?

– Как я уже упоминал, мы должны в следующем году запустить проект по мелкоузловой сборке автомобилей и вывести наше производство на выпуск порядка 50 тысяч единиц автомобилей разных марок в год. Путем несложных расчетов можно подсчитать, что это будет за 250 рабочих дней около двухсот единиц автомобилей в день. Это достаточно большой объем, у нас увеличится число сотрудников, возрастут занятые производством площади. Территория нашего завода 44 гектара, на сегодняшний день используется где-то процентов сорок. Мы планируем все цеха отремонтировать, привести в порядок, дать им новую, вторую жизнь. И все это будет сопровождаться созданием новых рабочих мест и улучшением условий труда работников нашего предприятия.

– Спасибо за содержательную беседу и успехов вам в созидательном труде на благо народа Казахстана.

 

1147 раз

показано

3

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №9

30 Сентября, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»