- Общество
- 13 Ноября, 2012
Роль местного самоуправления
УДК: 342.571:316.3:32
Мээрим Сулайманова,
старший преподаватель кафедры
«Менеджмент» Института строительства,
экономики и менеджмента (ИСЭМ),
Кыргызского государственного университета
строительства, транспорта и архитектуры
Заманбап шарттарында социалдык экономикалык онугуу, жакырчылыкты жоюуу, элдин турмушун ондоо – жергиликтуу озун озу башкаруу мекемелеринин негизги максаты болуп саналат.
В современных условиях социально-экономическое и общественно-политическое развитие становится важной сферой деятельности органов местного самоуправления и местных сообществ, которые под свою ответственность должны решать задачи социально-экономического развития, искать пути улучшения общественной жизни.
In modern conditions Social-economic development becomes major sphere of work of local selfmanagment and local units, which must solve, Social-economic development problems, find the paths of life improvement themselves.
В системе управления Кыргызстана одно из главных мест отводится местному самоуправлению, как наиболее всего приближенного к народу. Основополагающим принципом Конституции Кыргызской Республики является то, что местное самоуправление – это элемент системы управления государством на основе непосредственного участия населения в осуществлении власти. «Местное самоуправление в республике осуществляется местными сообществами» – гласит Конституция. Реализуя эту цель, население использует различные инструменты демократии – это выборы представительных и исполнительных органов, курултаи и сходы граждан как элементы прямого участия населения в управлении. Учитывая, что носителем суверенитета и источником власти в республике является народ, можно предположить, что местное самоуправление в этом смысле является первичной властью, как субстанция, наиболее приближенная к населению. И роль местного самоуправления в обеспечении социальной и политической стабильности общества велика.
Местное самоуправление в Кыргызстане имеет давнюю историю. В самобытных национальных формах оно существовало задолго до образования современного государства кыргызов в его нынешних границах. Об этом свидетельствуют исторические и литературные источники, главным из которых является народный героический эпос «Манас». В этом литературном произведении подробно описывается уклад жизни и общественно-государственное устройство древних кыргызов. По интересующему нас вопросу, эпос описывает формы народной демократии, включая такие аспекты управления, как порядок принятия общих решений, которые осуществлялись путем голосования; повествуется о советах аксакалов, выборах вождей и т. д. Эти аспекты представляют собой способы самоорганизации кыргызской общины для решения важнейших вопросов коллективного бытия.1
И государственные органы власти должны развивать эту традицию как важную, если не важнейшую составляющую правового гражданского общества. Итогом этого объективно необходимого процесса должна стать действительная демократизация общества, которая обеспечит активное, реальное участие населения в управлении государством.
После присоединения в конце XIX века к России, активно осуществляющей земскую реформу, кыргызскому народу, казалось бы, была уготована судьба, приобщиться к европейской системе местного народовластия. Однако октябрьская революция 1917 года установила принципы организации представительной власти. Наступила эра так называемого демократического централизма, одним из принципов которого было строгое подчинение низших звеньев управления высшим. Учитывая строение общественно-государственной машины СССР, местные советы в своей деятельности, прежде всего, руководствовались общегосударственными интересами. Следовательно, реального местного самоуправления в Киргизской ССР, равно как и в других республиках бывшего Советского Союза, не было.2
Более пятнадцати лет тому назад Кыргызстан встал на путь демократизации и построения правового государства. Одной из актуальных проблем, которые выявились в период распада Советского Союза, было и остается местное самоуправление. Ведь именно оно играет огромную роль в социально-экономическом и общественно-политическом развитии кыргызского общества. Основная цель его состоит в подъеме благосостояния, улучшении качества жизни народа. Только этот путь позволит повысить деловую активность населения, реализовать его законное право владеть и пользоваться муниципальной собственностью, что приведет в конечном итоге к росту уровня жизни людей. И, наконец, общественное самоуправление – это та сила, которая может противостоять бюрократии и злоупотреблениям центральных государственных структур.
За годы независимости в Кыргызской Республике были приняты и осуществлялись значительное количество государственных, отраслевых, региональных концепций, стратегий и программ. Но они не были комплексными, не обеспечивались необходимыми ресурсами, часто носили декларативный характер, например, проблемы экономического и социального характера рассматривались в отрыве от задач институциональных. По этой причине результативность их была крайне низкой, и что, самое главное, они не обеспечивали качественного повышения уровня жизни населения республики. Разговор о проблемах и реформе местного самоуправления за 20 прошедших лет уже «завяз в зубах» у экспертов и политиков. И тот факт, что до 2012 года дальше разговоров реальная финансовая и административная децентрализация не двигалась, наводит на мысль, что государственные чиновники забыли – какова природа местного самоуправления, а ведь это ежедневная жизнь, вопросы местного значения, совершенно приземленные и бытовые проблемы. Именно нерешенные проблемы на местах в 2005-ом, как и 2010-ом привели к социальному взрыву и к трагическим событиям. После 24 марта 2005 года большинство коррумпированных чиновников прежнего режима осталось в своих креслах, ситуация еще больше ухудшилась, коррупция, сращивание государственной власти и преступности процветали в еще больших масштабах. После первой революции народ Кыргызстана не ощутил изменений и перемен в экономической и социально-политической жизни страны. Ожидания и надежды народных масс оказались напрасными, и в 2010 году 7 апреля произошла новая революция с трагичными исходами, где погибли наши соотечественники, борясь за достойную жизнь для своих детей. После этих событий народ еще надеется, вера в государственную власть не угасла, все мы надеемся на лучшее будущее Кыргызстана. Нельзя утверждать, что теперь все хорошо или плохо и произошел кадровый переворот, да есть еще чиновники, которые работают для своего блага и на свой «карман», не думая о народе. Но есть и истинные патриоты, которые с помощью реформ могут привести страну к процветанию и порядку во всех сферах общественной жизни. Такими шагами можно назвать программу Правительства Кыргызской Республики «100 дней», за это время объявлена борьба с коррупцией, начались мероприятия идеологического направления, сделаны шаги к мирной согласованной жизни с другими нациями, а также заметен настрой во внешней политике держать голову высоко перед другими. Реформа произошла и в бюджетной системе местного самоуправления. Введение двухуровневого бюджета, вместо трехуровневого. Главная цель перехода на двухуровневый бюджет – это большая самостоятельность местного самоуправления. По словам председателя Института политики развития Надежды Добрецовой, двухуровневый бюджет в стране был в 2007 году и показал высокую эффективность. Он увеличил долю местных бюджетов. Результаты 2007 года признаны как перспективный путь для улучшения жизни граждан в селах и городах. По разным причинам и в том числе политическим, бюджетная децентрализация перестала быть нужной. Лишь с начала 2012 года начались изменения, они подарили надежду на то, что органы власти повернутся лицом к городам и селам и будут решать вопросы местного значения. Переход на данную систему поспособствует развитию и стимулированию органов местного самоуправления. Двухуровневый бюджет состоит из республиканского бюджета и местного, который состоит из бюджетов 25 городов и 459 айыльных аймаков. Ранее был республиканский бюджет, областной бюджет, районный и местный. Отныне расходы районных государственных администраций будут финансироваться через республиканский бюджет. Также в настоящее время заработную плату работникам образования, кроме г. Бишкека и ряда других, выплачивают из республиканского бюджета через категориальные гранты. В то же время, рассматривается возможность оставления в городах республиканского значения вместо 35% подоходного налога 50%, в городах областного и районного значений вместо 30% – по 40%, а в айыльных округах – 10%. Ранее, айыльные округа все сборы по подоходному налогу перечисляли в республиканский бюджет. Но надо отметить, местные налоги и сборы в некоторых, особенно в отдаленных селах не способны обеспечить органы местного самоуправления стабильным источником пополнения местного бюджета, так как в основном налоговые сборы изымаются только с орошаемых земель. А бизнес структур в этих регионах нет. Таким образом у правительства есть еще одна задача – это выравнивание категориальных грантов. Т. е. на долю наименее состоятельных органов местного самоуправления с меньшим налоговым потенциалом должны приходиться большие объемы расходов из республиканского бюджета. План мероприятий по укреплению местных бюджетов, скорее всего, будет продолжаться еще долго. Шаг за шагом, вплоть до обучения работников айыльных округов. Сказать, что все готовы к реформам, неправильно. Не все готовы к такому повороту. Главы айыльных округов привыкли выполнять распоряжения сверху и еще не почувствовали, что формируют бюджет, даже не знают своих полномочий по бюджету, а это важная составная часть в деятельности любого органа. Правильно построенная система финансовых взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления различных уровней (обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов и учитывающая интересы различных регионов) будет только способствовать укреплению государственности Кыргызской Республики.
Одним из путей сокращения бедности является получение целенаправленных микрокредитов. В этой сфере проделана определенная работа по созданию групп взаимопомощи по микрокредитованию. Более пятисот миллионов сомов Минфин предусматривает для открытия в сельских управах микрокредитных компаний.
Еще одним важным направлением социального управления является установление гарантий равных условий и уровней жизни, вне зависимости от места проживания и от региона. Эта сложная социальная программа включает в себя не только мероприятия по выравниванию межрегиональных различий в доходах, но и развитие жилищного строительства, сельской электрификации, газоснабжения, транспортной сети и социальной инфраструктуры. Особенно сложны эти задачи в отношении северных территорий и в районах с экстремальными природно-климатическими условиями.
Ко всем этим непростым социальным проблемам следует добавить и процессы миграции населения, вынужденного покидать места постоянного проживания по самым различным причинам. Основные из них – безработица, низкая заработная плата, падение жизненного уровня населения. Разрыв в доходах между богатыми и бедными привел к расслоению, усилению социального неравенства в обществе. А в совокупности со сплошной безработицей это привело к обнищанию большей части граждан страны. Пятая часть работоспособного населения была вынуждена зарабатывать на жизнь для своих семей за пределами Кыргызстана, две трети народа оказалась за чертой бедности. В последнее время преодоление социально-экономического неравенства стало актуально для городов республики, где темпы роста бедности значительно выше, чем в селе. Хотя уровень бедности в селах превышает городской, однако в течение последних лет он не увеличивается и даже имеет тенденцию к снижению. Как правило, рост бедности в городах связан с расширением безработицы, которая ощущается в них гораздо острее. Постоянная миграция сельских жителей в большие города, в основном в Бишкек, только усугубляет эту проблему. Проблема занятости касается не только Бишкека, но и районных центров. Большая часть промышленных предприятий сегодня не работает, однако при распределении земли тем, кто не работал в сельскохозяйственном секторе, участки не выделялись. В то же время, качество жизни на селе значительно уступает городскому из-за отсутствия доступа ко многим товарам и услугам. При этом сельские жители составляют в республике 65,2% населения. И все же основной причиной бедности является, в первую очередь, рост цен и падение реальной стоимости заработной платы, и, следовательно, лица, живущие на фиксированную заработную плату или пенсию, безусловно, страдают больше за счет либерализации цен и снятия различного рода субсидий. Из прочих важных причин бедности можно выделить отсутствие формальной занятости и возможности заработать себе на жизнь, проблемы, связанные с профессиональными навыками, отсутствие подвижности рабочей силы, особые трудности для людей определенных возрастных групп и проч.3
Обеспечение занятости на местном уровне во всех регионах страны составляет одну из важнейших задач социально-экономического развития хозяйственного комплекса Кыргызстана. Для ее решения требуется объективная оценка трудовых ресурсов, которыми располагает общество, потребностей хозяйственного комплекса в рабочей силе и путей наиболее эффективного и полного использования трудовых ресурсов в стране и регионах, исходя из интересов всего общества. Конъюнктура на рынке труда продолжает оставаться трудоизбыточной. Серьезную озабоченность вызывает то обстоятельство, что создание рабочих мест в формальном секторе экономики и вне сельскохозяйственного сектора остается очень неэффективным. В настоящее время реальным потенциалом для создания рабочих мест обладает частный сектор. И органы местного самоуправления должны принять меры и оказывать содействие предприятиям и организациям в создании рабочих мест для безработных, испытывающих трудности в трудоустройстве. Для этого предполагается принятие эффективных мер по следующим приоритетным направлениям:
– обеспечение условий для повышения занятости;
– обеспечение эффективности мер на рынке труда, создание рабочих мест.
Успешная социально-экономическая политика, устойчивый рост благосостояния основной части населения, укрепление общественного порядка, искоренение коррупции, решительная борьба против преступности – вот основные показатели, которые в современных условиях определяют результативность и ответственность местного самоуправления.
Литература
1. Карашев А. А., Тарбинский О. С. Местное самоуправление в Кыргызстане в переходный период. Бишкек, 1999, с. 16.
2. Мурзаев С. К. Материалы по курсам обучения и повышения квалификации глав местного самоуправления. Бишкек, 2006, с. 58.
3. Козубеков Э. Т. Местное самоуправление в КР. Бишкек, 1998, с. 24.
4. Постовон Н. В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М., 1995.

1516 раз
показано0
комментарий