• Культура
  • 12 Октября, 2012

Документальное кино Казахстана

Айнур Ахметжанова,

магистрантка  факультета «Кино и ТВ»

КазНАИ им. Т. К. Жургенова

Неигровой кинематограф – это совмещение реальности и искусства, где режиссер, как художник, оформляет образ реальности, выбирая нужные ракурсы и планы, убирая лишнее и оставляя главное. Интереснее всего наблюдать на экране реальность, но и сложнее всего преподнести эту реальность интересно, преображая хронику, сохраняя историю в вечности. И именно режиссерам-документалистам мы обязаны тем, что увидели то, чему сами свидетелями не были.

В Казахстане первый документальный фильм был снят в 1925 году оператором Я. Толчаном. Он назывался «Пятая годовщина КазАССР». В 1929 году были сняты видовые хроникальные фильмы-очерки «Алма-Ата и ее окрестности», «Прибытие первого поезда в Алма-Ату», «На джайляу», «Школы ликбеза», «Кооперация в аулах», «Кзыл аскер».  В тот же год, на экраны выходит полнометражный фильм «Строительство Турксиба» (реж. В. Тюрин), который стал значительным достижением в документальном кино. Эти первые кинокадры имеют большую историческую ценность, их до сих пор используют в своих работах современные кинодокументалисты.

В 1928 году при Совнаркоме РСФСР был образован трест «Востоккино», и его Алма-Атинское отделение начало выпускать киножурнал «Последние известия». Хроникеры стремились показать повседневные события хозяйственной и культурной жизни Казахстана. Ими были сняты первомайские и октябрьские демонстрации трудящихся, запуск Карсакпайского завода, уборка урожая на полях первых сельскохозяйственных артелей, оживленная торговля на Кояндинской ярмарке, самоотверженный труд шахтеров Караганды и строителей Туркестано-Сибирской железной дороги, сооружение первых фабрик и заводов, клубов и школ, поисковые работы геологов в глухой степи, занятия в школах ликбеза и многие другие факты из жизни социалистической республики.

В 1929 году начали выходить хроникальные очерки и агитационные фильмы. В них  показаны коренные изменения, произошедшие в те годы в ауле. В очерке «Кооперация в аулах», например, повествуется о многочисленных новшествах в быту казахов. Фильм «На джайляу» посвящен деятельности передвижных красных юрт, этих проводников культуры в степи.

В 1934 году, на базе Алма-Атинского отделения треста «Востоккино» была организована Алма-Атинская студия кинохроники, начавшая регулярный выпуск киножурнала «Советский Казахстан», а затем и документальных фильмов.1 В документальное кино во время войны пришли режиссеры игрового кино, и это явление, в совокупности с публицистикой ветеранов-документалистов, дало новый толчок развитию документального кино. В годы Великой Отечественной войны на Алма-Атинской студии кинохроники работали многие крупные советские документалисты: Д. Вертов, И. Венжер, А. Ованесова, Я. Посельский, М. Слуцкий и многие другие. Дзига Вертов в Алма-Ате поставил два фильма – «Тебе, фронт» (1943) и «В горах Ала-Тау» (1944). В годы войны были выпущены свыше 40 полнометражных и 10 короткометражных документальных лент.

Казахстанское документальное кино сформировалось в советский период как часть большой кинематографической отрасли, имело централизованную административную систему управления.  При этом, в  отличие от индустрии игрового кино и мультипликации, документальная киноиндустрия сформировалась как структура общенационального масштаба. Цели и задачи, стоящие перед документальным кино, несли большую идеологическую нагрузку и формировались из государственной позиции: политическая агитация, пропаганда образа жизни и успехов, просвещения и т. д.2

Появление телевидения выявило новые возможности для развития документалистики, появилась серийность –  возможность снимать фильм, не ограничиваясь временем, делить на части, возможность возвращаться к старым ситуациям и героям. Жанры документального кино четко разделились на более и менее подходящие для телевидения. Так, в 60-е годы неигровое кино стало неотъемлемой частью телевидения.

В 70-е годы ежегодно на студии снимались более 50 документальных и научно-популярных фильмов.

В Советском Союзе документальное кино имело статус государственного искусства. Сочетание свободы и законопослушности, патриотизма и веры.  Главной опорной традицией советского экрана была государственность.

Документальных фильмов Казахстана в Интернете практически нет. Казахстанские фильмы советского периода в нынешнее время сложно найти, они должны быть в архивах киностудии, в архиве кинофотодокументов, в архивах режиссеров-документалистов.  Есть сборник фильмов Казахстана советского периода на DVD-носителях, куда включены фильмы, снятые в 1970 – 1980 гг. на киностудии «Казахфильм: «Тайна раскрытой ладони» О. Абишева, «Прикосновение к вечности» А. Машанова,  «Камшат» А. Сулеевой, «Необходима фотография» Ю. Пискунова, «Интервал» С. Азимова, «Город и смог» В. Татенко, «Сцены у фонтана» И. Гонопольского, «Буду защищаться сам» В. Тюлькина, «Кумшагалская история» И. Вовнянко. Также есть сборник фильмов киностудии «Казахфильм» периода независимости: «Невада-Казахстан» (1989), «Жана-Арка» Е. Абдрахманова (1991), «Хроника необъявленной демонстрации» А. Байгожиной и Н. Чанковой (1991), «Домусульманские верования и обряды казахов» Б. Кайырбекова (1993), «Счастье» С. Дворцевого (1995).

Документалистика смогла существовать благодаря крупным телевизионным корпорациям, главным ориентиром которых в настоящее время является рейтинг. Таким образом, документальное кино вынуждено приспосабливаться к современному коммерческому телевидению. На телевидении Казахстана еще не четко определены цели и задачи документального кино, сетку вещания обычно забивают западной продукцией, это и обусловливает уход казахстанских документалистов на такие высокодоходные рынки, как съемки  по частным заказам.

Сейчас во всем мире наблюдается «бум» документального кино. Об этом свидетельствуют кассовые фильмы последних лет, например, «Фаренгейт 9/11» Майкла Мура, вышедший в 2004 году, который собрал в мировом прокате более $250 млн., при бюджете $6 млн., и получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Cамым кассовым документальным фильмом в истории на сегодняшний день является «Майкл Джексон: Вот и все» Кенни Ортега. Релиз состоялся в 2009 году, через четыре месяца после смерти короля поп-музыки. В ленту вошли съемки репетиций так и не свершившегося мирового турне, моменты постановки хореографии, поиски звучания и концертные номера. Картина собрала по всему миру $262 млн. и точно соберет еще не меньше ста миллионов в течение ближайших пяти лет.

В России, документальное кино стало стремительно развиваться  последние 5-6 лет. Большую прибыль в прокате принесли картины Виталия Манского «Девственность» (в 2008 году в прокате собрала $60 тысяч и была продана «Первому каналу» более чем за $100 тысяч), «Родина или смерть». Также всем известны картины «Плесень», «Великая тайна воды», «Мясо», которые отчетливо задали тенденцию телевизионной документалистики. В 2011-м появились настоящие сенсации документального проката – 3D картины «Пещеры забытых снов» Вернера Херцога и «Пина» Вима Вендерса. «Пина» стала украшением множества международных фестивалей, с триумфом прошла по кинотеатрам всего мира. В российском прокате «Пина» собрала невиданную кассу – свыше $740 тысяч.

В Казахстане так же наблюдается развитие неигрового кино. В 2010 году на киностудии «Казахфильм» запустили 12 документальных фильмов.

«В Казахстане нет структуры, которая занималась бы документальным кино. Эти функции переданы «Казахфильму» и телеканалам. На следующий год запланирован запуск 12 документальных фильмов на киностудии «Казахфильм», где будут охвачены темы культуры, спорта и другие», – сообщил глава Минкультуры Мухтар Кул-Мухаммед 21 декабря 2009 г.3

Статистики нет, и сколько в год снимается неигровых лент в республике указать невозможно. Как рассказал на заседании правительства 26 июля 2011 года министр культуры Мухтар Кул-Мухаммед, закончились съемки 20 документальных фильмов о памятниках истории и культуры, завершаются съемки 20 документальных фильмов о деятельности Главы государства и выдающихся личностей Казахстана.4

Кадры для документального кинематографа Казахстана готовит Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова, во главе с режиссерами С. Азимовым, Б. Шарип, В. Тюлькиным, А. Байгожиной, А. Сулеевой, К. Якшимбетовой, А. Райбаевым., Г. Байдильдиной, Е. Акчаловым и многими другими. В рамках президентской программы «Болашак» – по ряду творческих специальностей – студенты направляются на обучение за рубеж.

В республике ежегодно проводятся два международных фестиваля «Звезды Шакена» (конкурс молодых кинематографистов и дебютного кино) и «Евразия», в которых есть отдельная секция неигрового кино.

С 2005 по 2010 гг. ежегодно проходил Республиканский студенческий кинофестиваль «Дидар», на смену которого в 2011 году пришел Международный фестиваль молодых кинематографистов «Бастау», в котором также есть отдельная секция документального кино.

С 1 по 7 марта 2011 года в Алматы в кинотеатре «Цезарь» прошел фестиваль документального кино, приуроченный к 20-летию независимости республики «Новое документальное кино Казахстана», организатором которого выступила киностудия «Казахфильм». В течение недели демонстрировались фильмы-байопик* казахстанских режиссеров: «Коркыт — история кюя» Берика Барысбекова, «Мухтар Ауэзов – трагедия триумфатора» Александра Головинского, «Неукротимый Нурмухан» Болата Шарипа, «Мир Абиша Кекилбаева» Жанабека Жетируова, «Гражданин мира» (о Торегельды Шарманове) Бахыта Кайырбекова, «Өмір Дастан» (о Сабите Оразбаеве) Казыбека Амержанова, «Бибигуль Тулегенова – портрет легенды» Игоря Гонопольского.5

Казахстанский Кинофонд и Союз кинематографистов Казахстана представили крупномасштабный культурологический проект – Первый международный фестиваль этнографических фильмов стран СНГ «Симург-Этно-Фест», который прошел с 18 по 22 мая 2012 года в Астане, основным показом которого были документальные фильмы.6

Неигровое кино вечно. Например, фильм В. Тюлькина «Повелитель мух», снятый в 1990 году, до сих пор получает награды на зарубежных кинофестивалях так же, как и нашумевший фильм Тюлькина и Попова «Опыт креста», произведенный на «Gala TV» в 1995 году. Тарас Попов известен нам такими фильмами, как «Sale» (2005), «Обыкновенный человек» (2007), «Игры Воображения» (2008), «Что вы знаете о СПИДЕ?» (2006). Эти фильмы можно посмотреть в Интернете. Многие проекты каналов «Хабар», «Caspionet» – работы В. Тюлькина. Проекты И. Гонопольского  мы видим на телеэкранах. Это «Линия Судьбы» – на «Хабаре», «Музыкант» – на канале «Мәдениет» и т. д. Продукция компании «Gala TV» – казахстанская телепрограмма об армии «Особое задание», выходящее каждую неделю на телеканале «Хабар», признана лучшей в СНГ. Продюсерский центр «Gala TV» является национальным координатором INPUT на территории Средней Азии и Казахстана, наши неигровые киноленты представляются на Всемирной конференции INPUT. Алия Увальжанова, продюсер, в 2007 году выпустила большой проект «Лики Евразии», состоящий из пяти документальных лент о великих сыновьях Казахской Степи: Абае Кунанбаеве, Чокане Валиханове, Мухамеджане Тынышпаеве, Каныше Сатпаеве и Олжасе Сулейменове, которые  сняли Бахыт Каирбеков, Игорь Гонопольский, Лаврентий Сон, Болат Шарип, Аскар Бапишев. Премьера проекта состоялась на российском канале «Культура», затем на отечественно канале «Хабар». Сергей Джумабаевич Азимов, будучи исполнительным директором филиала «Телерадиокомплекс Президента РК» в Алматы, собрал талантливую команду и создал более ста документальных видеофильмов о культуре, обычаях, традициях казахского народа, о выдающихся общественных деятелях Казахстана, о природе, этнографии, ставших бесценным вкладом в кинолетопись независимого Казахстана. Картины Азимова «Жоктау» и  «Жоктау спустя 20 лет» (Хроники мертвого моря, вселенская трагедия Аральского моря, душевная боль каждого казахстанца, и очень сложно остановить это разрушительное действие, вернуть море, сохранить) не оставляют равнодушным никого. А картина «Поздняя любовь классика» (Любовь Габита Мусрепова к Раисе Мухамедьяровой) вызвала всплеск  эмоций. Асия Мактаевна Байгожина в этом году представит премьеру первого в истории молодежного проекта «Мне двадцать лет», который создали студенты ее мастерской. На киностудии «Казахфильм» работают режиссеры-документалисты Бахыт Каирбеков, Орал Жунусов, Казыбек Амержанов, Жанабек Жетируов, Асет Ерназаров, Тлеген Ахметов, Калила Умаров и др.

Перечислять успехи наших режиссеров можно долго, хотя основную часть хорошего неигрового кино соотечественники не видят. К сожалению, в Казахстане документальное кино пока не имеет доступа к широкому зрителю. Культура и искусство являются средствами сильного воздействия на массовое сознание населения, кинематографию и телевидение можно рассматривать как самые эффективные средства такого влияния.

Неигровое кино имеет свои преимущества над  игровым в том, что для съемок документального кино не нужно набирать большую съемочную группу и дорогостоящих актеров. Основные расходы съемок неигровых фильмов – это аренда камеры, транспорта, затраты на монтаж, заработная плата для небольшой группы, а также возможны затраты на командировки и приобретение архивного материала, либо на постановочные съемки некоторых сцен. Порой бывает достаточно хорошей идеи и наличия аппаратуры, больших затрат на это не требуется. В нашей молодой и бурно развивающейся стране можно найти столько тем, которые заинтересуют не только нашего, но и западного зрителя. Но в любом случае для съемок хорошей картины деньги нужны, и для этого есть несколько способов: автор снимает кино на свои деньги, договаривается с каналом ТВ или получает государственный грант, запуск на киностудии «Казахфильм». Особенность неигрового кино в том, что права на его показ можно продать сразу нескольким отечественным и зарубежным каналам. Его также можно отправить на различные фестивали, в учебные заведения в качестве учебного пособия, и так один качественный проект может приносить прибыль в течение нескольких лет.

Несмотря на небольшой бюджет, документальное кино в Казахстане имеет ряд проблем, связанных с продюсированием. Основной площадкой для документальных фильмов является телевидение и просторы Интернета. Существуют порядка двадцати казахстанских сайтов о кино, но и там практически нет отечественных неигровых фильмов.

Неигровое кино – вечное кино, так как реальность всегда интересна. Это доказано рейтингами зарубежных каналов телевидения, таких как «BBC», «Discovery», «National Geographic», «Animal Planet», «History Chanel», российских каналов «24док», «Культура». К сожалению, в Казахстане пока нет каналов, показывающих исключительно документальное кино. Думаю, решению этих проблем послужит переход на цифровое телевидение. Важно, что документалистика – естественная форма существования телевидения.

Неигровое кино бывает авторским и телевизионным. Авторское кино – это фестивальное кино, которое и является настоящей документалистикой, а каналы ТВ  их не покупают, считая, что зрителю такие фильмы неинтересны. Телевизионные каналы производят сами или заказывают независимым студиям десятки документальных программ, а чаще покупают зарубежную продукцию и забивают сетку вещания.  Тем самым, испорчены зрительские вкусы. И сейчас на телевидении, в основном, востребованы  жанры журналистских расследований и съемки репортажного характера, на основе чего происходит ослабление культурной функции неигрового кино.

Документалистика напрямую связана с политикой и идеологией государства, являясь   инструментом образования и воспитания, пропаганды и поддержки имиджа страны,  кинолетописью государства и частью нашего культурного наследия.

 

Литература

 

1. Абикеева Г.О. Кино Центральной Азии 1990–2001, «Комплекс», Алматы, 2001, с. 247.

2. Федулин А.С., Резников Ю. Искусство, рожденное дружбой. Страницы истории казахского кино. М., 1972, с. 81.

3. http://news.nur.kz 

4. http://tengrinews.kz/cinema/193352/

5. http://afisha.kz

6. http://ethnofest.kz

7. http://kinote.info

8. http://www.filmz.ru

 


*Байопик (с англ. Biopiс, biographic picture) – фильм-биография. 

7797 раз

показано

386

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми