• Время
  • 20 Октября, 2025

ДЕКЛАРАЦИЯ «О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ КАЗАХСКОЙ ССР», КАК СИМВОЛ ПЕРВОГО ШАГА КАЗАХСТАНА К ОБРЕТЕНИЮ ПОДЛИННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Кабдулсамих АЙТХОЖИН, 
доктор юридических наук, 
профессор Университета Кунаева, академик РАЕН

 

Аңдатпа. 1990 жылғы 25 қазанда республиканың Жоғарғы Кеңесі қабылдаған «Қазақ КСР-нің мемлекеттік егемендігі туралы» Декларацияда Қазақстанның нақты егемендігінің барлық атрибуттары: өзінің аумағы мен азаматтығы; республика ішіндегі мемлекеттік биліктің дербестігі; Республиканың халықаралық қатынастардағы дербестігі бекітілді. Декларацияның тарихи маңыздылығы оның еліміздің жаңа Конституциясын және Қазақстан Республикасының егеменді мемлекет ретіндегі мәртебесін толық көлемде іске асырған басқа да нормативтік актілерді әзірлеу үшін негіз болғандығында.
Түйінді сөздер: Конституция, Декларация, Республика күні, Жоғарғы Кеңес, мемлекеттік егемендік, тәуелсіздік, адам құқықтары мен бостандықтары.

Аннотация. В Декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР», принятой ­Верховным Советом республики 25 октября 1990 г., были закреплены все атрибуты реального суверенитета Казахстана: ее собственной территории и гражданства; самостоятельности государственной власти внутри республики; самостоятельности республики в международных отношениях. Историческое значение Декларации состоит в том, что она стала основой для разработки новой Конституции страны и других нормативных актов, реализовавших в полной мере статус Республики Казахстан как суверенного государства.
Ключевые слова: Конституция, Декларация, День Республики, Верховный Совет, государственный суверенитет, независимость, права и свободы человека.

Abstract. The Declaration on the State Sovereignty of the Kazakh SSR, adopted by the Supreme Soviet of the Republic on October 25, 1990, established all the attributes of Kazakhstan's real sovereignty: its own territory and citizenship; the independence of state power within the republic; and the independence of the republic in international relations. The historical significance of the Declaration lies in the fact that it served as the foundation for the development of the country's new Constitution and other legal acts that fully recognized the status of the Republic of Kazakhstan as a sovereign state.
Keywords: Constitution, Declaration, Republic Day, Supreme Council, state sovereignty, independence, human rights and freedoms.

 

25 октября 1990 г. – день принятия ­Верховным Советом Казахской ССР Декларации «О государственном суверенитете ­Казахской ССР», – безусловно относится к неординарным страницам новейшей истории Казахстана. Нет сомнения в том, что именно с этого политико-правового акта, оформившего новую веху в развитии казахстанской государственности, начинается собственно конституционная история суверенного ­Казахстана. В этой связи Глава ­государства К.-Ж. Токаев, отметил необходимость возвращения дню принятия ­Верховным ­Советом республики Декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР» как символа первого шага страны к обретению подлинной государственности, статуса национального праздника – Дня Республики, главного праздника страны [1].
Декларация, принятая Верховным ­Советом республики в торжественной обстановке, являясь актом, имеющим особое историческое значение, положила начало принципиально важному вопросу создания в Казахстане нового конституционного строя, закладывающего основные параметры независимого государства на исконной казахской земле.
Основополагающими принципами суверенной государственности – Казахской ССР были определены унитарная форма политического устройства, целостность, неделимость и неприкосновенность территории, возрождение и развитие культуры, традиций, языка и укрепление казахской самобытности. Бесспорно, этот исторический документ, оказавший существенное влияние на развитие отечественной государственности, является актом конституционного значения, заложившим правовую основу для разработки новой Конституции и законодательства суверенного Казахстана. 
Академик Зиманов С. З. назвал Декларацию «О государственном суверенитете Казахской ССР» документом исключительной важности, имевшим особое значение и приоритет среди других законодательных актов республики [2]. Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР «была не просто «Декларацией намерений», – справедливо отмечал и академик Г. С. Сапаргалиев, – а имела нормативный правовой характер» [3, с. 65]. 
Как известно, в 1990 г. Казахстан, как и все другие союзные республики в составе Советской Федерации, согласно Конституции Союза ССР, являлся суверенным социалистическим государством. Но конституционная формула на деле скрывала подлинную сущность унитарного Советского государства, которое, опираясь на тотальную централизацию, контролировало все без исключения сферы жизнедеятельности союзных республик. О реальном суверенитете Казахстана, как независимого государства, не было и речи, т. к. в ведении имперского центра находились не только основополагающие вопросы политики и экономики, но и использования казахстанских природных ресурсов и даже организации и деятельности местных органов власти. 
В процессе работы над проектом Декларации поступило немало писем, коллективных обращений и телеграмм, отмечал впоследствии академик Зиманов С. З., детально изучавшихся членами комиссии Верховного Совета, специально образованной для подготовки нового варианта этого судьбоносного документа [5, с.13]. И, как показали итоги народного обсуждения, именно всенародная поддержка идеи подлинного суверенитета Казахстана позволила Верховному Совету принять Декларацию о государственном суверенитете.
Итоги работы комиссии Верховного Совета по обобщению предложений и доработке проекта Декларации о государственном суверенитете с одобренным большинством членов комиссии проектом Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР С. З. Зимановым 25 октября 1990 г. были доложены на сессии Верховного Совета. И после ее шестичасового постатейного обсуждения Декларация о государственном суверенитете была принята Верховным Советом. 
Принятие Верховным Советом Декларации, как акта конституционного значения, вызвало необычайно духовный подъем и восторженные отклики различных слоев казахстанского общества. «Декларация о суверенитете – победа смелости и дипломатии, разума и терпения, – отмечается в этой связи Главой государства К.-Ж. Токаевым. – Очень скоро мы почувствовали силу этого исторического документа. Мы обновили устои общества и устремились к новым вершинам. Пережив непростой переходный период, Казахстан пошел по пути построения сильной государственности» [6].
Декларация о государственном суверенитете заложила основы независимой казахстанской государственности, став первым в отечественной истории актом, давшим целостное определение статуса Казахской ССР как самостоятельного, суверенного государства. В Декларации были закреплены все атрибуты реального суверенитета Казахстана: ее собственной территории и гражданства; самостоятельности и полноты власти внутри республики; верховенства Конституции и законодательства; государственного бюджета; собственных силовых структур; самостоятельности республики в международных отношениях, а также классические символы государственного суверенитета – герб, флаг и гимн.
Согласно Декларации, единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в республике признавался народ Казахстана, осуществляющий власть как непосредственно, так и через представительные органы, что подчеркивало подлинно демократический характер формирующейся на новых принципах государственной власти. 
Декларация о государственном суверенитете закрепила также положения о верховенстве, самостоятельности и полноте государственной власти внутри Казахстана и во внешних сношениях, что позволило республике проводить в будущем независимую внутреннюю и внешнюю политику. Территория республики объявлялась неделимой и неприкосновенной в существующих границах и не могла быть использована без ее согласия. На территории республики, за исключением вопросов, добровольно делегированных ею Союзу, устанавливалось верховенство Конституции и законов ­Казахской ССР, которые подлежали соблюдению и исполнению всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами. 
При этом суверенитет Казахстана и неприкосновенность его территории обеспечивались политическими, правовыми и экономическими гарантиями. Так, статьей 3 Декларации было закреплено, что любые насильственные действия против конституционного строя республики, публичные призывы к нарушению целостности ее территории преследуются по закону. ­Декларацией устанавливалось также, что Казахская ССР самостоятельно решает вопросы, связанные с политическим, экономическим, социальным и национально-культурным строительством в республике, ее административно-территориальным устройством, определяет структуру и компетенцию органов государственной власти и управления, а также символы государства.
Важно также отметить, что Декларация стала первым правовым актом в истории Казахстана, закрепившим принцип разделения власти. Статьей 7 Декларации провозглашалось: «Государственная власть в Республике осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Законодательная власть ее нормами отводилась Верховному Совету, главой республики, обладающим высшей распорядительно-исполнительной властью, объявлялся Президент. Высшая судебная власть предоставлялась Верховному Суду республики. 
Красной нитью через все положения Декларации о государственном суверенитете прошла идея гарантированности и защиты прав и свобод личности. В Декларации были заложены основы для полного обеспечения прав и свобод человека, через все ее положения проходит идея о необходимости утверждения человека как свободной личности. Гражданам, проживающим на территории Казахстана, гарантировались все конституционные права и свободы, безотносительно к их национальной и партийной принадлежности, происхождению, социальному и имущественному положению, полу, вероисповеданию, роду занятий и месту жительства. Равные правовые возможности участвовать в государственной и общественной жизни гарантировались также общественным, политическим и религиозным организациям, массовым движениям, действующим в рамках Конституции республики.
Представителям всех наций и народностей, проживающим в Казахстане, гарантировались все конституционные права и свободы, а также правовое равенство и равные возможности во всех сферах общественной жизни. При этом впервые на столь высоком уровне была облечена в нормативную форму и обязанность государства проявлять заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей казахов, проживающих за пределами Казахстана. 
Реальный суверенитет немыслим без реальной экономической самостоятельности государства, если бы не опирался на полновластие республики в сфере экономики. В этой связи в Декларации было закреплено, что в исключительной собственности республики, составляя основу ее суверенитета, находятся земля и ее недра, воды, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности народа, весь экономический, научно-технический потенциал – все национальное богатство, имеющееся на территории Казахстана. Это историческое положение подкреплялось нормой Декларации об обеспечении в Казахской ССР многообразия и равенства форм собственности и гарантировании их защиты.
Конституционное значение для обеспечения суверенитета Казахской ССР имели и нормы Декларации о том, что республика вправе образовать государственный национальный банк, свою финансово-кредитную систему, самостоятельно формировать государственный бюджет, организовать налоговую и союзно-республиканскую таможенную системы. В этой связи Декларацией также провозглашалось право Казахской ССР на свою долю в общесоюзном имуществе соответственно ее вкладу, в том числе в алмазном, валютном фондах и золотом запасе.
В связи с активным функционированием на территории Казахстана ядерных и иных военных полигонов СССР, наносивших огромный ущерб здоровью его населения, историческое значение имели и положения статьи 11 Декларации о том, что на территории республики запрещаются испытания ядерного оружия, строительство и функционирование испытательных полигонов для иных видов оружия массового поражения. В этой связи Декларацией провозглашалось: «Казахская ССР имеет право на возмещение ущерба, причиненного здоровью населения, природной среде и экономике Республики действиями союзных органов, союзных республик и иных государств, а также деятельностью на ее территории ядерных и других полигонов, объектов военно-промышленного комплекса». 
Декларация о государственном суверенитете впервые закрепила также конституционно-правовой статус Казахстана как полноправного субъекта международного права. Ведь не может считаться суверенным государство, не обладающее полновесной международной правосубъектностью. В этой связи в Декларации устанавливалось, что ­Казахская ССР обладает правом выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политику в своих интересах, участвовать в деятельности международных организаций, самостоятельно решать вопросы внешнеэкономической деятельности на основе взаимовыгодных договоров с зарубежными государствами. Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право суверенного Казахстана, расценивалось как нарушение ее суверенитета. В этой связи символы его государственного суверенитета – герб, флаг, гимн – провозглашались священными, и всякое надругательство над ними влекло наказание в соответствии с законом.
Таким образом, в Декларации о государственном суверенитете были зафиксированы исторически принципиальные положения, определившие судьбу и статус нашей республики, ее место в обновляемом Союзе ССР и в международном сообществе. Как известно, принятие Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР, наряду с аналогичными актами других республик, составлявшими тогда Советскую Федерацию, открывало пути к переустройству отношений, сложившихся в рамках Союза ССР, и разработке нового Союзного договора. Причем Верховный Совет Казахской ССР в целом вел весьма корректную политическую и правовую линию, оставаясь в конституционном поле Союза ССР. Ни один закон Казахстана, принятый в то сложное время, в условиях «парада суверенитетов» республик, не противоречил Конституции и законам СССР.
Историческое значение Декларации о государственном суверенитете, как непосредственно действующего акта, ставшего политико-правовой основой демократического развития Казахстана, состоит в том, что она стала основой для разработки новой Конституции страны и других законодательных актов, реализовавших в полной мере статус Республики Казахстан как суверенного государства. 
Принятием впоследствии Верховным Советом нашей страны Конституционного закона от 16 декабря 1991 г. «О государственной независимости Республики Казахстан», Конституции Республики Казахстан 1993 г., а также ныне действующего Основного закона на республиканском референдуме­ 30 августа 1995 г., было окончательно завершено конституционное оформление становления Казахстана как подлинно независимого государства. Прошедшие годы после принятия Декларации о государственном суверенитете республики стали временем всемерного укрепления отечественной государственности, обретения им безусловных атрибутов современного демократического государства, признания и поддержки ­Рес­пуб­лики Казахстан абсолютным большинством государств мира как полноправного и авторитетного члена мирового сообщества.

 

ЛИТЕРАТУРА
1. Выступление Главы государства К.-Ж. К. Токаева на первом заседании Национального курултая // Президент Республики Казахстан. Официальный сайт [электронный ресурс]. Режим доступа: http: // akorda. kz/.
2. Зиманов С. З. Документ исключительной важности // Казахстанская правда. – 1990. – 28 октября.
3. Сапаргалиев Г. С. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. – Алматы: Жеті жарғы, 2002. – 528 с.
4. Зиманов С. З. Парламент Республики Казахстан в трудные годы провозглашения независимости. – Алматы: «Алаш» баспасы, 2011. – 288 с.
5. Выступление Президента Касым-Жомарта Токаева на торжественной церемонии вручения государственных наград и премий 22 октября 2022 г. // Президент Республики Казахстан. Официальный сайт [электронный ресурс]. Режим доступа: http: // akorda. kz/.
 

354 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №9

26 Сентября, 2025

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»