- Время
- 20 Октября, 2025
РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ЛИДЕРОВ В СОВРЕМЕННОЙ ГЕОПОЛИТИКЕ
…В 1254 г. в глубине Азии, в столице Монгольского улуса Каракоруме состоялся, пожалуй, первый в истории «форум» представителей трех мировых религий: буддизма, ислама и христианства. Его описание оставил монах Гильом Рубрук. В эпоху крестовых походов соседство кумирен, мечетей, церквей, как и мирный теологический диспут в Орде Мунке-кагана для европейцев было открытием.
Замкнутый мир конфессий был враждебен другим и был бичом Средневековья. А в это время в Монгольском улусе веротерпимость была законодательно утверждена Чингиз-каганом в «Ясаке»: чингизидам предписывалось покровительствовать всем религиям, оставаясь при этом верными своему мировоззрению, образу жизни, заветам предков и верованиям.
Уникальная площадка для диалога
Условно мы можем сказать, что первый съезд религиозных лидеров состоялся еще в XIII веке в Степи, что является характерной ее особенностью – толерантность была присуща ей издавна, и по сей день остается ее визитной карточкой.
Съезды лидеров мировых и традиционных религий представляют собой диалоговую и дискуссионную площадку, предоставляемую Казахстаном для лидеров мирового духовенства, это место, где представители различных религиозных групп собираются вместе в поисках путей к общему будущему. Съезды за 22-летнюю историю существования реально показали себя влиятельным мировым игроком, на основе которых со временем можно создать своеобразную «религиозную ООН».
Мы «вклинились» в западную либеральную экономику, финансовую систему с мировой валютой, перенимаем западные культурные ценности, опыт соблюдения прав человека и т. д. Теперь черед за «религиозной глобализацией». Многие понимают глобализацию религии, как их «слияние», хотя на форумах говорят, что нахождение общей позиции между религиозными лидерами будет обсуждаться не в сфере религиозного учения, а в сфере нравственности, экологии, урегулирования конфликтов, предотвращения экстремизма, терроризма и т. д.
Однако за последние годы геополитическая ситуация изменилась не в лучшую сторону: война в Украине, Европа готовится к большой войне, обострение ситуации на Ближнем Востоке, отношения Афганистана с Пакистаном и др.
В такой ситуации актуальны призывы к миру и остановке военных конфликтов. Возможно, усилия политиков, общественных деятелей, дипломатов по мирному урегулированию конфликтов должны быть поддержаны лидерами мировых религий, которые имеют влияние на верующих. И для этой цели площадка Съезда крайне востребована – здесь можно донести до миллионов людей идеи мира и антивоенные высказывания.
Действительно, человечество в условиях мирового кризиса находится в поисках новых путей развития, различных понятий справедливого порядка, и, возможно, приобретет уникальный шанс преобразиться, в том числе и с помощью религиозных лидеров.
VIII Съезд лидеров мировых и традиционных религий, открывшийся в Астане, вновь подтверждает статус Казахстана как страны, предложившей миру уникальную площадку для межконфессионального и межцивилизационного диалога. Эта инициатива, зародившаяся в начале 2000-х годов, начиналась в камерном формате, когда в 2003 году за один стол впервые собрались 17 делегаций из 23 стран.
Тогдашняя встреча вошла в историю как первый опыт объединения столь разных духовных лидеров в рамках одного диалога. С тех пор форум превратился в устойчивую международную традицию, которая сегодня привлекает сотни участников со всего мира.
В этом году в Астану приехали делегации из шестидесяти стран, включая представителей международных организаций, религиозных лидеров, политологов и экспертов. Это один из представительных Съездов за все время его существования. Большое разнообразие участников подчеркивает важность форума для мировой дискуссии о будущем взаимопонимания и толерантности.
Ханафитский мазхаб – основа толерантности
Старое представление о том, будто вне религии нет общения и религиозным лидерам не с кем, кроме своей паствы, разговаривать, ушло в прошлое, и ныне они готовы разговаривать со всеми – с раввинами, муллами, епископами, политиками, чиновниками, гражданским обществом и т. д.
Геополитическая, экономическая, политическая ситуация за последние годы значительно изменилась, что требует адекватного отношения к этим изменениям. Мир находится на распутье, переформатирования прежней системы международных отношений, и человечество должно сделать правильный выбор, ориентируясь на решения ООН.
И проведение Съезда лидеров мировых и традиционных религий в столице нашей республики приобретает новый смысл и содержание в контексте мировых изменений.
Для нас крайне актуально продвигать имидж Казахстана как миролюбивой, стабильной республики с инвестиционной привлекательностью, которая реально присутствует и которой дорожат в нашей стране.
И этому способствует проведение такого Съезда. Терроризм и экстремизм, как и межрелигиозные и межэтнические распри, должны обойти нашу страну: слишком большие игроки в лице ООН, ОБСЕ и т. д. заинтересованы в этом. Соответственно, важно продвигать Казахстан как образец толерантности и межконфессионального согласия.
Исторически казахам не были присущи религиозный радикализм, ортодоксальность, экстремизм и т. д. Ханафитский мазхаб – самая распространенная правовая школа за пределами Аравийского полуострова, потому что из-за своей гибкости он наиболее приспособлен к реалиям неарабского мира.
Абу Ханифа на базе исламского учения разработал систему, которая была доступна всем, и из-за своей гибкости приобрела огромный потенциал для проповедничества и распространения. Ханафитский мазхаб был очень гибким и либерально относился к местным традициям, перенимал доисламские особенности, то есть не был ортодоксальным.
Именно эти качества ханафитского мазхаба являются основой толерантности и межконфессионального согласия в Казахстане.
Съезды лидеров мировых и традиционных религий стали существенным вкладом РК в глобальный процесс межрелигиозного и межконфессионального диалога и заняли особое место в усилиях мирового сообщества по укреплению принципов согласия и толерантности, взаимопонимания и сотрудничества как внутри страны, так и на международной арене.
Ясное дело, Казахстан должен реально соответствовать этому имиджу, который необходимо пропагандировать в рамках Съезда. И долг государства проводить комплекс мер по искоренению религиозного радикализма и экстремизма.
Вероятность Армагеддона высока
И ныне, когда в мире бушуют войны, конфликты, гибридные и торговые атаки, когда человечество стоит перед опасностью новой войны, ядерных ударов, природных катаклизмов и само его существование под большим вопросом, в Астане прошел VIII Съезд лидеров мировых и традиционных религий для формирования нового глобального движения за мир для объединения усилий всех, кто стремится к преодолению разногласий и конфликтов, укреплению доверия между народами и утверждению идеалов мира и справедливости.
У нас некоторые пользователи социальных сетей не принимают и не понимают смысл и значение этого Съезда: «А зачем нам этот съезд? В чем смысл этого съезда?» Об этом, в частности, есть немало постов в Facebook, вплоть до упреков по поводу вручения орденов, медалей, премий. Аталарымыз айтпақшы, «Су бермегенге сүт беру» үшін, «Таспен атқанда аспен ату» үшін ар-иман басқару керек адамды!
Мир реально в большой опасности, человечество из-за своей безрассудной деятельности оказалось на краю пропасти. Чтобы донести такую информацию до мировой общественности, до мировых игроков, необходимо об этом не только постоянно говорить на всевозможных международных площадках, но и предлагать свои пути выхода из этой тупиковой ситуации.
Например, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев об опасности ядерных ударов, военных конфликтов и войн, гибридных атак, природных катаклизмов, о необходимости реформы ООН и т.д. постоянно заявляет на многих международных встречах, переговорах, саммитах, форумах и т. д.
И одной из таких международных площадок наряду с ООН, саммитами ШОС, БРИКС, Международным форумом Астана и другими является Съезд мировых и традиционных религий в Астане, где Касым-Жомарт Токаев озвучивает свои мирные инициативы. Ведь за каждым религиозным лидером – множество последователей, в том числе и политиков.
Например, выступая на VIII Съезде, Глава государства отметил беспокойство, которое у него вызывает риск ядерного конфликта, гибридных войн и др.
«Ведущиеся в разных уголках планеты гибридные войны не имеют четких линий фронта, но несут значительные человеческие жертвы, провоцируют многочисленные потоки беженцев, наносят огромный ущерб мировой экономике. Сильное беспокойство вызывает риск ядерного конфликта, вероятность такого Армагеддона оценивается экспертами как максимально высокая за последние десятилетия. К большому сожалению, в мире вместо конструктивных инициатив и политики разрядки набирает обороты конфронтационное мышление, расширяются геополитические разломы, растет социальное напряжение. В таких непростых реалиях на первом плане должна быть конструктивная дипломатия как главный инструмент развития диалога, преодоления взаимного отчуждения и повышения доверия на международной арене», – подчеркнул он [1].
Касым-Жомарт Токаев призвал лидеров всех конфессий напомнить политикам о здравом смысле, который должен удержать мир от коллапса.
Также Глава государства предложил религиозным лидерам задействовать потенциал духовной дипломатии для укрепления мира, подключиться к разрешению экологических кризисов, создать межрелигиозную комиссию по этике использования искусственного интеллекта и цифровых технологий.
Президент уверен, что религиозные лидеры приложат все усилия, «чтобы прекратить скатывание мира в бездну хаоса, напоминая многим политикам о здравом смысле, доброй воле и моральной ответственности».
Зачем проводят такой Съезд? Глава государства на этот вопрос дал исчерпывающий ответ и определил общее направление деятельности религиозных лидеров:
«Предлагаю обсудить ранее обнародованную мною идею «Движения за мир» под эгидой Съезда. Религиозные иерархи могли бы стать моральным ядром данного движения с нейтральным, неполитизированным призывом к прекращению насилия и поиску мирных решений. Эта инициатива, основанная на общечеловеческих ценностях святости жизни, сострадания и милосердия, может объединить не только широкие массы верующих, но и политиков, представителей международных организаций, негосударственных структур, экспертов, молодежь. Голос в защиту мира должен звучать настойчивее, и такие площадки, как Съезд, призваны этому способствовать» [1].
Религиозные деятели подняли проблемы ИИ
Тема искусственного интеллекта очень актуальна: недаром основной темой VIII Съезда лидеров мировых и традиционных религий (Астана, 17-18 сентября 2025 г.) была: «Диалог религий: синергия ради будущего». Форум был посвящен таким вопросам, как укрепление глобального мира, роль религий, духовных ценностей в эпоху цифровых технологий и искусственного интеллекта, XXI век – роль религии в консолидации человечества, формирование общих подходов к глобальной справедливости и солидарности.
То есть событие, способное задать новый вектор в обсуждении этики, мира, справедливости и технологического будущего.
Впервые на таком уровне была поднята тема религиозной цифровизации как значимого процесса, который влияет не только на религиозную идентичность, но и на отношения между государствами и общую политическую повестку. Форум открыл возможности для обсуждения новых вопросов, связанных с этикой, технологиями и социальной ролью религии в цифровую эпоху. Потому что с духовной, нравственной точки зрения, искусственные системы не обладают сознанием, личностью и чувствами, необходимыми для настоящей духовности и веры. Поэтому необходимы этические принципы для ответственного использования искусственного интеллекта, чтобы он служил поддержкой духовных целей, а не заменял Божественную власть или человеческое достоинство.
Лидеры мировых и традиционных религий в «Астанинской декларации мира-2025» порекомендовали изучить возможность разработки свода универсальных принципов ответственного использования искусственного интеллекта с точки зрения духовно-нравственных ценностей, а также отметили: «Мы призываем к ответственному использованию новых технологий, включая цифровые технологии, искусственный интеллект и биоинженерию. Недопустимо применение ИИ для дискриминации, вражды или подрыва человеческого достоинства. Подчеркиваем необходимость разработки международных норм использования ИИ, основанных на правах человека и этических принципах. Утверждаем, что, несмотря на прогресс в развитии ИИ, способность к подлинному состраданию и любви остается исключительной чертой человека, а культивирование этих качеств должно стать основой гуманистического и духовно-нравственного развития человечества» [2].
В век конфронтации разных цивилизаций стоит проблема выживаемости, в которой существенную роль сыграет сохранение нравственности, традиционной религии и культуры, стремление к современным знаниям и формирование нового мировоззрения в соответствии с глобальными изменениями.
Съезд нельзя назвать чисто религиозным мероприятием – он стал местом народной дипломатии. Многие из приехавших гостей имеют высокий авторитет в своих странах и серьезное влияние на политические элиты. Ведь на протяжении последних лет мир продолжает преодолевать самый страшный вызов – войну. И площадка Съезда призвана продемонстрировать понимание лидеров мировых религий важности объединиться ради достижения мира.
Декларации Съезда как официальные документы ООН
Сбалансированная и проактивная внешняя политика, ключевого игрока в Центральной Азии, давно вывели Казахстан в когорту стран, выступающих за безопасность и стабильность мира, соблюдение норм Устава ООН, мнения которых необходимо учитывать и с которыми следует поддерживать контакты. Этому способствует и нынешний статус Казахстана как «средней державы».
В последние годы активизировалась международная деятельность Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева: участились его зарубежные поездки, встречи и телефонные переговоры с главами государств, его мирные инициативы стали звучать на различных международных площадках, с ним советуются, его приглашают на важные мероприятия.
Да, мировые проблемы решают мировые державы, ООН, ШОС, Саммит G7, БРИКС, средние державы и др. Но и Съезды лидеров мировых и традиционных религий также имеют влияние и вносят свой вклад в прекращение войн, конфликтов, насилия, в противодействие экстремизму и радикализму и поиску мирных решений.
Например, Касым-Жомарт Токаев отметил, что Декларации, принимаемые по итогам Съезда, распространяются как официальные документы Генеральной Ассамблеи ООН. «Весьма ценно и то, что итоговые декларации съезда распространяются в качестве официальных документов на Генеральных Ассамблеях ООН. Надеюсь, 80-я юбилейная сессия не станет исключением», – отметил Глава государства [1]. Президент также напомнил, что в рамках Съезда прошла Специальная сессия Альянса цивилизаций ООН по защите религиозных объектов.
Видеообращение Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша к участникам VIII Съезда лидеров мировых и традиционных религий в Астане стало мощным напоминанием о роли духовных и моральных ориентиров в построении более справедливого и устойчивого мира.
«ООН была основана на убеждении, что диалог ведет к миру. Сегодня эта истина важна как никогда. Особенно в условиях обострения конфликтов, неравенства, климатического кризиса и геополитических разногласий. Нам необходимо наводить мосты в нашем раздробленном мире, и именно этим вы занимаетесь. Тема съезда «Синергия во имя будущего» является мощным напоминанием о том, что различия могут быть источником силы и что общие точки соприкосновения всегда находятся в пределах досягаемости. Религиозные и духовные лидеры играют важную роль в формировании этих общих точек соприкосновения. Ваши учения на протяжении веков служили ориентиром для миллиардов людей, и сегодня ваши голоса могут противостоять нетерпимости и вселять надежду. Спасибо за то, что вы собрались здесь, чтобы сделать именно это, и за продвижение наших общих целей – достоинства, взаимопонимания и мира», – подчеркнул Антониу Гутерриш в своем видеообращении [3].
Высокая оценка деятельности руководства Казахстана прозвучала и от председателя Главного управления по делам ислама и вакуфов ОАЭ Омара Хабтура аль-Дарея. Чтобы инициативы Съезда нашли широкое применение, глобальная культура диалога и сближение религий должны перейти от теории к практике.
По мнению спикера, это требует действий на трех уровнях: «Первое – образование. Нужно закрепить культуру диалога в будущих поколениях, воспитать молодежь, отвергающую ненависть и разделение. Во-вторых, эти идеалы должны прочно войти в повседневную жизнь общества, стать частью собраний, институтов и социальных структур. В-третьих, религиозный дискурс должен быть очищен от всего, что препятствует сосуществованию и умеренности, и противостоять экстремизму и радикализму» [3].
Иными словами, межконфессиональный и межэтнический мир, который у нас давно функционирует на государственном уровне и практикуется в повседневной жизни общества, предлагают перенимать и в других странах. Недаром у нас в рамках Съезда 18 сентября был проведен II Форум молодых религиозных лидеров. Цель данного форума – передать опыт духовных наставников молодому поколению и сформировать у молодежи культуру открытого диалога и толерантности, привлекая к обсуждению новых устремлений и тенденций.
Казахстан постепенно набирает авторитет, вес и становится региональным игроком. Возможно, в скором будущем будет влиять и на мировую геополитику. Уже сейчас влияет на международные отношения, политику, экономику в Центральной Азии, в ШОС и т.д.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ
ИСТОЧНИКИ
1. Глава государства выступил на открытии VIII Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Akorda.kz.
2. Астанинская декларация мира-2025 (https://www.gov.kz/memleket/entities/mfa-bucharest/press/events/details/40217).
3. Юлия Магер, Юлия Полонская. Стать посланниками мира, действующими под знаменем гуманизма. Казахстанская правда, 18.09.2025 (https://kazpravda.kz/n/stat-poslannikami-mira-deystvuyushchimi-pod-znamenem-gumanizma/).
358 раз
показано0
комментарий