- Культура
- 20 Октября, 2025
ОРАЗАК ИСМАГУЛОВ – ПРИМЕР ЧЕСТНОГО СЛУЖЕНИЯ СВОЕМУ НАРОДУ И НАУКЕ
Известно, что каждая сфера человеческой деятельности требует от исполнителя, кроме трудолюбия, добросовестной, полной отдачи своих физических, духовных, интеллектуальных сил, достаточной квалификации и честности. Только тогда возможно достижение весомых результатов. Особенно эти качества требуются от ученых, поскольку именно ученый должен быть глашатаем истины, двигателем прогресса и гарантом восстановления исторической справедливости, инициатором раскрытия тайн природы, закономерностей явлений и, в целом, развития общественной жизни. Это аксиома.
Почти сорок лет, занимаясь одной из сложнейших, донельзя политизированных и намеренно запутанных тем, а именно изучением политических репрессий в Казахстане, а также поиском путей и методологии реабилитации жертв и пострадавших от этих репрессий, особенно в период работы Госкомиссии, к моему великому сожалению, убеждался, что подавляющее большинство наших ученых историков, юристов, политологов и других представителей общественных наук не всегда соответствуют этим критериям.
Но меня безмерно радует, что в Казахстане еще есть личности, настоящие интеллектуалы, ученые, готовые пожертвовать личным, мелким, бытовым – ради того, чтобы добыть Знание и поделиться им с самым дорогим – своим Народом. Именно эти ценнейшие качества самоотдачи сконцентрированы в нашем современнике, уважаемом академике Исмагулове. Оразак Исмагулович пронес сквозь долгую и непростую, полную испытаний, жизнь, веру в то, что достижения науки должны служить во благо нашего Отечества. Научная школа, которую он заложил неустанным, упорным трудом, преодолевая непонимание оппонентов и коллег, в будущем найдет понимание, должную оценку и применение со стороны государства и общественности.
Он посвятил себя восстановлению исторической справедливости, поиску утерянного и замалчиваемого прошлого нашего народа. Ведь в советское время власть вообще не считала антропологию наукой.
Древняя, средневековая и современная история Казахстана была незаслуженно оболгана, искажена сначала царской колониальной политикой и ее летописцами, особенно – большевистско-коммунистической исторической школой, когда искусственно сужались хронологические рамки генезиса народов, в том числе и казахского.
Цель его главных исследований – ответить на ключевой вопрос: «Кто мы? Откуда мы пришли?» За полвека он не единожды объездил весь Казахстан, участвовал в зарубежных конференциях. Он стал поистине легендарной личностью в научном мире.
Оразак Исмагулов провел глубокие исследования по основным направлениям антропологии – крови, строению костей, ладонным и кожным узорам, восприятию вкуса. В результате, пришел к научному выводу: в биологическом плане среди казахов нет различий между родами и жузами. И этому свидетель – наша просвещенная общественность.
С научной точки зрения он доказал, что казахский народ представляет собой единый, неделимый этнос, история происхождения которого исчисляется тысячами лет. Антропология – запрещенная в Советском Союзе наука, стала его путеводной звездой, своеобразной Нитью Ариадны, позволившей вывести из лабиринта генезис (происхождение) казахского этноса.
Академик Исмагулов нещадно обрушивается в своих статьях на отечественных «лже-экспертов», которые с молчаливого согласия академического сообщества выдают в печать собственные «теории» безо всякой опоры на источники. Человек большого мужества, патриот, такие принципы исчерпывающе характеризуют нашего юбиляра.
Уверен, что его исследования необходимо распространять как можно шире, чтобы внедрять истинно академическое Знание в чистую Науку, что сегодня крайне необходимо. Мы должны отметить его высокую Гражданскую позицию. Вроде он не Воин и не облеченный властью, как так называемые «слуги народа», не депутат. Но он – каһарман, призванный защищать самое святое – уважение к родному народу.
Признаюсь, что на протяжении своей жизни я встречал немало интересных и неординарных людей, ярких публицистов, просвещенных и искренних собеседников, и это обогащает и вдохновляет. А вот Оразак Исмагулович – особая ЛИЧНОСТЬ, скромный в быту и повседневности, он словно обретает энергию свыше, если предстоит оппонировать околонаучным невеждам, преследующим узкие цели. Этому качеству надо учиться нашим современным ученым, особенно молодым исследователям.
Своими советами и консультациями основоположник антропологической науки в Казахстане, сегодня помогает нам использовать методы исторической, юридической, политической антропологии в фундаментальных, междисциплинарных исследованиях выводов и предложений Госкомиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий. При этом методе в эпицентр исследований ставится ЧЕЛОВЕК, его судьба, нарушение его естественных (данных природой, от рождения) и неотъемлемых политических прав, как человека и гражданина.
В сокровищницу национальной антропологической отрасли общественных наук вошли уникальные труды академика Оразака Исмагулова:
– «Население Казахстана от эпохи бронзы до современности (палеоантропологическое исследование)» (1970);
– «Этническая геногеография Казахстана. Группа крови казахов (серологическое исследование)» (в книге доказывалось, на основе 7000 взятых им образцов, что на генетическом уровне у казахов 3-х жузов нет различий) (1977);
– «Этническая антропология Казахстана (соматологическое исследование)» (1982);
– «Этническая одонтология Казахстана» (1989);
– «Абылай хан: тарихи антропологиялық зерттеу» (1999), (2023, изд.2);
– «Алтай қазақтары» (2003);
– «Этническая антропология казахского народа» (2007);
– «Историческая антропология казахского народа» (2008);
– «Қазақ халқының антропологиялық тарихы» (2011) и др.
Кроме научной критики, выпадов оппонентов, Оразак Исмагулович, его научные идеи и труды неоднократно подвергались так называемым «тихим репрессиям». В частности, в 1977 году вышла его книга «Этническая геногеография Казахстана» объемом в 10 печатных листов. Но с самого момента выхода она подвергалась политическим репрессиям: в продаже она продержалась всего три месяца. Что же произошло?
Как указано выше, в результате многомерных исследований Оразак Исмагулович пришел к выводу, что суммарная популяция казахов является гомогенной по изученным показателям крови и РТС (фенилтиокарбамида), т. е. с антропологической точки зрения казахи не делятся на роды и племена. Несмотря на этот полезный для единства нашего народа научный вывод, ученого обвинили в том, что он, будучи за рубежом, «нахватался буржуазной идеологии» и разделил (для своих исследований) казахов по группам крови на роды и племена. Удивительно, как можно было сфальсифицировать научные методы ученого, придя к диаметрально противоположным выводам (!). Видимо, в ЦК никто не читал его книгу. Партийные функционеры боялись, что такой вывод не понравится кураторам из Москвы.
В результате, по распоряжению руководства Центрального комитета Компартии Казахстана, весь тираж был изъят и сожжен во дворе Академии наук. В то время секретарем по идеологии ЦК работал С. Имашев, первым секретарем ЦК – Д. Кунаев.
И таких фактов, имевших место со дня образования большевистско-коммунистической организации в Казахстане в 1920 году и до ее самороспуска в 1991 году, Госкомиссией установлено множество. Ряд ученых и экспертов Госкомиссии требуют, чтобы суверенная Республика Казахстан дала объективную, в соответствии с международными стандартами, политическую оценку преступлениям большевистско-коммунистической партии, совершенным в отношении Казахстана и казахстанцев.
В непростые периоды испытаний Оразак-аға внутренне собирался, брал пример из судьбы лидеров «Алаш» и приходил к морально-философским выводам: «В свое время в состав партии «Алаш» входили многие образованные молодые казахи, желавшие служить своему народу. Но всех их расстреляли. Мое положение – несравнимо легче. Я жив».
В трудные дни его поддержал великий казахский ученый, этнограф Әлкей Марғұлан, который в одном из заседаний Академии наук открыто встал на защиту антрополога Оразака Исмагулова и сказал: «Цензура Коммунистической партии оказалась еще жестче, чем при царском режиме». «Это стало большим моральным утешением для меня», – вспоминает аксакал.
Тоталитарно-коммунистическая, односторонняя политика грубо оборвала научный путь той монографии, став настоящим ударом, как для национальной науки, так и для ее автора. Только благодаря тому, что история с книгой получила широкий международный резонанс, Оразак Исмагулов подвергся лишь обсуждению, идеологическим обвинениям, но избежал более тяжких политических репрессий и наказаний. Коллеги из-за рубежа – профессор Кайлаш Чандра из Индии, профессор Ильзе Швидецки из Федеративной Германии, профессор Альберт Дальберг из США, Арис Пулянос из Греции, Сергей Арутюнов из России и другие – выступили в поддержку научных трудов казахского ученого и сделали заявления через международные организации.
Внутренне выступая против тоталитарной коммунистической системы, ставшей причиной не только гибели его родной матери, но и миллионов его соотечественников от репрессий и голода, Оразак Исмагулович никогда не вступал в Коммунистическую партию, поскольку не принимал ее политику в Казахстане.
Наш уважаемый аксакал, посвятивший всю свою жизнь служению своему народу и науке, несмотря на то, что ему советовали поддержать политику партии в области общественных наук, никогда не изменял своим принципам и научной методологии. Критику, непонимание, давление со стороны власти Исмагулов принимал философски, мудро и мужественно.
Ему приходилось научно аргументировать и взвешенно отвергать огульные обвинения со стороны сотрудников органов КГБ. Он также отверг необоснованные обвинения в национализме партийного «губернатора» Казахстана Г. Колбина, в 1988 году публично обвинявшего Оразака Исмагулова и его коллегу, доктора исторических наук, Марата Муканова за научные выводы в книге «Этническая антропология Казахстана». И только наступившая в СССР «перестройка», демократизация общественно-политической жизни, плюрализм – спасли от более суровых репрессий автора, кроме отстранения от работы.
Малосведущие биографы Исмагулова редко упоминают тот факт, что он с молодости идейно поддерживал официально признанного первого казахского диссидента Махмета Кулмагамбета, вел с ним переписку, постоянно морально поддерживал его, встречался с ним в Европе. После обретения независимости, О. Исмагулов написал о Махмете замечательную книгу. Это – тоже гражданское мужество, человечность, гуманность, которых так не достает современным людям с академическими званиями!
Завершая свою статью, хочу подчеркнуть: научные идеи, труды, книги нашего современника, академика, антрополога Оразака Исмагулова прошли череду испытаний вместе с автором. Эти труды подвергались репрессиям, уничтожению и снова возрождались, как птица Феникс! Они в целом ныне реабилитированы и востребованы общественной наукой, молодыми учеными, зарубежной аудиторией. Это ли не показатель того, что ученый – основатель школы антропологии в Казахстане, живет насыщенной, полнокровной, и главное – честной научной жизнью?!
Но надо сказать, что некомпетентность, однобокость и невежество руководящей партийной номенклатуры во времена тоталитарного режима нанесли немалый урон в целом научной сфере Казахстана, в том числе становлению антропологической школы республики. Партийные чиновники говорили, что антропология Казахстану не нужна. Однако, благодаря самоотверженному труду О. Исмагулова, она выжила и даже смогла осуществить такие достижения, которые на уровне с мировыми. Специалисты из других стран считают, что по степени антропологической изученности, широте хронологического и территориального охвата, по комплексности и репрезентативности полученных данных, причем практически одним ученым, казахстанская антропология является уникальной.
Поэтому независимый Казахстан на государственном уровне должен достойно оценить выдающиеся, масштабные многолетние научные изыскания и достижения Оразака Исмагулова. В частности, значение и востребованность его научных выводов о том, что казахский народ в биологическом плане представляет собой единый неделимый этнос, на протяжении веков проживающий на территории современного Казахстана, и другие фундаментальные научные выводы, являются весомым вкладом в Интеллектуальный потенциал страны.
Необходимо признать, что Оразак Исмагулов своей научной, общественной деятельностью является примером образцового гражданина, патриота. Он – символ научной порядочности и мужества.
В этой связи мы, ученые, предлагаем внести Президенту РК предложение о присвоении академику Оразаку Исмагулову звания «Қазақстанның Еңбек Ері». Именно такие, как он, заслуживают такой высокой награды и звания.
Сабыр КАСЫМОВ,
к. ю. н., президент Республиканского
ОФ РК «Қаһармандар»,
руководитель Проектного офиса
Государственной комиссии по полной реабилитации жертв
политических репрессий
г. Астана
403 раз
показано0
комментарий