• Культура
  • 20 Октября, 2025

ОРАЗАК ИСМАГУЛОВ – ПРИМЕР ЧЕСТНОГО СЛУЖЕНИЯ СВОЕМУ НАРОДУ И НАУКЕ

Известно, что каждая сфера человеческой деятельности требует от исполнителя, кроме трудолюбия, добросовестной, полной отдачи своих физических, духовных, интеллектуальных сил, достаточной квалификации и честности. Только тогда возможно достижение весомых результатов. Особенно эти качества требуются от ученых, поскольку именно ученый должен быть глашатаем истины, двигателем прогресса и гарантом восстановления исторической справедливости, инициатором раскрытия тайн природы, закономерностей явлений и, в целом, развития общественной жизни. Это аксиома. 

 

Почти сорок лет, занимаясь одной из сложнейших, донельзя политизированных и намеренно запутанных тем, а именно изучением политических репрессий в Казахстане, а также поиском путей и методологии реабилитации жертв и пострадавших от этих репрессий, особенно в период работы Госкомиссии, к моему великому сожалению, убеждался, что подавляющее большинство наших ученых историков, юристов, политологов и других представителей общественных наук не всегда соответствуют этим критериям. 
Но меня безмерно радует, что в Казахстане еще есть личности, настоящие интеллектуалы, ученые, готовые пожертвовать личным, мелким, бытовым – ради того, чтобы добыть Знание и поделиться им с самым дорогим – своим ­Народом. Именно эти ценнейшие качества самоотдачи сконцентрированы в нашем современнике, уважаемом академике ­Исмагулове. ­Оразак Исмагулович пронес сквозь долгую и непростую, полную испытаний, жизнь, веру в то, что достижения науки должны служить во благо нашего Отечества. Научная школа, которую он заложил неустанным, упорным трудом, преодолевая непонимание оппонентов и коллег, в будущем найдет понимание, должную оценку и применение со стороны государства и общественности.
Он посвятил себя восстановлению исторической справедливости, поиску утерянного и замалчиваемого прошлого нашего народа. Ведь в советское время власть вообще не считала антропологию наукой. 
Древняя, средневековая и современная история Казахстана была незаслуженно оболгана, искажена сначала царской колониальной политикой и ее летописцами, особенно – большевистско-коммунистической исторической школой, когда искусственно сужались хронологические рамки генезиса народов, в том числе и казахского.
Цель его главных исследований – ответить на ключевой вопрос: «Кто мы? Откуда мы пришли?» За полвека он не единожды объездил весь Казахстан, участвовал в зарубежных конференциях. Он стал поистине легендарной личностью в научном мире. 
Оразак Исмагулов провел глубокие исследования по основным направлениям антропологии – крови, строению костей, ладонным и кожным узорам, восприятию вкуса. В результате, пришел к научному выводу: в биологическом плане среди казахов нет различий между родами и жузами. И этому свидетель – наша просвещенная ­общественность. 
С научной точки зрения он доказал, что казахский народ представляет собой единый, неделимый этнос, история происхождения которого исчисляется тысячами лет. Антропология – запрещенная в Советском Союзе наука, стала его путеводной звездой, своеобразной Нитью Ариадны, позволившей вывести из лабиринта генезис (происхождение) казахского этноса.
Академик Исмагулов нещадно обрушивается в своих статьях на отечественных «лже-экспертов», которые с молчаливого согласия академического сообщества выдают в печать собственные «теории» безо всякой опоры на источники. Человек большого мужества, патриот, такие принципы исчерпывающе характеризуют ­нашего юбиляра. 
Уверен, что его исследования необходимо распространять как можно шире, чтобы внедрять истинно академическое Знание в чистую Науку, что сегодня крайне необходимо. Мы должны отметить его высокую Гражданскую позицию. Вроде он не Воин и не облеченный властью, как так называемые «слуги народа», не депутат. Но он – каһарман, призванный защищать самое святое – уважение к родному народу.
Признаюсь, что на протяжении своей жизни я встречал немало интересных и неординарных людей, ярких публицистов, просвещенных и искренних собеседников, и это обогащает и вдохновляет. А вот ­Оразак Исмагулович – особая ­ЛИЧНОСТЬ, скромный в быту и повседневности, он словно обретает энергию свыше, если предстоит оппонировать околонаучным невеждам, преследующим узкие цели. ­Этому качеству надо учиться нашим ­современным ученым, особенно молодым исследователям.
Своими советами и консультациями основоположник антропологической науки в Казахстане, сегодня помогает нам использовать методы исторической, юридической, политической антропологии в фундаментальных, междисциплинарных исследованиях выводов и предложений Госкомиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий. При этом методе в эпицентр исследований ставится ­ЧЕЛОВЕК, его судьба, нарушение его естественных (данных природой, от рождения) и ­неотъемлемых политических прав, как человека и гражданина. 
В сокровищницу национальной антропологической отрасли общественных наук вошли уникальные труды академика ­Оразака Исмагулова: 
– «Население Казахстана от эпохи бронзы до современности (палеоантропологическое исследование)» (1970); 
– «Этническая геногеография Казахстана. Группа крови казахов (серологическое исследование)» (в книге доказывалось, на основе 7000 взятых им образцов, что на генетическом уровне у казахов 3-х жузов нет различий) (1977);
– «Этническая антропология ­Казахстана (соматологическое исследование)» (1982); 
– «Этническая одонтология ­Казахстана»­ (1989); 
– «Абылай хан: тарихи антропологиялық зерттеу» (1999), (2023, изд.2);
– «Алтай қазақтары» (2003); 
– «Этническая антропология казахского народа» (2007); 
– «Историческая антропология казахского народа» (2008);
– «Қазақ халқының антропологиялық тарихы» (2011) и др.
 Кроме научной критики, выпадов оппонентов, Оразак Исмагулович, его научные идеи и труды неоднократно подвергались так называемым «тихим репрессиям». В частности, в 1977 году вышла его книга «Этническая геногеография Казахстана» объемом в 10 печатных листов. Но с самого момента выхода она подвергалась политическим репрессиям: в продаже она продержалась всего три месяца. Что же произошло?
Как указано выше, в результате многомерных исследований Оразак Исмагулович пришел к выводу, что суммарная популяция казахов является гомогенной по изученным показателям крови и РТС (фенилтиокарбамида), т. е. с антропологической точки зрения казахи не делятся на роды и племена. Несмотря на этот полезный для единства нашего народа научный вывод, ученого обвинили в том, что он, будучи за рубежом, «нахватался буржуазной идеологии» и разделил (для своих исследований) казахов по группам крови на роды и племена. Удивительно, как можно было сфальсифицировать научные методы ученого, придя к диаметрально противоположным ­выводам (!). Видимо, в ЦК никто не читал его книгу. Партийные функционеры боялись, что такой вывод не понравится кураторам из Москвы.
В результате, по распоряжению руководства Центрального комитета Компартии Казахстана, весь тираж был изъят и сожжен во дворе Академии наук. В то время секретарем по идеологии ЦК работал С. Имашев, первым секретарем ЦК – Д. Кунаев.
И таких фактов, имевших место со дня образования большевистско-коммунистической организации в Казахстане в 1920 году и до ее самороспуска в 1991 году, Госкомиссией установлено множество. Ряд ученых и экспертов Госкомиссии требуют, чтобы суверенная Республика Казахстан дала объективную, в соответствии с международными стандартами, политическую оценку преступлениям большевистско-коммунистической партии, совершенным в отношении Казахстана и казахстанцев.
В непростые периоды испытаний Оразак-аға внутренне собирался, брал пример из судьбы лидеров «Алаш» и приходил к морально-философским выводам: «В свое время в состав партии «Алаш» входили многие образованные молодые казахи, желавшие служить своему народу. Но всех их расстреляли. Мое положение – несравнимо легче. Я жив».
В трудные дни его поддержал великий казахский ученый, этнограф Әлкей Марғұлан, который в одном из заседаний Академии наук открыто встал на защиту антрополога Оразака Исмагулова и сказал: «Цензура Коммунистической партии оказалась еще жестче, чем при царском режиме». «Это стало большим моральным утешением для меня», – вспоминает аксакал.
Тоталитарно-коммунистическая, односторонняя политика грубо оборвала научный путь той монографии, став настоящим ударом, как для национальной науки, так и для ее автора. Только благодаря тому, что история с книгой получила широкий международный резонанс, Оразак Исмагулов подвергся лишь обсуждению, идеологическим обвинениям, но избежал более тяжких политических репрессий и наказаний. Коллеги из-за рубежа – профессор Кайлаш ­Чандра из Индии, профессор Ильзе Швидецки из Федеративной Германии, профессор ­Альберт Дальберг из США, Арис Пулянос из ­Греции, Сергей Арутюнов из России и другие – ­выступили в поддержку научных трудов казахского ученого и сделали заявления через международные организации.
Внутренне выступая против тоталитарной коммунистической системы, ставшей причиной не только гибели его родной матери, но и миллионов его соотечественников от репрессий и голода, Оразак Исмагулович никогда не вступал в Коммунистическую партию, поскольку не принимал ее политику в Казахстане.
Наш уважаемый аксакал, посвятивший всю свою жизнь служению своему народу и науке, несмотря на то, что ему советовали поддержать политику партии в области общественных наук, никогда не изменял своим принципам и научной методологии. Критику, непонимание, давление со стороны власти Исмагулов принимал философски, мудро и мужественно.
Ему приходилось научно аргументировать и взвешенно отвергать огульные обвинения со стороны сотрудников органов КГБ. Он также отверг необоснованные обвинения в национализме партийного «губернатора» Казахстана Г. Колбина, в 1988 году публично обвинявшего Оразака Исмагулова и его коллегу, доктора исторических наук, Марата Муканова за научные выводы в книге «Этническая антропология Казахстана». И только наступившая в СССР «перестройка», демократизация общественно-политической жизни, плюрализм – спасли от более суровых репрессий автора, кроме отстранения от работы.
Малосведущие биографы Исмагулова редко упоминают тот факт, что он с молодости идейно поддерживал официально признанного первого казахского диссидента Махмета Кулмагамбета, вел с ним переписку, постоянно морально поддерживал его, встречался с ним в Европе. После обретения независимости, О. Исмагулов написал о Махмете замечательную книгу. Это – тоже гражданское мужество, человечность, гуманность, которых так не достает современным людям с академи­ческими званиями!
Завершая свою статью, хочу подчеркнуть: научные идеи, труды, книги нашего современника, академика, антрополога Оразака Исмагулова прошли череду испытаний вместе с автором. Эти труды подвергались репрессиям, уничтожению и снова возрождались, как птица Феникс! Они в целом ныне реабилитированы и востребованы общественной наукой, молодыми учеными, зарубежной аудиторией. Это ли не показатель того, что ученый – основатель школы антропологии в Казахстане, живет насыщенной, полнокровной, и главное – честной научной жизнью?!
Но надо сказать, что некомпетентность, однобокость и невежество руководящей партийной номенклатуры во времена тоталитарного режима нанесли немалый урон в целом научной сфере Казахстана, в том числе становлению антропологической школы республики. Партийные чиновники говорили, что антропология Казахстану не нужна. Однако, благодаря самоотверженному труду О. Исмагулова, она выжила и даже смогла осуществить такие достижения, которые на уровне с мировыми. Специалисты из других стран считают, что по степени антропологической изученности, широте хронологического и территориального охвата, по комплексности и репрезентативности полученных данных, причем практически одним ученым, казахстанская антропология является уникальной.
Поэтому независимый Казахстан на государственном уровне должен достойно оценить выдающиеся, масштабные многолетние научные изыскания и достижения Оразака Исмагулова. В частности, значение и востребованность его научных выводов о том, что казахский народ в биологическом плане представляет собой единый неделимый этнос, на протяжении веков проживающий на территории современного Казахстана, и другие фундаментальные научные выводы, являются весомым вкладом в Интеллектуальный потенциал страны. 
Необходимо признать, что Оразак Исмагулов своей научной, общественной деятельностью является примером образцового гражданина, патриота. Он – символ научной порядочности и мужества. 
В этой связи мы, ученые, предлагаем ­внести Президенту РК предложение о присвоении академику Оразаку Исмагулову звания «Қазақстанның Еңбек Ері». Именно такие, как он, заслуживают такой высокой награды и звания.

Сабыр КАСЫМОВ, 
к. ю. н., президент Республиканского 
ОФ РК «Қаһармандар», 
руководитель Проектного офиса 
Государственной комиссии по полной реабилитации жертв 
политических репрессий

г. Астана
 

403 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №9

26 Сентября, 2025

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»