• Время
  • 20 Октября, 2025

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

 «Учитель – это призвание и признание», – так формулирует суть своей профессии известный казахстанский педагог, «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы», почетный работник образования, публицист, член Союза журналистов Казахстана Алия Ахетова. Более сорока лет своего профессионального пути она отдала детям, преподавая историю в Кокшетау. Педагог стремилась воспитать их мыслящими людьми и подлинными гражданами своей страны. Алия Койшибаевна уверена, что атмосфера школы – это воздух, которым нельзя надышаться. Поэтому каждый раз, входя в класс, настоящий учитель испытывает чувство новизны. Он должен впитывать все новое, при этом оставаться человеком – чутким, отзывчивым, готовым помогать детям идти по пути знаний. К слову, свои навыки и свой опыт Алия ­Койшибаевна воплотила не только у школьной доски, но и в публицистических сборниках. Их героями стали настоящие личности, достойные стать примером для молодежи. 
В интервью журналу «Мысль» известный педагог рассказала о своем профессиональном пути, поделилась суждениями об учительском деле, о роли педагога в современном учебном процессе и мире высоких технологий.

 

– Алия Койшибаевна, расскажите ­коротко о себе. Когда вы решили посвятить себя педагогической деятельности, что стало определяющим при выборе профессии?
– Выросла я в многодетной казахской семье. Детство проходило на многонациональной окраине тогда целинного Кокшетау. Самой лучшей считалась в городе первая школа, в которой, как и все мои братья и сестры, я проучилась десять лет.
В 1983 году я с отличием окончила Казахский государственный женский педагогический институт в Алма-Ате. Затем вернулась в родной Кокшетау, отработала пять лет в школе и вновь приехала в Алма-Ату – поступила соискателем в аспирантуру КазПИ имени Абая. Потом, по семейным обстоятельствам, опять приехала домой, в Кокшетау. И тогда решила продолжать работать именно в школе. А учительскую профессию мне выбрал мой папа, Койшибай Ахетович. Он был очень серьезным человеком – прошел войну, а затем, уже в мирное время, двадцать лет возглавлял областное управление по охране государственных тайн в печати. Высококультурный, мудрый человек, он был старейшим журналистом области, членом Союза журналистов СССР. Отец давал ценные жизненные советы. 
«Дочь, самый верный кусок хлеба во все времена – учительский», – настаивал он, и этому аргументу было невозможно возразить. Сама я мечтала о журфаке, любила писать сочинения, которые учитель литературы неизменно зачитывала в классе. Но послушалась отца, выбрала карьеру учителя. А что касается литературной карьеры, то она от меня никуда не ушла: к сегодняшнему дню у меня насчитывается пятнадцать книг публицистики. Их я написала параллельно с преподаванием. 
Смутно помню, как билось сердце перед первым уроком. А потом, как у Бориса Пастернака в стихотворении «Гамлет», – «гул затих, я вышел на подмостки». Ощущение было такое, будто бы я выходила на сцену. К слову, в известном смысле всякий учитель – актер. В классе, как на сцене, оплошать нельзя. Дети – эти удивительно приметливые, прозорливые существа, буквально за минуты считывают твой код и не прощают посредственности. Поэтому те, кто ушел из профессии, скорее всего, не смогли преодолеть этого испытания. Настоящий учитель – существо крылатое, почти ангел. Правда, иногда ощущаешь себя ломовой лошадью. Но все же окрыленность – главное.
До сих пор помню каждого ученика из своего самого первого в педагогической практике класса. Разлетелись мои орлята по планете: кто в России, кто в Германии, – «иных уж нет, а те далече». Но сердце, как первую любовь, помнит каждого. 
– Какие истины ваших учителей, педагогов вуза стали для вас ценным методическим багажом?
– Думаю, что многие из нас могут с уверенностью сказать: «Мой учитель – самый лучший». Лучшими в мире были и мои школьные учителя. Именно они научили меня уважать себя, уметь сопротивляться непростым обстоятельствам. Вспоминается учитель русского языка и литературы в средней школе №1 города Кокшетау Раиса Трофимовна Заика. Она готовила с нами вечера поэзии Гарсии Лорки, Роберта Бёрнса, ставила «Конармию» Бабеля, мы читали наизусть Цветаеву и Гумилева, Ахматову и Северянина. Потом, оглядываясь назад, понимала: некоторые из этих авторов не приветствовались в 1970-х, в период застоя. Но педагог находила пути, чтобы донести их строки до нас. Благодаря учителю мы прикасались к глубокой поэзии и прозе замечательных авторов. Потом, когда я сама стала педагогом, как и мои учителя, знакомила детей с самым лучшим, с тем, что им пригодится в дальнейшей учебе, в жизни, при воспитании собственных детей.
Мои преподаватели в Казахском женском педагогическом институте также были замечательными. Прежде всего, они одарили меня добротой и чуткостью, учили самостоятельному мышлению – «кем бы ни стать – ощущать себя только собою». Не забыло сердце прекрасного методиста Надежду Александровну Еремину, виртуозно руководившую педпрактикой, остроумную и ироничную Калерию Леонидовну Генерозову, очень добрую, сердечную Клавдию Ивановну Кочеву, нашего любимого куратора Камарью Даригуловну Турсунову – всех поименно помню. С годами образы и характеры истинно благородных личностей вспоминаются ярче и живее…
– Сменяются поколения, меняются сами дети. Что при этом оставалось ­неизменным?
– Да, многое меняется. Но неизменным остается то, что есть школы и есть дети, которые в них учатся. Ради них мы оканчиваем вузы, приходим в классы, стремимся передать им знания. Весь свой учительский путь я прожила с важным ощущением: дети, которые приходят в мой класс, мне очень нужны. Потому что процесс обучения представляет собой взаимообмен. Школьники учатся у педагога, а педагог – у детей. Это та истина, о которой всегда должен помнить учитель. 
– Какие главные навыки или ценности должен передать учитель своим ученикам, чтобы они смогли реализоваться в жизни?
– Учитель ничего никому не должен, как и всякий из нас. Трудной науке – быть и оставаться человеком – ребенка научит сама жизнь. Она переиграет в своем драматизме любой театр. Сам учитель обязан оставаться человеком добра, иначе какой смысл в ­обучении? Задача педагога в том, чтобы воспитать в ребенке честность, привить ему навыки мыслить, рассуждать, сомневаться, но принимать решение. Педагогу важно понимать, что знания без крепкого внутреннего стержня равны нулю. 
– Какую роль играет семья в современном учебном процессе?
– Родители всегда играли ключевую роль в учебном процессе, ведь все идет от семьи, и сегодняшний день – не исключение. Но в нынешнем, стремительно меняющемся мире, когда люди не расстаются со смартфонами, родители все меньше и меньше времени уделяют детям, отдавая их воспитание на откуп школе. И это неправильно, ведь все идет от семьи. В итоге дети не делятся с родителями своими горестями и радостями, не обсуждают с ними занятия в школе или обсуждают по минимуму, да и к учителям относятся с недоверием. Они так же, как их папы и мамы, погружаются в телефон, в ­ноутбук, предпочитая интернет живому общению. Поэтому замкнутость детей сегодня, увы, не редкость. Вспоминаются слова Олжаса Сулейменова: «Если с материнским молоком это зло в тебя вошло здоровьем, добрым тебя сделать нелегко всем земным, вселенским всем коровам». Поэтому крайне важно, чтобы родители уделяли больше времени детям, интересовались их школьной жизнью, проводили с ними досуг и были в тесном контакте с учителями. Только так можно воспитать полноценную личность. 
– В преподавании вы уделяете большое внимание научно-исследовательской работе учеников. Почему для школьников важно не просто изучать предмет, но и самим заниматься научным поиском?
– Не со знаниями к детям, а с детьми к знаниям – таков мой принцип. В процессе совместной проектной деятельности у ребенка развивается аналитическое мышление, вырабатывается та самая страсть, которая побуждает самого ребенка к познанию истины, к желанию дойти до сути. Современные подростки знают и умеют намного больше нас, они гораздо увлеченнее нас. Они рождаются с «кнопками в голове», с раннего детства осваивают компьютер и уже в школьные годы используют в учебе и досуге информационные технологии. ­Поэтому с такими детьми очень интересно. Но при этом важно, чтобы ребенок сам искал, не довольствуясь лекалами искусственного интеллекта. Родители и учителя должны его направить на тот путь, где информационные технологии, искусственный интеллект становятся инструментом и помогают ребенку самому творить, искать, развиваться. Открывая для себя мир знаний, ребенок растет, становится не просто знающим, а мыслящим человеком. 
– Вы являетесь соавтором учебника по краеведению для 5–7-х классов. Насколько важно, по-вашему, для воспитания патриотизма и формирования гражданской позиции изучение родного края?
– Краеведение – это особенная наука. Через познание истории своего города, района, улицы, зданий, памятников рождается живое чувство сопричастности к судьбе народа. Изучение родного края приносит осознание того, что ты – часть чего-то большего, укорененного в прошлом и простирающегося в будущее. Именно эта связь времен и поколений лежит в основе патриотизма. Поэтому изучение родных мест в школьном возрасте имеет колоссальное значение для формирования гражданской позиции. Ребенок, знающий историю своей малой родины, пропускает исторические события через себя, переживает их. Он ощущает личную ответственность за сохранение этого наследия, за его приумножение.
Благодаря краеведению дети учатся видеть красоту и ценность в том, что их окружает, в повседневной жизни. Они начинают понимать, что их вклад в развитие родного края – это и есть вклад в развитие страны. Маленькие добрые дела, участие в благоустройстве, уважение к старшим, сохранение памяти о героях – все это становится проявлением гражданской позиции, основанной на любви к Родине.
– Ваши ученики стабильно показывали высокие баллы на ЕНТ. Какова ваша формула успешной преподавательской работы?
– Важно, чтобы учитель стал партнером ребенка по пути в мир знаний, делал все для того, чтобы ученик поверил в свои силы. Учиться трудно – недаром существует выражение «грызть гранит науки». Каждый профессиональный педагог должен это осознавать. Поэтому успешным становится тот наставник, который сможет заинтересовать ребенка, найдет такие слова, которые зажгут в нем желание учиться и видеть в занятиях не повинность, а возможность совершать открытия. И, конечно же, важно уважать ребенка, воспринимать его как личность. Сейчас появились новые технологии, в частности, интерактивные доски, которые призваны сделать занятия продуктивными, интересными. Это все важно, но, как и раньше, многое зависит от учителя. Если он способен заинтересовать, то и интерактивная доска не понадобится – ребенок будет ходить на занятия с удовольствием. Таким правилам я следовала, обучая детей. Как показал опыт, они приносят плоды. 
– На ваш взгляд, учитель – это ­профессия или призвание?
– Учитель – слово многозначное. Анна Ахматова не любила слова «поэтесса», полагая, что имела право на звание «поэта». И это точно, выразительно, без скидок. Такое же восприятие у меня слова «учитель», ибо «учительница» – это профессия. Учитель же – призвание и признание!
– Вы не только стали успешным педагогом, но и состоялись как прозаик, публицист. Как педагогический опыт помогает вам в публицистике? Что побудило вас выходить за рамки школьного класса в общественное пространство?
– Сказались отцовские гены, и со временем тяга к письму берет верх. Без отрыва от производства, не бросая школу, я активно печаталась с 2015 года в газете «АиФ – Казахстан» благодаря ведущим журналистам страны Юрию Ивановичу Киринициянову и Светлане Синицкой. С 2000 года – внештатный обозреватель областных и городских местных СМИ. Выпустила множество книг, причем отнюдь не по госзаказу, а на свои средства. Отдельная страница моей публицистики и моя гордость – цикл книг под названием «На той войне, незнаменитой». Это литературные записи исповедей участников афганской войны и дневник афганской медсестры «Сестра моя, жизнь», посвященный медицинской сестре Баграмского медсанбата Раузе Ташмукановой-Ережеповой. Сбор материалов для очерков – это кропотливая работа. В течение двадцати лет я объездила практически все районы Акмолинской области в поисках героев. Разумеется, в первую очередь, моими помощниками были ветераны войны в Афганистане. Мне важно было собрать живые воспоминания, чтобы они стали отражением истории и материалом для воспитания молодого поколения. 
– Вам присвоено почетное звание «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы». Что оно значит для вас?
– Для меня это явилось признанием государства бескорыстного труда всех моих замечательных коллег – людей просвещения, педагогов, честных и справедливых. Это некий ответ судьбы на то, что не изменяла своему делу. Это символ доверия – доверия детей, доверия родителей, доверия всего общества к человеку, посвятившему свою жизнь воспитанию и образованию новых поколений. 
Я благодарна судьбе за то, что она привела меня в эту профессию. Я благодарна своим ученикам за их пытливые умы, за их жажду знаний, за их любовь и уважение. 
– Профессия учителя требует огромной отдачи, энергии и душевных сил. Где находить ресурсы, черпать энергию для многолетней успешной работы?
– Нас называют «призванными к доске». Это как «скованные одной цепью, спаянные одной целью». Мне много раз предлагали престижную работу в пресс-службе акимата и других ведомств, но каждый раз я отказывалась. Школа – мое дыхание. Разве может надоесть свежий воздух? Так и школьная атмосфера настоящему педагогу надоесть не может. Именно она придает силы и желание преподавать, делиться с детьми своими знаниями. 
– Как вы относитесь к цифровизации, искусственному интеллекту? Как новые технологии меняют роль учителя?
– Инновационные технологии – помощники учителя. Но, как я уже говорила, они не заменят его. Нейросеть может выдать ответ на вопрос, но она не научит другого человека думать. Это способен сделать учитель. Поэтому роль педагога в классе не уменьшается, а, наоборот, возрастает. А теперь вопрос: может ли ИИ нести ответственность? Нет. У него нет ни совести, ни морали, ни воли. Нейросеть анализирует данные, но не различает добра и зла, черного и белого. Поэтому, чтобы научиться рассуждать, ребенку надо держаться родителей, педагогов. Они способны стать поддержкой в этом деле. Если же говорить об ИИ, то это, повторюсь, важный инструмент, которым надо научиться пользоваться. Нужно помнить: он не решит задачи, но может помочь их решить, натолкнуть на интересные идеи, сэкономить время. Поэтому важно жить в ногу со временем, осваивать ИИ, но и помнить о развитии человеческого интеллекта – его никто не заменит.
– Какой совет вы могли бы дать молодым педагогам, основываясь на своем колоссальном опыте? С чего начинать свой путь в профессию и о чем никогда не забывать?
– Учиться, учиться и еще раз учиться. Учиться непрерывно в течение всей своей жизни. Не нужно стесняться учиться у детей, осваивать что-то новое для себя вместе с ними. Важно не терять связь с выпускниками, ведь когда ты знаешь, что они ­реализовались в жизни, испытываешь особое удовлетворение. 
Мне повезло: я работала в школе, куда любят возвращаться выпускники. Желанная фраза при встрече: «Как бы я хотел оказаться вновь на вашем уроке…». Ведь урок заканчивается не тогда, когда прозвенел звонок, а тогда, когда усвоен материал.
Молодым придется многое терпеть. Перешагивать через обиду. Не иметь права обижаться на детей – непослушных, трудных, но очень искренних. 
Часто повторяю про себя заклинание петербургских студентов, оставивших нам в назидание возвышенный, светлый наказ: «Учитель! Научи нас трудной науке среди людей остаться человеком! Научи любить правду. Только перед ней одной преклоняться. И чтобы жизнь, пригибая наше тело к земле, не сгибала, не старила нашего духа». Любите свою профессию – и она ответит вам взаимностью.

Юрий КАШТЕЛЮК
Фото предоставлено Алией Ахетовой 

 

439 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №9

26 Сентября, 2025

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»