- Время
- 20 Октября, 2025
НУРГИСА ТЛЕНДИЕВ. ЧЕЛОВЕК-ОРКЕСТР
(к 100-летию со дня рождения великого музыканта)
Международная общественность по достоинству оценила вклад выдающегося композитора в мировую музыкальную культуру. В рамках мероприятий, посвященных увековечиванию памяти нашего знаменитого земляка, в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО, состоялся праздничный концерт «Ғасыр әүендері: Тілендиевке тағзым».
На родине незабываемым событием в культурной жизни южной столицы стало симфоническое шоу Qustar – праздник музыки и вдохновения с участием Марата Бисенгалиева. По его словам, история птицы – это история самого композитора, символизирующая полет, свободу и силу творчества.
Музыкально-хореографическая феерия со сказочным по красоте видеоизображением горных пейзажей впечатляет с первой минуты. Эта ассоциативная фантазия на тему жизни и творчества Нургисы Тлендиева поначалу была воспринята зрительным залом с осторожностью и при полной тишине. Лишь редкие хлопки, перешедшие к середине представления в овации… Моя подруга, которой пришлось довольствоваться видеофрагментами, присланными по ватсапу, дала емкое и точное определение полуторачасовому шоу: космический размах!
Переосмысление музыки Тлендиева в XXI веке – новым способом и с использованием современных технологических возможностей – вызывает респект еще одному нашему выдающемуся земляку – Марату Бисенгалиеву. После представления вопросы из журналистского загашника отпали сами собой...
Как бы воспринял Нургиса-аға это шоу в свою честь с участием симфонического оркестра из Мумбая и отечественных музыкантов, исполняющих в стиле фольк? Думаю, с благодарностью и пониманием. Несмотря на прижизненное признание и громкую славу, он знал себе истинную цену. Знал, с какой миссией пришел в этот мир.
Рождение
Его появление на свет совпало с началом весны. Природа уже пробудилась от долгой спячки. Вся цветовая гамма разливалась в теплых лучах апрельского солнца, зеленеющих горных склонах, ослепительных маковых полях… Радостное щебетанье птиц перекликалось с журчанием хрустальных по чистоте горных речек.
Жетысу! Неповторимую красоту родного края Тлендиев воспоет в своих кюях. Сюда он будет возвращаться, чтобы напитаться родным воздухом и вдохновением.
…1925 год. Аул Шиликемер в Илийском районе Алматинской области (сейчас он носит имя своего великого земляка). Утреннюю идиллию нарушает громкий голос гонца: «Сүйінші! У Тиленди и Салихи родился сын!» Вечером в ауле празднуют рождение младенца: дымятся казаны с мясом, вместе с ароматом жареных баурсаков по округе разносятся звуки домбры! Как ближайший родственник почтил вниманием семейный той Кенен Азербаев. Он не замечает, что его сестра Салиха украдкой поглядывает на мужа: после двух сыновей он мечтал о дочери и даже придумал ей имя – Нургиса! Она же с самого начала знала и чувствовала, что носит под сердцем наследника… Незаметно спускаются сумерки, но гости не расходятся, наслаждаясь пением Салихи, в ее серебристом голосе – нескрываемая радость и счастье материнства! Ей нежно вторит домбра Тиленди…*
Сын, унаследовавший музыкальный дар своих родителей, приумножил его. Выдающийся талант нашел выражение в кюях, которые исполняются в концертных залах и на уличных площадках. Песни Тлендиева давно ушли в народ и стали национальным достоянием.
Дом-лауреатник
Тем, кто еще не был в музее-квартире Тлендиева, советую посетить знаменитый дом, где жили академик Сокольский, архитектор Ратушный, Олжас Сулейменов и Бибигуль Тулегенова. Еще один дом-лауреатник на карте нашего города. Есть лифт, но интереснее подняться по старой деревянной лестнице, которая помнит своих знаменитых жильцов и их многочисленных гостей и посетителей. Дух этого дома особенный – в музее он сохранился в различных артефактах. Вот домбра, подаренная Тлендиеву Ахметом Жубановым: он разглядел в юном даровании своего преемника. Нургиса-аға с благодарностью повторял, что обязан ему всем, чего достиг в творчестве. Не знаю, как у домбры появилось имя Дарига, наверно это не случайное совпадение. Ведь так звали жену композитора, которая, к глубокому сожалению, не дожила нескольких месяцев до юбилейных торжеств...
Немало пришлось приложить усилий, чтобы сохранить дом таким, каким он был при жизни его хозяина. Рояль и пианино стоят на прежнем месте. Дарига-апа, долгие годы остававшаяся его верной спутницей, и сейчас в роли главного гида по жизнетворчеству композитора, но уже с экрана телевизора. В одном из видеоинтервью она рассказывает, как рождались шедевры. Это могло случиться в любое время суток, чаще глубокой ночью… Иногда Нургиса-аға жаловался на адскую головную боль: музыка звучала, не утихая, не оставляя его ни на минуту! В таких случаях он сбегал из города и уезжал в родной аул…Общение с сельчанами, простые разговоры о жизни, а еще конные поездки восстанавливали утраченные в городской суете силы…
На стендах – снимки, запечатлевшие рабочие моменты, и фотографии его коллег, соратников и близких друзей. Мукагали Макатаев был самым дорогим человеком, его смерть стала тяжелым потрясением…
Здесь же, на стенде, можно найти портрет Болата Сарыбаева. Ученый, этноинструменталист, как результат его долгих, кропотливых поисков и исследований, вышли из забвения старинные казахские инструменты: кыл кобыз, шертер, сыбызгы, шан-кобыз, саз сырнай, жетыген.
В пору нашего студенчества на выступления ВИА «Жетыген» с участием Татика (Талгата) Сарыбаева трудно было попасть. Очень впечатляло, как в современную инструментальную музыку гармонично вплеталось звучание старинных казахских инструментов, которые послужили основой для создания оркестрового ансамбля «Отырар сазы» – совместного детища Болата Сарыбаева и Нургисы Тлендиева.
Кино
Кино – отдельная глава в творческой биографии Тлендиева, о чем свидетельствуют афиши к известным фильмам... Он попал на «Казахфильм» по протекции кинорежиссера Абдуллы Карсакбаева и был автором музыки ко всем его фильмам, начиная с картины «Меня зовут Кожа».
В период создания киноэпоса «Кыз Жибек», Нургиса-аға работал в штате киностудии музыкальным редактором. Очевидно, в эти годы он и познакомился с кинорежиссером Султанахметом Ходжиковым.
В результате их творческого союза родилась знаменитая композиция «Аққу». Появилась она как бы вопреки обстоятельствам, сложившимся на съемочной площадке. Кинокартину не раз закрывали на консервацию из-за перерасхода пленки. Замысел кинорежиссера подвергался неоднократной критике.
Поначалу взаимопонимания не удавалось найти даже с членами худсовета, в который входили именитые личности, такие как Габит Мусрепов, Алькей Маргулан, Еркегали Рахмадиев. Отстаивать приходилось каждый кадр. Говорят, за оригинальную музыку Ходжикову тоже пришлось побороться...
Тлендиев писал ее, сидя перед монитором: кадры с лебедями, мастерски снятые кинооператором Асхатом Ашраповым, получились превосходными... Музыка превратила изображение в шедевр!
Творческие поиски
Каким же был творческий путь композитора до восхождения на музыкальный Олимп? В Центральном государственном архиве республики сохранились документальные источники, их не так много, которые дают представление об этом периоде его жизни.
До киностудии «Казахфильм», с 1953 по 1961 год, Нургиса-аға работал в театре оперы и балета имени Абая. Наверное, не самое подходящее для него место. Хотя здесь он получил практические дирижерские навыки после учебы в Московской филармонии. И потом, если вернуться к прозе жизни, нужно было зарабатывать деньги на содержание семьи.
В репертуарном плане на 1956–1957 гг. он упоминается, вместе с Газизом Дугашевым как дирижер симфонического оркестра в двух оперных постановках – «Биржан и Сара» и «Абай». Тлендиев пишет песни и музыку к различным постановкам.
Протоколом худсовета театра от 15 мая 1959 года его песня на слова Тажибаева поддержана и одобрена корифеями сцены – Байсеитовым, Джандарбековым, Курмангаливым. Двумя годами раньше он написал музыку к либретто балета «Дорогой дружбы».
Тлендиев в постоянных поисках, с ним всегда домбра, он понимал ее как самого себя. Она – самый верный и надежный друг...
Будучи виртуозным домбристом, Тлендиев наверняка давал сольные концерты, хотя документальных подтверждений найти не удалось. Он был не просто виртуозом, Нургиса-аға овладел всеми приемами исполнения!
...Много лет назад я нашла в фильмотеке «Казахфильма» чудом сохранившуюся кинопленку. К сожалению, это рабочий материал, не озвученный, и тем не менее бесценный. Тлендиев любил играть не только на сцене, но и для друзей... Камера запечатлела момент, когда в уютной атмосфере юрты расположились, чтобы насладиться голосом его домбры – актер Кененбай Кожабеков, кинорежиссеры Султан Ходжиков и Абдулла Карсакбаев...
После оперного театра Тлендиев приходит главным дирижером в оркестр имени Курмангазы. Для него символично работать в коллективе, носящем имя выдающегося музыканта. Себя он позиционирует продолжателем великого музыкального наследия предков. На момент прихода Тлендиева в оркестр имени Курмангазы это был уже сложившийся коллектив со своими традициями и своей историей. А он мечтал о создании собственного оркестрового ансамбля.
Отырар сазы
Впервые я увидела Нургису-аға в Доме кино в середине 80-х годов. По словам композитора и музыковеда Бахтияра Аманжола, Тлендиев в этот период «воплощал в себе традиционный для казахской культуры образ музыканта – сала – духовного сподвижника...». За ним тянулся шлейф громкой славы как создателя и руководителя фольклорно-этнографического ансамбля «Отырар сазы». Немолодой, немного уставший человек, каким мне показался тогда Тлендиев, – выходя на сцену, преображался: она была его стихией! Побывавшие на выступлениях «Отырар сазы», всегда отмечали особую теплоту и непринужденность этих концертов, говорили: Мастер любил импровизировать и редко играл по заученным нотам. Это было заимствовано у Ахмета Жубанова: «воздушная оркестровка» усиливала, по его мнению, творческое начало у музыканта. Заслуга Нургисы-аға в том, что он приблизил оркестровое исполнительство к исконному национальному музицированию, с его особой искренностью и теплотой. Он не просто давал слушателю возможность слушать музыку, он вовлекал его в соучастие, заставлял ее прочувствовать...
Тлендиев легко общался с залом, и это отличало его от академических исполнителей. Мог снять с себя часть одежды и пригласить слушателей для совместного исполнения ... Такой живой контакт между сценой и зрительным залом, по словам очевидцев, создавал атмосферу всеобщего счастья и любви – это был незабываемый момент!
P. S. Автор благодарит всех, кто оказал поддержку и помог в написании этого материала: сотрудников Центрального государственного архива РК и Музея-квартиры Нургисы Тлендиева. Особая признательность – Карлыгаш Нурмаганбетовой, молодому сотруднику Музея-квартиры, которая, несмотря на занятость, не отказала ни в одном запросе.
Примечание.* При оформлении документов из-за ошибки паспортистки он стал Тлендиевым Нургисой Атабаевичем. А правильно: Атабай Нұрғиса Тілендіұлы.
Салтанат ИСМАГУЛОВА,
публицист
г. АЛМАТЫ
362 раз
показано0
комментарий