• Время
  • 20 Октября, 2025

ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО «АЗАМАТ» И ГАЗЕТА «КАЗАХ» (1913–1917 гг.)

К 140-летию Миржакыпа Дулатова

 

Аннотация. Авторы публикации ставят цель выделить роль Миржакыпа Дулатова (М. Дулатулы) и Ахмета Байтурсынова (А. Байтурсынулы) в создании образовательного и культурно-просветительского товарищества «Азамат» с изданием газеты «Казах», что находилось под пристальным взором тайной полиции.

 

Введение
Несмотря на большой массив исследовательской литературы, посвященной лидерам «Алаш» и редакторам газеты «Казах», деятельность оренбургского издательского товарищества «Азамат», созданного казахской национальной интеллигенцией во главе с М. Дулатовым и А. Байтурсыновым, долгое время оставалась вне поля зрения исследователей. Вопрос ограничивался приведением энциклопедической справки или простой констатацией данного факта в истории газеты «Казах»: «Издатель – товарищество «Азамат» («Гражданин»)» [www.inform.kz/ru/rovno-101-god-nazad-vyshel-v-svet-pervyy-nomer-kazak-gazeti_a2627066; kazpravda.kz/n/ayap-i-aza-obshchie-interesy-i-tseli/; ztgzt.kz/69036/periodicheskaya-pechat].
Архивный документ «Договор издательского товарищества «Азамат» в Оренбурге» 1913 г., заверенный нотариусом А. Старнавским (текст на рус. и араб. яз.), напечатанный в Оренбурге в типографии «Каримов, Хусаинов и Ко» [1], демонстрировался на выставке в Государственном архиве Оренбургской области Российской Федерации в 2016 г. [http://www.oreninform.ru/list/detail.php?SECTION_ID=5&ID=10407]. В настоящее время размещен на сайте Казахстанской национальной электронной библиотеки [2]. 
Секретный фонд канцелярии Оренбургского губернатора хранит агентурные сведения, которые направлялись в жандармерию и формировались в особые дела, освещающие, каким образом царская администрация пыталась препятствовать деятельности товарищества «Азамат», главной целью которого было финансирование газеты «Казах» (в документах «Казакъ» – Авт.) [1].
Среди опубликованных источников первостепенное значение имеют сведения в очерке биографического характера, изданного М. Дулатовым в первые годы советской власти в Казахстане [3]. Казахстанский историк Султан Хан Аккулы одним из первых привел в интернет-публикациях [4, 5] конкретные сведения о деятельности такой общественной организации, как товарищество «Азамат», которое способствовало изданию газеты «Казах».
В настоящее время данная научная проблема стала подвергаться изучению в трудах казахстанских историков (Султан Хан Аккулы, Ерден Ибраев, Дмитрий Легкий, Алибек Табулденов) [6–8] и российских исследователей (Татьяна Тугай) [11]. Кроме этого, опубликованы архивные документы, раскрывающие полицейский надзор и карательные меры в отношении Ахмета Байтурсынова (в док. Ахмед Байтурсунов – Авт.), Миржакыпа Дулатова (в док. Мир-Якуб ­Дулатов – Авт.) [4, 7], с соответствующим научным анализом [9–10].

Договор издательского товарищества «Азамат» в Оренбурге

При издании с 1913 года газеты «Казакъ», а также при открытии благотворительного, образовательного и культурно-просветительского товарищества «Азамат» был максимально учтен весь предыдущий опыт [4]. 
Идея основателей газеты нашла отражение в официальном уставном документе (датируемым 2 декабря 2013 г. в типографии «Каримов, Хусаинов и Ко» типографский экземпляр был напечатан «на русском и арабском языке») – «Договор издательского товарищества «Азамат» в Оренбурге» [2]. В типографии с 1890 по 1915 годы было издано 117 книг на казахском языке, в том числе труды А. Байтурсынова, М. Дулатова [11, с. 127].
Байтурсынов и Дулатов заключили «договор Товарищества на вере на нижеследующих условиях»: «1) Настоящее Товарищество учреждается под фирмою Издательское Товарищество «Азамат» и будет иметь своею целью распространение среди киргизского населения культурных начал путем издания газет, журналов, книг и торговлею последними с разрешения Начальства. 2) Для сказанной цели Т-во приобретает на свое имя движимое и недвижимое имущество. 3) Непосредственно управлять и распоряжаться делами Т-ва, подписывать от имени фирмы доверенности, чеки, векселя и иные всякого рода обязательства, купчии крепости, нотариальные и иные акты, неустоечные записи, как на имя Т-ва так и от имени его, и являться его представителем в судебных и других присутственных местах могут быть: как полный товарищ Ахмед Байтурсунов (именуемый Распорядителем Т-ва) и как учредитель Мир-Якуб Дулатов с письменного уполномочия А. Байтурсунова» [2].
В пункте под № 17 вновь будут указаны инициаторы и руководители товарищества «Азамат», где определялась роль каждого из них: «Подлинный договор и печать Т-ва хранятся у Распорядителя А. Байтурсунова, а копия у учредителя М. Дулатова». Кроме того, указано под № 11, что «распорядитель без особого уполномочия распоряжается делами и капиталом Т-ва самостоятельно». В договоре будут подробно расписаны права и обязанности вкладчиков, правила распоряжения капиталом: «4) Все нижеподписавшиеся, кроме Товарища-Распорядителя, а также и те, кто впоследствии войдут в Т-во, именуются вкладчиками. 5) Размер вклада, назначенного нами полным паем, как для членов-учредителей, так и для вкладчиков, определяется в сто рублей, которые вносятся единовременно при поступлении в Товарищество. Причем одно лицо может иметь несколько паев. 6) Капитал Т-ва составляется из вкладов, внесенных как членами-учредителями, так и вкладчиками; причем пятьдесят (50) процентов складочной суммы отчисляется в основной капитал, остальные в оборотный. 7) Чистая прибыль от предприятия Т-ва распределяется так: двадцать (20) процентов отчисляется в основной капитал, а остальные между пайщиками пропорционально размеру вклада» [2].
Регламентация была буквально до мелочей, когда в отдельных пунктах указывалось, что «каждый пай удостоверяется выдачей отрезанной из книги квитанции с подписью Распорядителя и печатью Т-ва», и при этом «желающие пайщики могут получать ежегодно причитающиеся проценты на руки». При этом подробно расписывался порядок действия товарищества. Процитируем: «8) Общее Собрание Членов бывает обыкновенно раз в году, но по усмотрению Распорядителя и Члена-Учредителя может быть и чаще. О времени Общих Собраний Распорядитель обязан извещать пайщиков особыми повестками не позже как за месяц до Собрания. В общем собрании пайщики участвуют лично или через доверенных лиц, снабженных законною доверенностью. Каждый пайщик имеет право быть на Общем Собрании и независимо от числа паев иметь один голос. При обсуждении дел одно лицо как от себя, так и по доверенности имеет не свыше двух голосов» [2].
Составители договора особое внимание уделили высшему органу управления в лице Общего собрания членов товарищества, с весьма демократичной формой его деятельности, что, впрочем, в пореформенной России было присуще всем подобным организациям коммерческого типа. Договор гласил: «9) Для действительности Общих Собраний требуется, чтобы в них участвовали личные или через доверенных не менее половины всех пайщиков. Если Собрания не будут удовлетворять по составу своему вышеозначенного условия, то созываются вновь, но не менее как через 15 дней и такие собрания считаются состоявшимися, несмотря на число участвующих пайщиков. 10) Председателем Общих Собраний избирается каждый раз особое лицо; дела общих Собраний разрешаются большинством голосов; при равенстве же таковых голос председателя считается решающим» Завершается договор в пафосном тоне: «Обязуемся сей договор хранить свято и ненарушимо» [2]. Договор с уставом издательского товарищества «Азамат» оказался представленным в жандармское управление и сохранился в архиве канцелярии Оренбургского губернатора. 
Впоследствии, уже в первые годы советской власти, как один из редакторов газеты «Казах» («Казакъ» – Авт.), М. Дулатов, на законных основаниях замещающий А. Байтурсынова в период его отсутствия, следующим образом описал заслуги казахскоязычной газеты. Процитируем: «За все время своего существования «Казах» вел систематическую борьбу с развивающимися в степи злоупотреблениями, разоблачая грязные поступки обирателей; взяточников и аферистов разных мастей. Они-то, зорко следя за каждым шагом и за каждой строкой «Казах», занялись доносами; они переводили резко написанные и осуждающие действия и политику правительства статьи с комментариями от себя и представляли начальству» [3, с. 17–18].
Издается Издательским 
Товариществом «Азамат»
Благодаря созданию товарищества «Азамат» лидеры движения «Алаш» сумели отстоять газету «Казакъ» в самые трудные времена, связанные не только с давлением царской охранки, которое нередко переходило в настоящий прессинг, но и с финансовыми проблемами, что, впрочем, было неизбежно в условиях Первой мировой ­войны. Историки обратили внимание, что изначально газета издавалась на спонсорскую помощь известного казахского мецената Мустафы Оразайулы, а с конца 1913 года все права издателя перешли к товариществу «Азамат». «Цель товарищества «Азамат», – отмечалось в обращении А. Байтурсынулы и 
М. Дулатулы по случаю открытия общества, – не накопительство, не обогащение его членов, а содействие полезному для общества делу... Это не купеческое, не коммерческое общество, а гражданское» [6].
В передовице газеты «Қазақ» содержалось обращение к казахскому обществу с подробным объяснением возникших проблем с изданием столь необходимого печатного органа. «Уже три года, как издается журнал «Айкап», около года газета ­«Казакъ», – обращались к казахскому населению лидеры «Алаш». – У них нет лишних средств для газеты» [4, 5]. 
Руководители газеты «Казакъ», осознавая, что «у казахов мало щедрых меценатов, но немало сознательных, патриотичных граждан, готовых поддержать своими малыми средствами деятельность товарищества», решили организовать товарищество «Азамат». При этом было прямо заявлено о своих намерениях: «Целью товарищества «Азамат» являются те народные интересы, что перечислено было выше. В частности, издание газет, журналов и книг (учебников, учебных пособий для казахских школ). Из них самое приоритетное – обеспечить стабильный выход газеты «Казакъ». Все остальное – по мере возможности» [4, 5]. 
Финансовое обеспечение газетного издания становилось первостепенной задачей, так как журнал на казахском языке «Айкап» именно из-за недостатка денежных средств прекратил существование в 1915 году. Намеченный взнос для членов товарищества предлагалось установить в 100 рублей. Редакция газеты, обращаясь к состоятельным представителям казахского населения, надеялась, что «в члены товарищества «Азамат» вступит большинство» [4, 5]. В определенной мере эта задача была выполнена.
Как выяснил историк Султан Хан ­Аккулы, впоследствии основным источником товарищества «Азамат» являлся членский взнос в размере 100 рублей. Причем, если на первых порах в рядах членов состояли А. Букейхан, сами издатели-редакторы А. Байтурсынулы и М. Дулатулы, Р. Марсекулы (Марсеков) и другие представители движения «Алаш», то позже их ряды пополнили известные купцы, баи-скотоводы и просто сознательные граждане, интеллигенты и даже студенты [5].
Сведения Сыскного отделения в Оренбурге действительно свидетельствуют о том, что в 1915–1917 годах значительная сумма денег поступила не только от непосредственно членов общества «Азамат», но пожертвования последовали также от подписчиков и обычных людей. В 1916 году политическому сыску стали уделять все большее внимание, о чем свидетельствуют архивные дела: «Циркуляры департамента полиции, Оренбургского губернатора, переписка с уездными исправниками, документами других учреждений о проверке политической благонадежности лиц, принимаемых на службу». [1. Ф. 10. Оп. 4. Д. 10/17. Л. 43].
Один из документов со штампом «Оренбургского губернатора канцелярия 3 января 1916 года № 715 г. Оренбург» засвидетельствовал глубокую озабоченность полицейских чинов расширяющейся с каждым днем деятельностью общественных организаций. Письмо было предназначено «земским начальникам, уездным и горным исправникам Оренбургской губернии и Оренбургскому полицмейстеру». Главная мысль была прописана конкретно в соответствии со сложившейся политической обстановкой: «Министерство внутренних дел неоднократно обращало внимание местных властей на необходимость наблюдения за так называемыми просветительскими обществами частной инициативы, ввиду замеченной склонности их к пропаганде крайних политических учений и сплочению народных масс для противоправительственной деятельности» [7, с. 138].
Царские власти внимательно отслеживали публикации в местной периодической печати, давая соответствующие указания департаменту полиции. Так, 23 февраля 1916 года Оренбургскому полицеймейстеру поступает письмо под эгидой «Секретно» из канцелярии Оренбургского губернатора. В распоряжении дается конкретное поручение. 
Процитируем: «По сообщению газеты «Каспий» /№ 5 от 8 минувшего января/ киргизское население различных местностей оказало в прошлом году материальную поддержку киргизской газете «Казакъ», собрав для этой цели в своей среде 1600 рублей. Сообщая об этом, предлагаю выяснить негласным путем, соответствует ли действительности приведенное газетное сообщение, и о последующем мне донести». В документе стоят подписи – «И. д. Губернатора, в звании Камергера Высочайшего Двора. Правитель канцелярии» [8, с. 27].
Во исполнение поручения вышестоящих инстанций помощник пристава Оренбурга 8 марта 1916 года под эгидой «Секретно» предоставляет Оренбургскому полицеймейстеру соответствующий «Протокол»: «1916 года марта 4 дня. Я помощник Пристава 3 час. года Оренбурга (фамилия не разб. – Прим. авт.), по личному поручению местного Пристава, собирал, негласно, сведения, требуемые предписанием Оренбургского Губернатора от 20 февраля с. года за № 1169» [8, с. 28].
По поручению Оренбургского пристава его помощник с 23 февраля до 4 марта 1916 года тщательно выискивал информацию в негласном порядке, по которой «выяснилось следующее»: «Киргизская газета «Казакъ» – редакция, которой помещается в 3 час. г. Оренбург по Гришковской ул. в д. Дмитриева – издается Издательским Товариществом «Азамат», а последнее существует на капитал, составляющийся из вкладов пайщиков этого Издательства, при чем принимаются и добровольные пожертвования на усиление средств Товарищества» [8, с. 28].
Благодаря этому, несмотря на противодействие царской администрации, руководителям газеты «Казакъ» удалось решить вопрос с финансированием. Так произошло и в преддверии Февральской революции 1917 года, когда редакция обратилась к членам товарищества «Азамат» и читателям с призывом помочь газете приобрести собственную типографию. В редакционной заметке «О типографии» сообщалось, что на текущий момент в товариществе «Азамат» числилось 106 членов, за счет взносов которых редакция располагала 10 600 рублями. Но этой суммы было явно недостаточно. Крупная типография, необходимая газете, стоила 30-40 тысяч рублей. На этот призыв откликнулись не только казахи из ряда областей – Акмолинской, Сырдарьинской, Семиреченской, Тургайской, но и «этнический киргиз Ахмет Кудайбергенулы из Пишпекского уезда», кроме того, «казахи рода Кунес из Китая перевели в редакцию 600 рублей» [4, 5]. Зарубежная поддержка была несомненным одобрением деятельности учредителей товарищества «Азамат» и редакторов газеты «Казах» и, одновременно, головной болью для жандармского ведомства.

Заключение
Историки справедливо выделили роль товарищества «Азамат» не только в содействии развитию просвещения, изданию и распространению учебников и литературы на казахском языке, в которых остро нуждались казахские школы и медресе, но и в поддержке казахской молодежи из бедных семей, обучавшуюся в средних и высших религиозных и светских учебных заведениях [12]. Необходимо отметить, что издание легально действующего печатного органа движения «Алаш», коим являлась газета «Казах», осуществлялось благодаря созданию А. Байтурсыновым и М. Дулатовым товарищества «Азамат» в Оренбурге. Взяв на себя роль выразителей идей казахской национальной интеллигенции и интересов своего народа, создатели товарищества «Азамат» и редакторы газеты «Казакъ» намеренно применяли только легальные формы выражения своих взглядов, стараясь не прибегать к каким-либо радикальным действиям (в их понимании), которые могли бы навлечь на них репрессивные меры. Правда, это не могло уберечь их от карательных санкций (арестов и высылки, регулярных штрафов), к чему прибегали царские власти в превентивном порядке. 

Дмитрий ЛЕГКИЙ, 
доктор исторических наук, 
профессор кафедры 
социально-гуманитарных дисциплин 
НАО «Костанайский региональный 
университет им. Ахмет Байтұрсынұлы»

Ерден ИБРАЕВ, 
доктор философии (PhD), 
кандидат исторических наук, 
и.о. ассоциированного профессора 
кафедры социально-гуманитарных 
дисциплин НАО «Костанайский 
региональный университет 
им. Ахмет Байтұрсынұлы»

 
Алибек ТАБУЛДЕНОВ, 
кандидат исторических наук, 
декан факультета 
социально-гуманитарных наук НАО «Костанайский региональный университет 
им. Ахмет Байтұрсынұлы»

 

ИСТОЧНИКИ
1. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 10. Канцелярия Оренбургского губернатора.
2. Договор издательского товарищества «Азамат» в Оренбурге; [нотариус А. Старнавский]. Текст на рус. и араб. яз. – Оренбург: Каримов, Хусаинов и Ко, 1913. https://kazneb.kz/index.php/kk/catalogue/view/1529449.
3. Дулатов М. Ахмет Байтурсынович Байтурсынов: биографический очерк // Труды Оренбургского общества изучения Киргизского края. Выпуск 3. – Оренбург, 1922. – С. 17-25.
4. Абсадык А. А. Таукымет. Сборник архивных документов и материалов об А. Байтурсынове. Алматы, 2024. – 654 с.
5. Султан Хан Аккулы. Баи-меценаты и их роль в национальном возрождении казахов. http://camonitor.com/15979-bai-mecenaty-i-ih-rol-v-nacionalnom-vozrozhdenii-kazahov-chast-2-ya.html. 12 июня 2015 г. // zebra.today›i345. Дата обращ. 11. 12. 2021.
6. Султан Хан Аккулы. Газета «Қазақ» – первая, национальная. https://exclusive.kz/expertiza-kulturnaya_sreda-113533/ 27 марта 2018 г.
7. Султан Хан Аккулы. Эволюция журналистики «Алаш» // Казахстанская правда. https://kazpravda.kz/n/evolyutsiya-zhurnalistiki-alash/. 3 февраля 2023 г.
8. Легкий Д. М., Ибраев Е. Е., Табулденов А. Н. «Дальнейшее наблюдение за ним установлено». Ахмет Байтурсынов под надзором царской охранки (1905-1917 годы): монография. Костанай: Костанайский печатный двор, 2022; 2-е изд. – Алматы: Эверо. – 2023. – 184 с. 
9. Легкий Д. М., Ибраев Е. Е., Табулденов А. Н. «Выяснить негласным путём». Оренбургское издательское товарищество «Азамат» под надзором полиции (1913–1917 гг.)// Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». – 2023. Т. 10, № 2 (38). – С. 23–34.
10. Легкий Д. М., Ибраев Е. Е., Табулденов А. Н. Ахмет Байтурсынов и газета «Казакъ» накануне Февральской революции 1917 г. в России. // Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Исторические и социально-политические науки». – 2023. № 1. С. 267–276.
11. Легкий Д. М., Ибраев Е. Е. Каркаралинский уезд в документах канцелярии Оренбургского губернатора и Омского жандармского управления в начале XX века. // Вестник ЕНУ им. Л. Н. Гумилева. – 2024. – № 1. Серия гуманитарных наук. – С. 162–185.
12. Тугай Т. И. Оренбургский путь Ахмета Байтурсунова. – Оренбург: Университет, 2018. – 252 с.
 

373 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №9

26 Сентября, 2025

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»