• Время
  • 20 Октября, 2025

ПЕДАГОГИ – ЖЕРТВЫ «МАЛОГО ОКТЯБРЯ В КАЗАХСТАНЕ». ДИРЕКТОР ПОЛИТЕХНИКУМА, НАРКОМПРОС БИРЖАН МАНКИН (1900–1939)

Гюльнар МУКАНОВА, 
кандидат исторических наук, 
профессор, Филиал Института истории 
и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова, г. Астана

 

Аннотация.Введение. Педагоги в годы «Малого Октября в Казахстане» испытали на себе всю тяжесть репрессий. Наиболее образованная, перспективная часть сообщества, которая должна была делиться знаниями с подростками, была безжалостно загублена системой. 
Цели и задачи. В данной статье автор ставит целью, следуя методу индукции, показать на примере одной судьбы, ныне позабытого первого директора политехникума Турксиба, Наркома просвещения Биржана Манкина, много сделавшего для системы народного просвещения республики, драму советского учительства. 
Материалы и методы. Материалы архивов РФ (Москва, Оренбург) и РК составили источниковую базу ­исследования. 
Результаты. По всей Казахской Республике в начале двадцатых годов прошлого столетия, по призыву комсомола, в Оренбург прибывали с разных мест молодые казахи, в их числе из Акмолинской губернии. Молодые люди учились на рабфаке, работали в редакциях молодежных изданий, лидеры из их числа выдвигались на руководящие должности. 
Заключение. К сожалению, репрессии 1930-х годов прервали добрые начинания по коренизации кадров и созданию сети профессиональных техникумов, обезглавив Наркомат просвещения. Эта страница истории недавнего прошлого все еще содержит «белые пятна». 
Ключевые слова: молодежь, журналы, «коренизация», КАССР, Акмолинская губерния, политехникум ­Турксиба, Наркомпрос, репрессии.
Благодарность. Статья подготовлена в рамках реализации ПЦФ (ИРН: BR24993057) «Фундаментальное исследование основных базовых категорий и подкатегорий жертв политических репрессий в Казахстане и процессы их полной реабилитации» Комитета науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан. 
 

Введение
Современники все еще недостаточно знают историю руководящего звена народного образования ХХ века – Наркомата просвещения Казахстана, поскольку репрессии «Большого террора» вырвали из его рядов лучшие кадры. Разве работники самой гуманной отрасли – народного образования – не заслуживают тщательной реабилитации? Они регулярно выступали на актуальные темы в печати, их уважали, к ним апеллировали для решения частных вопросов. Однако на данный момент их фамилии присутствуют в основном в справках, среди других жертв репрессий, без глубокого анализа того, как формировалась личность, кто был рядом и верил в будущего руководителя.
Сложным представляется в данном контексте приводить библиографию вопроса, поскольку до настоящего времени нет изданий, книг, посвященных персоналии Б. Манкина, даже неизвестно, кто были его родители. Исследование опирается на компаративный анализ публикаций казахстанских и российских ученых, документы архивов России и Казахстана. Следует отметить, что часть источников из Оренбургского архива позволили реконструировать вехи биографии и фотоснимки Б. Манкина.

Результаты
Вследствие дефицита сведений о жизни и деятельности Биржана Манкина, составители справочников в его биографии нередко допускают ошибки. К примеру, в издании «Календарь знаменательных и памятных дат в образовании на 2020 год» указаны даты его жизни: 1900–1938 (Календарь, 2019: 20). Хотя есть официальные справки о том, что Биржан был арестован и умер в 1939 году. Также в Календаре неверно указано название волости, в которой родился Манкин ­(Кызыл-Асукерская), хотя ее правильное название – Менкесерская, позже – Пресновская. Наименование «Кызыл-Асукерская» – по-видимому, искаженное от Кызыл-Аскерская, смежной волости (Календарь, 2019: 239). Для удобства изложения, далее вехи жизни Биржана Манкина нами рассматриваются поступенчато, по мере смены им мест работы и прописки.

Менкесер – Петропавловск

Можно попытаться реконструировать раннюю биографию Б. Манкина, которая схожа с жизненными маршрутами его сверстников. Азы образования получил в годичной аульной школе Менкесерской волости (1916). Пас скот, с двенадцати лет батрачил. Вместе с земляками пережил невзгоды массового голода, охватившего Акмолинскую область осенью 1922 года. 
Затем два года обучался на подготовительном отделении Казпедтехникума в городе Петропавловске (сентябрь 1922 – февраль 1924 гг.). Учебу совмещал с работой: был корректором казахского языка в редакции газеты «Бостандық туы» (1922 – декабрь 1923 гг.), заведующим информацией этой же газеты (1923–1924) и зав. аульным отделом (до августа 1924 года). Активный комсомолец, общественник, он не остался в стороне от преобразований, много читал. Закономерно, что его трудовая биография складывалась в духе времени, когда казахская молодежь тянулась в тот период в столицу Казавтономии – Оренбург. Рекомендацию молодому человеку, страстно желавшему учиться и продолжить учебу в Оренбурге, могли дать деятели «Алаш», работавшие в Казпедтехникуме: Жумагали Тлеулин, Магжан Жумабаев, Сейитбаттал Мустафин, Али Кемелев…

Оренбург

В молодой столице казахской автономии Б. Манкин успешно окончил три курса Краевого рабфака КАССР (август 1924 – декабрь 1928). Во время учебы его приняли в ряды ВКП(б) в октябре 1924 года. Восстановить реалии той эпохи возможно по содержанию автобиографической трилогии «Школа жизни» Сабита Муканова. Как выясняется, и Сабит, и Биржан были земляками и учились на рабфаке в Оренбурге приблизительно в один и тот же период. По мемуарам классика казахской литературы С. Муканова, все предметы на рабфаке преподавались на русском языке. Жили рабфаковцы в общежитии, которое было оборудовано в здании бывшего женского епархиального училища, плохо отапливаемом (Моргунов, 2018: 85).
Сохранился в оренбургских архивах фотоснимок Биржана в молодости. На фото привлекает, прежде всего, очень выразительное лицо целеустремленного человека интеллигентной внешности. Волосы зачесаны назад по моде двадцатых годов. Он был лидером, безусловно, и именно ему доверили пост ответредактора краевого молодежного издания. Журнал «Жас қазақ», где ответственным редактором был Б. Манкин, печатал статьи о целях молодежных объединений:
– А. Оразбаева. Жастар ұйымының мақсаты // Жас қазақ. 1924. №12/13. 
– Жастардың міндеті // Жас қазақ. 1923. №1 и др. 
Журнал «Жас қазақ» (в документах именуется по-русски «Молодой киргиз») создавался осенью 1923 года, об этом есть запись в протоколе заседания президиума Казахского обкома РКСМ (ОГАСПИ. Ф. 208. Оп. 1. Д. 169. Л. 61). Редколлегию было решено «создать из пяти человек в составе: Алдунгарова, Уразбаевой, Садвокасова, Токтабаева и Казангапова». Кроме того, была сформирована группа для популяризации истории комсомола (?) (Истокол): «Создать единую комиссию Истокола из 5 человек. Персональный состав из: Алдунгарова, Садвокасова, Потапенко, Федорова и Джакупова – утвердить» (ОГАСПИ. Ф. 208. Оп. 1. Д. 169. Л. 61). История первых молодежных газет на казахском языке, выходивших в Оренбурге, еще мало изучена, но факт, что в этой работе участвовали уроженцы Петропавловского уезда Акмолинской области – Смагул Садвокасов и Биржан Манкин. 
По роду деятельности, Манкин тесно общался с единомышленниками, такими же молодыми одаренными юношами и девушками. По признанию Жусипбека Аймаутова, он тоже сотрудничал с оренбургским журналом «Жас қазақ» (СГА КНБ РК. Ф. 9. Оп. 1. Арх. № 307. Л. 86-87). В январе 1928 года Аймауытов составил краткий автобиографический очерк, где указывает: «…Менің жазғаным у[с]ақ әңгімелер, оқшау сөздер еді. Олардың бірсыпырасы қолымда бар, бірсыпырасы жоқ. Есімде қалғандарын атап өтейін: 1) Ғашықтық (Абайша). 
2) Жынды. 3) Айна – бұлар «Сарыарқада». 4) Толық жиіленді. 5) Домалақ ертегі.
6) Мысыққа ойын, тышқанға өлім. 7) Мал бас садақасы ма, бас мал садақасы ма? 
8) Сауатсыздықты қалай жою керек. 
9) Кузьма. 10) Талкошке шешендері. 
11) Күді­ріс. 12) Өмір деген осы ма? 13) Жапы­­рақтар – бұл «Қазақ тілінде». 14) Елес. 15) Тұмарбай мен қатын. 16) Жаңабайдың жанындағы трагедия. 17) Қара бақсы. 18) Баушы мен бала – бұлар «Жас қазақ», «Лениншіл жас» журналында» (Алаштың ақиықтары, 2006: 38). То есть, приведенный здесь перечень включал публикации Ж. Аймаутова, опубликованные в молодежных казахских изданиях «Жас қазақ» и «Лениншіл жас». 
Круг его общения, безусловно, вдохновлял и воспитывал. Основателями и руководителями первых национальных молодежных организаций были: С. Садуакасулы, 
Г. Муратбаев, С. Сапарбеков, А. Оразбаева,­ С. Есова, К. Таштитов, Б. Манкин, М. Тулепов, А. Байдильдин, Ж. Садуакасов, Х. Дуйсенов, С. Баймаханов, Ф. Рузаев, М. Жунусов, Х. Амиров и другие, оставившие свой след на страницах казахской истории (Сайлан, 2015: 98). 
Согласно фрагментарным сведениям источников, Б. Манкин в оренбургский период был активно задействован не только как редактор, но и в целом в системе Наркомпроса. Это косвенно свидетедьствует о том, что он работал под кураторством Ахмета Байтурсынова. Как молодому перспективному работнику, по окончании рабфака, Манкину доверили остаться и работать в Оренбурге после дислокации столицы Казахской автономной республики в Кызыл-Орду. Он руководил Казахской краевой школой подростков (с декабря 1928 по май 1930 гг.). По-видимому, данное учебное заведение выполняло функции политехнизации образования, когда вместе с базовыми знаниями подростки обретали определенную профессию. К сожалению, о краевой школе подростков материалов почти не встречается. Так как Манкин зарекомендовал себя хорошим руководителем, поскольку следующим местом его работы стал Наркомат просвещения в Алма-Ате.

Алма-Ата

Здесь, в столице республики, Биржан работал заведующим секретариата Наркомата просвещения Казакской АССР (май – октябрь 1930 г.). Осенью того же года он назначается директором открывшегося политехникума Турксиба. В истории образования Казахстана политехникум Турксиба отсутствует, хотя это был радостный для казахстанцев этап. Согласно Инструктивному письму по «реализации на местах постановлений XII-го партсъезда по национальному вопросу и проведению национальной политики партии» от 7 января 1924 г., в Казахстане приступили к его реализации. В письме за подписью Секретаря ЦК ВКП (б) Я. Рудзутака, ставилась задача: «Укрепить и расширить сеть политехникумов, в особенности педагогических, сельскохозяйственных, железнодорожных, почтово-телеграфных в нац. республиках и областях». (Сборник декретов, 1925: 65). Именно такой политехникум был создан при Турксибе, его первым директором в октябре 1930-го был назначен Биржан Манкин. 
В политехникуме молодежь республики совершенствовала навыки, полученные во время работы на строительстве магистрали. При Б. Манкине, в 1931 году, по согласованию с Ташкентом, на базе политехникума был открыт филиал Среднеазиатского института инженеров железнодорожного транспорта (История ALT). Подготовка специалистов велась по путейской, механической и эксплуатационной специальностям для нужд Турксиба. Впоследствии название учебного заведения менялось, оно было известно как железнодорожный техникум ­(Ровесник, 2021). 
Первый выпуск политехникума Турксиба­ состоялся в 1935 году, тогда как Манкина­ к тому времени (в апреле 1933 года), как представителя коренной национальности, перевели на организационную и партийную работу – заведующего сектором кадров по транспорту, инструктором, далее он вырос до заместителя заведующего промышленно-транспортным отделом Казкрайкома ВКП(б) (04.1933–03.1936 гг.). Молодой руководитель быстро находил общий язык с людьми, повышал свой уровень самообразованием. В резуль­тате, он назначается вторым секретарем Алма-Атинского горкома партии, где проработал больше года (март 1936 – май 1937 гг.).

Караганда

Наконец, весной 1937 года его по ротации перевели в Караганду, вторым секретарем Карагандинского обкома партии (05–10.1937); но и тут ему не дали раскрыть свой потенциал. 

Алма-Ата

«Большой террор» в республике стал ощущаться явственно в 1937 году, когда исполнительные органы и ведомства испытали массу неплановых ротаций. Кадров ощущался острый дефицит: предшественник был либо арестован, либо смещен по идеологическим причинам. 
Словно человека окунали в череду испытаний на прочность. Так, Б. Мамкин трудился в Карагандинской области в должности второго секретаря обкома, однако был освобожден от должности в октябре 1937 года в связи с назначением на должность Наркома просвещения. Его предшественник, Народный комиссар просвещения Казахстана Темирбек Жургенов, член окружкома и бюро ЦК КП республики, был арестован 2 августа 1937 года. На его место нужна была кандидатура человека, имевшего опыт работы в сфере образования и организаторские способности. Выбор пал на Биржана Манкина. Для него это было, безусловно, повышение по службе, и ему импонировала перспектива работать во благо просвещения. Однако в Алма-Ате новому Наркомпросу удалось проработать лишь до ноября того же года. 

Чимкент

Следующая ступень карьеры Б. Манкина – и. о. первого секретаря, затем первый секретарь Южно-Казахстанского областного комитета КП(б) Казахстана (рекомендован на пост ЦК КПК 26 ноября 1937 – 29 мая 1938 гг.). Одновременно он исполнял обязанности первого секретаря Чимкентского горкома КПК (1937 – до мая 1938 года).

Алма-Ата

В мае 1938 года Манкин отзывается в распоряжение ЦК КПК, а с июня 1938 года находился в резерве ЦК КП республики. Некоторое время он был
секретарем Алма-Атинского городского Совета (1938–1939). Он был делегатом XVIII съезда ВКП(б), который состоялся в Москве 10–21 марта 1939 года. На съезде прозвучал вывод, что «социалистический способ производства стал господствующим, социализм в СССР в основном построен и страна вступила в новую полосу развития, а именно: завершения строительства социалистического общества». К тому времени за Манкиным шла агентурная слежка…
3 апреля 1939 года из Алма-Аты в ЦК ВКП(б) ушла секретная телеграмма секретаря ЦК КП(б) Казахстана Скворцова, в которой первый руководитель республики просил санкции на арест казахских деятелей – депутатов Верховного Совета СССР. В телеграмме приведены четыре фамилии: Конуспаев, Умурзаков, Манкин, Кужанов, причем сообщалось, что на них собраны «агентурные материалы» и что Скворцов ранее просил Берию дать разрешение на арест четверых сразу после XVIII съезда, однако не получил его. Теперь же, весной 1939-го, за глаза обвинив казахских руководителей в «принадлежности к буржуазно-националистической организации» (какой – не уточняется), Скворцов добился того, что на телеграмму синим карандашом Сталиным, после дешифровки текста телеграммы 4 апреля, была наложена краткая зловещая резолюция: «За» арест Манкина и Кужанова. Ст.» (РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 66. Л. 2). 
Спустя день, 5 апреля 1939-го, за Манкиным пришли. Характерно, что в той телеграмме Скворцов указал о Манкине и Кужанове «Оба находятся без работы» (РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 66. Л. 2), что свидетельствует о гонениях на казахских деятелей, народных избранников. Партийная организация республики опасалась резонанса в связи с арестами депутатов высшего органа советской власти, потому запросила санкции от Берии и Сталина. Таким образом, Манкин Биржан могли быть арестованы и ранее, – их некоторое время спасал депутатский статус. Тем не менее, за ними следили, собирали «материалы», «показания» недоброжелателей. 
Все обвинения Манкин отверг, не подписал протоколов. По одним данным – покончил с собой, по другим – умер от истязаний. 15 апреля 1939 года его «дело» было закрыто. Манкин был «реабилитирован» посмертно, тем же числом, если верить документам НКВД. 
Собственно, этот «документ» за подписью Скворцова решил судьбу Биржана. О нем – талантливом организаторе молодежных объединений, редакторе, участвовавшем в издании «Бостандық туы» в Петропавловске, «Жас қазақ» в Оренбурге, заведующем краевой казахской школой подростков в Оренбурге с 1924 по 1928 годы, директоре Политехникума Турксиба в ­Алма-Ате, работнике Наркомата просвещения, – эти должности характеризуют его вклад в культуру и просвещение как КазАССР (позже – КазССР), так и РСФСР.
Разве можно смириться с тем, что в истории страны остаются о человеке-созидателе, искренне верившем в декларации советов и партии, в общей сложности лишь два источника: телеграмма Скворцова и сведения из базы данных МВД РК? 
«Манкин Бржан (1900). Дата рождения: 1900 г. Место рождения: Северо-Казахстанская обл., Пресновский район, 3 аулсовет. Пол: мужчина. Национальность: казах. Гражданство (подданство): СССР. Образование: среднее. Профессия / место работы: секретарь Алма-Атинского городского Совета (1938–1939). Место проживания: Алма-Атинская область. Арестован: НКВД КазССР 5 апреля 1939 г. Дата прекращения дела: 15 апреля 1939 г. Дата смерти: 1939 г. Место смерти: в заключении: покончил жизнь самоубийством. Дата реабилитации: март 1967 г.» (БД «Жертвы»; Сведения ДКНБ РК по г. Алматы; МВД Республики Казахстан).

Заключение

…Арест, невыносимые допросы, лживые обвинения. Он не вышел из застенков живым. Педагог, просветитель, Манкин выбрал другой путь, избавив и себя, и других от необходимости оговаривать безвинных. …Остались лишь редкие его фотографии и краткие сведения о трудовой биографии. Так оборвалась жизнь талантливого организатора казахской молодежи, редактора молодежных изданий, первого директора казахского политехникума Турксиба, Наркома просвещения Казахстана. Его педагогическая деятельность перемежалась с общественной деятельностью и работой в исполнительной ветви власти, однако Биржан Манкин пронес через свою короткую светлую жизнь уважение к учительству, мнению рядовых сограждан, горячо верил в молодежь. 
Данная публикация, возможно, вызовет отклики со стороны родственников, потомков и знакомых Б. Манкина, уроженца № 3 аула бывшей Менкесерской (Пресновской) волости Петропавловского уезда Акмолинской губернии, а также потомков его учеников из Петропавловска, Оренбурга, Алматы. На его малой родине также важно увековечить память об этом труженике, жизнь которого прервалась так рано, и внести его фамилию и имя в перечень жертв политических репрессий на Стене памяти в областном центре.

 

ЛИТЕРАТУРА
1. Алаштың ақиықтары. Мақалалар, деректі құжаттар, аудармалар жинағы. Құраст. Т. Жұртбай. Алматы: Алаш, 2006. 296 б.
2. База данных «Жертвы политического террора в СССР».
3. Государственный архив Оренбургской области.
4. История ALT – https://alt.edu.kz/ru/istoriya/ 
5. Календарь знаменательных и памятных дат в образовании на 2020 год: рекомендательный библиографический указатель. Алматы, 2019. 270 с.
6. Моргунов К. А. Роль Оренбургского рабфака в подготовке казахских управленческих кадров и формировании советской интеллигенции Казахстана // «Евразийский перекресток». Сборник материалов научно-практических мероприятий. Вып. 9. Оренбург – Бишкек: Университет, 2018. 378 c. С. 77–96.
7. РГАСПИ – Российский государственный архив социально-политической истории, Москва. 
8. Ровесник Турксиба // 1 февраля 2021. https://shamrandy.livejournal.com/276795.html 
9. Сай­лан Б. С. Қа­зақ­стан­да­ғы ал­ғаш­қы жас­тар ұйым­да­ры­ның құ­ры­лу та­ри­хы (1917–1925 жж.). Оқу құралы. Ал­ма­ты: Қазақ университеті, 2015. 102 б.
10. Сведения ДКНБ РК по г. Алматы; МВД Республики Казахстан
11. Сборник декретов, постановлений, важнейших циркуляров и других материалов в области реализации татарского языка. Издание Центральной Комиссии по реализации татарского языка при ЦИК ТССР. 1925. Казань.
 

 

375 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №9

26 Сентября, 2025

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»