- Исторические страницы
- 20 Октября, 2025
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШЫНГЫЗ ХАНА
ГОРЫ БУРХАН КАЛДУН, ГДЕ ПРОЖИВАЛИ ПРЕДКИ ШЫНГЫЗ ХАНА, РОДИЛСЯ ОН САМ И НАХОДИТСЯ ЕГО УЛЫ КОРЫК19
В ходе ознакомления с предыдущими страницами настоящей книги читатели, по моему мнению, смогли получить общее представление об истории тюркских племен и Шынгыз хане. Как известно, со времени написания книги «Жамиг ат-тауарих» прошло более 700 лет, многие названия племен, местностей, гор, рек и озер за истекшее время в силу объективных и субъективных причин искажались, изменились или просто были забыты. Поэтому, несмотря на приведенные выше сведения из книги, данных к ним разъяснений и ссылок, читателю трудно разобраться в указанных вопросах и понять, где на самом деле родился Шынгыз хан, кем были его предки и где они проживали. В данной книге раскрываются ключевые вопросы, связанные с названиями вышеуказанных рек: Унан, Килуран и Тугла. Они берут свое начало от горы Бурхан Калдун – это территория проживания предков Шынгыз хана, место рождения его самого, а также локация его Улы корыка (см. стр. 219, 155 «Жамиг ат-тауарих»).
Для того чтобы определить географическое местоположение указанных рек и горы, мы прибегли к тем известным нам сведениям о том, что шестой предок Шынгыз хана по имени Кайду обосновался на берегу реки Иртыш. Об этом в «Зафар наме» было указано так: «Кайду и Нашын после тех событий с участием жалайыров, обосновались на берегу реки Иртыш, начали жить благополучно, и никакая опасность не угрожала им. Затем Кайду сел на трон отца, перевез свою ставку в лощину под названием «Жаралем» на берегу реки Иртыш, оттуда начал управлять государством (см. стр. 63 «Зафар наме»).
Исходя из этих данных вышеназванные горы Бурхан Калдун и реки Унан, Килуран и Тугла должны находиться поблизости от Иртыша. Это предположение мы сделали, исходя из сведений о том, что предки Шынгыз хана и он сам были соседями с племенами жалайыров, найманов и кереев, которые проживали на берегу Иртыша, Унана и Килурана.
Поэтому мы решили объединить все данные об указанных горах и реках, которые разбросаны в «Жамиг ат-тауарих», проанализировать и на их основе сделать соответствующие выводы о точном месте нахождения в географическом пространстве горы Бурхан Калдун и рек Унан, Килуран и Тугла:
а) «Шынгыз хан родился в местности Булук Булдак в нижнем течении реки Унан. От этой местности до Бурхан Калдуна шесть дней пути» (см. стр. 541 «Жамиг ат-тауарих»).
В результате нашего исследования было установлено, что горы Бурхан Калдун расположены на территории нынешнего Катон-Карагайского района Восточно-Казахстанской области.
Местность Булук Булдак (Булага bulugan)20 мы нашли на картах С. У. Ремезова «Каменная степь» и Годунова (см. карты №№ 5, 6, 7 на стр. 24-26 данной книги).
На современных картах река Бухтарма берет свое начало от озера Бухтарма и плато Укок (прежнее название – Унан), которые расположены на горе Листвяга (прежнее название – Калдун), а также от горы Тарбагатай (прежнее название – Бурхан) в Восточно-Казахстанской области. Расстояние от места впадения Бухтармы в Иртыш до вышеперечисленных истоков реки Бухтармы, составляет 406 км (с учетом многочисленных извилин реки Бухтармы), то есть, действительно, занимает около шести дней пути на коне (за день человек на коне преодолевает в среднем 50–60 км).
На основании этих, а также других приведенных в настоящей брошюре данных, мы пришли к выводу, что в эпоху Шынгыз хана нынешняя река Бухтарма называлась Унан.
В последующем, после обнаружения топографической съемки верховья реки Бухтармы21 (1868 г.), которая была осуществлена под руководством штабс-капитана Российской армии Вараксина (см. карту № 8 на стр. 27 книги), дополнительного изучения географического местоположения плоскогорья Укок и значения этого топонима22, нами был сделан вывод о том, что указанное плоскогорье в эпоху Шынгыз хана также называлось Унаном. Это также подтверждается сведениями из книги «Жамиг ат-тауарих» (стр. 395) о том, что Шынгыз хан собрал свою армию в верховьях реки Унан и оттуда направился в поход к Он хану, т. е. на землю кереев, владения которых в верховьях указанной реки Унан граничили с землями предков Шынгыз хана.
Следует отметить, что на карте (№9, стр. 28 книги) четко обозначены озера Кальджин-Коль (озеро Калдун) и Кальджин-Коль-Бас (головное озеро Калдун). Это, по нашему мнению, свидетельствует, что указанное плоскогорье является продолжением горы Калдун. А на вышеуказанной топографической съемке Вараксина отчетливо видно, что на одном из двух притоков реки Калгут к его названию прибавлено слово Унанъ (Калгут-Унанъ), а другому притоку – Калгут-Укокъ. Здесь, по-видимому, в слове Унанъ буквы «н» были умышленно заменены на буквы «к». В результате название плоскогорья Унанъ по воле картографов превратилось в Укокъ. Это было сделано для того, чтобы название реки Унанъ (по-русски – Онон) перенести на территорию нынешней Монголии, тем самым из Шынгыз хана сделать «монгола» (см. карту №3 на стр. 10–11 книги).
б) «Как говорят, их исконный журт (стоянка)23 находился в Каракуруме, являющимся ата журтом Шынгыз хана» (стр. 66 книги «Жамиг ат-тауарих»).
В нескольких местах «Жамиг ат-тауарих» имеются конкретные сведения о месте нахождения вышеназванного Каракурума. Они приведены ниже.
в) «...Принадлежащие народу найман большие реки, как Кук-Ардиш (Синий Иртыш), Ардиш, (на берегу) региона Каракурум и граничившие с этим регионом горы Алтай, река Урган, уалаяты Кыргыз и Кем-Кемжут, и местности с многочисленными летовками и зимовками с названием Мугулстан, и <...>» (см. стр. 40 книги «Жамиг ат-тауарих»).
«...Эти племена (найманов) были кочевыми, некоторые обитали в сильно гористых местах, а некоторые – на равнинах. Места, на которых они обитали, как было упомянуто выше, следующие: Жеке Алтай и Каракурум, где Угетай каган в тамошней равнине построил величественный дворец. И горы Алуй-Сирас и Кук-Ардиш (Синий Иртыш)» (см. стр. 125 книги «Жамиг ат-тауарих»).
«... Поскольку он (Угетай) ранее привез с собой из Китая разного рода ремесленников и мастеров различных профессий и большую часть своей жизни проводил в Каракуруме, приказал построить величественный дворец, который соответствовал бы его высоким намерениям как царя.
...Угетай каган приказал построить на берегу реки Уркун (Оркун) большой город, его назвали Каракурум. От китайского уалаята до этого города разместил вместе с существующим Байан йамом другие йамы (жамы), которых назвал «Нарын йамом» (см. стр. 670–671 книги «Жамиг ат-тауарих»).
Приведенные в этих текстах горы, реки, озера и местности [Жеке Алтай (нынешний Рудный Алтай), Кук-Ардиш (озеро Зайсан), Ардиш (река Иртыш), регион (долина, равнина) Каракурум, где Угетай каган построил одноименный город Каракурум и величественный дворец, горы Алуй-Сирас (хребет Калбы) и горы Кук-Ардиш (горы Манрак и Сауыр)] находятся на территории современной Восточно-Казахстанской области.
А вышеуказанная река Уркун (Оркун), как было отмечено выше, ныне называется Большой Нарын. По нашему мнению, так произошло из-за того, что во времена Угетай кагана «Нарын йам» (торговый путь) играл большую роль в жизни государства как логистический центр для строительства тогдашней столицы мира – Каракурум – в районе слияния реки Уркун с Иртышом. Со временем это название «Нарын» прочно закрепилось за рекой Уркун (Большой Нарын, Малый Нарын) и одноименным близлежащим хребтом Нарын в Восточно-Казахстанской области.
г) «Из-за сильных морозов вокруг Каракурума не сеяли зерновые культуры; им начали заниматься только во время правления кагана Угетая» (см. стр. 691 книги «Жамиг ат-тауарих»).
По данным немецкого ученого
К. Риттера, который в начале XIX века неоднократно совершал экспедиции на Алтай, жители региона Иртыша занимались посевами гречихи, пшеницы и других культур, получали обильный урожай.
А в годы советской власти, по данным коренного жителя Катон-Карагайского района Восточно-Казахстанской области Аскара Кабанбаева, совхозы и колхозы указанного района поголовно занимались посевами зерновых культур.
д) «Летом 599 года хижры24 (соответствующего году кабана) Шынгыз хан пил воду из Балжуна. Осенью того же года, выехав оттуда, собрал подчиненных и поддерживающих его в верхнем течении реки Унан, оттуда совершил поход против Он хана.
<...> Догнал Он хана в местности под названием Жижир Ундур, приступив к войне, вынудил Он хана к поражению и овладел всеми владениями и войсками кереитов. А Он хан и его сын Сангун с несколькими людьми убежали, спаслись, оставшись живыми и здоровыми.
<...> Во время этого поражения и спасения он (Он хан) прибыл в край найманов под названием Никун Усун. Два амира найманского царя Таян хана, называемые: один Коры Субашы, а второй Татик шал, находились в то время в том краю в карауле, здесь взяли в плен Он хана и убили. Его голову отправили своему царю Таян хану» (см. стр. 395–397 книги «Жамиг ат-тауарих»).
Из книги «Жамиг ат-тауарих» нам было уже известно, что предки Шынгыз хана проживали в непосредственном соседстве с племенами кереев и найманов.
А эти выдержки из «Жамиг ат-тауарих» также свидетельствуют о том, что верховья реки Унан (нынешняя Бухтарма), где жили предки Шынгыз хана, находились на границе государства кереев, территория которой до эпохи Шынгыз хана располагалась на склонах нынешнего Монгольского Алтая (Большой Алтай – на карте «Карта Киргизской степи и Туркестанского военного округа, 1866 г.). А территория государства найманов граничила с указанными землями кереев. Это хорошо видно на карте «Курчумского и Зайсанского края съ показаніемъ кочевьевъ киргизскихъ родовъ» (см. карту № 12 на стр. 36-37 книги).
е) «Шынгыз хан, победив войска найманов и после того, как убил Таян хана, в год барса на границе реки Унан (вблизи ее берега) водрузил девятиконечную белую юрту, созвал Курултай и устроил великий пир. Ему дали прозвище «Шынгыз хан».
После этого Шынгыз хан выступил с намерением захватить Буйрык хана брата Таян хана. Тот был занят в это время охотой на птиц. Его Буйрык хана во время охоты неожиданно захватили и убили. Кушлик сын Таян хана и его брат, были вместе с Буйрык ханом, они убежали в сторону Иртыша» (см. стр. 127–128 книги «Жамиг ат-тауарих»).
Примерно такие же данные приведены на страницах 420–421 «Жамиг ат-тауарих». Но там указано точное время и название местности, где охотился Буйрык хан и спрятались Кушлик и Токтабек: «В начале весны в год барыса, соответствующий счастливому месяцу ережеп 602 года25 хижры... ...Он (Буйрык хан в это время) охотился на птиц у реки Сужау в регионе Улуг так (Улы тау?). ...Оба они (Кушлик и Токтабек) спрятались в местности с названием Иртыш, на границе уалаята найманов...».
Из этих сведений следует, что река Унан находилась вблизи Иртыша, уалаят найманов граничил с рекой Иртыш. А река Сужау и гора Улы так были недалеко от Иртыша и уалаята найманов.
ж) «В Зул-кагде (Зуль-ка‘да (араб.) – одиннадцатый месяц мусульманского календаря – Ред.), соответствующему 615 году, но большинство его месяцев приходилось на 616 год26 хижры, когда наступил год зайца, мятеж Кушлика постепенно затихал, дороги были очищены от врагов и противников, Шынгыз хан, назначив сыновей и амиров, туменов, тысячников, сотни, распределил их и упорядочивал. После этого созвал совещание, провел Курултай. Повторно установив среди них регулирующие дисциплины и законы, направился в поход в страну Хорезмшаха.
Он (Шынгыз хан) летом года улитки, находясь в пути вдоль реки Иртыш, направил послов к султану Мухаммеду, чтобы известить его о своем походе против него и напомнить султану о ранее совершенных против Шынгыз хана деяниях, как это было доложено выше, сказать ему о своем намерении отомстить за убийство торговцев и других людей. А осенью он, двигаясь дальше, покорил встречавшиеся в пути регионы.
Когда он дошел до региона Каялык27, руководитель амиров на тех землях Арслан хан28, склонив голову перед Шынгыз ханом, покорился. Получив после этого назначение в ряду мугулского войска, желая оказать, помощь ушел (вместе с ними).
Жеты Кут уйгуров с Бесбалыка со своими подчиненными, а Сунак бек из Алмалыка со своим войском прибыли на службу к Шынгыз хану» (см. стр. 487–488 книги «Жамиг ат-тауарих»).
Этот текст не должен вызывать никаких вопросов у читателя, поскольку там все предельно четко и ясно написано: Шынгыз хан отправился в поход во владения Хорезмшаха со своей ставки на берегу Иртыша и по пути к ним подчинил себе уйгуров и карлыков.
з) «В этом году Шынгыз хан был в пути на страну таджиков и провел лето в долине реки Ирдыша, чтобы лошади откормились, осенью он пожелал двинуться оттуда и захватил города и области, которые лежали на пути.
Осенью года улу Шынгыз хан с многочисленными войсками дошел до города Отырар, его царская юрта была воздвигнута напротив крепости. <...> Шынгыз хан приказал Шагатаю и Угетаю с помощью нескольких туменов взять город (Отырар). А Жошы подготовил с несколькими отрядами для направления в Женд и Баршынкент, сам же с Толе ханом направился в Бухару» (см. стр. 489 книги «Жамиг ат-тауарих»).
Из этих текстов видно, что ставка Шынгыз хана была в долине Иртыша, он лично не участвовал в осаде города Отырар (подробности покорения Отырара изложены в отдельной главе книги «Шынгыз хан»: см. стр.106–108 книги).
и) «Первый сын Шынгыз хана – Жошы. Шынгыз хан все уалаяты и улысы вокруг реки Иртыш и горы Алтая, все летовки и зимовки в тех регионах отдал в правление Жошы хана. Дал Жошы хану приказ, не позволяющий уклониться: освободить Дешти-Кыпшак и государства в тех краях, присоединить их к своим владениям. Его основное место стоянки было вокруг Иртыша29, и столица его государства находилась там же» (см. стр. 731 книги «Жамиг ат-тауарих»).
«...Второй сын – Шагатай. Ему поручил управлять регионом, который начинался от истоков уалаята Туркестана (Восточного Туркестана) до устья реки Жейхун...» (см. стр. 300 книги «Жамиг ат-тауарих»).
«... А для его (Шагатая) журта из уалаятов отдал земли между журтами рода найман на Алтае до берегов Жейхуна (Амударьи)» (см. стр. 762 книги «Жамиг ат-тауарих»). «... Он (Шагатай) руководил улысом и войском, которые ему дал Шынгыз хан, полностью и стабильно обосновался на троне своего государства в Бесбалыке, стал обладателем власти» (см. стр. 766 книги «Жамиг ат-тауарих»). Ставка Шагатая сперва находилась в Алмалыке, на берегу реки Или, затем – в Бесбалыке.
Бесбалык – средневековый древнетюркский город, находился во владении Восточно-Тюркского каганата. Современные развалины находятся на севере уезда Джимасар Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. В ХVI веке часто упоминается в качестве одного из районов Моголстана.
«Его третий сын – Угетай. Он был каганом после Шынгыз хана и правил в качестве кагана в течение тринадцати лет» (см. стр. 300 книги «Жамиг ат-тауарих»).
«...Из Емила и Кубака (Кобык) Угетай каган со своими сыновьями и потомками» (см. стр. 635 книги «Жамиг ат-тауарих»).
Здесь речь идет о местности, откуда Угетай и его родичи отправились на Курултай в Каракуруме, где его избрали каганом, и он сел на ханский трон своего отца.
«...Первый сын Угетай кагана – Куйик хан. Его место стоянки (журт) был в Бери Маныраке, Емеле и в местности под названием Йуршауыр, стойбище Кубак (Кобык)» (см. стр. 622 книги «Жамиг ат-тауарих»).
Емел (Эмиль, Эмель) – река, которая впадает в озеро Алаколь. Ее истоки начинаются от восточного Тарбагатая (ныне относится к Китаю), основная часть реки протекает через территорию современного Урджарского района Восточно- Казахстанской области.
Бери Манырак – один из отрогов горы Манырак на юге нынешнего озера Зайсан в Восточно-Казахстанской области.
Кубак (Кобык) – река в восточном Тарбагатае, которая течет в сторону Китая.
Истоки Емела и Кобыка начинаются недалеко от долины Шиликты (около 100 км от озера Зайсан), где в 2004 году известным казахстанским ученым-этнологом, археологом, профессором А. Т. Толеубаевым – был обнаружен второй «Золотой человек» в Казахстане.
По нашему мнению, останки второго «Золотого человека», возможно, принадлежат Куйик кагану, так как в книге «Жамиг ат-тауарих» четко указано, что Куйик каган похоронен в верховьях Емеля (см. стр. 810 книги «Жамиг ат-тауарих»).
«...Четвертый сын – Толе. Его прозвища Жеке ноян и Улык ноян. Шынгыз хан назвал его нокером. Он большую часть своей жизни был мулазимом (самым близким) отца и находился вместе с ним в сражениях.
Монке каган, Кублай каган, Хулагу хан и Арыкбука были его сыновьями. А в настоящее время Темир каган и Газан хан (Да будет его царство долгим!), потомки его внуков, являются каганами и царями» (см. стр. 300-301 книги «Жамиг ат-тауарих»).
«...Толе хан большую часть времени находился на службе у отца».
Шынгыз хан всегда, по всем вопросам, важные ли они были или незначительные, советовался с ним. Из-за этого его называли «Ибуганом». Все журты Шынгыз хана, его ставка, казна, амиры, нокеры и войска находились под управлением Толе хана.
«...Его называли «отшыгеном», т. е. сыном, который является владельцем отчего очага» (см. стр. 784–785 книги «Жамиг ат-тауарих»).
Как видно из вышеприведенных текстов, еще при жизни Шынгыз хана столицы улысов Жошы, Шагатая, Угетая и их ставки находились вокруг Иртыша, Зайсана и Алтая, а также в Бесбалыке, т. е. в нескольких конных переходах (один конный переход в среднем составляет 60 км) от ставки Шынгыз хана. А Толе, как «отшыген» (младший сын), оставался в отчем доме, т. е. был хозяином очага и отчего дома.
й) Шынгыз хан похоронен в Бурхан Калдуне. Сведения об этом приведены «Жамиг ат-тауарих»: «В Мугулстане есть высокие горы под названием Бурхан Калдун. Из этих гор по вертикали (или из одного склона) протекают множество рек. И вдоль этих рек растет бесчисленное множество деревьев и много лесов. В этих лесах обитают племена тайжуытов.
Из тех земель Шынгыз хан выбрал место для своего захоронения и приказал: «Место нашего захоронения и наших потомков будет вот здесь» (см. стр. 541 книги «Жамиг ат-тауарих»).
В 1227 году, после смерти Шынгыз хана на земле тангутов, согласно вышеуказанному завещанию, его тело вначале было тайно доставлено в Килуран (ныне Черный Иртыш) и похоронено в Бурхан Калдуне. О местах захоронений Шынгыз хана и его потомков на страницах «Жамиг ат-тауарих» приводится несколько фактов:
к) «Говорят, во время, когда Корыдай батыр и Кумус Сайжан из алшы-татаров вдвоем отправились на войну с царем кереитов Сары ханом, Корыдай батыр находился на переднем крае войск.
...Отряд Сары хана понял, что нападающие вражеские войска идут к ним без поддержки. В этой связи они смело напали на татар. Отделив Кумус Сайжана от войска, его взяли в плен.
...Сары хан спросил у него «Ты куда идешь?
Тот ответил: «Я слышал, что в Бурхане растут ветвистые деревья, поэтому я шел срезать побеги для стрелы» (см. стр. 91 книги «Жамиг аттауарих»).
Из этого текста видно, что татары пошли воевать с кереитами. На карте «Карта Курчумского и Зайсанского края съ показаніемъ кочевьевъ киргизскихъ родовъ», составленной в России в XVIII веке, четко обозначена граница поселений кереитов и найманов на севере и юге Черного Иртыша и Иртыша, которые были близкими соседями рода Шынгыз хана, проживавших в Бурхан Калдуне (карта №12 на стр. 36-37 книги).
л) «Также в эпоху Шынгыз хана одним из амиров левого крыла среди племен лесных уранкаев был человек по имени Удачи (Удашы)».
После смерти Шынгыз хана его (Удашы) сыновья со своими тысячниками охраняют Улы корык (Великий заповедник) Шынгыз хана, где захоронены его останки, куда въезд был запрещен, находящегося в местности, так называемой, Бурхан Калдун. Они не входят в шерик (т. е. в ряд войск, которые выполняют другие обязанности). И до сих пор они были определены и прочно утверждены за выполнение этой задачи (защиту заповедника). В этом месте также захоронены останки сыновей Шынгыз хана – Толе хана, а также его внуков Монке кагана, Кубылай кагана и других ханзад из их династии.
По сказаниям, в том же году (после захоронения Шынгыз хана) на этой равнине выросло очень много деревьев, равнина превратилась в большой лес. Поэтому (это) первое дерево вообще невозможно распознать (различить), ни одно живое существо не знает, какое это дерево.
«...Другие сыновья Шынгыз хана – Жошы, Шагатай, Угетай – и их сыновья и потомки похоронены в другом месте» (см. стр. 155 книги «Жамиг ат- ауарих»).
«В этом месте (в Бурхан Калдуне) живут и охраняют тысячники уранкайцев из династии Укай Каржу. ...Однажды Шынгыз хан устроил охоту. В данной местности росло одинокое, очень молодое и красивое зеленое дерево. Он слез с коня, сел под ним и вдруг испытал необыкновенно радостное чувство. (Тогда): «Эти места пригодны для моих похорон. Пусть отметят их!» – приказал он.
...Во время оплакивания люди, которые слышали из его уст эти слова, повторяли их (те же слова). Принцы и амиры, согласно его повелению, выбрали это место для захоронения. Говорят, что в тот год, когда его похоронили, на том жайлау выросли очень много деревьев и трав. Из-за этого в настоящее время лес стал настолько густым, что через него невозможно пройти и невозможно распознать то первое дерево и место его захоронения. Сейчас даже старые егеря, охраняющие это место, сами не могут найти дорогу к его голове (могиле).
...Там же находятся места захоронения младшего сына Шынгыз хана – Толе хана и его сыновей Монке кагана, Кубылай кагана, Арыкбуки и других их потомков, умерших в том же уалайате (регионе). Другие сыновья Шынгыз хана – Жошы, Шагатай, Угетай и их сыновья, и потомки похоронены в другом месте.
...Охранниками этого Улы корыка являются амиры из рода уранкай» (см. стр. 541–542 книги «Жамиг ат-тауарих»).
Где именно захоронен Шынгыз хан, до сих пор неизвестно. По нашему мнению, часть Берельских курганов, находящихся в Долине царей в Восточно-Казахстанской области, возможно, принадлежат предкам Шынгыз хана, царствовавшим в Бурхан Калдуне задолго до него.
Исходя из приведенных в «Жамиг ат-тауарих» данных, можно предположить, что «Улы корык» («Великий заповедник»), где похоронены Шынгыз хан, Толе и его потомки, находится где-то рядом с Берельским курганом.
Места поселений уранкайцев и орман (саянских) уранкайцев, которым была поручена охрана Улы корыка, находящегося в Бурхан Калдуне, где захоронены Шынгыз хан, Толе хан и его потомки, мы нашли на картах №№ 10, 14 и 15: К. Риттера «Русский Алтай» (Берлин, 1839); «Карта южной пограничной Полосы Азиатской России» Р. М. Закржевского (Россия. 1891); Карта А. Г. Беме «Азия, описанная по правилам стереографической проекции» (Нюрнберг, 1744).
На них изображены населенный пункт Урунхайка (Уранкай) и река Урунхайка (Уранкайка), впадающая в озеро, ныне называемое Маркакол, и поселения племени уранкай (Uronghan zi), расположенные на левом берегу реки Иртыш, в сторону озера Балхаш (к югу от города Усть-Каменогорска), и Урунхайские (Уранкайские) горы, а также горы Кара-уранкай и Тасты-уранкай на севере озера Балхаш.
На карте К. Риттера «Русский Алтай» видно, что поселения орман (саянских) урунхайцев (уранкайцев) находились примерно в 30-40 км от Берельского кургана в верховьях реки Бухтарма (вдоль старинного тракта, ведущего на плато Укок).
м) «...Место, где похоронен Угетай каган, называлось «Булдак касыр», а в настоящее время его называют Жеке Ундир, который расположен на высокой горе, на вершине которой всегда лежит снег. С этой горы текут реки Бесун муран, Туркан, Усун и впадают в Иртыш. От этой горы до Иртыша – два дня пути» (см. стр. 674 книги «Жамиг ат-тауарих»).
Гора «Булдак касыр», одна из вершин современного хребта. Протекающие от этой горы нынешние реки Сарымсакты (Бесун), Маралды (Туркан), Буланды (Усун) образуют одно русло и превращаются в реку Курчум30. Расстояние от истока до впадения в Иртыш (в настоящее время Бухтарминское водохранилище) составляет около 120 км – это двухдневный путь для всадника на коне, как это указано в «Жамиг ат-тауарих».
н) В «Жамиг ат-тауарих» про Темир кагана, внука Кубылай кагана, приведены следующие данные: «После завершения празднования и поднятия настроения, каган свои добрые помыслы уделил на организацию военных и государственных дел. Таким образом, обозначил ханзад (принцев) и амиров в регионы и на границы, назначил везиров и руководителей диуанов. Старшему брату Камале отдал всю долю имущества, которая осталась в качестве наследства от отца, отправил его в тот Каракурум, где располагались журт и ставка Шынгыз хана, подчинив ему войска этой страны. С тех пор тот руководил регионами Каракурума и Чинаса (Шинаса), Шибаушыды, Унана, Килурана, Кем-кемжута и Силингу и Каялыка до границы Кыргыза и Улы корык Шынгыз хана под названием Бурхан Калдун. До сих пор Улы Орда Шынгыз хана располагается в тех местах, их охраняет он (Камала). Из них четыре большая орда и пять (малая), общее число девять, все в тех местах. Дальше никому нельзя пройти, потому что вблизи расположен корык (могильник)» (см. стр. 949 книги «Жамиг ат-тауарих»).
Эти сведения позволяют сделать однозначный вывод о том, что журт (место стоянки) и ставка Шынгыз хана располагались в Каракуруме, во времена, когда написана книга «Жамиг ат-тауарих» (1300–1316 годы), Улы корык (могильный курган) Шынгыз хана в Бурхан Калдуне, его журт и ставка в Каракуруме хорошо охранялись.
Все вышеназванные географические названия – Чинас (Шинас), Шибаушыды, Унан, Килуран, Кем-кемжута и Силинга и Каялык до границы уалаята кыргызов, находятся вокруг горы Бурхан Калдун.
Приведенные выше извлечения из «Жамиг ат-тауарих» неопровержимо доказывают то, что предки Шынгыз хана проживали в поймах рек Унан, Килуран и Тугла, которые берут свое начало с гор Бурхан Калдун, а также на равнине Каракурум, на берегу Иртыша.
Шынгыз хан родился в местности Булук Булдак, в нижнем течении реки Унан, которая впадает в Иртыш. Его журт (место стоянки) и ставка находились на берегу Иртыша в регионе (на равнине) Каракурум. Угетай каган там (на берегу реки Уркун) построил одноименный город Каракурум и величественный дворец. Для этого использовал китайских мастеровых и ремесленников. От Китая до берега реки Уркун построил 37 «Нарын йамов» (именно поэтому, по нашему мнению, река Уркун позже стала называться Большой Нарын, а близлежащая гора – Нарынским хребтом), по которым непрерывно доставлялись строительные материалы и продовольствие со всех улысов империи.
Столицы улысов Жошы, Шагатая, Угетая и их ставки находились вокруг Иртыша, Зайсана и Алтая, а также в Бесбалыке, т. е. в нескольких конных переходах от ставки Шынгыз хана. А Толе как «отшыген» (младший сын), всегда находился рядом со своим отцом и управлял всем тем, что принадлежало Шынгыз хану.
Равнина Каракурум граничила с горой Алтай, состоящей из нескольких хребтов, основными из которых являются вышеназванные горы Бурхан и Калдун.
Местоположение Бурхан Калдуна, озера Nurr Burchan и реки Бурчунъ (На Генеральной карте Западной Сибири 1862 года обозначен как Бурчумъ.
На английском слово Burchan читается как Бурхан, Бархан и Бурчан) четко видны на старинных картах и описаны в старинных книгах (См. «Карта Киргизской степи и Туркестанского военного округа», изданная в 1866 г. в Санкт-Петербурге; карта «Верхнее Приобье и Прииртышье» Ф. И. Страленберга, изданная в 1730 г. в Стокгольме; «Калмыцкая карта» шведского офицера
И. Г. Рената; карта «Русский Алтай» и книга «Землеведение» Карла Риттера; Атлас «Туран на старинных картах»).
Гора Бурхан (хребет Бурчумскій) на Генеральной карте Западной Сибири 1862 года обозначена южнее реки Бухтарма. А гора Калдун (хребет Холзунъ) севернее реки Бухтарма.
Следует отметить то, что с середины XVII века до 1757 года Алтайские горы находились во владении Джунгарского государства.31
В 1864 году, при определении границы между царской Россией и Китаем, гора Бурхан была разделена на две части: хребет Бурчумскій (нынешняя гора Тарбагатай в Катон-Карагайском районе Восточно-Казахстанской области) и Большой Алтай – два разделенных долинами хребта, которые позже были переименованы в Монгольский Алтай и Южный Алтай. Монгольский Алтай – горная система в юго-восточной части Алтая, расположена на границе между Монголией и Китаем. Состоит из нескольких разделенных долинами хребтов, растянувшихся на 1000 км с юго-востока на северо-запад. На северо-западной конечности хребта находится озеро Канас. Северная часть Южного Алтая принадлежит Казахстану, а южная часть отошла Монголии и Китаю.
Следует отметить, что в начале XX века в Горном Алтае зародился бурханизм – этническая религия алтайцев, алтайский вариант тенгрианства.
Термин «бурханизм» происходит от тюркского слова Бурхан («Бог»), что также является одним из важных свидетельств о месте нахождения горы Бурхан в географическом пространстве Алтая.
На стр. 72, 84 русского перевода книги К. Риттера «Землеведение» (Берлин, 1839) описаны пять горных проходов, которые ведут из долины Бухтармы в долину реки Кара-Кабы: Баканас, Сарнакай, Бурхать, Тарбагатай и Байберды. На стр. 72, после слова Бурхатъ, имеется следующее предложение: «На карте, составленной во время прохождения пограничной комиссии, Бурханъ» (в 1864 году пограничные комиссии России и Китая установили границу между этими государствами)». А на стр. 84 указано: «Кроме этих горныхъ проходовъ, есть еще три другіе, ведущіе въ долины системы Чернаго Иртыша, но все они находятся западнее бывшаго пикета Чингистай, именно противъ самого пикета проходъ Бурханъ на р. того же имени, отъ него западнее Байберды и Сарымсакты». В этих сведениях четко видны названия реки Бурханъ и горного прохода Бурханъ, позже превратившегося в реку Бурхатъ и хребет Бурчумскій (см. карту № 2 на стр. 7 книги).
Эти данные К. Риттера подтверждаются данными инструментальной топографической съемки долины реки Бухтармы, которая была снята под руководством начальника Военно-топографического отдела Западно-Сибирского округа Корпуса Военных Топографов, штабс-капитана Вараксина, в 1868 году. На этой съемке очень четко обозначены местоположения трех вышеназванных перевалов (Баканас, Сарнакай, Бурхатъ). Следует отметить, что на этой съемке название перевала Бурхатъ указано как Бурханъ (см. карты №№ 21, 22 на стр. 68–71 книги).
Кроме того, на указанной съемке нынешний хребет Южный Алтай был обозначен как хребет Тарбагатай, а верховья нынешней реки Кара-Каба – как река Тарбагатай. Два истока реки Кара-Каба обозначены как притоки указанной реки Тарбагатай. А нынешняя гора Тарбагатай (хребет Бурчумскій) вообще не была обозначена никаким названием, хотя на карте «Карта Киргизской степи и Туркестанского военного округа» (1866 г.) она была обозначена как хребет Бурчумский.
Гора Калдун, обозначенная на «Карте Киргизской степи и Туркестанского военного округа» как хребет Холзунъ, со временем превратилась в Холзун и на современной карте оказалась на севере нынешнего Ульбинского хребта. На его прежнем месте появилась гора под названием Листвяга (скаты этой горы проросли исключительно лиственницей, по-видимому, это стало причиной переименования Холзун в Листвягу).
На карте №25 «Этнические процессы Центральной Азии. І в. н. э.», которая находится на стр. 124–125 Атласа: «Туран на старинных картах» (Алматы – Москва, 2008), гора Калдун обозначена как Кальджун.
Вышеперечисленные данные являются неопровержимыми доказательствами того, что горы Бурхан Калдун находятся на территории современной Восточно-Казахстанской области. А реки Унан, Килуран и Тугла берут свое начало от горы Бурхан Калдун. По описаниям этих рек и других географических названий местностей в «Жамиг ат-тауарих» безошибочно можно определить то, что река Унан сегодня называется Бухтармой. Эта река, которая впадает в Иртыш, берет свое начало от озера Бухтарма и безымянного озера на плато Укок (Унан) в горах Калдун, ее притоками также являются реки Ак Берель, Кара Берель, а также другие многочисленные реки, которые стекают от нынешних хребтов Тарбагатай, Нарын, Листвяга и Холзун. В нижнем течении Унана (Бухтармы) родился Шынгыз хан, от ее устья до хребта Нарын простирается равнина Каракурум, расстояние от устья реки Унан до ее истоков составляет 406 км (с учетом многочисленных извилин реки), т. е. шесть дней в пути, как указано на стр. 541 «Жамиг ат-тауарих».
Река Тугла, по тем же описаниям в «Жамиг ат-тауарих», ныне называется Курчум. Она вытекает из безымянного озера в межгорной котловине гор Сарымсакты и Курчумского хребта, в 25 км от озера Маркаколь. Течет в юго-западном направлении. Впадает в Бухтарминское водохранилище на реке Иртыш западнее села Курчум. Ее длина составляет 280 км (с учетом извилины реки); расстояние от ее устья до истоков, действительно, составляет два дня пути на коне (около 120 км по горной тропе).
Название реки Килуран, судя по описаниям в книге «Жамиг ат-тауарих», соответствует названию нынешней реки Черный Иртыш. Название Черный Иртыш в «Жамиг ат-тауарих» вообще не встречается. Вероятно, это название появилось позже. На карте С. Ремезова река Иртыш вытекает из безымянного озера (см. карты №№6, 7 на стр. 25–26 книги). Позже это озеро С. Ремезов обозначил как Зайсан. А озеро Зайсан в «Жамиг ат-тауарих» тоже не встречается. Во времена Шынгыз хана озеро Зайсан называлось Кук-Ардишом (Синим Иртышом). По-видимому, это было связано с вышеупомянутым озером Бурхан (Nurr Burchan), которое находилось выше озера Зайсан (примерно 20–30 км). По нашему мнению, сначала грязные воды реки Килуран и Бурхан впадали в озеро Бурхан, отстоявшись в этом озере, чистая вода дальше впадала в озеро Зайсан. Поэтому во времена Шынгыз хана нынешнее озеро Зайсан называлось Кук-Ардишом, т. е. Синим Иртышом. А реку Килуран позже стали называть Черным Иртышом, так как ее вода из-за грязи имела черный цвет. Это также подтверждается данными орхоно-енисейских надписей (см.: Абдрахманов А. Топонимика и ономастика. – Алма-Ата, 1975. – стр. 104).
На карте Ф. И. Страленберга (1730 г.) четко обозначено озеро Nurr Burchan. На английском языке слово «Вurchan» читается как Бурхан, Бархан и Бурчан, т. е. это название со временем превратилось в Бурчумъ (но на современных картах обозначены озеро Бурчун и река Бурчун).
На карте под названием «Карта Киргизской степи и Туркестанского военного округа» от 1866 года (исп. 1890 г.) видно, что один из истоков реки Бурчумъ берет свое начало от хребта Бурчумскій (современный хребет Тарбагатай), а другой – из озера Канас в Большом Алтае (ныне Монгольский Алтай), которые, после слияния, протекая строго в южном направлении, впадают в Черный Иртыш.
Река Бурчумъ (ныне Бурчун) является крупнейшим притоком Черного Иртыша, вытекает из озера Канас (пресноводное озеро Канас лежит в горной местности на высоте в 1340 метров в Алтайских горах. В 30 км от него находится место, где стыкуются границы четырех стран: России, Китая, Монголии и Казахстана).
К. Риттер в книге под названием «Землеведение» описал также озеро Nurr Burchan (озеро Бурхан), которое отделялось от русла реки Черный Иртыш узкой шейкой шириной около 3 км. Озеро Бурхан четко видно на скриншоте современной Google карты.
Гора Бурхан (Barchan) также обозначена на части карты Джунгарии, составленной шведом Иоганном Густавом Ренатом по «калмыцким» картам, которую он скопировал в джунгарском плену.
Ержан ИСАКУЛОВ,
исследователь,
член Союза писателей Казахстана
Продолжение следует…
КОММЕНТАРИИ
19. Улы корык – могильный курган в Бурхан Калдуне, где похоронены Шынгыз хан и некоторые его потомки.
20. Булук Булдак – на старотюркском языке означает отдельную сопку (Булук – отдельный, Булдак – сопка).
21. Эти топографические съемки (см. стр. 27, 68–69, 70–71 данной книги) мы обнаружили в Государственном архиве Республики Казахстан.
22. Укок – плато, которое расположено на стыке границ четырех государств: России, Казахстана, Китая и Монголии. Через это плато еще в древние времена пролегала дорога в Китай. Первые публикации о плато Укок относятся к 1864 году. В конце 1860-х годов Укок посетила экспедиция путешественника И. Ф. Бобкова, который сделал описание своих наблюдений от с. Чингистай вверх по реке Бухтарме через Укок до верховьев реки Ак-Алахи. В 1878 году Укок пересекла экспедиция М. В. Певцова, который направлялся через Казахстан и Монголию в Китай. Он выполнил первое полное физико-географическое обследование местности, попытался определить абсолютные высоты господствующих вершин горной группы Канас и Табын-Богдо-Ола. Третья экспедиция была предпринята П.К. Козловым спустя 10 лет. П. К. Козлов был одним из первых ученых, кто предпринял попытку географически обосновать южные границы плоскогорья Укок. Отчёты об экспедициях были очень обстоятельными, но эти материалы далеко не сразу стали широко известны. Территория плоскогорья в начале XX века даже не была нанесена на топографическую карту, а на опубликованной топокарте («Известия Императорского Русского географического общества», 1900) массив Табын Богдо-Ола вообще отсутствовал.
23. В древние времена часть племени жалайыров проживала в долине Каракурум и на берегу реки Килуран (Черный Иртыш).
24. 599 год хижры соответствует 1203 году григорианского летоисчисления.
25. 602 год хижры соответствует 1206 году григорианского летоисчисления.
26. 615 год хижры соответствует 1219 году григорианского летоисчисления.
27. Койлык (до 1993 года село Антоновка) в 220 км восточнее города Талдыкоргана Алматинской области Казахстана.
28. Арслан хан – хан племени карлыков.
29. На генеральной карте Западной Сибири (1862 г.) на склоне современного хребта Нарын мы обнаружили следующие топонимы: а) Каменный столб Баты (Батый), он также обозначен как Хани малахай (каз. Ханның малахайы); б) остатки населенного пункта Баты (Батый) на берегу Иртыша; в) две Древние каменные крепости на берегу Черного Иртыша и в горах Манрак. По нашему мнению, эти топонимы свидетельствуют о том, что ставка Жошы находилась вблизи Иртыша и гор Алтая, а ставки Угетая и его сына Куйик кагана – в верховьях реки Емел и Кобык (в долинах современных гор Манрак и Тарбагатай), т.к. во времена правления Угетай кагана строился город, в том числе каменные крепости, в Каракуруме и местах расположения ставок Ежена (старший сын Жошы) и Куйика (см. карту №2 на стр. 7 моей книги).
30. Курчум – это река на Генеральной карте Западной Сибири (1862 г.) обозначена как Корджумъ, т. е. Коржын (на каз. Қоржын).
31. В середине XVII века ойратские племена обосновались по обеим сторонам Алтайских гор, создали государство, которое получило названия Зюнгария. Позднее китайцы стали произносить это слово как Чжунгария, а русские вслед за ними – Джунгария. Главой государства был хунтайджи (контайша) Своих соседей, живших к западу от Алтайских гор, тюркские народы называли «калмаками». В XVI веке русские заимствовали это тюркское название, несколько видоизменив его, и стали обозначать словом «калмыки», население, входившее в племенной союз ойратов.
В одном из ранних описаний Сибири сообщалось, что по берегам рек Тобол, Иртыш и Обь «жительства имеют мнози языцы: Тотаровя, Колмыки, Мугалы».
<...> На карте (В. Н. Татищева от 1736 г.) подробно обозначена граница Российской империи «контайшинского владения» по Алтайским горам, на участке между Иртышом и Бией. Рубеж России и Джунгарии начинался на Иртыше немного выше Усть-Каменогорской крепости, шел по верховьям реки Ульбы, Убы и Алея; далее по реке Иня (левому притоку Чарыша), затем на верховья реки Калманки (правого притока Чарыша) и оттуда на устья реки Сема («Себа, левого притока Катуни») <...> Джунгарскими владениями показаны верховья Чарыша и основная часть бассейна Катуни.
<...> В 1756–1757 гг. Джунгарское государство было уничтожено китайской армией. Это давало возможность отодвинуть границы России в Обь-Иртышье, в пределы поверженной Джунгарии. В то же время, теперь по другую сторону границы появился новый, более сильный сосед, что требовало укрепления оборонительной линии. Поэтому в первой половине 1760 г. российские военные инженеры активно вели изыскания и составили несколько проектов будущей Колывано-Кузнецкой линии. Цепочка крепостей должна была протянуться от Усть-Каменогорска на Иртыше до Бийска и далее до Кузнецка. В 1765–1770 гг. по принятому плану в предгорьях и горах Алтая было построено более 20-ти новых военных укреплений-крепостей, форпостов, редутов, защит и маяков» (см. с. 63, 70–71, 85 книги В. Б. Бородаева, А. В. Контева «Исторический атлас Алтайского края». Барнаул. 2007).
В 1864 году между Россией и Китаем было подписано Чугучакское соглашение по установлению линии границ на этом участке. Именно с этого времени началось активное изучение и освоение региона гор Бурхан Калдун, так как в соответствии с указанным соглашением территория названных гор отошла России.
В конце ХVIII века и в начале XIX века указанные регионы были тщательно обследованы офицерами царской армии М. С. Поспеловым, И. Г, Андреевым, а также промышленником П. К. Фроловым и ученым Г. И. Спасским. Последний в 1811 году сопровождал караван с серебром в Петербург. Оттуда он больше не вернулся в Сибирь. По нашему мнению, Г. И. Спасский сопровождал под видом серебра артефакты и золотые изделия, которые были обнаружены им при раскопках Берельских и других курганов на Алтае (См. книгу И. Г. Андреева «Описание Средней орды кыргыз-кайсаков». Алматы. 1998; «История Казахстана в документах и материалах» под редакцией Б. Т. Жанаева. ТОО «Издательство LEM». 2011).
364 раз
показано0
комментарий