- Время
- 20 Октября, 2025
ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ
«Огромное духовное наследие казахов ждет
своего беспристрастного исследователя».
Жабайхан Абдильдин
Аңдатпа. Мақалада компьютерлер мен басқа электрондық есептеуіш құрылғылардың екілік санау жүйесі және қытайлық «Ілгерілеу Кітабы» және басқа сондай деректердің негіздері жүз мың жыл бұрыннан ертерек Еділ-Орал-Қазақстан аймағында туған деп талқыланады.
Аннотация. В статье толкуется о том, что основы двоичной системы счисления, применяемой в компьютерах и других электронных вычислительных устройствах, а также китайская «Книга Перемен» и другие поздние источники, зародились более 100 тысяч лет назад в Волго-Урало-Казахстанском регионе.
Abstract. The article explains that the foundations of the binary number system used in computers and other electronic computing devices, as well as the Chinese «Book of Changes», originated more than 100 thousand years ago in the Volga-Ural-Kazakhstan region.
Двоичная система счисления – основа «мышления» электронных машин
…Еще со среднего палеолита (по нашей хронологии 600–115 тысяч лет назад) ученые люди Волго-Урало-Казахстанского региона, служившего духовно-интеллекто-технологическим центром Степного пояса Евразии от Дуная до Китайского моря, знали, что если не будешь сам мыслить и решать, то это за тебя будут делать другие [1]. Потому просчитывали будущее далеко вперед – даже до сегодняшнего дня и дальше.
…В обычной литературе распространено мнение, что зачатки двоичной системы счисления (ДСС), как основы работы современных компьютеров и других электронных вычислительных устройств – возникли впервые в древнем Китае. Именно там около 700 г. до н. э., в «Книге Перемен» (И Цзин – «Канон Перемен» или «Чжоу И») уже применялась китайская система «Инь» и «Ян» в философских текстах и в бухучете. У африканцев тоже было что-то подобное для гадания, а у инков в далекой Америке – узелковая письменность. В Индии около 200 г. до н. э. появились математические основы поэзии. В 1605 г. Френсис Бэкон использовал «Книгу Перемен» – для кодирования. Лейбниц в XVII веке дал ДСС в форме сегодняшней: 0 и 1!.. Буль в 1854 г. применил в булевой алгебре – как ступенька к цифровой практике. Клод Шеннон применил для электрических реле и переключателей. В тот же год Джордж Штибиц создал компьютер, а в 1940 г. начал передачу команд с него по телефону с помощью телетайпа [2]. Такова распространенная точка зрения.
Так откуда же вышли на арену инфополя человечества эти термины «Инь» и «Ян»?
Ведь и всем, кто учился в школе, так хорошо знаком математик и философ Пифагор (Бетакыр – «Пророк… Конца»), живший в VI веке до н. э. в Средиземноморье, независимо от далеких китайцев, занимался теми же вопросами, что и составители «Канона Перемен» или «Чжоу И». Об этом в книге «Пифагор» усиленно и удивленно размышляет наш современник И. Суриков: «Инь и Ян. Сходство с пифагорейским дуализмом выглядит разительным. Если при рассказе о теории метапсихоза пришлось говорить о схожих индийских представлениях, то в данном случае смысловые ассоциации уводят в далекий Китай с древним учением «два противоположных начала: «инь» и «ян». Это пассивное и активное, мягкое и твердое, женское и мужское, земное и небесное, пифагорейская теория чисел» [3].
Мы уже писали, что все светлые науки, технологии, учения и религии в древности вышли из Степного пояса Евразии, и, в первую очередь, из Волго-Урало-Казахстанского региона (страна-кратер, Туран, «палеолитический котел», «Тамар-Уткульская традиция»).
…Вот что сообщает знаменитый российский профессор Н. В. Абаев: «Академик Бира уже писал, что предки китайцев племена Чжоу, которые были типичными центрально-азиатскими номадами, принесли на китайскую равнину свою религию тенгрианство. Это подтверждается исследованиями Байжумина, а также нашими данными о миграции племен жунов, от которых отделились чжоуцы и гунны и хунны из Протоуралии».
А в 2300–900 гг. до н. э. северо-западные и северные территории современного Китая входили в конфедерацию евразийских кочевников, которую историки металла называют Евразийской металлургической провинцией (ЕАМП) (журнал «Российская археология», 2001. 1. Е. Н. Черных и др., 2005. 4. К. М. Линдафф), где основу мощи составляли рудники Южного Урала, Мугалжар и Центрального Казахстана. Указанные районы Поднебесной ведь входили в Степной пояс Евразии и при открытых дорогах всегда были в русле общего прогресса…
В самом же Китае считается, что создание триграмм начал легендарный правитель Фу-си (как раз в III тысячелетии до н. э.), а большой фундамент «Книги Перемен» был создан зачинателем Чжоуской державы Вэнь Ваном (1112–1050 гг. до н. э.). Затем книга обрастала и «Десять крыльев» написал уже Кун-цзы – Конфуций (551–479 гг. до н. э.). Отец даосизма Лао-Цзы в VI веке до н. э. выискал тоже свои идеи – в «книгохранилищах и архивах чжоуских царей, сосредоточивших в себе всю писаную мудрость Древнего Китая» [4].
Прадед великого Конфуция, его знает сегодня весь просвещенный мир, – Кун Фаншу – переселенец из царства Инь, которое стало именоваться Чжоу (Сыма Цянь. Жизнеописание Кун цзы).
В статье «Древний Китай»/Россия и Китай» [5] пишется, что около 5000 лет назад в Китае появились из запада Центральной Азии скотоводы со стадами овец и крупного рогатого скота, поселились на берегах реки Хуанхе. Неолит. Период пяти императоров – век Золотой Мудрости, Правдивости и Добродетели (в «Авесте» называют Золотым веком Человечества, идущем из Турана). Тогда же появляется первая династия Ся. В материалах династии Шан пишется, что «технология изготовления бронзы появилась на территории Китая уже в готовом виде» [6]. Небо (Тянь) стало верховным общим богом.
Тәңір. В Шумере – Денгир. В Египте – Итен. В Риме – Тенир. На Руси – День. В Британи – Тенрсдай. У германцев – Один. У латинян – Дай. Құдай (Құтдай). Готт. Дао...
«Книгу Перемен» в переводе сегодня просмотреть может каждый читатель
В блоге «Шэнсяо» есть статья «Книга Перемен» – самая загадочная книга Китая» [7]. Пишется в той статье, что это «самый труднообъяснимый древнекитайский трактат»! Что целью этого труда является идея непрерывного движения по спирали вверх – эволюция человека и Вселенной. Инь (пассивная сила). Ян (активная сила). Их взаимодействие и взаимопревращение – это основа функционирования мира. В «Книге Перемен» различные стадии изменений выражены через сочетание этих двух базовых энергий Мироздания. Инь представляется в виде прерванной черты, Ян – в виде сплошной черты. И дается графическое изображение Инь и Ян, а также их образов в виде темной и светлой (белой) фигуры. Как в двоичной системе счисления числа – 0 и 1.
И для понимающего это – приглашение к умственной работе: «…непрерывные метаморфозы (изменения) жизни. Мудрый – это тот, кто может предсказать следующий этап развития событий и быть в потоке реки жизни, а не плыть против».
«И Цзин – это одновременно и философский текст, и гадательная (тренировочная, для ума – Т. К.) практика». На нем построены основы китайской медицины, боевых искусств, фэншуй и многих других направлений. К примеру, фэншуй – даосская символика организации пространства. В компьютерах – выбор наилучшего варианта ответа из тысяч и миллионов вариантов ответа на заданный вопрос…
Краткие примеры казахской изначальности терминов «Инь» и «Ян»
Мы уже писали, что и сегодня в бытовой жизни любой степняк довольно часто встречается с ситуациями, когда он восклицает «жаным-ай!» («ян мой!»). Или – «жаны кірді!» («ян вошел!»), куда – в ін, конечно, в нору, кровеносный сосуд, когда побелевший от мороза или удара молотком палец начинает оживать, краснеть…Таких примеров можно привести тысячи, в т. ч. медицинских, когда после спасения врачами пациентов тоже говорят: «Жаны кірді!»... Но перейдем к графике.
Вот, у многих родов и племен степных тамга (герб) в виде креста, например у кете. Так в самом названии же этого славнейшего знаменитого племени уже сказано: «екі таяқ» – «две черты», «две палки». У племени керей та же тамга в виде креста: «екі-ре-й» – «два мира добрых». И так можно узнать философские и прочие загадочные значения как тамг, так и названий, даже предназначений, родов, племен, народов, государств и даже человечества. Мы здесь показываем самые простые из примеров, т. к. более сложные требуют больше места и отдельного разговора. Кстати, слово «крест»: «екі ре: сызық – таяқ» («два мира: женский и мужской»). Икс («екі сызық» – «две черты»). Все мировые графические знаки в древнейшей культуре степняков – применялись запросто, в т. ч. в рунике. Посмотрите и расшифруйте системы черт на древнейших камнях Танбалытасов планеты – восхититесь: человечество начиналось здесь, в «палеолитическом котле».
Посмотрите на шанырак юрты – крест в круге, пересечение двух пространств, Дыхания Мироздания и Человеческого Деяния, Земли и Неба – истоки того же фэншуя, занесенного степняками когда-то на Сары озен – Желтую реку (Хуанхэ). «Дверь» – «двух миров граница». «Есік» – «есуі екінің», «рассечение двух миров», граница – внутреннего человеческого и внешнего природного пространств... «Стена» (дома) – жар («йар) – «доброта духовного (ян) движения») – недаром невесту перед входом в дом встречают словами «жар-жар», а на Руси был почитаемый Ярило, символ размножения. Кстати, присутствие «с» и «т» в одном слове придает святость: қасиет, өсиет, свят, свет, priest, santa, svaty, sanktus и др. Весь словарь степной и все элементы культуры Степи пронизаны корнями мудрости – распространившимися по всей Планете…
И если триграммы «Книги Перемен» переданы чертами, так ведь те черты, как и в целом письменность, впервые изобретены абызами и мобильными охотниками страны-кратера (Т. Казиев. Возврат к естественной этике спасет человечество//журнал «Мысль», 20.02.2025). Филолог Аманкос Мектептеги: «Слово «пишу» – от «пішу», «пішін» (изображение, черчение, фигура, резьба, кройка)» [8].
Ведь инфополе человечества создано в Волго-Урало-Казахстанском регионе. Вот, и изначальность русского слова «секрет» читатель может сам обозначить: «іс екі рет» – «дело двоичности порядка». А казахское «сыр» (тайна) – «дело порядка» (ыр – порядок), «дело счастья в движении» («ы» – счастье, а «р» – движение). У С. Кондыбая есть, что при создании первых слов учитывался и блеющий акцент, и мычащий, и рычащий (волков, тигров), к примеру «орда», «порядок», «ордо» (у латинцев), «орднунг» (у немцев) и значение каждого звука и слова понималось в зависимости от контекста и других условий. Скажем, сердце на казахском обозначается словом «жүрек», хотя буквальное значение этого слова – «двигатель» (от «жүру» – двигаться). Сопоставляя с обозначением этого органа в других языках («сердце», «кардиа» и др.) видим, что в данном ряду «р» обозначает движение. Я эти строки даю, чтобы если вдруг кто-то из читателей захочет заняться исследованиями праязыка – то путь открыт!
Вот, в индийской «Ригведе», первоначальный текст которой был составлен абызами «рода го тама народа кушика (қазақ)», жившего в стране Илаврита («Страна отцов семи» – Идель, Жете ел, Туран, Жиделі Байсын, Қазақстан):
«На четыре четверти размерена речь,
Их знают жрецы, которые мудры.
Три тайные сложенные (четверти)
они не пускают в ход.
На четвертой (четверти)
говорят люди…».
Большую часть информации, оставленной абызами, можно восстановить, что мы и делаем. Термин «жрец» в исторической литературе дают применительно к кастовому обществу, потому к степному обществу, где каст никогда не было – применять нельзя. Слово «цифра» обычно выводят с арабского sifr, «пустой, нуль». В праязыке было «сыр-бір-а» – «тайна одна божественная», «тайна одна в пространстве», «тайна одна духовная», т. е. в арабском первое «р» и заключительное «а» проглатывается… О цифрах страны-кратера придется написать отдельно, а вот о том, что «в пространстве всего одна тайна» – коротко, но сейчас!..
То есть переходим к 0 и 1.
Доброта спасает Мир.
Отсутствие Доброты губит всех
«Люди народа Кушика создали
средство для езды,
Люди народа Кушика привели
в движение священную речь».
Ригведа
Тайна единая божественная, оказывается, выражается в жизни по закономерностям Мироздания, то есть в соблюдении этики. Кто этику соблюдает, выражается цифрой 1, кто не соблюдает этику – 0. Двоичная система в действии – от электрона и других микрочастиц до песчинок, камней, микробов, насекомых, растений, птиц, млекопитающих и других видов природы и космоса. Это абызы выразили, к примеру, в названиях видов: муравьев («құмырысқа») и пчел («ара»). Каждому виду, в т. ч. и человечеству дается свобода действий – быть нулем или единицей. Скажем, «құм-ырысқа» сегодня буквально означает «к песочному счастью», где «құм» – «песок», а «ырыс» – «счастье». «Құм» означает и «солнце», но к «солнечному счастью» трудолюбивых деятельных муравьев Абсолют не допустил за несоблюдение этики – муравьи часть своего вида превратили в вечных рабов... Двоичность Свободы Жизни – выбор у каждого есть: быть нулем или единицей!.. То же самое произошло с видом пчел («ара»): пчелы тоже сделали часть своего вида рабами. «Ара» буквально означает «между» – дающие прекрасный мед трудолюбивые пчелы были остановлены в развитии Мирозданием: между нулем и единицей, между тем, чего достигли и тем, чего могли достичь. Таких застрявших в развитии оставили для наглядности урока тем, кто еще может развиваться по спирали вверх. Восходить как Солнце!..
В имени первого человека также выражена свобода действий человечества – соблюдать чистоту этики, божественный закон, закономерности Мироздания, иначе будет исключение из жизни, как мамонтов, гигантских ящеров и прочих видов, исчезнувших из-за слишком большого аппетита.
Человечество в праязыке также запрограммировано на исчезновение, как и мамонты («зіл», «мамыр»» – «тяжелый») – в случае перехода красных линий Всеобщей Этики Мироздания (ВЭМ), т. к. никаких «между» и «песочных счастий» человечеству в праязыке не предусмотрено. Вспомните: «В начале было Слово, и это Слово было Бог» – казахское «де» – «говори» и «Бог»... Вот, увидьте имя первого человека...
«Адам» («Ада-ым») буквально означает «божественности внутри пространства знак», «чистоты знак» по Койшыгаре Салгарину [9] и если этику соблюдает человечество – выражается числом 1. Ведь в слове «ада» звук «д», означающий в данном случае «божественность», находится между двумя «а», выражающими «пространство», а «ым» – «знак». Также слово «ада» есть «чистота». И в то же время слово «ада» означает – «конец», а «Ада-ым» тогда – «конца знак», то есть 0!.. Адамзат («Адам след Солнца») – Человечество...
Что же выбирает человечество? Все детали этики даны в Словаре (Программе восходящего человечества) еще до Валдайского ледника, начало коего 117 тысяч лет назад [10]. Иначе не выжили бы, не стали бы человеками разумными. Шли по восходящей спирали развития с идеей единства человеческого рода, построили Золотой век, но ближе к концу IV тысячелетия до н. э. в человечестве этическое единство стало разрушаться, а в результате наступившей тысячелетней засухи [11] 90% жителей страны-кратера вынужденно покинули прародину, Туран около 1990 года до н. э. пал, абызовский управленческий слой исчез. Наступил мрак, и на рубеже II–I тысячелетий до н. э. на планете появилось рабство, сначала в Финикии, потом в Греции (Н. А. Иванов. Всеобщая история) [12].
Идею единства рода человеческого заменили взаимовраждой и междоусобными войнами, индивидуализмом и атомизацией, от совести и чести отказались – выбрали 0…
О доброте в Яне перестали вспоминать.
К пропасти 0 уже подошли – такова сегодня конкретная фактическая ситуация. Финальная стадия в праязыке отражена – конкретику в отдельном материале. Если успею, конечно…
Расшифровка наследия древней культуры показывает, что наука абызов была на порядок выше, чем нынешняя показушная – оценка труда ученых сегодня нулевая, т. е. по количеству «цитирования», независимо от результатов качественных: статики строчат тысячи раз повторенные фразы, получая баллы, а фундаментальных открытий ни в физике, ни в других науках десятилетиями в мире нет… Также и бюрократическая грантовая игрушка в разных странах, отсекающая в сторону многие толпы талантов, с которой в 2025 г. в США, к примеру, началась борьба.
Философ В. Н. Рябцев пишет, что «вместе с Трампом на передовые позиции в США пришли люди, мыслящие категориями шестого, если не седьмого технологического укладов, Маски, Тили, Безосы, Стивенсон, Лаки и другие… они (в основном) выходцы из небогатого среднего класса»… ежегодно тратят деньги на поддержку студентов старших курсов, «тем, кто хочет создать новое» [13]. На глазах начинается рывок к седьмому технологическому укладу, всего в двух-трех странах, которые и будут господствовать над отставшими из-за собственной лени мысли, воли и духа.
…Но освоенные передовые технологии, лишенные главной сущности Яна, т. е. Доброты – приведут мир к краху… О признаках деградации, приводящей к распаду цивилизации, писали еще Ф. Дж. Хабгуд и Н. Франклин (А. Марков. О деградации человека. 2017).
Философ В. Н. Сафонов из Ульяновского ГТУ пишет: «ИТ превращаются в некоего монстра, который захватывает сознание людей, делает их «деградантами» и поворачивает эволюцию человечества вспять. Если человек в системе «человек – машина» перестает быть главным, то ИИ рано или поздно избавится от него. Система образования... Студенты и учащиеся просто переписывают из гаджетов и Интернета... Школы «выпускают массу невежд, лишенных способности думать, читать, писать и говорить… Деградация: от сложного – к простому, от простого к примитивному, от примитивного к негативному. Читать не хочется, т.к. надо напрягаться. Массовое отупение (обнуление – Т. К.). Деградация маскируется под прогресс» [14].
…«Ін» на казахском – «нора». «Индивид» (інде бет) – «в норе лицо». Жан, Ян, Иан буквально – «Доброта духовно-материальная». Кто вспомнит выражение «оның көңілі иіді» (его сердце подобрело), тот поймет. «И» – «Добро». «А» – духовность, божественность, пространство (С. Кондыбай). «Н» – материальность, телесность (С. Кондыбай).
Добрый человек лицо в нору не прячет, от человечности не отворачивается, а живет по этике (жете), блюдет единство рода человеческого, выражается 1. Прячущий в норе лицо – 0, он ничего для рода человеческого не делает. Добрый человек – соработник Единого, что выражается в слове «Добро» (До-Бір-О) – «Абсолют Один в Пространстве». Так считали абызы.
Исчезновение Ян
Всего несколько тысяч лет прошло с начала перехода с позиций единой человеческой доброты на нулевую позицию голой силы, по принципу «кто силен – тот прав». Атомизация достигла крайних размеров, инфополе засорено взаимовраждой всех против всех, и каждый продукт рук и мыслей человеческих стал использоваться как оружие против друг друга. Бряцание возможными ядерными ударами, био-, химо-, климакто- и прочими армагеддонами, комаро-дронами, начиненными патогенами, триллионами, жалящими мильярды людей, оказавшихся почему-то друг другу врагами...
Специалисты предупреждают, что уже в этом или следующем десятилетии Искусственный интеллект выйдет из-под контроля человека и уже сейчас умеет обманывать человека. Лауреат Нобелевской премии Демис Хассабис, ведущий мировой эксперт по ИИ Макс Тегмарк и многие другие призывают компании-разработчиков усилить работы по безопасности действий своих творений.
...Лишь возврат к доброте между людьми, народами и государствами, и к единству человеческого рода – сохранит человечество и обеспечит его восходящее развитие.
Торегали КАЗИЕВ,
исследователь-писатель
г. АСТАНА
ЛИТЕРАТУРА
1. Турсунов Е. Происхождение носителей казахского фольклора. А. 2004.
2. Двоичная система счисления.
3. Суриков И. Пифагор. М. 2013.
4. Из книг мудрецов. Проза Древнего Китая. М. 1970.
5. Древний Китай//Россия и Китай.
6. Шан (Династия).
7. Книга Перемен//Шенсяо.
8. Мектептегі А. Руна жазуы түп тарихымызға жетелейді//Түркістан газеті. 2. 02. 2022.
9. Салғарин Қ. Ым кезеңі туралы не білеміз?//Ақиқат. 30.10.2020.
10. Мосин В. Южный Урал в каменном веке. Ч. 2019.
11. Демкин В., Соловьева У., Демкина У., Борисова А. Палеоэкология восточно-европейской степи эпохи энеолита и бронзы. О. 2006.
12. Иванов Н. А. Всеобщая история. М. РАН. 2005. С. 170–171.
13. Рябцев В. Н. Чем чреваты излишние уступки. 2025.
14. Сафонов В.Н. Интеллектуальная деградация человечества – глобальная проблема. Ульяновский ГТУ.
353 раз
показано0
комментарий