- Общество
- 01 Июля, 2025
ЧТО ПОКАЗАЛ ФОРУМ ЮНЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ?

Лариса НОДА,
преподаватель факультета журналистики
КазНУ им. аль-Фараби,
лауреат Международного Пушкинского конкурса,
лауреат премии Союза журналистов Казахстана,
организатор Форума
Андапта. Мақалада әл-Фараби атындағы ҚазҰУ журналистика факультетінің жыл сайынғы жас тілшілер форумы туралы айтылады. Автор «Журналист болғың келе ме?» байқауының маңыздылығын талқылайды. өмірін журналистикамен байланыстырғысы келетін студенттердің шығармашылық бейімділігін сынау ретінде.
Аннотация. В статье рассказывается о ежегодном Форуме юных корреспондентов журфака КазНУ им. аль-Фараби. Автор рассуждает о значимости конкурса «Хочешь стать журналистом?» как проверки творческих задатков учащихся, которые хотят связать свою жизнь с журналистикой.
Abstract. The article tells about the annual Forum of Young Correspondents of the Faculty of Journalism of the Al-Farabi Kazakh National University. The author discusses the importance of the competition "Do you want to become a journalist?" as a test of the creative inclinations of students who want to connect their lives with journalism.
В этом году факультет журналистики КазНУ провел XVII Республиканский форум юных корреспондентов. В статье приводятся высказывания победителей 2019 года, а также учителей-наставников учащихся. Расскажем о важности конкурса как пробы творческих задатков, а также отметим медиаперсон – выпускников журфака, которые приходят в альма-матер и вспоминают первые шаги в профессию.
Семнадцатый год подряд журфак собирает творческих, креативных, талантливых ребят со всей республики. Я придумала этот конкурс, чтобы поднять престиж специальности, чтобы рассказать о факультете журналистики как можно большему числу учащихся, чтобы сориентировать как выпускников, так и старшеклассников на выбор профессии. А еще явить им журналистику как вечное, бессрочное творчество и одновременно – ремесло, которому и обучат у нас, на журфаке КазНУ.
Условия конкурса сочинений «Хочешь стать журналистом?» публикуют газеты и журналы, паблики – спасибо выпускникам! Название конкурса неизменно все время, а вот темы каждый год разные.
Подготовка огромна: прочитать ВСЕ сочинения и просмотреть ВСЕ присланные видео. Отметить преимущества каждого участника, особенности творческой манеры, а еще – выявить плагиат, да-да, и такое бывает. А сегодня на каждом шагу – GPT. Отпечатать дипломы учителям и победителям.
Что еще? Создать штаб, огласить правила, распределить обязанности и роли, прописать сценарий, снять новое видео об университете и факультете, пригласить выпускников и победителей прошлых лет, отрепетировать со студентами сценки из жизни факультета, редакций. Смонтировать слайд-шоу прошлых форумов. Подготовить ведущих, кстати, уже несколько лет подряд жаждущих много, были годы, когда Форум вели и три, и четыре студента. Почему нет?
Продумать оригинальное: это то мультфильм про журналиста, то веселый видосик, то сценка с нетривиальной подачей нашей профессии, где и плюсы, и минусы, но всегда зажигательно, весело, а главное – со смыслом! Подготовить вопросы викторины. Пригласить учителей и учащихся, подготовить зал.
А еще – найти призы и подарочки. Спасибо выпускникам, мерчем, сладостями обеспечивают!
Много лет председателем жюри был главный редактор республиканской газеты «Дружные ребята» Альмжан Аскарович Акбаров, сменился главный редактор – но сейчас и Ольга Владимировна Рыбкина отмечает в полученных работах образность и личные примеры, реальные истории и умение молодых авторов рассуждать. Кстати, долгие годы мы читали, оценивали школьные работы вместе с сотрудником газеты Ольгой Николаевной Гумировой. Лучшие сочинения публикует газета «Дружные ребята», постоянный партнер журфака, соорганизатор конкурса.
А еще мы проводили викторины и конкурсы, гости писали репортаж с Форума. Одарили отличившихся сладкими призами. А еще пели, смотрели смешные ролики, снятые первокурсниками журфака, оценили сценку про молодых журналистов от студентов-актеров театра «Эйдос» КазНУ имени аль-Фараби.
Форум юных корреспондентов – это праздник не только абитуриентов, но и всех причастных к нашей профессии. Мне нравится это торжество, главными «виновниками» которого являются совсем юные журналисты. Школьники, их наставники, а также те, кто приходит на журфак КазНУ имени аль-Фараби разделить нашу радость: обретение новых талантов!
Кстати, абсолютно согласна с Львом Озеровым:
Пренебрегая словесами,
Жизнь убеждает нас опять:
Талантам надо помогать,
Бездарности пробьются сами.
Я всегда подчеркиваю: случайных тут нет, каждый одарен, но есть сомневающиеся, вот их-то и надо поддержать.
В этом году декан журфака, кандидат филологических наук, доцент Канат Әуесбай подробно, на трех языках, рассказал об особенностях учебы на факультете, об образовательных программах, о выдающихся выпускниках, которыми гордится вся страна. Факультет, ровесник университета, а это значит, что много прекрасных традиций.
Кстати, в этом году темы конкурса были самые актуальные: «О героях былых времен… К 80-летию Великой Победы»; «Зачем я иду на журфак?» и «Моя любимая соцсеть». Большинство сочинений и видео – о прадедах, воевавших в Великую Отечественную войну. Эти семейные истории очень важны для воспитания патриотизма, для осознания юными себя в этом мире. А студенты-актеры театра «Эйдос» показали щемящую сценку о фронтовых журналистах – тех, кто воевал и писал в газеты в период войны.
Вспоминаю 2019 год. XI Форум. На традиционный конкурс сочинений «Хочешь стать журналистом?» поступило более ста работ из разных уголков: Шымкента, Актобе, Костаная, Караганды, тогда еще Нур-Султана. География и охват: весь Казахстан. Учащиеся более тридцати школ писали, сочиняли. Тогда одиннадцатый год факультет журналистики собрал самых талантливых ребят, которые связывают свое будущее с журналистикой. Профессией сложной, но очень интересной. Не массовой, но такой увлекательной.
На Форуме, который проводим традиционно в конце марта, мы подвели итоги конкурса школьных сочинений «Хочешь стать журналистом?», на котором в этом году было заявлено пять тем: «Как стать интересным собеседником?», «Любимый уголок школы», «Самая лучшая профессия», «Зачем современному человеку соцсети?», «Если бы Пушкин издавал газету сегодня... К 220-летию со дня рождения». Больше всего современных подростков, естественно, интересует все, что связано с соцсетями. А еще они не прочь написать инструкции, отвечая на вопрос: «Как стать интересным собеседником?».
Слово победителям конкурса 2019 года
Даниил Девяткин, победитель, тогда ученик 9 класса школы № 52 г. Алматы (сейчас трудится в «Курсиве», корреспондент отдела LifeStyle), рассуждал: «Многие люди настолько привыкли к соцсетям, что просто не могут прожить и дня без них. Завтрак, неинтересный урок, поездка в метро, мы всегда найдем время для того чтобы потратить его впустую посредством мессенджеров и соцсетей. Да-да, именно впустую, не хочу показаться «не таким как все», но, я считаю, что такой досуг – это бессмысленная трата времени. И я стараюсь максимально ограничить свое время посещения социальных сетей. Я не против общения, я против непродуктивной деятельности. Это моя позиция, я никого к ней особо не агитирую и единственно верной не считаю, каждый распоряжается своим временем, как хочет и может. Просто лично я не могу позволить себе слишком долгое бесцельное «зависание» в инсте или вк, ибо, большая часть моего времени занята занятиями и последующей подготовке к ним, а досуг мой подработкой и в достаточно редких случаях сном, книгами и фильмами».
Творчески подошла к написанию сочинения Әнелжан Көрікбай, сейчас магистрантка журфака КазНУ, в данное время – инфлюенс-маркетолог Teez, а тогда, в 2019 году – выпускница КГУ «ОШ» № 116 г. Алматы, назвав текст «Пушкин Times (Если бы Пушкин издавал газету сегодня… К 220-летию со дня рождения)»: «… я задумалась, какую бы газету издавал гений в наше время. Как вы думаете, если бы у нас была машина времени, и великий поэт оказался бы здесь и сейчас в нашем современном мире, какую бы газету он издавал? А, может, это был бы его блог в какой-нибудь социальной сети, такой как Инстаграм, В Контакте, Твиттер, Фейсбук. Довольно интересно, не правда ли? А вы бы подписались на него и заглядывали к нему? Я, однозначно, да!».
Әнелжан продолжает: «Газета Пушкина была бы универсальной, в ней бы освещались все новости, начиная с политических, заканчивая спортом. Она была бы интересна как молодежи, так и старшему поколению. Как в «Евгении Онегине» были: балет, книги, политика, хозяйство, проблемы с замужеством, дуэли, дети, так и в этой газете было бы все. Наш издатель ориентировался на читателя умного, думающего, человека нестандартного, которому интересна политика, история и литература. Поэтому газета была бы неоднозначна и несла большой смысл.
Так может, это была бы романтическая газета. Это был бы новый газетный жанр, где новости были освещены в стихотворениях или просто рифмовались.
Какой был бы девиз у газеты Пушкина? Может быть, его цитата: «Что день грядущий нам готовит?» отлично подошла бы, как девиз газеты, которая освещала бы важные события каждого дня. Сам вопрос уже интригует, и этим привлек бы большое количество людей».
Ее материал был опубликован в газете «Дружные ребята» 26 февраля 2019 года. Әнелжан Көрікбай также победила в том конкурсе, надеюсь, из нее получится отличный журналист, ведь она творчески подходит ко всему.
Победительницей конкурса факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби «Хочешь быть журналистом?» в 2019 году стала Раиля Кашапова, ученица 11 класса гимназии № 1 города Алматы:
«Я помню, как в первый раз попала на форум юных корреспондентов три года назад и вышла оттуда, будучи уверенной, что я стану журналистом. С тех пор я ежегодно бываю на форуме, и каждый раз выхожу оттуда с чувством того, что я в родном для себя месте.
Я долго не знала, на какую из заданных тем хочу писать, и в конечном итоге остановилась на теме «Если бы Пушкин издавал газету сегодня...». Было действительно интересно пофантазировать об этом, потому что в повседневной жизни я бы вряд ли могла представить себе такое, а тут у меня ненадолго (пусть только в своей голове) появилась возможность поработать с Пушкиным.
Я выиграла этот конкурс! Получила диплом и искренне рада этому, поскольку данный конкурс позволил мне поверить в себя и убедиться, что я иду по правильному пути. Верю, что стану журналистом и буду мастером в своем ремесле.
Бывать с журналистами классно, потому что все разговаривают так, словно знают друг друга всю жизнь. Нет никаких формальностей, и я просто рада оказаться в этой атмосфере, где на несколько часов каждый стал для меня близким другом (а именно так я чувствую себя там). Спасибо всем, кто организовывал это мероприятие и всем, с кем мне посчастливилось познакомиться. Вы действительно классные ребята, и я надеюсь, что в будущем буду видеться с вами чаще. Благодаря этим форумам я с каждым разом все сильнее влюбляюсь в эту профессию».
И еще слово выпускнику журфака КазНУ, а ныне – журналисту Денису Брагину.
«Какие перспективы открывает Форум юных корреспондентов журфака КазНУ? В 11 классе я впервые поучаствовал в престижном Форуме юных корреспондентов журфака КазНУ. Выиграл диплом, который давал преимущество на творческом экзамене при поступлении в вуз. Это стало для меня первым достижением в профессии. Спустя два года я был одним из ведущих того мероприятия. Накануне долго готовился, корректировал сценарий, немного волновался и мало спал. В итоге событие получилось очень интересным! Остались приятные воспоминания и ценный опыт.
На мой взгляд, Форум юных корреспондентов учит участников четко выражать мысли, презентовать свою работу и общаться. Организаторы тоже развиваются, практикуются справляться с внушительным объемом информации, грамотно составлять программу, быстро реагировать на непредвиденные обстоятельства и смело выступать перед аудиторией. Так начинающие журналисты и становятся настоящими специалистами!
Спасибо за возможности факультету журналистики КазНУ и лично Ларисе Павловне Нода».
И да: все учителя-наставники получили дипломы за руководство сочинениями и ценные подарки. Спасибо спонсорам, нашим выпускникам. Например, в тот 2019 год мы наградили 26 победителей только из Алматы.
Как всегда, на Форум приходят выпускники журфака КазНУ разных лет. Абитуриенты прослушали мастер-классы от ведущих журналистов страны. Постараюсь перечислить хоть часть тех, кто приходил и рассказывал о студенческих годах, о сегодняшней работе, о том, что дал журфак.
Медиаперсоны – Адель Оразалинова, Маржан Ельшибаева, Юрий Красильников, Дана Орманбаева, Ольга Пастухова, Дана Атшабарова, Дария Ғылымжанқызы, Ольга Малышева, Малика Дауылбай, Олег Червинский, Тоня Шипулина, Артур Жумашев, Наталья Батракова, Бекзада Ишекенова, Асель Аукешева – каждый рассказывал о своем пути в эту интересную профессию, о том, чему научился на журфаке, что же такого «держит» каждого в профессии уже много лет.
Учителя-наставники
Их огромное количество.
Лауреат Международного Пушкинского конкурса Зухра Шихиевна Бердигожина с нами с самого первого Форума, с 2009 года. Восемь выпускников школы № 32 окончили факультет журналистики и стали высокопрофессиональными журналистами!
Всегда с нами и учитель истории школы № 116 Наталья Юрьевна Пасечникова. Сочинения под ее руководством – основательны, глубоки.
Порадовали работы под руководством психолога, учителя (тогда, в 2009 г.) школа № 52 Найли Федиратовны Солодовниковой – искренние, написанные с душой.
Благодаря Розе Муменбаевой активны лицеисты КГУ Лицей № 134.
Постарались, как всегда, МШЛ «Достар»: поступило много интересных, творческих работ, всем запомнился мультимедийный проект ученика 7 класса Сергея Казанцева (сегодня уже студент). Побуждает к творчеству учитель – лауреат Международного Пушкинского конкурса Наталья Никитична Лановенко.
Наталья Никитична Лановенко, педагог-исследователь, Отличник просвещения РК:
«Я учитель русского языка, работаю с подростками, развиваю в них способность чувствовать слово. Много лет подряд мои ученики участвуют в престижном республиканском конкурсе сочинений «Хочешь быть журналистом?» И я вижу, как этот конкурс преображает ребят. Он даёт им не просто тему для размышления – он открывает им путь. Они начинают задаваться серьёзными вопросами: «А что я хочу сказать миру? Могу ли я быть голосом правды? А может, моя профессия — журналист?» Конкурс раскрывает творческий потенциал девчонок и мальчишек, помогает им поверить в собственные силы, научиться говорить о важном. Конкурс «Хочешь быть журналистом?» – это не просто творческое испытание. Это – живая дорога, по которой ребёнок делает первые шаги к себе настоящему: думающему, чувствующему, умеющему говорить и слышать. Это удивительное пространство, где образование встречается с вдохновением, а профессия – с мечтой. Именно Лариса Павловна сделала этот конкурс настоящим праздником творчества.
Традиционно итоги конкурса подводятся на Форумах юных корреспондентов. Это больше, чем просто встречи. На Форумы юных корреспондентов традиционно приглашают почётных гостей: это уже известные журналисты и телеведущие. Они делятся сокровенным, объясняют, как важно говорить правду и сохранять человечность в любой ситуации. Их рассказ – это настоящее «погружение» в профессию. «Я тоже когда-то сидел в зале, как вы. Главное – верить в себя и не бояться ошибки», – говорят они, и зал замирает, ведь ребята слышат искренние слова, идущие от сердца к сердцу.
Преподаватели факультета журналистики помогают понять, чем отличается настоящая журналистика от блогов и хайпа. Рассказывают, какие знания пригодятся, как развиваться, чтобы поступить в КазНУ. Их участие – это связь школы и профессии. Победители прошлых лет, ставшие студентами, – особенно любимые гости. Это «старшие товарищи», которые ещё недавно сами писали свои первые заметки. Они делятся историями поступления, рассказывают, как конкурс изменил их жизнь, устраивают веселые игры и викторины.
Форумы проходят на одном дыхании. Все – от живых историй, которыми делятся студенты, до творческих заданий, игр, неожиданных импровизаций, театральных миниатюр – делает эти встречи незабываемыми. Здесь нет скучающих. Здесь есть живое слово, дружеское плечо, восторг открытий и радость признания. Благодаря Ларисе Павловне лучшие работы школьников публикуются в Республиканской газете «Дружные ребята» – одном из старейших и самых уважаемых детских изданий Казахстана. Для ребенка это – не просто победа. Это настоящее признание. Увидеть свое имя и свою статью в газете – значит почувствовать себя настоящим автором, журналистом, человеком, чьё мнение важно и ценно. Это момент, который остаётся в памяти на всю жизнь. А родители переполнены чувством гордости, что их ребенок – не просто участник конкурса, он – автор, чье слово стало достоянием всей страны. И когда наступает момент вручения призов, глаза ребят сияют так, будто они уже стали частью настоящей журналистики.
Эти форумы учат не только писать и анализировать. Они учат быть честными, любопытными, смелыми. И каждый, кто хоть раз побывал на таком форуме, уносит с собой чувство: «Я могу. Я нужен. У меня есть голос».
Зухра Шихиевна Бердигожина, учитель истории КГУ ОШ № 32 г. Алматы:
«Конкурс факультета журналистики КазНУ сегодня актуален как никогда. Много ли у нас вузов, которые в такой интересной форме проводят регулярно, систематически профориентационную работу? Ведь многие ученики понятия не имеют о профессии «журналист». Конкурс «Хочешь стать журналистом?» многим открыл путь в профессию.
Ни для кого не секрет – современная молодежь много времени проводит в соцсетях, мало читают книги, не могут анализировать, речь не богатая, у большинства молодых людей бытовая речь. Без чтения серьёзной, умной, качественной литературы невозможно стать профессионалом журналистом.
Форум юных корреспондентов позволяет старшеклассникам «увидеть», кто такие журналисты, понять суть профессии.
Непонятно, почему данный республиканский конкурс не учитывается при аттестации учителей? Такое отношение снижает мотивацию учителей, а, следовательно, и учеников».
Елена Валерьевна Манякина, учитель русского языка и литературы школы-гимназии №118, педагог-мастер высшей квалификационной категории, педагогический стаж 26 лет:
«Уже девять лет ученики Школы-гимназии №118 принимают участие и побеждают в республиканском конкурсе школьных сочинений «Хочешь стать журналистом?». Старшеклассники с удовольствием посещают торжественные мероприятия кафедры печати и электронных СМИ КазНУ им. аль-Фараби, принимают участие в викторинах, организованных для них, слушают выступления выпускников журфака КазНУ и, конечно, побеждают в конкурсе и с большим удовольствием получают почетные дипломы.
Участие в конкурсе «Хочешь стать журналистом?» из года в год дает возможность ученикам нашей школы прикоснуться к журналистике, познакомиться со знаменитыми выпускниками журфака, попробовать свои силы в написании сочинения и, возможно, определиться со своей будущей профессией».
Әнелжан Көрікбай, магистрантка журфака КазНУ имени аль-Фараби:
«Впервые я участвовала в конкурсе «Хочешь стать журналистом?» в 2017 году, когда оканчивала девятый класс. Это именно тот период, когда я сомневалась в профессии журналиста. Победа в этом конкурсе дала мне уверенность в выбранной мной специальности и помогла поступить в университет моей мечты — КазНУ имени аль-Фараби. Я была безгранична рада, что нашла свое призвание, и этот конкурс помог определиться с моим будущим, чему я безгранично благодарна. Позже я участвовала в 2018 и 2019 годах в конкурсе «Хочешь стать журналистом?» и три года подряд побеждала. Эти победы определили мою судьбу, ведь если бы не этот конкурс, я бы не поступила на журфак.
Конкурс – это прекрасный опыт, который расширит ваш кругозор. На данном мероприятии есть возможность найти единомышленников, которые в будущем могут стать вашими друзьями или партнерами. Кроме этого насыщенная программа данного мероприятия в виде награждения даст Вам не только почетный диплом и подарки, но зарядит вас энергией и позитивными эмоциями, как у Губки Боба. Советую всем участвовать в конкурсе «Хочешь стать журналистом?», так как это прекрасный опыт, который поможет окунуться головой в журналистику, как супергерои в свои приключения!»
Подведем итоги. Итак, что же такое конкурс? И зачем он нужен?
Конкурс – это подготовка собственной психики к испытаниям. Ты не можешь выигрывать везде и всюду. Всегда найдется более талантливый, более сметливый. И тут возникает важнейший вопрос: а как ты поведешь себя в этой непростой ситуации? Одна учитель как-то: «Лариса Павловна, скажите, кто победил, кого везти, а то дети расстроятся, если не выиграли…»
Конкурс – это опыт, «сын ошибок трудных». Огромный опыт, из любого результата которого надо извлекать уроки.
Конкурс – это проверка, испытание.
Конкурс – это экзамен на со+творчество, со+дружество.
Конкурс – это мозговой штурм единомышленников, даже если каждый думает исключительно по-своему, в том-то и прелесть, так как должен быть человек, соединяющий эти мнения и выбирающий из них рациональное зерно.
Думаю, миссия Учителя, Педагога именно в этом. Мотивировать, поддерживать и помогать. Помогать отрастать крылышкам! Поддерживать таланты, чем мы и занимаемся уже семнадцать лет.

1930 раз
показано0
комментарий