- Время
- 01 Июля, 2025
СЛОВО ОБ ИЗВЕСТНОМ УЧЕНОМ
К 95-летию академика Гайрата Сапаргалиева
Еркин ДУЙСЕНОВ,
доктор юридических наук, профессор,
заместитель председателя Правления –
Первый проректор КазНУ имени аль-Фараби
Аннотация. В статье автор раскрывает неоценимый вклад академика Гайрата Сапаргалиева в становление суверенитета нашего государства, в разработку Конституции Республики Казахстан, многих судьбоносных законов страны. В ней описывается вопрос становления национального суверенитета, в возможности нации распоряжаться своей судьбой, самоопределяться в государственной, экономической и духовной сферах, поскольку с первых дней провозглашения государственного суверенитета Республики Казахстан академик Г.С. Сапаргалиев принимал непосредственное участие в процессе строительства новой государственности Казахстана.
Особый акцент сделан в статье на процесс, связанный с изменениями и дополнениями в Конституцию Республики Казахстан. При этом, автор подчеркивает, что еще в 1997 году Гайрат Сапаргалиев писал, что возможные изменения и дополнения не надо вносить в Основной закон, а решения о них так и сохранить отдельно, как приложение к Конституции РК. Это обеспечит стабильность, повысит авторитет Конституции, сохранит ее как правовой памятник, разумеется, действующий и удобный в применении, в уяснении смысла содержания статей, изменений и дополнений в Конституции.
26 июня 2025 года академику Гайрату Сапаргалиеву исполняется 95 лет.
Гайрат Сапаргалиевич Сапаргалиев – выдающийся ученый-правовед, один из организаторов казахстанской юридической науки и образования, педагог, доктор юридических наук, академик Национальной академии наук Республики Казахстан, академик АЕН РК, академик Международной Евразийской академии, профессор, заслуженный юрист и заслуженный работник прокуратуры Республики Казахстан.
Гайрат Сапаргалиев родился 26 июня 1930 года в городе Жана-Семей Семипалатинской области. После окончания в 1952 году с отличием Саратовского юридического института имени Д. И. Курского – вся творческая деятельность Гайрата Сапаргалиева была посвящена развитию казахстанской юридической науки.
Масштаб личности нашего юбиляра, как высококвалифицированного юриста, ученого, педагога, общественного деятеля, заслужил всеобщее уважение научной общественности Казахстана. Г. С. Сапаргалиев внес неоценимый вклад в становление суверенитета нашего государства, а также в разработку многих судьбоносных для страны законов.
С первых дней провозглашения государственного суверенитета Республики Казахстан академик Г.С. Сапаргалиев принимал непосредственное участие в процессе строительства новой государственности Казахстана. В этом контексте, Гайрат Сапаргалиев отмечал, что национальный суверенитет выражается в возможности нации распоряжаться своей судьбой, самоопределяться в государственной, экономической и духовной сферах. В Конституции Республики Казахстан 1995 года признан и закреплен исторический факт: в преамбуле сказано, что «создается государственность на исконной казахской земле». Из этого естественно вытекает, что казахская нация имеет право самоопределяться в государственной форме, т.е. создавать свою национальную государственность. И признание этого было провозглашено как в Конституционном законе РК «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года, так и в Конституции Республики Казахстан 1993 года. В условиях Казахстана следует говорить о самоопределении в государственной сфере не одной только казахской нации, а всего народа Казахстана. В политическом отношении национальный суверенитет сливается с народным суверенитетом, и как таковой является источником государственной власти, государственного суверенитета. Этим самым снят опасный источник напряженности в межнациональных отношениях. Идея поддержки национальной самобытности проживающих в Казахстане национальных групп была заложена в «Декларации о государственном суверенитете Республики Казахстан», принятой 25 октября 1990 года: «Возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших задач государственности Казахской ССР» 1.
В этой связи, важно подчеркнуть – принятие 25 октября 1990 года Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР, стало первым шагом страны на пути к Независимости Казахстана. Суверенитет и целостность территории страны были политически, юридически и экономически обоснованы. В самой Декларации прямо прописано: «Казахская Советская Социалистическая Республика есть суверенное государство, которое добровольно объединяется с другими республиками в Союз Суверенных Республик и строит взаимоотношения с ними на договорной основе. Казахская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из Союза». Таким образом, мы впервые заявили о том, что являемся суверенным государством, еще будучи союзной республикой.
Как известно, суверенитет складывается из основных элементов: это единство государственной власти, верховенство власти и независимость. При этом независимость является одним из основополагающих элементов понятия «суверенитет», то есть суверенитет охватывает более широкие аспекты, чем «независимость» и который в полной мере был обеспечен с принятием Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года.
Разработанные Гайратом Сапаргалиевым теоретические положения и выводы, касающиеся отраслей и институтов конституционно-правовой науки, легли в основу всей правовой надстройки Казахстана. Академик Г.С. Сапаргалиев внес существенный вклад в учение о конституционно-правовой ответственности. Сформированные им теоретические вопросы укрепления государственности, развития институтов президентства и парламентаризма, а также законодательного процесса и техники правотворчества послужили основой для совершенствования законодательства и юридической практики.
Являясь одним из разработчиков Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, особо отметим, взгляды Гайрата Сапаргалиева к Конституции Казахстана, которая неоднократно подвергалась изменениям и дополнениям с момента ее принятия 30 августа 1995 года.
На сегодняшний день в действующую Конституцию Республики Казахстан было внесено 1100 поправок и дополнений – в 1998, 2007, 2011, 2017, 2019 годах.
В этой связи, у научной общественности Казахстана есть свои суждения относительно частых изменений и дополнений в главный документ страны, тем более, если эти изменения и поправки вносятся Парламентом. Поскольку Основной закон называется основным, главенствующим политико-правовым документом. И в нем сконцентрирована воля всего народа. Поэтому, все-таки правильнее было бы вносить все изменения и дополнения в Конституцию только путем референдума. Что касается того, насколько вносимые поправки соответствовали требованиям меняющейся политической ситуации, отметим, что на самом деле общественные отношения постоянно развиваются, появляются новые, которые требуют своего урегулирования в том числе, и, в первую очередь, на уровне Конституции.
Если взять те процессы демократизации, которые так или иначе все равно происходят в Казахстане, то, к примеру, можно отметить, что конституционная реформа 2017 года внесла существенные коррективы в Основной закон в плане демократизации казахстанского общества. Например, ранее Парламент назывался высшим представительным органом, осуществляющим законодательную функцию, а согласно изменениям, внесенным в 2017 году, Парламент является высшим представительным органом, осуществляющим законодательную власть. И это правильно, поскольку Парламент является самостоятельной ветвью государственной власти.
Другой момент – конституционная реформа 2017 года, например, лишила Президента полномочий, он не может принимать указы, имеющие силу законов и силу конституционных законов. И это, на самом деле, очень демократичная мера, поскольку раз существует Парламент, то прерогативой именно Парламента является принятие законов. Многие другие моменты, которые нашли отражение в конституционной реформе 2017 года, были также весьма актуальны, но свое продолжение, конечно же, эта реформа получила в 2022 году, когда прошел всенародный референдум, и были внесены существенные изменения и дополнения в наш Основной закон.
По этому аспекту, еще в 1997 году Гайрат Сапаргалиев высказывал свою точку зрения, что действующая Конституция, довольно четко обозначила нишу, место каждого нормативного правового акта, и если изменить их место в иерархической системе, тогда неизбежен существенный пересмотр многих положений Конституции. Нужно заботиться об укреплении стабильности Конституции, использовать весь ее потенциал. Это, разумеется, нелегко. Как бы ни стремились не менять Конституцию, быстро изменяющиеся объективные общественные отношения, регулируемые конституционными нормами, будут ставить вопрос о приведении их в соответствие с новым уровнем этих отношений. Иначе Конституция будет тормозить общественно-политический прогресс. Естественно, необходимость изменений и дополнений зависит от качества Конституции, от того, насколько конституционные положения соответствуют перспективным, стратегическим целям и задачам государства и общества, отражают современный уровень конституционных идей, а также норм международного права. Если подходить к Конституции Республики Казахстан с позиции этих строгих требований, то она, в основном, отвечает им. Во многом политическая стабильность, существующая в Казахстане, – это результат функционирования Конституции. Этого нельзя отрицать. Однако, это не означает, что Конституция Республики Казахстан не может совершенствоваться. Возможны изменения и дополнения Конституции Республики Казахстан. При этом нужно заботиться о стабильности Конституции. Стабильность обеспечивается, двояким способом. Первый способ – не поддаваться натиску попыток частых изменений и дополнений Конституции. Такие попытки нередко возникают в результате необоснованной критики конституционных положений. Даже обоснованная критика отдельных положений Конституции не может быть основанием для скороспелых решений об изменениях и дополнениях Конституции. Второй способ – не внесение изменений и дополнений в саму Конституцию. Конституция – акт исторического значения, представляет значительную культурную ценность. Она должна быть сохранена в том виде, в каком принята в определенное время, определенную историческую эпоху, как неповторимое творение народа, политических лидеров именно этой эпохи. Если же в нее вносить изменения и дополнения, то смазываются особенности эпохи и, в конечном счете, Конституция теряет свое значение как культурно-правовая ценность2.
Сказанные академиком Сапаргалиевым в 1997 году предложения: «возможные изменения и дополнения не надо вносить в Конституцию, а решения о них так и сохранить отдельно, как приложение к Конституции Республики Казахстан. Это обеспечит стабильность, повысит авторитет Конституции, сохранит ее как правовой памятник, разумеется, действующий и удобный в применении, в уяснении смысла содержания статей, изменений и дополнений в Конституции»3, заслуживают особого внимания с точки зрения поднятия статуса Основного закона страны и вероятно будут учтены в последующей пратике, но вряд ли применительно к настоящей Конституции.
Гайрат Сапаргалиев всегда был не только талантливым, высококвалифицированным руководителем, но и творческой личностью, общественным и политическим деятелем, умеющим отстаивать свою точку зрения. Так, в 2003 году Гайрат Сапаргалиевич впервые на постсоветском пространстве опубликовал в соавторстве труд «Кыпчакско-польская версия Армянского Судебника и Армяно-кыпчакский Процессуальный кодекс 1519-1594 гг.»4. Давая интервью по поводу написанной книги «Торе бітігі», Гайрат Сапаргалиев отметил: «Это была лучшая книга в моей жизни. Если при работе над другими материалами я зачастую служил просто конъюнктуре, то здесь почувствовал себя человеком, у которого за спиной тысячелетия, потому что воочию увидел непрерывность кыпчакской юридической традиции»5.
Заслуги Гайрата Сапаргалиевича были высоко оценены. Он был награжден высокими государственными наградами, среди которых орден «Курмет», Грамота Верховного Совета Казахской ССР, памятная медаль Сейма Республики Польша. Ему присвоены высокие звания: Заслуженный юрист РК, Почетный работник прокуратуры РК и другие знаки отличия.
Гайрат Сапаргалиев всегда был твердо убежден, что будущий юрист в условиях построения правового государства, прежде всего, должен быть всецело ориентирован на правозащитную деятельность и юридическое обеспечение прав человека и гражданина, на восприятие признанных мировым сообществом правовых ценностей, а также принципов международного права6.
Опыт КазНУ имени аль-Фараби в решении задач подготовки высокообразованных юристов – государственных служащих, руководителей различных уровней, высококвалифицированных преподавателей, способствует эффективному решению актуальных проблем человека, общества, экономики, а также совершенствованию работы органов государственного управления республики.
В связи со знаменательной датой, 26 июня 2025 года Казахский национальный университет им. аль-Фараби организует проведение международной научно-практической конференции «Новые горизонты развития конституционных ценностей в свете правовых тенденций, современных вызовов и глобальных общественных трансформаций», посвященной юбилею выдающего казахского ученого, чьи заслуги в развитии правовой науки, образования и правотворчества Республики Казахстан бесценны.
В работе международной конференции примут участие государственные и общественные деятели Казахстана, зарубежные ученые, ученики, соратники Гайрата Сапаргалиевича, ученые, ППС, представители государственных органов, практикующие юристы, а также студенты, магистранты, докторанты, молодые ученые. По материалам конференции будет издан сборник статей в электронном формате. Предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан и норм действующего международного права в рамках обсуждаемых вопросов, будут представлены в виде рекомендаций в Парламент Республики Казахстан и соответствующие министерства, ведомства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Г. Сапаргалиев. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. – Алматы: Жеты жаргы, 2005. – 544с.
2. Законотворческий процесс в Республике Казахстан: состояние и проблемы//Материалы международной научно-практической конференции. 27-28 марта 1997 года. Алматы, 1997г. Парламент Республики Казахстан. Институт государства и права министерства науки-Академии наук. Типография Парламента РК, 623 с.
3. Проблемы совершенствования политической системы казахстанского общества в современных условиях: Материалы респ. науч.-теор. конф. Алматы, 23 июня 2010 г., КазНУ им. аль-Фараби /отв.ред А.А.Салимгерей. – Алматы: Қазақ университеті, 2010. – 342.
4. Кыпчакско-польская версия Армянского Судебника и Армяно-кыпчакский Процессуальный кодекс 1519-1594 гг. / Составители А.Н.Гаркавец, Г.Сапаргалиев. – Алматы: Дешт-и-Кыпчак, Баур, 2003. – 792 стр.
5. Судья не должен судить один. Казахстанская правда. – 2004. – 15 мая.
6. Конституция Республики Казахстан. Комментарий. Под ред. Г.Сапаргалиева. Алматы: «Жеті жарғы», 1998.
5056 раз
показано0
комментарий