• Общество
  • 02 Июня, 2025

ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЙ ТРУД

Ежегодно 12 мая отмечается Международный день медицинской сестры. Праздник посвящен специалистам-медикам, работающим во всех сферах здравоохранения – от районных поликлиник, врачебных амбулаторий и службы неотложной помощи до стационаров и высокотехнологичных медицинских центров. Значимая для всей медицины календарная дата – не только повод выразить благодарность действующим специалис­там, но и возможность заглянуть в будущее профессии. Оно во многом зависит от качества обучения. О том, как ведется подготовка специалистов в области сестринского дела, журналу «Мысль» рассказал директор КГП на ПХВ «Высший медицинский колледж» УОЗ г. Алматы Жумахан МОЛДАКУЛОВ.
– Подготовка медицинских работников среднего звена – это сложный и многогранный процесс, требующий постоянного совершенствования и адаптации к меняющимся реалиям системы здравоохранения. Акцент делается как на передаче теоретических знаний, так и на формировании практических навыков, необходимых для оказания квалифицированной медицинской помощи, – поясняет директор колледжа. 

 

– Как построена учебная программа в области сестринского дела, каковы ее этапы и какие ценности лежат в основе образовательного процесса? Каков баланс между теоретическими знаниями и практическими навыками?
– Учебная программа по сестринскому делу разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования и состоит из трех ключевых этапов. В начале курса обучения ведется базовая теоретическая подготовка. Студенты изучают анатомию, физиологию, основы патологии и медицинскую этику, что закладывает фундамент для профессио­нальной деятельности. Дальнейшее обучение включает изучение специа­льных дисциплин, где будущие медицинские работники осваивают основы профессии: сестринское дело в терапии, хирургии, педиатрии, интенсивной терапии, знакомятся с современными стандартами и алгоритмами ухода. Полученные теоретические знания студенты отрабатывают на практике. Первоначальный практический опыт они приобретают в симуляционном центре, затем под руководством опытных наставников – на клинических базах, отрабатывая навыки проведения манипуляций, а также взаимодействия с пациентами и коллегами.
В основе образовательного процесса лежат такие ценности, как практикоориентированность, системность, инновационность и ответственность. В ходе учебного процесса у студентов формируются навыки уважительного взаимодействия с пациентами и эффективной работы в команде.
По рабочему учебному плану 40% времени отводится на теорию и 60% на практические занятия, что позволяет не только глубоко усвоить научные основы, но и отточить навыки через симуляции и работу в клиниках. 
– Какие клинические базы используются для практики студентов? Насколько разнообразен опыт, который они приобретают?
– Студенты проходят практику на клинических базах медицинских организаций города Алматы: это городские многопрофильные больницы, поликлиники, специализированные и рес­публиканские медицинские центры. Такой широкий спектр клинических баз позволяет студентам приобретать опыт и развивать навыки в разных направлениях, таких как педиатрия, хирургия, акушерство, гинекология и другие сферы. 
– Как организованы процесс конт­роля знаний и оценка практических навыков студентов? Какие методы используются?


– В течение семестра студенты выполняют контрольные задания, отвечают на тестовые вопросы, решают ситуационные задачи. Контроль теоретических знаний проводится через дифференцированные зачеты, промежуточную и итоговую государственную аттестацию.
Для объективной оценки практичес­ких навыков внедрена методика объективно структурированного клиничес­кого экзамена (ОСКЭ). Эта методика состоит из пяти станций, на каждой из которых студент выполняет четко сформулированное клиническое задание: от измерения жизненных показателей и осуществления внутривенных инъекций до отработки навыков асептики и коммуникации со стандартизированным пациентом. На каждую станцию отводится фиксированное время, обычно 5–10 минут. Преподаватели оценивают студентов согласно чек-листам, что исключает субъективную оценку и обеспечивает стандартизированность. Итоговый балл ОСКЭ складывается из суммы результатов по всем станциям, проявляя объективную картину практических компетенций и позволяя выявить слабые места. ОСКЭ обеспечивает проверку не только знаний, но и умения применять их на практике – например, коммуникативные навыки, клиническое мышление, соблюдение стандартов безопасности и профессионализма.
– Какие современные методики преподавания и технологии вы используете в обучении? Учатся ли будущие специалисты в области сест­ринского дела применять в работе искусственный интеллект?
– В обучении применяются проб­лемно-ориентированный подход, кейс-технологии и интерактивные методы: студенты анализируют реальные клинические ситуации и разрабатывают алгоритмы ухода за пациентами. Для управления учебным процессом задействована платформа Platonus, Pathology 3D, которая дает возможность виртуально «рассматривать» органы и ткани в трехмерном пространстве. Электронная библиотека Aknurpress предоставляет студентам доступ к актуальным отечественным публикациям, а современная антиплагиатная система гарантирует академическую честность. На симуляционных занятиях применяются VR-сценарии (виртуальная реальность), где с помощью специализированных очков обучающиеся погружаются в смоделированную клиническую среду.


– Как обеспечивается актуальность учебной программы, ее соответствие современным требованиям? Проводится ли регулярный пересмотр и обновление учебных курсов? 
– Колледж стремится обеспечить актуальность и соответствие своих учебных программ современным требованиям через регулярное обновление, взаимодействие с профессиональным сообществом и внедрение инновационных образовательных технологий.
– Какие требования предъявляются к профессиональной квалификации и опыту преподавателей? Есть ли среди преподавателей практики, работающие в клиниках?
– К преподавателям предъявляются строгие квалификационные требования. Они направлены на обеспечение высокого качества подготовки специалистов в области здравоохранения. Важно отметить, что 25% преподавателей колледжа имеют академическую, ученую степени, категорийность среди преподавательского коллектива составляет 33,5%. В образовательный процесс активно вовлекаются практикующие врачи и специалис­ты сестринского дела со степенью академического или прикладного бакалавриата для преподавания специальных дисциплин. Это способствует интеграции теоретических знаний в практические навыки, необходимые в реальной клинической практике. Кроме того, в рамках реализации программ прикладного бакалавриата по специальности «сестринское дело» активно привлекаются для наставничества практикующие специалисты сестринского дела, прошедшие соответствующую подготовку. Это позволяет студентам получать актуальные знания и навыки, соответствующие современным требованиям здравоохранения. Таким образом, участие практикующих специалистов в образовательном процессе обеспечивает высокое качество подготовки будущих медицинских работников, соответствующее современным стандартам и требованиям клинической практики.
– По каким направлениям готовят специалистов с послесредним образованием? Существуют ли программы наставничества для студентов?


– Колледж готовит обучающихся по восьми специальностям технического и профессионального образования: «сестринское дело», «лечебное дело», «акушерское дело», «лабораторная диагностика», «стоматология», «фармация», «медико-профилактическое дело» и «стоматология ортопедичес­кая». С 2019 года колледж реализует программы прикладного бакалавриата по сестринскому делу. Что касается программы наставничества, то клиническую практику студенты проходят под руководством менторов, работающих в профильных медицинских организациях города. В 2024–2025 годах для проведения практики привлечено 159 наставников-менторов из числа специалистов сестринского дела. 
– Как колледж поддерживает развитие у студентов критического мышления и способности к принятию самостоятельных решений в клинической практике?
– Через проблемно-ориентированные кейс-сессии в симуляционном центре, дебат-клуб и научно-исследовательскую работу. Ежегодно по итогам года проводится студенческая научно-практическая конференция, где студенты обсуждают результаты. 
– Участвуют ли студенты в научно-исследовательской деятельности? Сколько часов клинической практики предусмотрено программой? В каких медицинских учреждениях она проходит?
– Обучающиеся в колледже принимают активное участие в научно-исследовательских конференциях различного уровня, олимпиадах, профессиональных конкурсах. В колледже действуют 22 научно-исследовательских кружка. В 2024 году студенты представили 56 докладов на конференциях различного уровня: 18 международных и 13 республиканских. 
Переходя ко второй и к третьей час­тям вопроса, отмечу, что программа предусматривает до 60% общего учебного времени на практику – это свыше 1200 академических часов. Их студенты отрабатывают в более чем 106 медицинских организациях. В их числе Национальный госпиталь МЦ УД Президента РК, РНПЦ психичес­кого здоровья, Центр крови, городские поликлиники и другие медицинские центры.
– Ранее вы затронули тему курса по медицинским коммуникациям. Расскажите о нем подробнее. Как студенты колледжа учатся взаимодействию с коллегами и с пациентами, разработаны ли специальные инструкции в этом направлении?
– Обучение студентов эффективному взаимодействию с пациентами и коллегами ведется через интеграцию коммуникативных навыков в различные дисциплины, практическое обучение и использование методических материалов, соответствующих требованиям Государственного образовательного стандарта (ГОСО).
Здесь, как и в освоении других дисциплин, учебный процесс строится на сочетании теоретических занятий и практических упражнений, включая ролевые игры, анализ клинических ситуаций и работу с видеоматериалами. Студенты учатся адаптировать свой стиль общения в зависимости от контекста и собеседника, будь то пациент, врач, медсестра или другой член медицинской команды. Контроль и оценка работы студентов во время практики ведется комплексно. Преподаватели и клинические руководители наблюдают за взаимодействием студентов с пациентами и коллегами, оценивают их умение применять теоретические знания на практике, а также анализируют ведение медицинской документации. Кроме того, студенты участвуют в разборе клинических случаев и представляют отчеты о проделанной работе, что позволяет оценить их аналитические способности и умение рефлексировать над своим опытом.
– Как ведется контроль и оценка работы студентов во время практики?­
– Контроль качества прохождения практики курируется Центром профессионального обучения и трудоустройства, а также методическим руководителем практики. Со стороны медицинской организации курирование осуществляет ментор. Ежедневно обучающиеся ведут дневник практики, составляют отчет о практике, методический руководитель совместно с ментором проводит оценочное собеседование. 
– Как в медицинском колледже функционирует симуляционный центр? Насколько реалистичны сценарии? Какие возможности предоставляются студентам для освоения специализированных медсестринских навыков – например, в интенсивной терапии, хирургии, педиатрии и так далее?
– Площадь симуляционного центра составляет 357 кв. м. Объем оснащения современными манекенами и тренажерами – 92%. Все симуляционные занятия проводятся на базе этого цент­ра. Созданные в нем условия максимально приближены к реальным. Здесь есть и имитация операционной, и палата интенсивной терапии, и кабинет для приема пациентов. Манекены способны имитировать дыхание, сердцебиение, артериальное давление и другие жизненно важные показатели, а также реагировать на действия студентов.
Сценарии разрабатываются опытными преподавателями и практикующими врачами, чтобы соответствовать реальным клиническим случаям. Студенты сталкиваются с различными заболеваниями, травмами, осложнениями и должны принимать решения по оказанию помощи. После каждого занятия проводится разбор ошибок, анализируются принятые решения, что позволяет студентам учиться на собственном опыте и совершенствовать свои навыки. Таким образом, симуляционный центр становится бесценным инструментом в подготовке квалифицированных средних медицинских работников.
Касательно второй части вопроса скажу, что студенты осваивают специализированные навыки в профильных центрах: реанимация, хирургические отделения, детские больницы, психоневрологические центры. Также для них проводятся мастер-классы с привлечением международных тренеров и экспертов по оказанию неотложной медицинской помощи.
– Насколько популярна специальность сегодня, есть ли рост студентов по сравнению с прошлым годом? Каков гендерный расклад среди студентов, а также процент трудоустройства выпускников вашего колледжа?
– Специальность «сестринское дело» сегодня актуальна и востребована. Ежегодно отмечается рост абитуриентов на эту специальность на 10–12%. Традиционно она популярна среди девушек – 65,3%, но в последние годы растет число юношей: в 2024 году доля юношей составила около 34,7%. В 2024 году занятость выпускников составила 100%, трудоустроены 87%. Наши выпускники работают в городских и республиканских медицинских организациях, центрах, школах и детских садах.
– Существуют ли программы повышения квалификации или непрерывного медицинского образования для выпускников?
– Учебно-методический центр колледжа проводит курсы повышения квалификации для среднего медицинского персонала по актуальным темам практического здравоохранения. В 2024 году обучение прошли 3270 специалистов. 

Юрий КАШТЕЛЮК

Фото предоставлены КГП на ПХВ «Высший медицинский колледж» УОЗ г. Алматы
 

 

449 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №9

30 Сентября, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»