- Общество
- 02 Июня, 2025
ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЙ ТРУД

Ежегодно 12 мая отмечается Международный день медицинской сестры. Праздник посвящен специалистам-медикам, работающим во всех сферах здравоохранения – от районных поликлиник, врачебных амбулаторий и службы неотложной помощи до стационаров и высокотехнологичных медицинских центров. Значимая для всей медицины календарная дата – не только повод выразить благодарность действующим специалистам, но и возможность заглянуть в будущее профессии. Оно во многом зависит от качества обучения. О том, как ведется подготовка специалистов в области сестринского дела, журналу «Мысль» рассказал директор КГП на ПХВ «Высший медицинский колледж» УОЗ г. Алматы Жумахан МОЛДАКУЛОВ.
– Подготовка медицинских работников среднего звена – это сложный и многогранный процесс, требующий постоянного совершенствования и адаптации к меняющимся реалиям системы здравоохранения. Акцент делается как на передаче теоретических знаний, так и на формировании практических навыков, необходимых для оказания квалифицированной медицинской помощи, – поясняет директор колледжа.
– Как построена учебная программа в области сестринского дела, каковы ее этапы и какие ценности лежат в основе образовательного процесса? Каков баланс между теоретическими знаниями и практическими навыками?
– Учебная программа по сестринскому делу разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования и состоит из трех ключевых этапов. В начале курса обучения ведется базовая теоретическая подготовка. Студенты изучают анатомию, физиологию, основы патологии и медицинскую этику, что закладывает фундамент для профессиональной деятельности. Дальнейшее обучение включает изучение специальных дисциплин, где будущие медицинские работники осваивают основы профессии: сестринское дело в терапии, хирургии, педиатрии, интенсивной терапии, знакомятся с современными стандартами и алгоритмами ухода. Полученные теоретические знания студенты отрабатывают на практике. Первоначальный практический опыт они приобретают в симуляционном центре, затем под руководством опытных наставников – на клинических базах, отрабатывая навыки проведения манипуляций, а также взаимодействия с пациентами и коллегами.
В основе образовательного процесса лежат такие ценности, как практикоориентированность, системность, инновационность и ответственность. В ходе учебного процесса у студентов формируются навыки уважительного взаимодействия с пациентами и эффективной работы в команде.
По рабочему учебному плану 40% времени отводится на теорию и 60% на практические занятия, что позволяет не только глубоко усвоить научные основы, но и отточить навыки через симуляции и работу в клиниках.
– Какие клинические базы используются для практики студентов? Насколько разнообразен опыт, который они приобретают?
– Студенты проходят практику на клинических базах медицинских организаций города Алматы: это городские многопрофильные больницы, поликлиники, специализированные и республиканские медицинские центры. Такой широкий спектр клинических баз позволяет студентам приобретать опыт и развивать навыки в разных направлениях, таких как педиатрия, хирургия, акушерство, гинекология и другие сферы.
– Как организованы процесс контроля знаний и оценка практических навыков студентов? Какие методы используются?
– В течение семестра студенты выполняют контрольные задания, отвечают на тестовые вопросы, решают ситуационные задачи. Контроль теоретических знаний проводится через дифференцированные зачеты, промежуточную и итоговую государственную аттестацию.
Для объективной оценки практических навыков внедрена методика объективно структурированного клинического экзамена (ОСКЭ). Эта методика состоит из пяти станций, на каждой из которых студент выполняет четко сформулированное клиническое задание: от измерения жизненных показателей и осуществления внутривенных инъекций до отработки навыков асептики и коммуникации со стандартизированным пациентом. На каждую станцию отводится фиксированное время, обычно 5–10 минут. Преподаватели оценивают студентов согласно чек-листам, что исключает субъективную оценку и обеспечивает стандартизированность. Итоговый балл ОСКЭ складывается из суммы результатов по всем станциям, проявляя объективную картину практических компетенций и позволяя выявить слабые места. ОСКЭ обеспечивает проверку не только знаний, но и умения применять их на практике – например, коммуникативные навыки, клиническое мышление, соблюдение стандартов безопасности и профессионализма.
– Какие современные методики преподавания и технологии вы используете в обучении? Учатся ли будущие специалисты в области сестринского дела применять в работе искусственный интеллект?
– В обучении применяются проблемно-ориентированный подход, кейс-технологии и интерактивные методы: студенты анализируют реальные клинические ситуации и разрабатывают алгоритмы ухода за пациентами. Для управления учебным процессом задействована платформа Platonus, Pathology 3D, которая дает возможность виртуально «рассматривать» органы и ткани в трехмерном пространстве. Электронная библиотека Aknurpress предоставляет студентам доступ к актуальным отечественным публикациям, а современная антиплагиатная система гарантирует академическую честность. На симуляционных занятиях применяются VR-сценарии (виртуальная реальность), где с помощью специализированных очков обучающиеся погружаются в смоделированную клиническую среду.
– Как обеспечивается актуальность учебной программы, ее соответствие современным требованиям? Проводится ли регулярный пересмотр и обновление учебных курсов?
– Колледж стремится обеспечить актуальность и соответствие своих учебных программ современным требованиям через регулярное обновление, взаимодействие с профессиональным сообществом и внедрение инновационных образовательных технологий.
– Какие требования предъявляются к профессиональной квалификации и опыту преподавателей? Есть ли среди преподавателей практики, работающие в клиниках?
– К преподавателям предъявляются строгие квалификационные требования. Они направлены на обеспечение высокого качества подготовки специалистов в области здравоохранения. Важно отметить, что 25% преподавателей колледжа имеют академическую, ученую степени, категорийность среди преподавательского коллектива составляет 33,5%. В образовательный процесс активно вовлекаются практикующие врачи и специалисты сестринского дела со степенью академического или прикладного бакалавриата для преподавания специальных дисциплин. Это способствует интеграции теоретических знаний в практические навыки, необходимые в реальной клинической практике. Кроме того, в рамках реализации программ прикладного бакалавриата по специальности «сестринское дело» активно привлекаются для наставничества практикующие специалисты сестринского дела, прошедшие соответствующую подготовку. Это позволяет студентам получать актуальные знания и навыки, соответствующие современным требованиям здравоохранения. Таким образом, участие практикующих специалистов в образовательном процессе обеспечивает высокое качество подготовки будущих медицинских работников, соответствующее современным стандартам и требованиям клинической практики.
– По каким направлениям готовят специалистов с послесредним образованием? Существуют ли программы наставничества для студентов?
– Колледж готовит обучающихся по восьми специальностям технического и профессионального образования: «сестринское дело», «лечебное дело», «акушерское дело», «лабораторная диагностика», «стоматология», «фармация», «медико-профилактическое дело» и «стоматология ортопедическая». С 2019 года колледж реализует программы прикладного бакалавриата по сестринскому делу. Что касается программы наставничества, то клиническую практику студенты проходят под руководством менторов, работающих в профильных медицинских организациях города. В 2024–2025 годах для проведения практики привлечено 159 наставников-менторов из числа специалистов сестринского дела.
– Как колледж поддерживает развитие у студентов критического мышления и способности к принятию самостоятельных решений в клинической практике?
– Через проблемно-ориентированные кейс-сессии в симуляционном центре, дебат-клуб и научно-исследовательскую работу. Ежегодно по итогам года проводится студенческая научно-практическая конференция, где студенты обсуждают результаты.
– Участвуют ли студенты в научно-исследовательской деятельности? Сколько часов клинической практики предусмотрено программой? В каких медицинских учреждениях она проходит?
– Обучающиеся в колледже принимают активное участие в научно-исследовательских конференциях различного уровня, олимпиадах, профессиональных конкурсах. В колледже действуют 22 научно-исследовательских кружка. В 2024 году студенты представили 56 докладов на конференциях различного уровня: 18 международных и 13 республиканских.
Переходя ко второй и к третьей частям вопроса, отмечу, что программа предусматривает до 60% общего учебного времени на практику – это свыше 1200 академических часов. Их студенты отрабатывают в более чем 106 медицинских организациях. В их числе Национальный госпиталь МЦ УД Президента РК, РНПЦ психического здоровья, Центр крови, городские поликлиники и другие медицинские центры.
– Ранее вы затронули тему курса по медицинским коммуникациям. Расскажите о нем подробнее. Как студенты колледжа учатся взаимодействию с коллегами и с пациентами, разработаны ли специальные инструкции в этом направлении?
– Обучение студентов эффективному взаимодействию с пациентами и коллегами ведется через интеграцию коммуникативных навыков в различные дисциплины, практическое обучение и использование методических материалов, соответствующих требованиям Государственного образовательного стандарта (ГОСО).
Здесь, как и в освоении других дисциплин, учебный процесс строится на сочетании теоретических занятий и практических упражнений, включая ролевые игры, анализ клинических ситуаций и работу с видеоматериалами. Студенты учатся адаптировать свой стиль общения в зависимости от контекста и собеседника, будь то пациент, врач, медсестра или другой член медицинской команды. Контроль и оценка работы студентов во время практики ведется комплексно. Преподаватели и клинические руководители наблюдают за взаимодействием студентов с пациентами и коллегами, оценивают их умение применять теоретические знания на практике, а также анализируют ведение медицинской документации. Кроме того, студенты участвуют в разборе клинических случаев и представляют отчеты о проделанной работе, что позволяет оценить их аналитические способности и умение рефлексировать над своим опытом.
– Как ведется контроль и оценка работы студентов во время практики?
– Контроль качества прохождения практики курируется Центром профессионального обучения и трудоустройства, а также методическим руководителем практики. Со стороны медицинской организации курирование осуществляет ментор. Ежедневно обучающиеся ведут дневник практики, составляют отчет о практике, методический руководитель совместно с ментором проводит оценочное собеседование.
– Как в медицинском колледже функционирует симуляционный центр? Насколько реалистичны сценарии? Какие возможности предоставляются студентам для освоения специализированных медсестринских навыков – например, в интенсивной терапии, хирургии, педиатрии и так далее?
– Площадь симуляционного центра составляет 357 кв. м. Объем оснащения современными манекенами и тренажерами – 92%. Все симуляционные занятия проводятся на базе этого центра. Созданные в нем условия максимально приближены к реальным. Здесь есть и имитация операционной, и палата интенсивной терапии, и кабинет для приема пациентов. Манекены способны имитировать дыхание, сердцебиение, артериальное давление и другие жизненно важные показатели, а также реагировать на действия студентов.
Сценарии разрабатываются опытными преподавателями и практикующими врачами, чтобы соответствовать реальным клиническим случаям. Студенты сталкиваются с различными заболеваниями, травмами, осложнениями и должны принимать решения по оказанию помощи. После каждого занятия проводится разбор ошибок, анализируются принятые решения, что позволяет студентам учиться на собственном опыте и совершенствовать свои навыки. Таким образом, симуляционный центр становится бесценным инструментом в подготовке квалифицированных средних медицинских работников.
Касательно второй части вопроса скажу, что студенты осваивают специализированные навыки в профильных центрах: реанимация, хирургические отделения, детские больницы, психоневрологические центры. Также для них проводятся мастер-классы с привлечением международных тренеров и экспертов по оказанию неотложной медицинской помощи.
– Насколько популярна специальность сегодня, есть ли рост студентов по сравнению с прошлым годом? Каков гендерный расклад среди студентов, а также процент трудоустройства выпускников вашего колледжа?
– Специальность «сестринское дело» сегодня актуальна и востребована. Ежегодно отмечается рост абитуриентов на эту специальность на 10–12%. Традиционно она популярна среди девушек – 65,3%, но в последние годы растет число юношей: в 2024 году доля юношей составила около 34,7%. В 2024 году занятость выпускников составила 100%, трудоустроены 87%. Наши выпускники работают в городских и республиканских медицинских организациях, центрах, школах и детских садах.
– Существуют ли программы повышения квалификации или непрерывного медицинского образования для выпускников?
– Учебно-методический центр колледжа проводит курсы повышения квалификации для среднего медицинского персонала по актуальным темам практического здравоохранения. В 2024 году обучение прошли 3270 специалистов.
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото предоставлены КГП на ПХВ «Высший медицинский колледж» УОЗ г. Алматы

449 раз
показано0
комментарий