- Общество
- 02 Мая, 2025
СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В КАЗАХСТАНЕ

Бимурад БУРХАНОВ, научный сотрудник Института истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова
Аңдатпа. Мақалада 1930–1960-жылдар аралығында Қазақстанда ғылыми инфрақұрылымның қалыптасу үдерісі қарастырылады. Кеңестік Ғылым академиясының Қазақ филиалының ғылыми ортаны қалыптастырудағы рөлі, оның құрылымы және репрессия мен материалдық қиындықтар жағдайындағы қызметі талданады. К. И. Сәтпаев, А. Н. Самойлович және С. Ж. Асфендиаров сияқты көрнекті ғалымдардың отандық ғылымды дамытуға қосқан үлесіне ерекше назар аударылады. Геологиялық ресурстарды ашу, гуманитарлық зерттеулердің дамуы және ғылыми кадрларды даярлау мәселелеріне баса мән беріледі. Қазақ филиалы мен Қазақ КСР Ғылым академиясының алғашқы институттарының жұмысы Қазақстан ғылымының кейінгі жетістіктеріне негіз болып, республиканың жаңғыру үдерісінде маңызды рөл атқарғаны көрсетіледі.
Кілт сөздер: КСРО ҒА Қазақ филиалы, Қазақ КСР Ғылым академиясы, ғылымның қалыптасуы, ғылым тарихы.
Аннотация. Статья посвящена процессу становления научной инфраструктуры в Казахстане в 1930–1960-х годах. Рассматривается роль Казахского филиала Академии наук СССР в формировании научной среды, его структура и деятельность в условиях репрессий и материальных трудностей. Анализируется вклад выдающихся ученых, таких как К. И. Сатпаев, А. Н. Самойлович и С. Ж. Асфендиаров, в развитие отечественной науки. Особое внимание уделено открытию геологических ресурсов, становлению гуманитарных исследований и подготовке научных кадров. Показано, что опыт работы Казфилиала и первых институтов Академии наук Казахской ССР стал основой для дальнейших достижений науки в Казахстане и сыграл ключевую роль в модернизации республики.
Ключевые слова: Казфилиал АН СССР, Академия наук КазССР, становление науки, история науки.
Abstract. The article is devoted to the process of developing scientific infrastructure in Kazakhstan during the 1930s–1960s. It examines the role of the Kazakh Branch of the Academy of Sciences of the USSR in shaping the scientific environment, its structure, and activities under conditions of repression and material hardships. The contribution of prominent scholars such as K. I. Satpayev, A. N. Samoylovich, and S. Zh. Asfendiyarov to the advancement of national science is analyzed. Special attention is given to the discovery of geological resources, the development of humanities research, and the training of scientific personnel. It is shown that the experience of the Kazakh Branch and the early institutes of the Academy of Sciences of the Kazakh SSR laid the foundation for Kazakhstan’s further scientific achievements and played a key role in the republic’s modernization process.
Keywords: Kazakh Branch of the USSR Academy of Sciences, Academy of Sciences of the Kazakh SSR, development of science, history of science.
Научная деятельность в Казахстане имеет глубокие исторические корни и представляет собой сложный и продолжительный процесс, начавшийся в середине 1920-х годов XX века. Особое значение для формирования современной казахстанской науки имеет 12 апреля – День науки, который в стране отмечается ежегодно. Примечательно, что в этот день родился выдающийся ученый, организатор науки, первый президент Академии наук Казахской ССР, геолог Каныш Имантаевич Сатпаев. Его деятельность оставила неизгладимый след в истории отечественной науки, сыграв ключевую роль в создании научных институтов и в подготовке высококвалифицированных кадров [1].
Необходимо отметить, что развитие науки в Казахстане в 1930-х годах происходило в условиях репрессий, что негативно сказалось на научной среде. Множество ученых, в том числе Санжар Асфендиаров, Кудайберген Жубанов, Сакен Сейфуллин, а также другие, были репрессированы. Эти трагические события нанесли ощутимый ущерб как становлению научных институтов, так и развитию отдельных научных направлений. Тем не менее, научная деятельность не прекращалась.
Формирование организованной научной деятельности в Казахстане началось еще до создания собственной Академии наук. Предшественником Академии стал Казахский филиал Академии наук СССР (Казфилиал), учрежденный в 1932 году [2]. Основание филиала стало важной вехой в процессе становления научной инфраструктуры республики, отражая стремление к развитию национальной науки и интеграции в общесоюзное научное пространство.
Учреждение Казфилиала АН СССР в 1932 году стало важным государственным шагом, направленным на создание централизованной научной базы в республике. Оно отражало общую политику советского государства по развитию науки на периферии. Филиал активно сотрудничал с ведущими научными центрами Москвы и Ленинграда, что способствовало внедрению передовых методов исследования и подготовке кадров.
Первоначальная структура Казфилиала включала в себя ряд ключевых подразделений: ботанический сектор, геофизический сектор, биологический сектор, химическую лабораторию, историко-археографическую комиссию и ботанический сад [3]. Эти подразделения были выбраны не случайно – они отражали приоритетные направления научных исследований, соответствующие потребностям региона в изучении природных ресурсов, биологического разнообразия, а также истории и культуры.
Первым председателем Казфилиала был назначен известный ученый, тюрколог, академик Александр Николаевич Самойлович. Его научная репутация и опыт в области тюркологии способствовали укреплению авторитета нового научного учреждения. Первым заместителем председателя был назначен Мирасбек Тулепов, видный общественный деятель и организатор науки, который внес значительный вклад в становление работы филиала. В 1933 году его на этом посту сменил Санжар Жапарович Асфендиаров, выдающийся врач, ученый и государственный деятель, известный своими работами в области медицины и общественного здравоохранения [4].
Деятельность Казфилиала на первых этапах была сопряжена с многочисленными трудностями. Основными проблемами стали острый дефицит финансирования, нехватка квалифицированных специалистов и недостаточная материально-техническая база [5]. Тем не менее, несмотря на тяжелые условия, научные исследования продолжались, а поставленные задачи выполнялись в срок. Это свидетельствовало о высокой мотивации ученых и об их стремлении заложить прочные основы для развития науки в Казахстане.
Постепенно структура Казфилиала расширялась. Были созданы новые подразделения, включая геологический и исторический сектора, а также сектор языка и литературы. Геологический сектор сыграл важную роль в исследовании минерально-сырьевых ресурсов Казахстана, что имело стратегическое значение в контексте индустриализации Советского Союза. Исторический сектор и сектор языка и литературы способствовали сохранению и изучению культурного наследия казахского народа, развитию национальной идентичности, а также формированию академической традиции в гуманитарных науках.
Создание и деятельность Казфилиала стали важным этапом подготовки к учреждению в 1946 году Академии наук Казахской ССР [6]. Новый научный центр объединил лучшие научные кадры республики и стал платформой для проведения фундаментальных и прикладных исследований в различных областях знаний. Каныш Имантаевич Сатпаев, ставший первым президентом Академии, определил стратегические направления ее развития, акцентируя внимание на изучении природных богатств Казахстана, развитии технических наук, медицины, истории и культуры.
Таким образом, формирование научной инфраструктуры в Казахстане в 1930–1940-х годах стало важной частью процесса модернизации республики. Несмотря на сложные условия, ученые заложили прочные основы для последующего развития отечественной науки. Опыт работы Казфилиала, преемственность научных традиций и выдающаяся роль таких ученых, как К. И. Сатпаев, А. Н. Самойлович и С. Ж. Асфендиаров, обеспечили Казахстану прочные позиции в научном пространстве СССР и заложили фундамент для будущих достижений в области науки и образования.
Сегодня, оглядываясь на историю становления науки в Казахстане, важно помнить о самоотверженности первых ученых и организаторов, о тех сложностях, которые они преодолевали, и о значении их труда для современного научного и технологического прогресса страны.
Развитие науки в Казахстане после учреждения Академии наук
Период с 1946 по 1960-е годы ознаменовался бурным развитием научных исследований в республике. Были открыты новые институты, такие как Институт геологических наук, Институт металлургии и обогащения, Институт ботаники, Институт истории, археологии и этнографии. Внимание уделялось фундаментальным исследованиям в области изучения минеральных ресурсов, сельскохозяйственной науки, медицины и гуманитарных наук.
Важным направлением стало развитие геологических исследований. В этот период были открыты крупнейшие месторождения полезных ископаемых, таких как Джезказганское медное месторождение, Карагандинский угольный бассейн, а также залежи свинца, цинка, урана и редкоземельных металлов [1]. Эти открытия сыграли ключевую роль в экономическом развитии Казахстана и укреплении его позиций в системе народного хозяйства СССР.
Особое внимание уделялось подготовке научных кадров. При Академии наук были созданы аспирантуры, организованы стажировки молодых ученых в ведущих научных центрах страны. Систематически проводились научные конференции, симпозиумы и семинары, способствовавшие обмену знаниями и развитию межрегиональных связей.
Научная деятельность в области гуманитарных наук также получила значительное развитие. Ученые изучали историю казахского народа, вопросы этногенеза, языкознания и литературоведения. Значимыми достижениями стали создание фундаментальных трудов по истории Казахстана, исследование казахского эпоса, сбор и анализ фольклорных материалов [7].
Значение первых этапов становления науки в Казахстане
Исторический опыт становления науки в Казахстане демонстрирует, что научное развитие было неотъемлемой частью общего процесса модернизации общества. Научные исследования способствовали экономическому росту, укреплению национальной идентичности, развитию образования и культуры.
Деятельность Казфилиала и Академии наук Казахской ССР заложила основу для будущего становления научных школ и направлений, многие из которых сохраняют свое значение и в XXI веке. Ученые, стоявшие у истоков науки в Казахстане, проявили высокую самоотверженность, мужество и преданность делу, преодолевая сложные экономические, политические и социальные условия своего времени.
Их трудовые подвиги являются примером для современных поколений ученых, а изучение истории науки в Казахстане позволяет лучше понять, как была пройдена дорога от первых научных кружков и лабораторий до создания современной исследовательской инфраструктуры мирового уровня.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сатпаев К. И. Избранные труды. – Алматы: Наука, 1967. – 412 с.
2. Научный архив Ғылым Ордасы Ф. 1. Оп. 1. Д. 13. л. 1 и об.
3. Научный архив Ғылым Ордасы Ф. 1. Оп. 1. Д. 21. л. 3-5.
4. Научный архив Ғылым Ордасы Ф. 1. О п.1. Д. 13. л. 3.
5. Научный архив Ғылым Ордасы Ф.1. Оп. 1. Д. 62. л. 1-2.
6. История Академии наук Казахской ССР. – Алматы: Наука, 1970. – 328
7. История Казахстана в советский период. – Алматы: Казахстан, 1991. – 300 с.

1973 раз
показано0
комментарий