- Общество
- 02 Мая, 2025
ПОЧЕМУ КАЗАХСТАНСКИЕ ЮРИСТЫ «ПЛАВАЮТ» В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ПРАВЕ?

Закон об авторском и смежных правах был принят в Казахстане без малого 30 лет назад. Однако, как выясняется, основные его положения плохо знают не только те, в защиту интересов которых он был написан, но и не все юристы.
– Это очень важный для всех правовой документ, так как он связан с созданием и использованием объектов авторского права, – говорит специалист по интеллектуальному праву, кандидат юридических наук Темирлан ТУЛЕГЕНОВ. – В этот круг входит огромное количество сфер. Прежде всего – культура и искусство, где используются литературные, сценарные и аудиовизуальные произведения, созданные писателями, сценаристами, музыкантами, художниками, фотографами, ремесленниками, архитекторами, IT-специалистами, ну и, конечно, людьми, работающими в СМИ – в первую очередь, журналистами. К сожалению, как и в других сферах, на факультетах журналистики не преподают такой наиважнейший предмет, как основы авторского права. Получается, людей там учат создавать интеллектуальную собственность, а как правильно зарабатывать на ней и защищать свои права – нет.
– С какими проблемами чаще всего обращаются к вам журналисты?
– Если журналист состоит в штате СМИ, то в соответствии со ст. 14 закона, о котором идет речь, имущественные (исключительные) права на служебное произведение принадлежат работодателю, если иное не предусмотрено в договоре между ним и автором. Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование, либо требовать такого указания. Личное неимущественное право автора на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения.
Если журналист сотрудничает с конкретным СМИ, но не является его штатным работником, то он должен помнить о том, что имущественные права на использование объектов авторского права переходят только по договору. Это означает, что если между журналистом и редакцией нет договора, то созданный им материал может считаться не переданным редакции. Следовательно, она (редакция) или само СМИ не может называться надлежащим правообладателем на эту статью.
– В Казахстане нередки случаи, когда журналисты используют оригинальный материал, опубликованный в другом СМИ, как свой собственный – переписывают от третьего лица и ставят свою фамилию. Может ли настоящий автор или редакция предъявить какие-то претензии?
– Я уже говорил, что нужно отталкиваться от оформленных взаимоотношений между журналистом и СМИ. Если договора нет, то нет юридических оснований предъявлять претензии другому СМИ за то, что оно использовало в той или иной мере их материал.
Другая распространенная ситуация – СМИ делают в выходных данных примечание о том, что материал можно использовать с обязательной ссылкой на него, но у нас нередки случаи, когда он (материал) используется без этого. И тут возникают два момента. Кто будет выставлять претензию? Само СМИ, которому, по идее, принадлежит материал, или журналист? Все это должно быть прописано в договоре между работодателем и работником. К сожалению, как я уже говорил, многие руководители СМИ, пытаясь сэкономить, работают посредством «конвертов», без договора. В такой ситуации, как я уже сказал, данные СМИ уже не имеют каких-либо юридических оснований для выставления претензии.
– А что говорит закон о режиме цитирования того или иного материала?
– В статье 19 закона есть специальная статья, которая так и называется – «Использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения». В ней говорится, что цитирование допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования. Таких случаев закон определил несколько. Первый – это «цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзора в печати». То есть здесь четко указываются цели: когда пишется какой-то материал и идет цитирование, обязательно нужно указывать имя автора и источник, откуда это заимствуется. Но у нас из-за правового невежества сторон, возникают ситуации, которые можно было бы назвать смешными, если бы это не было так грустно. Журналиста, цитировавшего в своей статье, допустим, отрывки из монографии (разумеется, с указанием имени автора), могут привлечь к ответственности за «нарушение авторских прав» – и суд встает на сторону истца, автора монографии…
– За что, если он сделал ссылку на автора?..
– К примеру, на днях к нам обратился даже не журналист, а сотрудник научно-исследовательской организации, которая, в свою очередь, заказала создание монографии двум научным работникам. По договору авторского заказа, заключенного между ними, исполнители обязаны были создать ее за деньги. И в этом же договоре, пусть хотя бы и нечетко, но в любом случае было определено, что эту монографию и заказчик, и исполнители могут использовать на равных условиях.
Так вот, сотрудник этой научно-исследовательской организации в целях популяризации (это является частью его профессиональных обязанностей, указанных в договоре с работодателем) данной монографии, процитировав из нее наиболее важные моменты, опубликовал под своей фамилией материал в общественно-политическом, научно-популярном журнале. Однако авторы монографии, исполнители заказа, посчитали, что эта статья нарушает их авторские права. И суд встал на их сторону. А произошло это потому, что, к сожалению, будущие юристы очень поверхностно проходят этот предмет – право интеллектуальной собственности, и, в частности, авторское право. Поэтому они в подавляющем своем большинстве (особенно судейские работники) слабо ориентируются в спорах именно по авторскому праву.
В случае, о котором идет речь, к делу были привлечены сотрудники Центра судебной экспертизы. Однако вместо того, чтобы поставить перед ними задачу – определить, было ли нарушение закона, суд попросил лишь выяснить, насколько точными были совпадения из монографии и статьи, опубликованной в СМИ. И эксперты, пойдя чисто математическим путем, выявили, что, действительно, было очень много моментов цитирования. Основываясь на этом, суд первой инстанции вынес решение о том, что налицо факт нарушения авторских прав (!). И теперь ответчик (сотрудник научного учреждения) должен выплатить истцам – авторам монографии, написавшим ее за деньги того учреждения, где он работает, – внушительную компенсацию. Но я повторюсь: он (этот сотрудник) не выпускал отдельную монографию, тем более под своим именем. Он, создавая статью, выполнял задание своего непосредственного начальства. Издание, которое опубликовало тот материал, после того, как истцы пригрозили им, что выставят судебную претензию, удалило материал со своего сайта, то есть пошло у них на поводу. Окончательное решение примет, конечно, суд апелляционной инстанции – насколько мне известно, автор статьи планирует подать апелляцию, что абсолютно верно – при наличии правильного адвоката, хорошо разбирающегося в авторском праве, дело имеет большие перспективы. Но, на мой взгляд, то, что люди – исполнители, написавшие по заказу научного учреждения монографию и получившие за это деньги, подали в суд, – это свидетельство правового невежества. Правообладателем обычно становится тот, кто заплатил деньги. Но в нашем случае заказчик разрешил исполнителям издавать ее самим, тем самым якобы передав им часть прав.
– В конце прошлого года на медиакурултае, который проходил в Алматы, одна панельная сессия была посвящена судебному спору между известным информационным ресурсом и главным редактором одного проекта: первый опубликовал материал второго без ссылки. Что показала эта дискуссия?
– Что журналисты не знакомы с упомянутой выше статьей 19 названного закона. Скажу больше. В дискуссии участвовали представители Международного фонда защиты слова «Әділ сөз», которые тоже плавали в этом вопросе. Давно отслеживая подобные споры между СМИ и журналистами, у которых кто-то, по их мнению, незаконно позаимствовал их материалы, я, как участник того курултая, естественно, задал вопрос – у каких СМИ в штате есть юрист, который как свои пять пальцев знает основные положения закона об авторском праве, действующем в нашей стране без малого 30 лет? Выяснилось, что ни у кого. В связи с этим вопрос: кто должен взять на себя ответственность за правовое невежество творческих коллективов? Ведь случаев, подобных вышеописанному, становится все больше и больше. А тот спор закончился тем, что суд признал, что известный медиа-портал, действительно, незаконно использовал материалы не только этого журналиста, но и еще одного популярного портала, и кажется, обязал выплатить какую-то компенсацию.
– Есть ли в законе об авторском праве такое понятие как «самоплагиат»?
– Там нет не только этого, но даже и такого широко распространенного слова как «плагиат». Есть понятие «нарушение авторских прав» и «заимствование». И я еще раз повторяю, в законе РК «Об авторском праве и смежных правах», который соответствует всем международным стандартам (Казахстан присоединился ко всем существующим конвенциям в области защиты авторского права), режим цитирования прописан очень четко.
– Кстати, какой процент цитирования самого себя может допустить журналист, создавая материал на одну тему для разных изданий?
– Закон никакой процентации не устанавливал. Тут все зависит от тех заказчиков, которым журналист продает этот материал. В договоре между этими двумя (исполнителем и заказчиком) должно быть четко прописано, насколько (в каком объеме) материал должен быть оригинальным. Это очень важный момент, так как журналист занимается созданием интеллектуальной собственности, относящейся к объектам авторского права. И еще раз повторюсь: права на использование переходят по договорам – либо по трудовому, либо по лицензионному (временному использованию) или же об уступке прав, то есть навсегда.
Анель ГАЗИЗОВА

1939 раз
показано0
комментарий