- Общество
- 02 Мая, 2025
ЖИВОЙ МИР КЛАССИКА

И. Есенберлин с женой
В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения Ильяса Есенберлина (1915–1983). Память об историческом романисте, лауреате Государственной премии Казахской ССР хранят раритеты. Они собраны в Литературном музее Ильяса Есенберлина на малой родине писателя – в городе Атбасаре Акмолинской области. Здесь можно увидеть рукописи, фотографии, личные вещи литературного классика, прочувствовать атмосферу, в которой рождались его произведения, узнать о том, как создавался литературный труд его жизни – трилогия «Кочевники».
Музей в Атбасаре – это не просто место хранения экспонатов, это живой центр изучения и популяризации творчества писателя. Здесь проводятся экскурсии, лекции, литературные встречи, посвященные жизни и творчеству писателя.
– Ильяс Есенберлин был одним из первых, кто обратился к историческому прошлому казахского народа, сумел создать яркие и запоминающиеся образы ханов, батыров, простых кочевников, наполнить произведения народной мудростью и фольклором, который очень хорошо знал. Именно поэтому его произведения стали своеобразной энциклопедией казахской истории, – говорит директор музея Улболсын КОМБАТУРОВА.
– Расскажите о музее. Когда он был основан, и кто стоял у истоков его создания?
– Музей был открыт в Атбасаре 24 декабря 1999 года. У истоков его создания стояла семья писателя: именно близкие Ильяса Есенберлина выносили идею организации экспозиции на малой родине писателя, в нынешней Акмолинской области. Сыном писателя Козы-Корпешем Есенберлиным и братом Раунаком Есенберлиным был собран богатый материал, составивший основу музейного фонда. В числе раритетов – личные вещи писателя, его рукописи, издания. Все это в совокупности с воссозданным рабочим кабинетом позволяет прикоснуться к биографии Ильяса Есенберлина, проследить этапы его жизненного и творческого пути. Сам музей расположен в историческом здании – дореволюционном купеческом особняке. Его архитектурный облик относит нас ко временам детства Ильяса Есенберлина – первой половине XX века. В целом же музейный центр сочетает историческое наследие с музейными тенденциями сегодняшнего дня. Почетный архитектор РК Бирлик Ережепов очень чутко адаптировал исторические стены для размещения в них музея. Он смог проложить визуальный мост между эпохой Есенберлина и читателями сегодняшнего дня.
– По какому принципу устроена экспозиция, в скольких залах она размещена?
– Музей состоит из четырех залов. Экспозиция знакомит с этапами жизненного пути Ильяса Есенберлина. Это детство и юность писателя, его участие в Великой Отечественной войне, трудовая деятельность и литературное творчество. Наша экспозиция приглашает погрузиться в мир писателя, в сюжеты его произведений. Это увлекательный тур, который позволяет многое узнать о родной литературе, истории.
Начинается путешествие по музею с материалов о раннем детстве писателя. Будущий классик появился на свет в преддверии грандиозных исторических перемен – в 1915 году. Впереди была революция и последовавшее за ней суровое время коллективизации. Степь ждали испытания.
Ильяс Есенберлин родился в семье столяра, представителя рода аргын. Жили небогато, но счастливо. Мальчик рос любознательным. Большую роль для будущего писателя сыграло знакомство с акыном Какбаем. Певец и домбрист-виртуоз знал множество легенд. Он раскрыл перед ребенком мир народных сказаний. Общение с акыном повиляло на становление творческой личности Ильяса Есенберлина – на всю жизнь фольклор стал для него культурной основой. К слову, в экспозиции воссозданного кабинета писателя можно увидеть домбру – этот инструмент всегда был для него одним из источников вдохновения.
Легендарные личности степи – Асан Кайгы и Бухар жырау, Кобланды и Кенесары, о которых Ильяс Есенберлин узнал в ранние годы от Какбая, остались с ним на всю жизнь и стали героями его произведений.
– Давайте продолжим разговор о биографии Ильяса Есенберлина. Как получилось, что будущий писатель оказался в детском доме?
– Ильяс и его брат Раунак рано осиротели. Прошедшая по степи эпидемия черной оспы унесла их родителей. Брата приютили родственники, двоих они прокормить не могли, и девятилетний Ильяс остался один. Мальчик присоединился к ватагам беспризорных. Увы, в то время их было много. Они искали пропитание где могли, ловили птиц, диких зверьков. Однако, когда степь охватил тотальный голод, не стало и этого. Дети падали от голода, умирали. В числе ослабших был и маленький Ильяс, он лежал на берегу реки и не мог пошевелиться. Все это кончилось бы плачевно, если бы ребенка не нашел патруль коммунистического рейда и не определил в приют. Там Ильяса выходили, он встал на ноги.
– Известны ли увлечения будущего писателя в школьный период?
– Он много читал, увлекался рисованием – нередко темами для творчества становились герои эпоса, легенд, о которых ему в свое время рассказал акын Какбай. Будущий писатель хорошо учился, стремился к знаниям. В свободное от учебы время он шел в школьную библиотеку, где много читал – художественную, научно-популярную литературу. Чтение было одним из его любимых занятий. Помимо творческих, у мальчика обнаружились и аналитические способности. Он любил математику, быстро считал, проявлял склонность к математическому анализу и логике.
Развитый кругозор и хорошая успеваемость помогли подготовиться к учебе на рабфаке, а затем и в институте.
– Какой вуз выбрал для поступления будущий писатель? Как складывалась судьба Ильяса Есенберлина в годы войны?
– Он поступил в Алма-Атинский горно-металлургический институт (нынешний Казахский национальный исследовательский технический университет имени К. И. Сатпаева) и до войны успел его окончить. Выбор вуза был обусловлен не только склонностью к точным наукам, но и социальными условиями института: вуз предоставлял общежитие и питание.
Обладая нужной для промышленности специальностью, Ильяс Есенберлин мог получить бронь. Но, когда страна оказалась в опасности, он не мог находиться в тылу и в первые дни войны отправился на фронт. В 1943 году Ильяс Есенберлин был тяжело ранен в ногу. Военврачи госпиталя даже хотели ее ампутировать, но он очень просил сохранить ногу, говорил: «Я все вытерплю». В итоге он выдержал долгую, тяжелейшую операцию без наркоза. И результат ее, к счастью, был положительным – ногу удалось сохранить.
В госпитале он пролежал около года, после чего был комиссован. Важно отметить, что за воинскую доблесть Ильяс Есенберлин был удостоен двух медалей – «За боевые заслуги» и «За оборону Ленинграда».
– Куда писатель вернулся после демобилизации?
– После выписки из госпиталя встал вопрос о том, куда возвращаться. Он размышлял об этом, и его выбор пал на Алма-Ату. Несмотря на военные годы, в городе работали промышленные предприятия – часть из них была эвакуирована из занятых врагом территорий СССР, город жил насыщенной культурной жизнью. В частности, с 1941 года действовало новое здание Театра оперы и балета.
О периоде юности и начале взрослой жизни рассказывают фотографии из личного архива Есенберлиных.
– Как складывалась послевоенная жизнь Ильяса Есенберлина?
– Его образованность, способность к логике и фронтовая закалка оказались востребованными. Ильяс Есенберлин был принят на работу инструктором в аппарате ЦК Компартии Казахстана. После долгого трудового дня, когда позволяло время, он вырывался в Театр оперы и балета – там шли спектакли, концерты, на сцене выступала Галина Уланова, которая приехала в Алма-Ату к своему мужу – эвакуированному в тогдашнюю столицу Казахстана театральному режиссеру Юрию Завадскому. Именно там, в театре, он встретил свою будущую жену Диляру. Они стали встречаться, и вскоре Ильяс Есенберлин сделал ей предложение. Она отказала ему. Дело в том, что девушка была дочерью расстрелянного в 1937 году бывшего наркома юстиции Хамзы Жусупбекова. Поэтому Диляра опасалась, что брак мог оказаться опасным для Ильяса. Однако он был настойчив, и в итоге они все-таки поженились. Более того, Ильяс Есенберлин задействовал все свои связи, чтобы вызволить из Акмолинского лагеря жен изменников родины (АЛЖИР) свою тещу.
Этот очень смелый по тем временам поступок действительно оказался фатальным – привлек к нему внимание органов НКВД. В 1951 году Есенберлин был арестован и приговорен к пяти годам лишения свободы. Срок Ильяс Есенберлин отбывал на строительстве Каракумского канала. Это было еще одно смертельное испытание – невыносимая жара, болезни и недоедание могли привести к гибели. Спасла профессия горного инженера, благодаря которой его перевели в более сносные условия. Так писатель выжил, и в 1953 году, после смерти Сталина, его освободили со снятием судимости. Об этом послевоенном периоде также можно узнать через раритеты, в частности, представленные на стендах документы, фотоматериалы.
– Когда Ильяс Есенберлин начал писать? Какие материалы экспозиции отражают его литературный путь?
– Он начал плодотворно работать в литературе с первых послевоенных лет – писал в основном стихи. Так, в 1945 году вышли поэмы «Айша», «Султан», в 1949 году – «Песни Благородства». В 1950-х он обратился к прозе. Так, в 1957 году была создана «Повесть о человеке», а спустя три года – произведение «На берегу реки». Нужно сказать, что он еще в 1940-х задумался над созданием исторических произведений, ведь народные герои, фольклор жили в его фантазии еще со времен раннего детства и никуда не исчезали. Более того, в сложные времена сказания, легенды, а также истории о героях, которые он прокручивал в голове, помогали выжить, удержаться на плаву. Иными словами, все эти годы он вынашивал идеи будущих произведений, думал о героях, сюжетах. К реализации идей подтолкнула «оттепель». Постепенно стали открываться архивы, писатели получали к ним доступ. Одновременно было снято табу на ряд тем. Однако некоторые исторические герои по-прежнему продолжали считаться «сложными». И, тем не менее, Есенберлин рискнул – желание реализовать свои идеи оказалось выше негласных табу. В итоге за четыре года вышли в свет три романа – «Хан Кене» (1969), «Заговоренный меч» (1971) и «Отчаяние» (1973), составившие знаменитую трилогию «Кочевники». Произведения охватили события в Казахской степи с XV по середину XIX века: раскрывали такие темы, как формирование казахского народа, сложные взаимоотношения с Джунгарией, Китаем, Хивой, Бухарой и Российской империей, судьба Кенесары хана. Стоит ли говорить, что все три произведения стали событийными, причем как для литературного мира, так и для историков: за ними выстраивались очереди в библиотеках. На русский язык трилогию перевел еще один исторический романист – Морис Симашко (1924–2000), который, как и его коллега Ильяс Есенберлин, буквально жил миром Центральной Азии, удивительной историей региона.
В последующем выходили такие произведения писателя, как «Прикрой своим щитом» (1974) – о первоцелинниках, «Золотые кони просыпаются» (1976), «Мангистауский фронт», «Завещание» (оба – 1978 год), «Дальние острова» (1983), «Праздник любви» и «Радость белых лебедей» (оба – 1984 год). Его трилогия «Лодка, переплывшая океан», посвященная нравам казахской интеллигенции, долго не издавалась и вышла, как и ряд других сочинений, лишь после смерти писателя.
В 1979–1983 годах была написана новая историческая трилогия «Золотая Орда», состоящая из романов «Шестиглавый Айдахар», «Шесть голов Айдахара» и «Гибель Айдахара» («Айдахар» с казахского – «дракон»), повествующая об истоках казахской нации.
Исторические романы Есенберлина переведены на многие языки и изданы общим тиражом более восьми миллионов экземпляров.
В экспозиции представлены знаковые издания писателя, выходившие как на казахском, так и на русском, и на других языках. По ним посетители музея могут получить представление о том, где, когда и на протяжении скольких лет издавались и переиздавались книги, какова география изданий.
– Расскажите, пожалуйста, о наиболее ценных раритетах музея, как посетители могут прочувствовать атмосферу рабочего кабинета писателя?
– Как уже говорилось, сегодня в музее насчитывается более 3000 единиц хранения. Основу литературной экспозиции музея составляют юбилейные медали, портреты, личные вещи литератора. В фонде музея хранится уникальная запись – живой голос писателя. Среди коллекции изданий – книги с его автографом. В экспозиции фотоматериалов представлены семейные фотографии и снимки в кругу соратников, в экспозиции рукописей одно из центральных мест занимает рукопись книги «Лодка, переплывающая океан». Также можно посмотреть документальные фильмы о жизни и творчестве Ильяса Есенберлина, воспоминания дочерей писателя, интервью с его сыном Козы-Корпешем Есенберлиным.
В музейном зале восстановлен кабинет Ильяса Есенберлина. Он работал в абсолютной тишине, лишь только стук пишущей машинки нарушал ее. Покой писателя берегли домашние – дочери, сын, но прежде всего Диляра – жена Ильяса Есенберлина. Она была хранительницей очага, создавала все условия для творчества. Посетители музея, словно зачарованные, вглядываются в каждую деталь, пытаясь уловить вдохновение, которым был наполнен этот кабинет. Здесь рождались великие романы, здесь творилась история казахской литературы. И сегодня, спустя годы, это место продолжает вдохновлять новых читателей и исследователей.
– Расскажите о достижениях музея. В каких международных научных проектах он принимает участие?
– В 2018 году мы были удостоены почетного звания «Лучший государственный музей районного значения» в Республике Казахстан. На торжественной передаче символов звания в Национальном музее РК была отмечена многоплановая работа наших специалистов – это и экскурсионная, и просветительская работа, и участие в республиканских и международных музейных и выставочных проектах. В рамках международного сотрудничества мы принимали участие в Международной книжной выставке Bookmesse во Франкфурте-на-Майне, в конференции «Певец Великой степи», прошедшей в Российской государственной библиотеке в Москве, в ряде других конференций, выставок и библиотечных проектов. Также ежегодно проводится театрализованный конкурс среди учащихся школ города и района «Есенберлинские чтения». Цель проекта – приобщение старшеклассников к творчеству великого писателя, расширение знаний по родной истории и культуре.
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото предоставлены Литературным музеем Ильяса Есенберлина

1989 раз
показано0
комментарий