- Общество
- 02 Мая, 2025
ЕРЛАН АСКАРБЕКОВ: «МЫ ИЩЕМ ГЕНИЕВ!»

Национальная литературная премия Mecenat.kz была основана три года назад. Несмотря на свой молодой возраст, премия быстро набрала популярность, и сегодня можно анализировать ее достижения и результаты. Участники с энтузиазмом вступают в соревнование, поскольку престиж премии подкреплен материальными выгодами. Победитель получает возможность сосредоточиться на творчестве на протяжении всей жизни: ежемесячная стипендия в 500 долларов по курсу в тенге позволит заниматься любимым делом без финансовых забот.
Об истинных целях премии, критериях отбора, темах и уникальности казахской литературы мы поговорили с создателем премии, политтехнологом и PR-директором Ерланом Аскарбековым.
– Каковы истинные цели проекта Mecenat.kz?
– Главная цель проекта Mecenat.kz – сделать казахстанцев счастливыми. Это возможно лишь через преодоление основных болей народа, таких как Ашаршылық, Ақтабан шұбырынды и Қаңтар, который я считаю самым ужасным из них. Чтобы понять современный Казахстан, важно осознать наследие предков до революции и советской идеологии. Мы не обязаны придерживаться только реализма или исторических романов. Я призываю к экспериментам в создании уникальных жанров, сохраняя хронотоп. Герои могут находиться в любой эпохе или даже за границей, но значительная часть повествования должна быть связана с нашим временем и местом. Вы можете сосредоточиться на одном моменте сегодня и раскрыть его в 30 тысяч символов, что станет интересным срезом текущих событий в стране. Главная цель – показать современный Казахстан через разные подходы, оставаясь в рамках нашего хронотопа, без ограничений по времени, включая прошлые десятилетия.
– С какими проблемами сегодня сталкиваются писатели Казахстана? И помогает ли ваш проект преодолеть эти преграды?
– Главная проблема – лень. Литературная легенда рассказывает о том, что Арсений Тарковский пришел к Мандельштаму с жалобами на отсутствие денег и работы. Мандельштам выгнал его, крикнув: «А Джордано Бруно было легко?». Этот «волшебный пендель» стал толчком для Тарковского, и вскоре он стал настоящим поэтом. Еще одной проблемой наших писателей является недостаток пассионарности. Оценить текст может лишь читатель, чувствующий, сколько души вложено в него. Я подчеркиваю, что нужно переписывать свои тексты много раз, что отражает внутреннюю писательскую страсть и уверенность в своем гении. Гений – это талант, смешанный с упертостью и верой в свою избранность.
– И отсутствие синдрома самозванца?
– Да, никаких комплексов, и еще глубокое уважение к своей подписи. Вы можете писать любую чушь, пока не опубликуете свою работу. Пока ваша работа не опубликована, к вам будут относиться снисходительно. Но как только она выйдет в свет, никто не станет жалеть вас. Давайте изменим угол зрения. Представьте себя на месте зрителей. Вы пришли на концерт, и музыканты фальшивят, исполнение не соответствует ожиданиям. Если музыканты придут к вам с извинениями, вы не будете их жалеть. Как потребитель, заплативший за билеты, вы скажете: «Это не мои проблемы». Вы спросите: «А было ли легко Джордано Бруно или Иисусу Христу?».
– В таком случае должен быть профессионализм?
– И способность идти на огромное количество жертв без всяких гарантий. Вам очень повезет, если родной человек будет поддерживать вас психологически. Писателям не хватает веры в себя и поддержки родных людей. И вы не должны непременно участвовать в этом году. Пишите 3 года, 5 лет. Как говорил поэт Мандельштам: обращайся к одному читателю, но через миллион лет. Пиши настолько круто, чтобы это было интересно через миллион лет. Будете ли вы халтурить, если создаете текст на века?
– А если у человека нет уверенности в своем таланте?
– Если вы не готовы к состязанию талантов с гениями, возможно, наш конкурс не для вас. Mecenat.kz – это конкурс, в котором талантливые авторы соперничают с истинными гениями. Все наши финалисты достойны издания и экранизации, но победители – это те, кто проявил большую пассионарность и трудолюбие, они переписали свои тексты от пяти до семи раз. Гении же, в отличие от них, готовы перерабатывать свои работы десятки раз ради совершенства. Я определяю гения не только по качеству его текста, но и по реакции читателей. Интерес должен быть вирусным, охватывая десятки, сотни тысяч читателей за короткий срок. На награждении третьего сезона я делился секретами победы: ключевой момент в том, что успешные авторы инстинктивно опираются на архетипы, что заметно в их произведениях, напоминающих казахские сказки и эпосы. А гений предложит новый, более эффективный подход, который невозможно предсказать.
– Ваша премия интересна еще и тем, что она пытается состыковать высококлассную, профессиональную литературу и народное признание. Это, наверное, возможно, но сложно.
– На самом деле, это несложно. Мы оцениваем профессионализм как своего рода фейс-контроль: нужно продемонстрировать стиль и манеру, как джентльмен или леди – одежду. Главное – вызвать резонанс в душе читателя. Я доверяю ридерам – квалифицированным читателям с хорошим вкусом, которых мы выбираем каждый год. Их задача – цензура на соответствие Положению о конкурсе. С юмором представляю, как в будущем кто-то вернет свой гонорар и скажет, что посвятит свою жизнь волонтерской помощи проекту, мол, «вы нашли Шекспира». Я мечтаю увидеть первого казахского Шекспира и верю в великое будущее нашей литературы. Авторам необходимо повзрослеть и понять, что их единственный соперник – это их собственные лень и цинизм.
– Какие темы или мотивы, на ваш взгляд, наиболее актуальны для казахстанских авторов сегодня?
– Сегодня главной национальной болью является постижение нашей истории. Вместо исторических романов о Средневековье, давно пора писать семейные саги и романы о XX и XXI веках. Премия требует работы с архивами и документальными книгами, и, слава Богу, уже появились важные книги, такие как мемуары Кунаева и работы Лайлы Ахметовой. Недавно был на презентации мемуаров Лейлы Галимжановой – экс-министра культуры и директора Казахфильма. Я общаюсь с семьей Калдаяковых и узнал, что создатели сериала о них не обращались к ним за мнением. Даже если сериал хорошо снят, без точки зрения семьи и знания фамильных легенд впечатление будет однобоким. Чтобы избежать искажений, необходимо использовать разнообразные источники.
– Как вы оцениваете влияние цифровых технологий на развитие литературы и коммуникации с читателем в условиях Казахстана?
– Мы уже сталкивались с рукописями, написанными ИИ, которые удалялись с конкурса из-за сухого языка. Пока это слабые тексты, но с развитием технологий мы увидим произведения, похожие на человеческие, возможно, через 3-5 лет для русского и 7-10 лет для казахского языков. Вспоминаю случай из 1983 года, когда режиссер Сергей Соловьев отбирал участников для группы казахов и оставил только Серика Апрымова – шофера из аула, который позже стал авторитетным артхаусным режиссером.
– В чем, по вашему мнению, заключается уникальность казахстанской литературы? Вообще, она существует, как явление?
– Казахстанская литература, безусловно, существует, и гении помогут раскрыть ее потенциал. Мы имеем 124 этноса и 42 конфессии, и я бы предложил использовать это богатство. Представьте роман, мастерски написанный, где использовались бы 60 языков. В таком произведении можно не просто упоминать о соседях, а погрузить читателя в атмосферу, где будут представлены все этносы и их истории.
– Это будет Вавилон!
– Я не обещаю, что автор выиграет. Даже не обещаю, что мы примем текст, если он не будет соответствовать технически. А уж если он пройдет все фильтры – точно вызовет любопытство читателей. А вот насколько талантливо будет написано – это вопрос. Гений бы, к примеру, использовал нашу многокультурность, как хозяйка, объединяющая на столе блюда разных народов: борщ, бешбармак, корейский салат. У нас были такие рукописи, где герои – люди разных национальностей. Это банально для Казахстана. Нужно дать героям разные языки и этнокультурный багаж. И пусть они живут в Казахстане, как оно есть.
– Это было бы здорово, но сложно.
– А кто сказал, что должно быть легко?!
Светлана УМЫРГАЛЕЕВА

1820 раз
показано0
комментарий