• Общество
  • 02 Мая, 2025

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЮРКОЛОГИЯ: 30 ЛЕТ ДИАЛОГА КУЛЬТУР

11 апреля 2025 года в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы состоялось важное научное событие – Международная научно-практическая конференция «Музыкальная тюркология сегодня: проблемы и перспективы». Мероприятие было приурочено к 30-летию со дня проведения Первого Международного симпозиума «Музыка тюркских народов», ставшего вехой в развитии этномузыкознания.

 

Оргкомитет конференции возглавили ректор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, доктор философии (PhD) Гаухар Тасбергенова­; и. о. проректора по научно-инновационной деятельности, творческому развитию и международному сотрудничеству, кандидат искусствоведения, профессор Айзада Нусупова; а также эксперт, доктор искусствоведения, профессор кафедры музыковедения и композиции, Заслуженный деятель РК – ­Сауле Утегалиева.
Конференция прошла при активной поддержке профессора, Заслуженного деятеля Республики Казахстан, амбассадора Международного совета по традициям музыки и танца (ICTMD) – ­Дюсена Курабаевича Касеинова. Его вклад в формирование музыкальной тюркологии как самостоятельного направления в науке Казахстана поистине неоценим.
Симпозиум 1994 года, положивший начало традиции изучения музыки тюркских народов на научном уровне, был организован по инициативе профессора Б. И. Каракулова и при поддержке Д. Касеинова, в то время занимавшего пост ректора Алматинской государственной консерватории имени Курмангазы. Сегодняшняя конференция стала продолжением этого важного научного диалога, объединив ученых, исследователей и деятелей искусства из разных стран.
Тюркологический симпозиум 1994 года оказался первым крупным музыкальным форумом периода независимости Казахстана, заложив основы для международного научного взаимодействия в области музыкальной тюркологии. Он собрал ведущих ученых со всего мира, среди которых – профессора Ласло Викар (Венгрия), Вальтер ­Фелдман (США), Жан Клод Шабрие (Франция), Ирена Маркофф (Канада), Карл Рейхл (Германия), а также представители СНГ: профессора Ф. Кароматли (Узбекистан), Ш. Гуллыев (Туркменистан, Казахстан), Г. Сайфуллина (Татарстан, Россия) и многие другие. Всего было подано около 90 заявок, включая участие из Турции, Германии, Франции, Венгрии, Швейцарии, ­Канады, Японии, Ирландии и США.
Конференция 2025 года стала достойным продолжением этого научного наследия. С приветственными словами к участникам обратились видные деятели науки и культуры. Среди них – Олжас Сулейменов­, поэт и народный писатель РК, директор Международного центра сближения культур под эгидой ЮНЕСКО; профессор Земцовский Изалий Иосифович (США); президент ICTMD профессор Танг Суи Бенг (Малайзия); Разия ­Султанова – исследователь глобальной истории музыки и главный редактор «Энциклопедии музыки тюркоязычного мира» (Великобритания).
Среди почетных гостей и участников были: профессор Абдулла Акат (Турция), профессор Актоты Раимкулова (Азербайджан), проректор Казахского национального университета искусств имени К. Байсеитовой Нуртаза Раушан, а также доктор наук и композитор Озге Гюльбей (Измир, Турция), доктор философии, доцент Берлинского университета искусств Дорит Клебе (Германия), профессор Института этномузыкологии Токийского музыкального колледжа Лео Тадагава (Япония) и др.
С докладами на конференции выступили более 50 ученых из Казахстана, Азербайджана, Узбекистана, Кыргызстана, России, Германии, Японии, Польши, Словакии, Нидерландов, США и Хорватии. Такое широкое международное участие подчеркивает значимость и актуальность темы музыкальной тюркологии в современном научном дискурсе.
Тематика симпозиума 1994 года отражала фундаментальные исследовательские приоритеты времени: от анализа письменных памятников до изучения жанров традиционной музыки, инструментов, религиозных связей, мигра­ционных процессов и методологии. Это стало важным этапом в развитии музыкальной тюркологии как научной дисциплины, где музыкальный фольклор рассматривался как источник истори­ческих сведений об этногенезе тюркских народов.
Конференция 2025 года, сохраняя преемственность, заметно расширила исследовательский спектр, учитывая вызовы и возможности XXI века. Среди ключевых направлений были:
1. Общие и методологические вопросы музыкальной тюркологии;
2. Музыкальная диалектология и картографирование;
3. Музыкальные инструменты и инструментальная музыка тюркских народов­;
4. Жанры традиционной музыки тюркских народов: сходства и различия;
5. Музыкальное воплощение тюркского эпоса;
6. Миграция и взаимодействие музыкальных культур;
7. Профессиональное музыкальное искусство тюркских народов ХХ – ХХI вв.;
8. Музыка тюркских народов в современном музыкальном образовании;
9. Музыкальная индустрия тюркского мира: от управления к искусству.
Значимым событием в рамках конференции стала презентация книги «Национальные музыкальные инструменты тюркоязычных стран». Такое уникальное издание, содержащее информацию о 104 музыкальных инструментах на четырех языках (тур., азерб., рус., англ.), выходит впервые. Участники из разных стран увезли его с собой как символ единства и уважения к богатому музыкальному наследию.
Особое внимание было уделено личности Б. И. Каракулова, профессора, одного из основоположников музыкальной тюркологии. Именно он еще в 1994 году выдвинул идею создания Международной музыковедческой тюркологической ассоциации (ММТА). Учитывая его вклад в развитие казахстанского этномузыкознания, 11 апреля 2025 года в рамках конференции состоялось торжественное открытие Центра тюркской музыкальной культуры и наследия его памяти. Сказанное стало возможным благодаря поддержке Фонда тюркской культуры и наследия (председатель А. Раимкулова) и символизирует продолжение великой миссии по сохранению и развитию музыкального наследия тюркских народо­в.
В рамках Международной конференции «Музыкальная тюркология сегодня: проблемы и перспективы» в Большом концертном зале имени Рахмадиева­ КНК им. Курмангазы состоялось одно из самых ярких и эмоционально насыщенных событий форума – грандиозный концерт «Традиционная и современная музыка тюркского мира».
Этот вечер стал настоящим праздником культуры и искусства, где слились воедино голоса степей, гор, древних преданий и современных звучаний. Со сцены звучали как хрупкие интонации древних инструментов, так и мощные эпические образы, вызывая у зрителей восторг и трепет. Каждое выступление было пронизано душевной теплотой, мастерством и глубокой любовью к своим национальным истокам. Публика аплодировала стоя и затаив дыхание следила за виртуозными номерами – от чарующего горлового пения Айзады Кабдыкаримовой и величавого звучания ансамбля «Каусар» на жетыгенах до эпического рассказа о герое Алпамысе в исполнении жырау-сказителя Жанибека Пиязова.
Концерт стал мостом, соединяющим не только поколения, но и страны: Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Азербайджан, Турция, Уйгурская автономия – все они звучали в унисон. Сцена оживала благодаря изысканным номерам ансамблей «SazArt», «Нава», мугамного трио, и блистательным солистам, включая Народную артистку Кыргызской Республики Розу Аманову и профессора Эрдема Оздемира. Финальной точкой концерта стал исполненный с триумфальной мощью кюй Курмангазы­ «Серпер» в исполнении ансамбля домбристов – настоящий музыкальный фейерверк, символизирующий дух свободы и созидания.
Этот вечер оставил неизгладимое впечатление в сердцах слушателей и стал подлинным доказательством: музыка тюркского мира – это бесценное сокровище, объединяющее души, укреп­ляющее дружбу и вдохновляющее на творчество.
В рамках международной конференции «Музыкальная тюркология сегодня: проблемы и перспективы» особое внимание вызвали мастер-классы ведущих специалистов в области музыкального искусства стран тюркского мира. Эти яркие события не только раскрыли богатейшие традиции национальной музыки, но и продемонстрировали высокий профессионализм лекторов, вдохновив как исследователей, так и молодых исполнителей.
Профессор Государственной консерватории Узбекистана, доктор искусств Азатгул Ташматова в своем мастер-классе «Опыт модификации и совершенствования узбекских народных музыкальных инструментов» с поразительной точностью и научной глубиной рассказала об инновациях, позволяющих сохранять аутентичность звучания при адаптации инструментов к современным исполнительским требованиям. Ее подход продемонстрировал синтез традиции и новаторства – фундаментальное условие живучести музыкальной культуры.
Гузаль Муминова, старший преподаватель кафедры «Инструментального исполнительства макомов» Института узбекского национального музыкального искусства имени Ю. Раджаби, посвятила свое выступление теме «Узбекский дутар: локальные школы, исполнительские стили». Благодаря тонкой музыкальной интуиции исполнителя, слушатели погрузились в звучание дутарной музыки разных регионов, ощутив ее многогранность и духовную силу.
Особую интеллектуальную и эмоциональную насыщенность привнесла Зумруд Ахундова-Дадашзаде – заслуженный деятель искусств Азербайджана, доктор философии по искусствоведению, профессор Бакинской Музыкальной академии им. Узеира Гаджибекова. Ее мастер-класс «Личность и творчество Узеира Гаджибейли: взгляд из XXI века» стал подлинным культурным откровением. Лектор не только осветила роль великого композитора в становлении музыкального сознания Азербайджана, но и подчеркнула его значение для всего тюркского мира.
Каждое из этих мероприятий стало не просто лекцией, а настоящим праздником науки, искусства и духовного единения. Такие встречи укрепляют культурные связи между народами, открывают новые горизонты для сотрудничества и вдохновляют на сохранение и развитие музыкального наследия.
Международная конференция ­«Музыкальная тюркология сегодня: проб­лемы и перспективы» 2025 года стала площадкой для осмысления более чем 30-летнего опыта в развитии музыкальной тюркологии, начиная с первого симпозиума. Участие представителей из разных стран позволило обсудить результаты мероприятий, прошедших в Баку, Казани и других центрах тюркской культуры. Казахская национальная консерватория имени Курмангазы совместно с партнерами, развивая диалог между научными институтами, уделяет внимание актуальным проблемам в изучении музыки тюркских народов, в том числе методологическим и культурологическим аспектам, и инициирует новые исследования, публикации, фестивали и проекты, способствующие дальнейшему развитию музыкальной тюркологии.

Алмагуль САРЫМСАКОВА, 
кандидат искусствоведения,
доцент кафедры 
«Музыковедение и композиция» 
факультета музыкознания, арт-менеджмента и социально-­гуманитарных дисциплин 
КНК им. Курмангазы

 

1930 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №9

30 Сентября, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»