- Время
- 31 Марта, 2025
РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ТРЕБУЕТ УЧЕТА ПРИНЦИПА СОБЛЮДЕНИЯ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ КАЗАХСКОГО НАРОДА

Сарқытбек МОЛДАБАЙ,
руководитель ОО
«Центр устойчивого развития Oшақ»,
доктор юридических наук, профессор
Аңдатпа. Мақалада Қазақстанда жергілікті өзін-өзі басқарудың дәстүрлері мен әдет-ғұрыптарын сақтау қағидатын бағалаудың қазіргі заманғы тәсілдері қаралады. Автор бұл қағидатты жергілікті билік органдарының тиімді жұмыс істеуі үшін оның маңыздылығын баса көрсете отырып, жергілікті өзін-өзі басқаруды ұйымдастырудағы базалық қағидаттардың бірі ретінде бөліп көрсетеді. «Ошақ» және «Ауылнай» сияқты дәстүрлі қазақ институттарын жергілікті өзін-өзі басқарудың қазіргі заманғы жүйесіне ықпалдастыру қажеттігіне ерекше назар аударылады. Алматы облысы Көксу ауданы Жарлыөзек ауылдық округінде басқарудағы жергілікті дәстүрлер мен әдет-ғұрыптарды жаңғыртуға және дамытуға бағытталған «Ошақ» пилоттық жобасын енгізу ұсынылады.
Түйінді сөздер: жергілікті өзін-өзі басқару; құқық принциптері; жергілікті өзін-өзі басқару қағидаттары; қазақ халқының дәстүрлері мен әдет-ғұрыптарын сақтау қағидаты.
Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к оценке принципа соблюдения традиций и обычаев местного самоуправления в Казахстане. Автор выделяет этот принцип как один из базовых в организации местного самоуправления, подчеркивая его важность для эффективного функционирования органов местной власти. Особое внимание уделяется необходимости интеграции традиционных казахских институтов, таких как «Ошақ» и «Ауылнай», в современную систему местного самоуправления. Предлагается внедрение пилотного проекта «Ошақ» в Жарлыозекском сельском округе Коксуского района Алматинской области, направленного на возрождение и развитие местных традиций и обычаев в управлении.
Ключевые слова: местное самоуправление; принципы права; принципы местного самоуправления; принцип соблюдения традиций и обычаев казахского народа.
Abstract. The article examines contemporary approaches to assessing the principle of adherence to traditions and customs in local self-government in Kazakhstan. The author identifies this principle as one of the fundamental elements in the organization of local self-government, emphasizing its importance for the effective functioning of local authorities. Particular attention is given to the need to integrate traditional Kazakh institutions, such as "Oshak" and "Aulnai," into the modern system of local self-government. The implementation of a pilot project "Oshak" in the Zharlyozek rural district of the Koksu district in the Almaty region is proposed, aimed at reviving and developing local traditions and customs in governance.
Keywords: local self-government; principles of law; principles of local self-government; principle of adherence to traditions and customs of the Kazakh people.
Проблема исследования принципа соблюдения традиций и обычаев казахского народа является весьма актуальной и своевременной. Поэтому, чтобы разобраться в бесконечном многообразии суждений по поводу принципа соблюдения традиций и обычаев местного самоуправления, считаем целесообразным обратиться к его истокам, т. е. к теории местного самоуправления.
По мнению ряда авторов, общепризнанными являются:
1. Теория свободной общины (естественных прав общины);
2. Общественная (хозяйственная) теория самоуправления;
3. Государственная теория самоуправления;
4. Теория дуализма муниципального управления;
5. Теория муниципального социализма.
Безусловно, перечень названных выше теорий местного самоуправления не является исчерпывающим, но мы не будем подробно останавливаться на исследовании каждой из них. Наша задача гораздо скромнее. Мы попытаемся объяснить и раскрыть причины неотъемлемости принципа соблюдения традиций и обычаев от местного самоуправления.
Как свидетельствует история, в качестве идейного начала местного самоуправления выступает теория свободной общины, которая является первой среди теоретических концепций, объясняющих сущность местного самоуправления. Обычно ее возникновение связывают с серединой XIX века. Однако не стоит забывать, что мысль об организации власти в общинах начала развиваться еще в средневековой Европе, когда отдельные городские общины (в которых набирал силу торгово-промышленный капитал) стремились освободиться от влияния землевладельцев.
В связи с этим возникла идея о приоритете общины перед государством, так как община сформировалась раньше. Отсюда следует, что историческими предпосылками возникновения данной теории явилась необходимость ограничения вмешательства государства в дела общин.
Именно теория свободной общины является родоначальником принципа использования местных обычаев и традиций в организации и деятельности местного самоуправления. Традиции и правовые обычаи играют важную роль в системе местного самоуправления. Они помогают формировать и поддерживать устойчивые социальные практики, которые способствуют эффективному управлению на местном уровне.
Однако следует признать, что органы местного самоуправления при осуществлении своей деятельности должны не только выражать интересы и потребности жителей, но и учитывать традиции и обычаи, сложившиеся на протяжении тысячелетий. Например, издревле у казахов накануне походов весь народ становился войском.
Войско отличалось большой мобильностью, поскольку оно состояло из отрядов по 10, 50, 100 и 1000 человек, во главе каждого отряда были свои командиры – онбасы (десятник), елубасы (пятидесятник), жузбасы (сотник), мынбасы (тысячник). В мирное время каждый ауыл в среднем состоял из пятидесяти человек, и они подчинялись елубасы (пятидесятнику), в мирное время их называли Ауылнай.
После колонизации казахских степей Российской империей, исторические традиции местного самоуправления в Казахских степях складывались и развивались в достаточно неблагоприятной обстановке. Был ликвидирован центральный политический институт казахского общества – ханская власть, была создана система административно-территориального управления в Казахской степи [1].
Автором проекта Устава о сибирских киргизах, утвержденного в 1822 г., выступил великий реформатор эпохи М. М. Сперанский. Этим Уставом Ауылнай был узаконен как старшина аула. Будучи младшей административной должностью, избирался на три года из числа авторитетных и состоятельных людей для ведения учета скота, организации сезонной перекочевки, сбора налогов и т. д. Однако должность Ауылнай была ликвидирована в первые годы советской власти.
В период советской власти во главе ауыла были председатели сельских советов, но до конца советской власти их называли Ауылнай. И сегодня акимов сельских округов казахи по привычке называют Ауылнай.
Как видите, институт местного самоуправления тесно связан с менталитетом местного народа, национальными традициями, обычаями и историей казахского народа. Поэтому нам необходимо возродить ряд институтов казахского обычного права, то есть вернуть те термины, которые сыграли свою высочайшую роль как инструменты формирования казахского общества и государства.
Если взять термин «Ошақ», то до сегодняшнего дня он служит символом единения семьи, неразрывности человеческого рода. Любовь и уважение к собственному очагу перерастают в любовь к Родине. Эту мысль подчеркивает народная мудрость: «Отан отбасынан басталады, отбасы ошак қасынан». – «Родина начинается с семьи, а семья – с семейного очага».
По результатам нашего исследования мы пришли к выводу, что исконно казахские термины «Ошақ», «Ауылнай», «Ауылбасшы» и «Кошебасшы» необходимо ввести в нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность местного самоуправления. И назвать орган местного самоуправления – Ошак, а руководителя местного самоуправления – Ауылнай, это только предпосылки формирования подлинного местного самоуправления.
Теоретическая разработка общих проблем местного самоуправления и их практическая апробация – это актуальная задача сегодняшнего дня, требующая объединенных усилий ученых, специалистов в тех или иных отраслях государственного управления, депутатов Парламента РК, маслихатов, акимов и других руководителей местной власти, представителей средств массовой информации и общественных объединений.
В России, например, местное самоуправление осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций, как это предусмотрено в ст. 131 Конституции РФ [2], согласно которой местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Пункт 2 статьи 1 Федерального закона РФ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года [3], устанавливает, что местное самоуправление обеспечивает решение вопросов местного значения населением «с учетом исторических и иных местных традиций».
Таким образом, основной закон России гарантирует местному самоуправлению право самостоятельно регулировать отношения на местном уровне, исходя из норм закона, а также исторических и местных традиций и обычаев.
Между тем, в разделе VIII «Местное государственное управление и самоуправление» Конституции РК от 30 августа 1995 года не указаны принципы местного самоуправления в Республике Казахстан. В разделе 5 Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года [4], где указаны основные принципы развития местного самоуправления, также отсутствует принцип соблюдения традиций и обычаев.
Вместе с тем, вся Концепция [5] ориентирована на западные страны, но где Запад, а где Казахстан. Ведь в вопросах местного самоуправления все зависит от менталитета народа, и здесь, по сравнению с западными странами, у Казахстана совершенно иная культура, быт, обычаи, традиции и т. д. Ни в одном из них мы не схожи – наша разница, как небо и земля. Тогда как самоуправление населения любого государства полностью зависит и основывается от ее национальной культуры, быта, обычаев и традиций.
Но, несмотря на это, в Концепции широко представлен опыт только западных стран: Польши, Франции, Германии, Финляндии, Канады и Австралии, и, исходя из этого, предлагается применить ряд инструментов западных стран для развития местного самоуправления Казахстана. Но насколько такие заимствования приемлемы в нашей стране? Как правило, они являются лишь имитацией. В мире она давно известна и называют ее «культ карго».
Политолог Екатерина Шульман вводит понятие «обратный карго-культ» – оно употребляется в отношении общественных институтов, структура которых скопирована у других стран, но которые устроены как поверхностная имитация и работают значительно хуже оригинала. При этом ответственными за их работу чиновниками часто совершается логическая подмена понятий – принципы работы передовых общественных институтов объявляются ложными, потому что плохо работает их имитация [6]..
Действительно, Казахстан все постсоветские годы, догоняя Запад, занимается тем, что копирует какие-то структуры общественных институтов зарубежных стран, а на этот раз пытается внедрить формирование и деятельность местного самоуправления Запада. Хотя модель «догоняющей» модернизации уже давно обнаружила свою ограниченность. И сегодня попытка имитировать, тем более имитировать предшествующие фазы развития Запада, не способна вывести страну на путь адекватного развития.
Кроме того, крайне непродуктивно и опасно проводить реформу местного самоуправления путем простой пересадки чужих нововведений в свою культуру. От этого мы потеряем свою традиционную культуру без обретения новой, а потерять свою историю местного самоуправления, которая насчитывает много столетий, мы никак не можем.
Как до колонизации Россией, так и после, казахские органы местного самоуправления были настолько влиятельными, что с их руководителями – аға-султанами – были вынуждены считаться даже царские чиновники. Выборы в самоуправление были чрезвычайно важными, победа в них считалась настолько принципиальным делом, что предвыборные баталии переходили порой в конфликты и порождали нездоровые страсти, столь красочно описанные, к примеру, в романе М. Ауэзова «Путь Абая».
Однако, несмотря на вполне понятный недостаток цивилизованных методов политической борьбы среди кочевников-скотоводов, степное самоуправление сформировало именно демократический тип политической культуры, нашедший позднее свое яркое отражение в программных документах «Алаш-Орды» [7].
Его основы зародились в эпоху возникновения родовых и племенных общин, когда складывался кочевой уклад жизни. Родовые старшины и племенные вожди выбирались на курултаях и сходах кочевников. Они наделялись полномочиями разбирать споры, формировать и командовать подразделениями воинов. При этом родовые общины обладали широкой автономией и значительным весом [8]. Поэтому нельзя говорить, что казахский менталитет исторически не готов к местному самоуправлению – исторические предпосылки к нему как раз есть.
У других народов Средней Азий исторически сложились совсем иные общины, основанные по религиозному, ремесленному и территориальному принципу, но все они имеют одно название и называется – Махалля. История формирования махалли как уникального социального организма и части городского конгломерата уходит в древность и глубину веков.
Еще аль-Фараби (870–950 гг.) в своем произведении «Раздумья о населении идеального города» [9], писал: «...каждый человек от природы устроен так, что на пути к стремлению жить и совершенствоваться он нуждается во многих вещах, однако он один не в силах ими овладеть, чтобы этого достичь появляется потребность в людской общине <...> Единая совместная деятельность членов данной общины предоставляет им возможность достижения и овладения теми вещами, которые им необходимы для их жизни и совершенства».
«В связи с этим, человек, прежде всего, сближается с соседом. А еще, он с этим же соседом живет на одной улице, в одной махалле, в одном городе и, наконец в одной стране, которая создала этот город» [10].
Махаллями в период СССР было принято называть части города, застроенные частными или так называемыми плановыми домами, множество многоэтажек, появившихся в период индустриализации, в махалли не входили. Махаллинские комитеты стояли на страже советского строя.
Новая история махалли и ее возрождение начались после обретения Независимости Республикой Узбекистан. Возрождение национальных традиций, обычаев, истории, рост национального самосознания затронул и процесс возрождения махалли. Махалля получила официальный юридический статус, закрепленный в Конституции, и стала органом местного самоуправления граждан и была наделена властными полномочиями. Получила возможность решать социальные проблемы на местах. На сегодня у местного самоуправления Узбекистана начался новый этап в развитии деятельности института махалли, и он успешно совершенствуется в соответствии с требованиями времени.
Таким образом, результаты нашего исследования показывают, что опыт махалли в качестве уникального института для построения демократического государства и формирования сильного гражданского общества намного ближе нам и может быть эффективно использован Казахстаном, чем опыт самоуправления западных стран. Поскольку историко-культурное взаимодействие казахского и узбекского народов уходит своими корнями вглубь веков, и оно подкреплено общим прошлым и богатым духовным наследием. Нас объединяет общность языков, религии, культуры и традиций. Эта живая нить соединяет прошлое, настоящее и будущее и является залогом вечной дружбы.
Подводя итог, следует сказать, что, как и вся политическая система Казахстана, институт местного самоуправления на протяжении всего времени существования вбирает положительный опыт функционирования самостоятельного института публичной политики, и в то же время требует дальнейшего развития и совершенствования.
В этой связи нами предлагается во исполнение Указа от 18 августа 2021 года № 639 «Об утверждении Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года» (далее – Концепция), принять Закон РК «Об общих принципах организации местного самоуправления в Республике Казахстан», запустить пилотный проект «Ошақ» в рамках района, как органа местного самоуправления.
Данный пилотный проект, разработан ОО «Центр устойчивого развития Oшақ» (далее – Ошақ) и неоднократно был обсужден (совещания, конференции и круглые столы) на площадке Ошақ, о внедрение пилотного проекта в отдельно взятой территории Казахстана.
В мае 2021 года на территории Жарлыозекского сельского округа Коксуского района Алматинской области запустили пилотный проект «Ошақ». За годы своей деятельности «Ошақ» провел различные мероприятия: консультации, обучение, встречи с населением сельского округа и совместные мероприятия (субботник, празднование «Наурыза», «День учителя» и т. д.). И на сегодняшний день жизнеспособность и перспективность данного проекта подтверждены результатами наших исследований (анкетирование, опросы и интервьюирование).
Основная задача реализации Концепции – это, прежде всего, объединение сельских жителей, и для этого необходимо запустить пилотный проект «Ошақ» и в других регионах страны как основу будущего органа местного самоуправления Казахстана. По оценкам зарубежных и отечественных экспертов, внедрение пилотного проекта окажет совокупный мультипликативный эффект не только на развитие местного самоуправления Казахстана, но и на развитие в целом государственного устройства страны.
По нашему мнению, природа местного самоуправления не терпит неопределенности, а тем более, отсутствия принципа соблюдения традиций и обычаев. Поскольку, роль принципа соблюдения традиции и обычаев особенно велика, так как правовая традиция выступает тем фактором, который аккумулирует в себе множество различных особенностей и определяет вектор государственно-правового развития.
В этом вопросе представляют интерес базовые положения немецкой исторической школы права, основоположники которой придавали особое значение правовым обычаям, необходимости их изучения и использования в процессе законотворческой деятельности. Изучение истории развития местного самоуправления у разных народов показывает, что эта история порождала разные формы организации сходных по своему смыслу институтов народовластия.
Принцип учета исторических и национальных (иных) традиций имеет свою динамику в условиях реформы. В частности, изменение границ может производиться только с учетом мнения населения, которое, естественно, будет выражать сложившиеся традиции и культуру в муниципальном образовании. В то же время учет национальных традиций не должен превращаться в национализм и провоцировать создание общественных объединений и обстановки, дестабилизирующих нормальные отношения между различными национальными группами.
Таким образом, важное теоретическое и практическое значение имеет научный анализ принципов организации местного самоуправления. Он должен вестись в рамках двух основных направлений: характер и значение принципов организации местного самоуправления; содержание и особенности каждого конкретного принципа. Что касается принципа учета исторических особенностей местного самоуправления, то его можно отнести к числу базовых, основополагающих принципов.
г. Астана
ЛИТЕРАТУРА
1. Юдин П. Л., Барон О. А. Игельсторм в Оренбургском крае (1784–1798 гг.) // Русский архив. – 1897. – № 4. – Кн. I.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
3. Федеральный закон РФ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года.
4. Указ Президента Республики Казахстан № 639 «Об утверждении Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года» от 18 августа 2021 года.
5. Там же.
6. Екатерина Шульман: Практический Нострадамус, или 12 умственных привычек, которые мешают нам предвидеть будущее // Ведомости, 24.12.2014.
7. Жизнь и смерть лидера Алаш Орды / [Электронный ресурс]: http://www.elimai.kz/zhizn-i-smert-lidera-alash-ordy.html.
8. Жумадилова А. «Сущность и природа местного самоуправления в Республике Казахстан» // Правовая реформа в Казахстане. № 3, 2003.
9. Маънавият юлдузлари (Звезды духовности). Тошкент, 1999. Б. 67–68.
10. Абу Наср Форобий. Фозил одамлар шахри (Раздумья о населении идеального города). Тошкент: Узбекистон миллий энциклопедияси, 2004. Б. 56.

4385 раз
показано0
комментарий