- Время
- 31 Марта, 2025
ОТВЕСТИ ОТ ОПАСНОЙ ЧЕРТЫ
Детские суициды представляют собой долгосрочную социальную проблему. По статистике, озвученной в прошлом году МВД, в основную зону риска входят подростки 15–17 лет. Вместе с тем регистрируются случаи самоубийства и у детей 11–13 лет. Основными причинами детских суицидов становятся сложные взаимоотношения с родителями, родственниками, сверстниками и педагогами. Также причинами поступков с трагическими последствиями могут служить плохие социальные условия. Значительное влияние на эмоциональное состояние детей оказывают и социальные сети – группы деструктивного характера с опасным для психического здоровья контентом.
Кандидат психологических наук, доктор PhD Сауле Идилева поделилась суждениями о проблеме детских суицидов и мерах, необходимых для предотвращения детских самоубийств. Эксперт подчеркнула необходимость комплексной работы, направленной на раннее выявление и предотвращение кризисных состояний у детей. Важно укреплять доверительные отношения между детьми и взрослыми, обучать родителей навыкам эффективного общения и поддержки. Необходимо также развивать систему психологической поддержки в школах и других образовательных учреждениях, чтобы дети могли своевременно получать квалифицированную помощь.
– Особое внимание следует уделить профилактике кибербуллинга и распространения деструктивного контента в интернете. Важно обучать детей безопасному поведению в Сети и критическому мышлению, чтобы они могли противостоять негативному влиянию социальных сетей. Только совместными усилиями семьи, школы, государства и общества можно отвести детей от черты и дать им шанс на благополучное будущее, – подчеркнула эксперт.
– Какая роль в предотвращении детских суицидов отводится школе – педагогам и психологам?
– Предотвращать суициды обязаны взрослые – родители и педагоги. Семья и школа должны находиться в постоянном контакте, родителям и педагогам нужно обмениваться информацией о ребенке, его интересах, увлечениях, особенностях его характера. Важно создать в школе благоприятную атмосферу. Чтобы ребенок не закрывался от учителя, не утаивал свои проблемы, а делился ими, спрашивал у педагога совета. Добиться такого доверия вполне реально, для этого нужна учительская открытость, доброе расположение педагога к ученику, готовность выслушать ребенка и помочь ему. Нельзя допускать безразличия к детям. Если у ребенка возникают психологические проблемы, то виноваты и учителя, и родители. Современная психология располагает эффективными инструментами профилактики депрессивных состояний. Важно, чтобы психолог регулярно проводил тестирование детей: психологический тест – один из самых верных методов определения проблемы, а индивидуальные занятия и тренинги помогут их решить. Если психолог выявляет проблему, то о ней должны быть информированы родители и классное руководство.
Особое внимание следует уделять детям, пережившим травмирующие события, находящимся в трудной жизненной ситуации или проявляющим признаки депрессии. Раннее выявление и своевременное вмешательство – залог успеха в предотвращении трагедии. Важно помнить о силе позитивного влияния и поддержки. Создание в школе кружков, секций, клубов по интересам поможет детям найти друзей, раскрыть свои таланты и почувствовать себя частью коллектива. Участие в общественной жизни школы и класса, волонтерская деятельность, спортивные мероприятия – все это способствует формированию позитивной самооценки и чувства причастности.
– Какие международные практики по профилактике суицида берут на вооружение психологи в Казахстане? Есть ли отечественные методики?
– Наши психологи опираются на международные практики, адаптируя их к отечественным социокультурным условиям. Наиболее распространены методы кризисной интервенции, когнитивно-поведенческой терапии и программы обучения жизненным навыкам, рекомендованные ВОЗ. Особое внимание уделяется созданию безопасной среды и повышению осведомленности населения о проблеме суицида.
Наряду с этим разрабатываются и отечественные методики. Они учитывают особенности казахской культуры, национального менталитета. К слову, погружение ребенка в мир народных традиций и ремесел благоприятно сказывается на психическом здоровье. Однако необходимо отметить, что систематизированных и научно обоснованных отечественных методик профилактики суицида недостаточно и требуется дальнейшее развитие этого направления.
Существует необходимость в подготовке квалифицированных кадров, разработке новых программ обучения для психологов, социальных работников и педагогов, позволяющих им эффективно выявлять людей, находящихся в кризисной ситуации, и оказывать им своевременную помощь. Важно также обучать не только специалистов, но и население в целом навыкам первой психологической помощи.
Развитие информационных технологий также дает большие возможности в деле предотвращения критических состояний у детей. Создаются онлайн-платформы, предоставляющие доступ к психологической помощи и консультациям. Уже сегодня активно используются социальные сети для распространения информации о проблеме суицида и способах ее решения, и это направление важно развивать.
Необходимо продолжать исследования в области суицидологии для более глубокого понимания причин и факторов риска. Это позволит разрабатывать более эффективные стратегии профилактики и оказывать адресную помощь нуждающимся.
– Что должны знать родители о детских суицидах?
– Родители должны понимать, что ребенок будет скрывать от них суицидальные мысли. Это происходит из-за страха быть непонятым, осужденным или нежелания причинять боль близким. Важно помнить, что суицидальные намерения часто маскируются обыденными фразами. Однако родителям необходимо обращать внимание на изменения в поведении, а также любые признаки депрессии, тревожности, социальной изоляции или резкие перепады настроения. Любые, даже кажущиеся незначительными жалобы на бессмысленность жизни, чувство вины или беспомощности должны насторожить. В разговорах с ребенком родителям важно проявлять эмпатию, внимательно слушать, при этом избегать обесценивания его чувств и осуждения. Не стоит бояться прямо спросить ребенка о его мыслях. Вопрос по существу может облегчить состояние и дать понять, что родители готовы помочь.
В случае обнаружения суицидальных мыслей у ребенка необходимо немедленно обратиться за профессиональной помощью к психологу, психотерапевту или психиатру. Своевременное обращение к специалисту может спасти жизнь.
И еще нужно знать одну важную вещь, которая может спасти жизнь ребенку. Как правило, дети пугаются крови, боятся боли. Поэтому, задумывая плохое, они прибегают к таблеткам. Из этого следует несложный вывод: все, даже самые безобидные медицинские препараты должны быть недоступны детям.
– При каком поведении ребенка нужно насторожиться?
– Есть несколько поведенческих признаков, по которым можно определить, что подростку плохо: он становится замкнутым, теряет интерес к жизни – к будничным вещам, в числе которых может быть даже его любимая еда, привычные увлечения; он не «вылезает» из социальных сетей, не хочет делиться с родителями темами общения в сети, сюжетами игр, в которые играет; может проявлять резкость; ребенок может страдать от бессонницы, кошмаров или, наоборот, постоянно чувствовать усталость и сонливость; у ребенка могут появиться вредные привычки или же происходит возвращение к старым, с которыми ему ранее удалось справиться; он может жаловаться на физическое недомогание без видимых причин, головные боли, усталость.
Если вы заметили у своего ребенка один или несколько из этих признаков, другие тревожащие вас изменения в его самочувствии или поведении, не стоит впадать в панику, но и игнорировать их нельзя. Постарайтесь поговорить с ним по душам, проявить понимание и поддержку. Если ситуация не улучшается, обратитесь к специалисту – психологу или психотерапевту. Даже если вы выберете своего специалиста, то все равно поставьте в известность об особенностях поведения ребенка школьного психолога и его классного руководителя.
– Как родителям и педагогам вести контроль за ребенком и его интересами, не нарушая его пространства? Как его оградить от посещения вредных сайтов?
– Уже говорилось об актуальности взаимного доверия – родителям важно быть открытыми по отношению к своим детям: доброжелательность, стремление поддержать, помочь разобраться в ситуации вызовут ответное доверие ребенка, он будет понимать, что родителям можно рассказать о своей проблеме. Не следует «вламываться» в мир ребенка, это может существенно осложнить ситуацию, сделать положение тупиковым. Вместо этого важно проводить время с детьми, выступать инициаторами общих кинопросмотров – предлагать фильмы, после чего обсуждать их с ребенком, и так, постепенно, он откроет вам свой мир, расскажет о том, что его волнует, он будет советоваться с вами, воспринимая родителей как экспертов в жизненных вопросах. В беседах с ребенком важно раскрывать актуальные для его возраста темы. Если вы не знаете, как подойти к обсуждению и с чего начать, можно проконсультироваться с психологом. То есть нужно диверсифицировать интересы ребенка, знакомить его с контентом, который отвлечет от ненужных сайтов и социальных сетей. К слову, сегодня возвращается интерес к старинной традиции семейного чтения – это не только полезно для интеллектуального развития ребенка, но и важно для создания позитивного климата и атмосферы доверия в семье. Также полезно проводить время на свежем воздухе, организовывать семейные прогулки, во время которых можно рассказывать ребенку интересные факты о городе, о той местности, где вы живете.
– Что сами дети должны знать о проблеме суицидов?
– Детям нужно объяснить, что суицид – это не решение проблемы. В большинстве случаев ребенок решается на непоправимый поступок из-за боязни быть непонятым, неуслышанным. Поэтому и родители, и педагоги должны донести до ребенка мысль о том, что нет неразрешимых вопросов, нет проблем, с которыми невозможно справиться. Выражая готовность помочь ребенку, родители и педагоги берут на себя часть его проблемы, часть его беспокойства. Это позволит ребенку перевести дыхание, он почувствует, что не одинок, ощутит опору. В беседах с подростком недопустимо формировать ощущение вины – это может причинить серьезную психологическую травму, вместо этого нужно спокойно, но серьезно поговорить, указать на проблему, разобрать ее и обсудить пути решения. После обсуждения можно спросить ребенка, какой выход он видит сам. Такой подход способствует развитию самостоятельного мышления.
Необходимо, чтобы подросток понимал: попытка суицида нанесет непоправимый вред не только ему, но и родителям, для которых он является самой большой ценностью в жизни.
– Детский суицид – это подростковая проблема?
– Детский суицид – это не только подростковая проблема, это трагедия, затрагивающая детей всех возрастов. Часто родители ошибочно полагают, что маленькие дети не способны к осознанным суицидальным мыслям, но это не так. Дети, так же, как и подростки, могут испытывать глубокую боль и отчаяние. Как правило, триггером становится стресс, пережитый ребенком. Поэтому необходимо вовремя протянуть руку помощи, оказать психологическую поддержку, чтобы мысли о суициде не отложились в подсознании – долгосрочной памяти.
– Как работать с детьми, пережившими попытку суицида?
– После попытки суицида ребенку необходимо предоставить профессиональную помощь. Психолог поможет ему восстановиться, научит справляться с эмоциями. Нужно разобраться в причинах, толкнувших ребенка к суициду.
Важно создать безопасное и поддерживающее пространство, где ребенок сможет открыто выражать свои чувства без страха осуждения. Родителям и близким необходимо проявлять терпение и понимание, избегать критики или обвинений.
Работа с психологом может включать в себя когнитивно-поведенческую терапию, семейную терапию и другие методы, направленные на укрепление психического здоровья. Важно научить ребенка стратегиям преодоления стресса и конструктивным способам решения проблем.
Помимо психологической помощи, необходимо обратить внимание на физическое здоровье, обеспечить ребенку полноценное питание и достаточный сон. Поддержка со стороны школы и друзей также играет важную роль в процессе восстановления.
Необходимо помнить, что восстановление после попытки суицида – это длительный и сложный процесс, требующий комплексного подхода. Важно не торопить ребенка, давая ему время и пространство для переживания и адаптации. Регулярные встречи с психологом, а также искренние и открытые разговоры с близкими помогут ему почувствовать себя в безопасности и понять, что он не одинок в своей борьбе.
Родителям и близким необходимо самим быть готовыми к эмоциональным вызовам. Возможно, им также потребуется психологическая поддержка, чтобы справиться с собственным чувством вины, страхом и тревогой. Важно помнить, что забота о себе позволит им лучше поддерживать ребенка.
Как ранее говорилось, полезными могут быть занятия творчеством, спортом или другими видами деятельности, которые приносят ребенку радость и помогают отвлечься от негативных мыслей. Важно помочь ему найти новые интересы и цели, которые наполнят его жизнь смыслом и помогут укрепить уверенность в себе.
Постепенно, шаг за шагом, ребенок сможет восстановить свою эмоциональную устойчивость и научится справляться с трудностями, не прибегая к суицидальным мыслям. Следует помнить, что любовь, поддержка и профессиональная помощь – это ключевые компоненты успешного восстановления.
– Какое место среди причин детского суицида занимает буллинг в школе?
– Вопрос о связи между буллингом в школе и детским суицидом – сложный и требующий осторожного подхода. Безусловно, травля оказывает крайне негативное влияние на психическое состояние ребенка, вызывая чувство беспомощности, изоляции и отчаяния. Эти переживания могут стать фактором риска суицидального поведения, особенно у детей с уже имеющимися психологическими проблемами или переживших травматические события.
Однако буллинг редко является единственной причиной. Чаще всего суицидальные мысли возникают как результат совокупности факторов, таких как депрессия, тревожные расстройства, семейные проблемы, генетическая предрасположенность и другие.
– Что бы вы порекомендовали родителям в плане профилактики детских суицидов?
– Уже отмечалось, что родители и педагоги должны быть главными помощниками детей. За будничными проблемами, «текучкой» нельзя забывать о психологическом состоянии ребенка. Нужно интересоваться его проблемами, вникать в них и помогать в их решении, это так же важно, как кормить, одевать и обувать ребенка. В беседах важно настраиваться с ребенком на одну волну. Необходимо помнить, что перед вами маленькая личность, и если мы проявляем уважение к этой личности, выражаем эмпатию, то и ребенок пойдет нам навстречу.
– Должны ли все дети посещать психолога?
– Психологическая помощь давно стала эффективным ресурсом моральной поддержки как детей, так и взрослых. Но считаю, что посещать психолога нужно не всем – все зависит от типа личности ребенка и проблем, с которыми он столкнулся. Есть дети, которым для преодоления сложностей достаточно посоветоваться с родителями или с педагогами. Им будет достаточно школьных психологических тренингов, которые включены в программу среднего образования. Однако есть дети другого психического типа, которые не справляются с проблемой без подключения специалиста – им консультации и занятия с психологом нужны обязательно. Родителям нужно четко понимать, что если самостоятельно, семейными ресурсами не удается справиться с проблемой, то нужно подключать помощь психолога – и с обращением к нему нельзя затягивать.
Юрий КАШТЕЛЮК

4408 раз
показано0
комментарий