- Время
- 31 Марта, 2025
ГЕРОИ МИНУВШИХ ДНЕЙ

Аңдатпа. Мақалада Екінші дүниежүзілік және Ұлы Отан соғысының Батыры Тәңірберген Қалилахановтың ерліктері, соғыстан кейінгі шығармашылық қызметі мен шығармалары жан-жақты талданады. Автордың пікірі бойынша қазақ жауынгерін аруақтар рухы қолдап, желеп жебеп өлімнен құтқарып қалған. Мұрағаттық құжаттарды талдай келе, автор Тәңірберген Қалилахановтың өмірі мен өткен жолы, оның артында қалған рухани мұрасы, зерттеуші ретінде айтқан ой-пікірлерінің бүгінгі ұрпақ үшін құнды әрі маңызы зор деген қорытындыға келеді.
Аннотация. В статье всесторонне анализируются подвиги и послевоенная деятельность, творчество и произведения воина-героя II мировой войны и ВОВ Танирбергена Калилаханова. По мнению автора, казахский воин остался живым благодаря незримой поддержке духов предков. На основе анализа архивных источников автор делает вывод, что его жизнь и подвиги, оставшееся после него духовное наследие, мысли и мнения, высказанные им в качестве исследователя, являются для нынешнего поколения ценными и значимыми.
Annotation. The article comprehensively analyzes the exploits and post-war activities, creativity and works of the hero of World War II and the Great Patriotic War Tanirbergen Kalilakhanov. According to the author, the Kazakh warrior remained alive thanks to the invisible support of the spirits of his ancestors. Based on the analysis of archival sources, the author concludes that his life and exploits, the spiritual heritage left behind him, the thoughts and opinions expressed by him as a researcher are valuable and significant for the current generation.
Прежде чем начать статью, отметим, что в 2016 году, к 100-летнему юбилею своего отца, Танирбергена Калилаханова, его дочь Гульша сдала в Национальный архив РК его личные документы, которые составили отдельный фонд под номером 233 (Гульша Танирбергенова, кандидат философских наук, доцент, член-корр. МАНПО РФ, сертифицированный научный эксперт МОН РК, обладатель званий «Деятель культуры РК», «Заслуженный работник образования РФ», «Отличник информации РК»).
Танирберген Калилаханов – один из немногих участников Второй мировой войны и Великой Отечественной войны, чья жизнь и судьба недостаточно изучены, и как героя войны, и как исследователя, посвятившего свою жизнь после окончания войны журналистике и исследовательской работе. В социальных сетях имеется информация о Т. Калилаханове, однако его жизнь и послевоенная деятельность остаются для многих казахстанцев малоизученными.
В первые дни войны командование направило Танирбергена Калилаханова в сформированный 72-й пулеметный батальон в районе города Дубоссары (Республика Молдова) в качестве ответственного секретаря комсомольской организации части [1]. На этой должности он руководил боевыми действиями молодых бойцов-комсомольцев по обеспечению переправы через реку Днестр, которые прикрывали эвакуацию гражданского населения из города Кишинева. В дни форсирования реки Днестр вражескими войсками в районе «Кошницкого мешка» Танирбергену Калилаханову приходилось по поручению командования вести группы бойцов на ночные операции, где освобождали гарнизон, солдат, оказавшихся в блокированных дотах врагом [1; 2].
Одним из таких гарнизонов, в освобождении которого пришлось участвовать нашему герою, была артиллерийская батарея юго-восточнее Дубоссары, на левом берегу Днестра. События происходили ночью с 25 на 26 июля 1941 года [1; 2]. Как вспоминал сам Т. Калилаханов, в течение 26 июля он находился по поручению командования батальона при гарнизоне старшего лейтенанта Чеховского, который оборонялся в пулеметном доте системы «блокгауз», расположенном на восточной стороне Дубоссары [3]. В этом доте были установлены три станковых пулемета. Там, кроме казаха Танирбергена Калилаханова, находились украинцы Чеховский, Заярный, русский Симонов, грузин Капанадзе и другие солдаты различных национальностей.
К концу 26 июля гарнизон был окружен, и доту угрожала блокировка. В связи с этим, чтобы сохранить живую силу и боевое оружие, командование приказало гарнизону оставить дот и отступить на следующий рубеж [3]. Итак, все остальные бойцы гарнизона отступили, только Т. Калилаханов, получивший тяжелое ранение накануне отступления, не мог идти, поэтому был вынужден вползти в дот и сделать перевязку. Пока он перевязывался, вражеское подразделение блокировало дот, и он решил закрыть все двери и амбразуры, чтобы не сдаться врагу без сопротивления. В первые минуты блокировки дота трое вражеских солдат вошли во дворик, думая, что там никого нет. Но Т. Калилаханов был наготове, через ружейные заслонки боевого каземета расстреливал их из пистолета. В дальнейшем враги угрожали взорвать дот, предлагали сдаться, но он хранил молчание и каждую попытку врага войти внутрь дота встречал огнем пистолета. Отчаявшийся враг близко подкатывал пушки – в упор расстреливал по амбразурам, бомбил дот с воздуха самолетом и, наконец, поджег его, окутав огнем со всех сторон, особенно амбразуры и дворик. Трудно было держаться в раскаленном огнем железобетонном доте, боевые каземеты были наполнены дымом и угаром. В эти тяжелые минуты вынужденного заключения в бетонной ловушке Танирберген вспоминал свою жизнь в родном ауле, молодую красавицу-жену Гульбахару (Гүлбаһару), которая провожала его в армию еще в 1939 году [3].
Только благодаря помощи фильтров вентиляционной установки и наличию в доте противогазов он каким-то чудом защитил себя от угара и дыма и продержался до полуночи. Когда вражеские часовые, оставленные охранять дот, устали и решили вздремнуть во дворике, он забросал их гранатами «Ф-1», затем вошел на сломанных ногах в подземный ход-траншею, после чего выбрался наружу. А густая кукуруза, посеянная рядом с дотом, скрыла его от преследователей вражеского караула. Вдали он слышал удалящиеся голоса фашистов. Так он пролежал до полуночи, ноги отнимались, боец потерял сознание. В бреду он увидел мать, которая, плача, просила сына не умирать. Слезы матери капали на лицо, и Таниберген, очнувшись, понял, что по лицу бьет дождь. Боец, перевернувшись, медленнно пополз, благодаря чему на следующий день он добрался до своих частей, откуда был отправлен в госпиталь [3].
Для тех, кто еще не успел оценить масштаб сопротивления одного солдата против превосходящих сил противника, существует документ Дубоссарского горкома партии Молдавии от 28 декабря 1968 г., где говорится о том, что Т. Калилаханов держал оборону против превосходящего в численности врага, причем уничтожил в этом бою 20 немецких солдат, а в рапорте командира незнакомой воинской части, на которую он случайно вышел, было отмечено, что Т. Калилаханов уничтожил 23 вражеских бойца [1]. Здесь следует отметить, что после отступления гарнизона, в котором служил Т. Калилаханов (а он, как отмечалось выше, остался один в доте), командование этого гарнизона, уверенное в гибели Т. Калилаханова, сообщило об этом его жене [1]. Другие на ее месте опустили бы руки, но только не его супруга Гульбахару, которая не теряя надежды, терпеливо ждала вестей от мужа. И действительно, через год, осенью 1942 года, она узнает все подробности случившегося с мужем, получив от него письмо из военного госпиталя, и дальше с еще большим вдохновением продолжала терпеливо ждать возвращения супруга с победой [4].
Читая о подвиге казахского воина-героя, удивляешься не только мужеству и отваге, но и находчивости, его особой смекалке (помогло и то, что боец хорошо ориентировался в подземной фортификации, и это спасло ему жизнь). Когда он, истекая кровью, терял сознание, то в это время к нему приходили духи – это был Көк бөрі – Волк, символ тюрков и казахов, а также детская ладонь, которая его гладила и защищала. Это была зарисовка ладони его дочери-первенца Каншаим, которую он зарисовал и хранил у себя в гимнастерке как тумар – оберег. Об этом им была написана поэма «Арашашы алақан». Очевидно, Танибергена охраняли духи предков, так как он не только выжил в почти смертельной ситуации, но и вернулся с фронта домой и трудился многие годы на благо своего народа, дожив до глубокой старости [5].
Теперь подробнее остановимся на творческой деятельности Т. Калилаханова после окончания войны. Получив образование в Алматинской высшей партийной школе, он работал в сфере журналистики – корреспондентом, заместителем редактора, редактором районной газеты «Өмір нұры» Аксуского района Талды-Курганской области [1]. Однако он был не просто рядовым журналистом, но и краеведом, исследователем: изучал историческое прошлое своего края и внес большой вклад в изучение культурно-исторического прошлого казахского народа. При этом некоторые его исследовательские изыскания представляют значительный интерес для науки, в частности, истории Казахстана [1].
В первую очередь, следует отметить, что Т. Калилаханов стал первым исследователем творчества казахской поэтессы – ақына Сары Тастанбекқызы, состязавшейся в свое время с ақыном Біржан салом [6; 7]. На зарубежном сайте «Женская поэзия» Натальи Лайдинен открыта персональная страница Танибергена Калилаханова по исследованиям творчества акына Сары Тастанбекқызы [8].
Интересными являются его исследования по истории отдельных исторических личностей, истории Казахстана в целом. Так, он является автором монографии «Қазақнама» в пяти томах, им написано более 10 литературных произведений, драм, поэм, опубликовано более 110 статей в различных журналах и газетах. Широкую популярность получила написанная им в 1973 году пьеса «Абылай аманаты» [6; 7]. Всего запланировано опубликовать 7 томов «Қазақнама», в которых освещается история казахов от тюркского периода до XX века включительно [5] (в ближайшее время готовится выпуск 7-томника «Қазақнама» с дополнениями при участии Гульшы Танибергеновой). С данными произведениями, а также другими трудами исследователя о культуре, истории, традициях казахского народа и исторических событиях можно ознакомиться на страницах Национальной электронной библиотеки Казахстана – КазНЭБ, введя поисковый запрос – Танирберген Калилаханов [5]. В настоящее время в фонде данной библиотеки для читателя доступно 20 произведений исследователя. В 2024 году выпущена книга «Джучи хан», в которой Т. Калилаханов является соавтором и опубликована его статья «Джучи хан». В настоящее время ожидается выпуск его книг «Қорғаныснама» и «Тәңірнама» [5].
Исследователь Т. Калилаханов, касаясь Аксуского края, отмечал 7 истоков истории и культуры, к которым он относил основоположников Казахского ханства, а также, как он их называл, Великих святых казахского народа, чьи могилы, по мнению исследователя, покоятся на исторической земле этого края, т. е. в Жетысу – это владения Арслан хана, поселение Жошы хана, сокровище Куюк хана, каменная колыбель (бесік) Тамерлана (ақсақ Темір), поселение Толе би и озеро Көктен-тәуіпа [7; 9].
Остановимся на некоторых из них, представляющих определенный научный интерес [10]. Так, опираясь в своем исследовании на сведения Ч. Валиханова, исследователь приводит следующие интресные исторические факты: центр владений упомянутого выше хана Арслана, который, как писал исследователь, был уважаемым сватом великого Чингисхана и советником Сарык-атая, находился в западной стороне современного селения Қапал, который, в свою очередь, был местом рождения потомков Төлегетая – Менгу хана, Кубылай хана, Кулагу хана, Арык-бугы, а также – Қозы-Көрпеша [7]. Как отмечал исследователь, позднее в казахской истории и литературе эти места народ назвал местом встречи казахских Ромео и Джульеты – Қозы-Көрпеша и Баян-сұлу, которые были кочевьями казахских баев Қарабая и Сарыбая, их имена правильно звучат как Қарақ-атай и Сарық-атай [7]. Являясь потомком Қара хана, правителя Тюркского каганата из рода Баргуджин или «Беркута», или из рода Тоқал, регентши Елтерис кагана, прозванной в народе за смелость «Құмай текті ана» («мать, подобная орлице»), в борьбе за владение землями Сарық-атай изгнал Қарақ-атая в Сары-Арқу и перевел свою резиденцию из Қойлықа в горную местность Күренбел. Затем ему был присвоен титул Күренбел – красивейшее место в Жетысу, служившее резиденцией великих ханов. Видимо, не случайно и то, что в царское время это место было выбрано центром и там был возведен город Қапал, а возле горы Баян-жүрек, отмечает далее исследователь, в местечке Мұзбұлақ имеется камень с тамгой Арслан хана [7].
Касаясь поселения Жошы хана, исследователь отмечает, что местом рождения Жошы хана также является Жетысу, территория Аксуского района. В этой местности родились его сыновья Орда-Эджен хан, Бату хан, Береке (Берке) хан. Народ за умение, бесстрашие, героизм и другие лидерские качества называл Орда-Эджена «Ер-Төстік», и он остается в памяти народа, как герой, запечатленный в сказаниях, эпосах, сказках [7]. По мнению исследователя, свидетельством происхождения вышеназванных ханов из этих мест является каменное могильное сооружение, расположенное выше реки Аксу, народ называет это погребальное сооружение «могилой Ес-ене». Он так назвал великую женщину, родившую от Жошы хана казахских ханов, как в свое время называли Есті-бике, родившую от Төлегетай хана вышеназванных четверых сыновей – ханов Менгу, Кубылая, Кулагу и Арык-буга. Здесь захоронена великая женщина, родившая Орда хана, встречу с которым описал в своих записках «Путешествие в восточные страны» в XIII веке Гильом Рубрук: «Здесь живет Орду-хан, стоящий над Бату...» [7].
История оставила много следов военных походов Жошы хана, запечатленных по древней традиции тюрков, кыпчаков в многометровых каменных сооружениях, которые местные жители называют Үштөбе, отмечает исследователь. Ч. Валиханов, заставший во время своего путешествия прекрасный күмбез с надгробным камнем, изваяниями на тюркском языке, оставил нам свои дневниковые записи. Это надгробное сооружение находится в 7 км от отделения Көкөзек Аксуского района, которое местные жители называют «Ордабай-Көкөзек». Казахские батыры Шона, Нартайлақ, Назар после изгнания с этой территории джунгар подняли свои юрты и обосновались именно здесь, поскольку эта земля была богата водой и растительностью. Позднее именно здесь, отмечает далее исследователь, Маман Тұрысбек из рода Қыдырәлі построил школу-медресе «Қарағаш», которую окончили многие аксусцы, составившие затем элиту казахского народа [7].
Следующее из семи истоков истории и культуры – сокровище Куюк хана, отмечает исследователь, имеет много до сих пор неразгаданных загадок и скрытых страниц. Куюк хан является сыном второго после Чингисхана великого хана Угэдэя [7]. В записках Плано Карпини он назван Оккодай ханом, сыном Чингисхана, в других источниках, например, кыргызском Манасе – «Көкетай ханом». Из-за того, что он сам возглавлял боевые походы как главнокомандующий тысячников – «мыңбасы», его также называли «Мұңлық» или «Мұңлыатеке». Он также родился в Жетысу и позднее для большого рода Қаракерей племени Найман при лидере қаракереев Бексұлтан төре его имя стало боевым кличем и символом рода – «Ағадай». И когда мы говорим о сокровище Куюк хана, мы имеем в виду крупный род в казахском народе [7]. Плано Карпини, принимавший участие в инаугурации Куюк хана на трон после смерти отца, описывает его: «... умен, хитер – говорят люди». Казахи говорят: «Ақылдының ақылдысы, қудың қуы». После провозглашения его ханом народ стал называть Куюк хана «Кен-ханом», «Ақылға диқан – кең еді». На территории селения Мұқаншы под названием Тоғызтарау возле реки Лепсы с западной стороны расположен огромный курган, сложенный из красного кирпича, который в народе называется «Қызыл қорған». Под ним расположено сокровище, частично разрушенное при строительстве Антоновской ГЭС. Было обнаружено строение и выкопан огромный сосуд с монетами. Об этом факте исследователь Т. Калилаханов опубликовал статью в областной и республиканской газетах под названием «Жеті ғасыр жер жасырған сыр» [7].
О другом из семи истоков истории и культуры – каменной колыбели Темирлана (бесік) – исследователь отмечает, что родовая колыбель находится в том месте, где была обрезана его пуповина и орошена его кровью земля. Как свидетельствуют источники, отмечает исследователь, мать ребенка после родов прожила недолго. Это может подтвердить небольшая могила, установленная недалеко от каменной колыбели. Может поэтому, продолжает исследователь, люди, проходя мимо камня, где постоянно лежал ребенок, которого выхаживал весь род, назвали это место «Бала сазы» (название сохранилось до сих пор). С тех пор прошло несколько столетий, и несмотря на большие изменения, многочисленнные исторические события, это место так и называется «Бала сазы». Об этом может свидетельствовать то, что на камне, названном Бесік тас, высечены цифры 1333, арабскими буквами высечено «Темирлан», есть и родовые тамги, также высеченные на этом камне. Имя великого Темирлана осталось в мировой истории, однако и место его рождения также должно быть известно народу и почитаемо [7].
Т. Калилаханов отмечает далее, что исследованию под названием жилище Тоқа-Темира способствовал описанный в записках Ч. Валиханова факт из прочитанной им книги «Тазыкиряи Тұғлұқ Темір Бұғра хан» об истории великого Туглык Темира, воссевшего на престол после Есен-буга хана. В ней также говорится о его «таме», т. е. его могиле, месте захоронения. Внимательное изучение исследований Ч. Валиханова показывает, отмечает исследователь, что история повторилась: как в судьбе султана Абылая, которого в юности спас, укрыл, вырастил и воспитал Толе би, так и в судьбе Туглык Темира, сына Есен-буги, рожденного Менли катын, но которая вышла замуж за другого. Эмир Тастемир нашел сына Есен-буги Туглык Темира в Кульдже, привез и посадил его на трон умершего отца. Тастемира в записках Ч. Валиханова и трудах восточных историков называют «эмир Болатшы». Здесь надо выделить безусловную историческую заслугу Толе би и эмира Тастемира, воспитавших ханов Абылая и Туглык Темира. Следует отметить, что еще со времен Елтерис кагана, когда власть перешла в руки его токал Айман-Найман-Кумай «птицы», казахские ханы называли себя «мокалами, токалами». Поэтому и за Туглык Темиром закрепилось произвище «Моқал», «Мұжық». Эти произвища ассоциируются с названиями животных, не имеющих рогов. Казахи таких животных называли «тоқал». Известно, что Чингис хан называл себя «моқал», а Ақсақ Темир себя – «тоқал». Поэтому во время правления Туглык Темира в XVI веке на территории Жетысу казахами, отделившимися от Узбекского ханства, было образовано государство Моголистан. Места захоронения великих основателей Могулистана – Туглык Темира и его крестного отца Тастемира находятся в Аксуском районе, в Кенжире. И на этом месте проживают их потомки из родов Тоқа, Тастемір, Болат, Сақай и других [7].
Что касается поселения Толе би, то по мнению исследователя, многие историки неправильно причисляют его к роду Жаныс Старшего Жуза, путая с Қарлығаш би. На самом деле Толе би происходит из рода Жақсылық, потомки которого Тасыбай населяют местность Ақ ешкі Аксуского района. Место захоронения Толе би находится в районе этого поселения в горах. Имеются исторические источники, утверждающие, что Абылай хан сам поднял на верблюдах тело великого старца до вершины горы и похоронил Толе би по заветам предков. Рядом позднее была захоронена его супруга. На могиле Толе би Абылай ханом была установлена каменная стела с указанием его данных. Место захоронения сохранилось и по сей день [7].
Следующим, о ком писал исследователь, была также историческая личность – Көктен-тәуіп, который известен тем, что согласно легендам на курултае при поднятии Чингис хана на белой кошме именно ему была дана честь среди представителей родов найман, жалаир, керейит, татар и других дать правителю новое имя «Шың-құсы» и вручить ему родовое девятихвостовое знамя найманов с изображением птицы қумай – степной орлицы. В сборниках Плано Карпини и Гильома Рубрука приводится имя Көктена, который описывается как шаман, восточный волхв, что указывает на его необычные способности предсказывать, общаться с небом – Көк Тенгри. Преклоняясь перед ним, народ назвал его «Көктен түскен». В поэме Манас он назван «Ер-Көкче». Здесь будет уместно напомнить, что венгерские ученые-кыпчаки утверждают о том, что во времена правления Бату хана их предки прибыли из земель Көктен хана и являются представителями рода Шортан. А как известно, рыба шортан водится в водах озера Балқаш. Не значит ли это, что это озеро было его, Көктен-тәуіпа? В окрестностях этого озера нашли свою вечную пристань также наши великие предки Қара Байтек, Қара Күшлік – родоначальники, Төлебай батыр, в память о которых земляками установлены памятники. В 1990 годы земляки Көктен-тәуіпа полностью отреставрировали святую могилу нашего предка, которая является местом поклонения многих наших сограждан, отмечает исследователь [7].
Танирберген Калилаханов делает вывод, что, к сожалению, не везде в указанных объектах Аксуского района есть памятные знаки, извещающие, что мы имеем такие величественные исторические памятники, которыми не могут похвастаться многие иные народы. А если бы еще усттановить над памятниками Көктен-тәуіпа флаг Чингис хана, продолжает исследователь, а над памятной могилой Толе би – байрак Абылай хана, то весь мир бы знал, что казахская земля испокон веков была землей, над которой реяли флаги Казахских ханств. И еще – почему бы не установить вдоль предгорий Алатауских гор барельефы великих предков, высечь их профили из горных камней на вершинах склонов хребтов, как это сделали в свое время американцы, навечно закрепив имена предков, создавших их великую империю [7]. И нет сомнения в том, что это может пробудить культурный интерес международного сообщества к Жетысускому региону, возродив туризм, а значит, и экономическое, и социально-культурное развитие городов, аулов родины – наших великих предков, которые оставили нам величественное наследие [7].
Вернемся к военным заслугам Т. Калилаханова. Так, еще при жизни Т. Калилаханова к нему домой, в Аксуский район, тогда еще Талды-Курганской области, приезжала из Астаны посол Беларуси Лариса Пакуш и лично вручила благодарственное письмо и памятную медаль «60 лет освобождения Беларуси» от президента Беларуси А. Лукашенко [10]. А самой, пожалуй, дорогой наградой была медаль «За отвагу», которой герой был награжден в 1944 году. Однако тогда она не была ему вручена. И лишь спустя 30 лет (!), в 1974 году, награда нашла героя и была вручена.
Т. Калилаханов не сразу смог вспомнить, за какой из многочисленных подвигов был отмечен столь высокой наградой, затем, собравшись с мыслями, вспомнил про первые дни войны, когда он служил на государственной границе, на юго-западном фронте. (Этот подвиг, где герой на протяжении двух суток один оборонялся в ДОТе против неравных сил противника и уничтожил более 20 солдат, был описан в начале статьи). Наш герой находился в действующей армии с первых дней войны, прошел с боями Украину, Белоруссию, Литву, Латвию, воевал на территории Польши и Восточной Прусии. За солдатский подвиг награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени и еще 8 боевыми медалями. Был ранен в ногу и в голову. Завершил свое участие в ВОВ в мае 1945 года в Кёнигсберге. После завершения войны Т. Калилаханов был приглашен на парад Победы в Москве, но из-за воспаления раны на ноге не смог участвовать [1].
Отдельно хотелось бы остановиться на письмах Е. З. Наурызбаева, (бывшего ответственного работника Администрации президента РК, ныне пенсионера), адресованных главам двух государств: одно общее письмо – Президенту Казахстана К.-Ж. К. Токаеву и президенту России В. В. Путину, другое – лично президенту России В. В. Путину [5]. В первом своем письме к обоим президентам Е. З. Наурызбаев отмечает: «Все казахстанцы задаются вопросом – почему этот славный герой (Т. Калилаханов) не награжден знаком – Герой Советского Союза? Потому что он казах?» Далее он обращается к ним с просьбой рассмотреть указанный вопрос и принять решение о награждении героя войны [5]. В частности, он просит наградить Т. Калилаханова государственными наградами Казахстана и России – Герой Казахстана и Герой России. Данный акт, безусловно, будет очищением истории и возданием чести и славы бесстрашного героя II мировой войны и ВОВ Т. Калилаханова и достойным примером для молодежи в современный период, – отмечает далее автор письма. В приложении к данному письму перечисляются боевые награды Т. Калилаханова, подтверждающие их документы, фотографии [5].
Во втором письме, адресованном лично президенту России В. В. Путину, Е. З. Наурызбаев повторяет свой вопрос, заданный в первом письме обоим президентам: «Почему этот славный герой не награжден знаком – Герой Советского Союза?» И просит рассмотреть и решить вопрос о награждении Т. Калилаханова высшей государственной наградой Российской Федерации посмертно [5].
Однако, насколько известно, просьба Е. З. Наурызбаева не была выполнена, а Т. Калилаханов так и не был награжден званием Героя Советского Союза, Героя Казахстана и Героя России [5].
Сохранилось также письмо самого Т. Калилаханова секретарю Дубоссарского городского комитета партии, написанное 28 декабря 1968 года [1; 2]. Через 11 лет после этого письма поисковики Приднестровья нашли тот дот, о котором говорил в своем письме Т. Калилаханов, провели исследовательские работы. В настоящее время он посещается туристами и молодежью. Впоследствии, уже после смерти Т. Калилаханова, его сын Алмасбек Калилаханов предоставил материалы об отце и видео опубликовали на ютуб-канале [1; 2]. Кроме того, в Кишиневе при поддержке компании «ERG», которая уже несколько лет ведет международный патриотический проект «Батырлар жолымен – Дорогой славы», был торжественно открыт памятник воинам-казахстанцам, которые принимали участие в боях за освобождение Молдовы от милитаристской политики фашисткой партии Германии [1; 2].
В заключение статьи отметим, что Танирберген Калилаханов вместе с супругой Гульбахару Каукенбаевой вырастили 10 детей – 4-х сыновей и 6-х дочерей (одна из его дочерей, упомянутая выше Гульша Танирбергенова, ныне проживает в городе Астане. Она любезно согласилась на устную беседу о своем отце). Сам ветеран войны прожил долгую и плодотворную жизнь, покинув этот мир в возрасте 91 года – 22 октября 2007 года [1; 2].
Асия АЙТЕНОВА,
сотрудник Национального архива РК
г. АСТАНА
ИСТОЧНИКИ
1. Национальный архив РК (далее: НА РК). Ф.233 (Личный фонд Т. Калилаханова). Оп.1. Д.33.
2. НА РК. Ф.233. Оп.1. Д.92.
3. НА РК. Ф.233. Оп.1. Д.11.
4. НА РК. Ф.233. Оп.1. Д.7.
5. Информатор – Гульша Танирбергенова.
6. НА РК. Ф.233. Оп.1. Д.90.
7. НА РК. Ф.233. Оп.1. Д.32.
8. https://laidinen.ru/antologiya-zhenskoj-poezii/?az=%D1%82&subcategory_slug=tastanbekkyzy-sara-akyn-sara&post_slug=akyn-sara-statja-tanirbergena-kalilahanova-o
9. НА РК. Ф.233. Оп.1. Д.96.
10. НА РК. Ф.233. Оп.1. Д.3.

4634 раз
показано0
комментарий