• Время
  • 31 Марта, 2025

НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ АБИЛЬФАИЗА ИДРИСОВА И ПИСЬМЕННАЯ ТРАДИЦИЯ ТЮРКОВ

Жетписбай БЕКБОЛАТУЛЫ,
Почетный работник образования РК

 

Аңдатпа. Бұл мақалада басылымдарды безендіру өнерінің, баспа ісінің және ғылыми редакциялаудың дамуына еңбектері арқылы елеулі ықпал еткен белгілі полиграфист-ғалым әрі редактор, профессор Әбілфайыз Ыдырысовтың өмірі мен шығармашылығы қарастырылады. Автор оның полиграфия теориясы мен тәжірибесіне қосқан үлесін, редакциялық жұмысқа енгізген инновациялық тәсілдерін талдайды. Ғалымның баспа сапасын арттыру және мәтіндерді өңдеу жолдарын жетілдіруде қолданған жаңа әдістеріне, осы саладағы оқу-тәрбие үдерістеріне жасаған ықпалына ерекше назар аударылады. Мақалада ғалымның тұлғасы мен оның жетістіктерінің маңыздылығын тереңірек түсінуге мүмкіндік беретін тарихи материалдарға шолу берілген.

Аннотация. В данной статье рассматривается жизнь и деятельность известного ученого-полиграфиста и редактора, профессора Абильфаиза Идрисова, чьи работы оказали значительное влияние на развитие оформительского искусства, печатного дела и научного редактирования. Автор анализирует его вклад в теорию и практику полиграфии, а также инновационные подходы, которые он внедрил в редакционную работу. Особое внимание уделяется новшествам, которые ученый применял для улучшения качества печати и редактирования текстов, а также его влиянию на образовательные процессы в данной области. Статья включает в себя обзор исторических материалов, что позволяет глубже понять личность ученого и значимость его достижений. 

Abstract. This article examines the life and work of the famous printing scientist and editor, professor Abilfaiz Idrisov, whose works had a significant impact on the development of design art, printing and scientific editing. The author analyzes his contribution to the theory and practice of printing, as well as the innovative approaches he introduced into editorial work. Particular attention is paid to the innovations that the scientist used to improve the quality of printing and editing texts, as well as his influence on educational processes in this field. The article includes a review of historical materials, which allows for a deeper understanding of the scientist's personality and the significance of his achievements.
 

Юбилей известного казахстанского ученого, журналиста-редактора и полиграфиста, профессора Абильфаиза Идрисова – событие, заслуживающее особого внимания и глубокого анализа. Он стал знаковой фигурой в отечественной медийной науке и литературе, оставив значительный след в обеих областях. Научное наследие профессора тесно связано с современной книжной культурой, охватывая как теоретические аспекты, так и практическое воплощение идей в сфере графического дизайна газетной продукции и издательского дела. Его предмет «Художественное оформление изданий», в студенческой среде известный как «макетирование», считался одним из самых сложных. Спустя годы ученики хорошо помнят исследования своего наставника в области типографики, композиции и цветового решения, которые в свое время широко использовались в книжно-журнальной полиграфии.
Помимо научных изысканий, профессор Идрисов активно работал над созданием макетов газет и журналов, книг. Его работы отличались эстетической выразительностью, гармоничным сочетанием шрифтов, иллюстраций и верстки. Он сотрудничал с ведущими газетами и издательствами, помогая создавать высококачественные печатные издания, которые становились образцами профессионального оформления. А также привлекал известных издателей к преподаванию на факультете, написанию учебно-методических пособий. Например, совместно с директором издательства «Қайнар» Абдрашитом Бектемисовым он выпустил книгу «Редактор мен корректорға көмекші құрал» («Помощник редактора и корректора») /1/. 
Соавтор книги, один из первых профессиональных издателей нашей страны, журналист, ветеран Второй мировой войны Абдрашит Бектемисов – человек удивительной судьбы. Вот что о нем писала республиканская газета «Социалистік Қазақстан» (ныне «Егемен Қазақстан»): «Трудовую деятельность начал в Казахском объединенном государственном издательстве, 25 июня 1941 года ушел на фронт корреспондентом военной газеты. Абекен, постоянно находившийся на передовой войны, был отважным журналистом, который стал свидетелем многих подвигов советских солдат и вдохновенно писал о них во фронтовых газетах. После организации и выхода в свет газеты Брянского фронта «Жауды жоюға» («На уничтожение врага») она была передана газете Волховского фронта «Майдан правдасы» («Фронтовая правда»). Находясь на этом фронте, он участвовал в снятии блокады Ленинграда в январе 1943 года. Позднее Карел работал военным корреспондентом фронтовой газеты «Отан үшін ұрысқа» («На борьбу за Родину») и участвовал в освобождении Советского Заполярья, его боевой путь завершился в норвежском городе Киркенес. В июне 1945 года, после капитуляции немецко-фашистских захватчиков, Абекен отправился на Первый Дальневосточный фронт. Таким образом, он плодотворно работал в четырех фронтовых газетах» /2/.
В дни праздника «со слезами на глазах», думаю, что нам необходимо почтить память ветеранов-фронтовиков факультета, в том числе Абдрашита Бектемисова. 
Согласно мнению историков науки, среда, в которой растет будущий ученый, формирует его мировоззрение и научные предпочтения. Если родители или ближайшие родственники были педагогами, поэтами и писателями, велика вероятность, что их потомок унаследует их стремление к знаниям. В таких микросредах формируются благоприятные условия для развития художественного или научного мышления, что можно наблюдать на примере многих выдающихся исследователей. Исследование родословной позволяет не только понять истоки формирования личности, но и проследить влияние рода на интеллектуальные достижения. Осознание того, что предки внесли вклад в культуру, науку или искусство, может вдохновить юношу, выбирающего жизненный путь, на продолжение их дела.
Пожалуй, неслучайно Абильфаиз Идрисов и Абдрашит Бектемисов совместно взялись за написание учебного пособия на казахском языке по технологии создания печатной книги. Ключ их сотворчества заключается в том, что они происходят из Торгая – колыбели казахского просвещения. Великие просветители Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов, Спандияр Кобеев и Ахмет Биримжанов связаны с ними не только духовно, но и родственно. Все они принадлежат к торгайским аргынам, которых Шакрим Кудайбердыулы называл «аргынами среди Младшего жуза». Мне это хорошо известно, поскольку я являюсь автором биографической статьи в книге из серии «Өнегелі өмір», посвященной профессору Идрисову /3/. А аргыны, согласно материалам книги В. В. Вострова и М. С. Муканова «Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX – начало XX вв.)», являются одним из влиятельнейших родов среди казахов Среднего жуза /4/. Их роль в истории Казахстана была значительной, охватывая политическую, военную и культурную сферы. Представители этого рода внесли весомый вклад в становление Казахского ханства, развитие государственной системы и укрепление национальной идентичности. Входят они в состав нынешних казахов, крымских татар, башкир, кыргызов и польско-литовских татар. 
Согласно версии М. К. Жабагина, Ж. М. Сабитова и других, казахские аргыны являются потомками Аргун-ага, ойратского наместника, служившего в ильханате Хулагу /5/. 
По данным генеалога (шежіреші) казахов Шакарима Кудайбердыулы, ­Аргын-ага (Аргун-ага) является реальной исторической фигурой. Шакарим пишет: «Вот почему казахи говорят, что дальний предок аргынов – прославленный акын Котан. Еще одно свидетельство тому – стихи, сочиненные аргыном Жанак-акыном в споре с уаком Жаркын-бием. Когда Жаркын-бий спросил его, а были ли в твоем роду поэты, так ответил ему Жанак: 

Алашта Арғын Аға туған зерек,
Қазақта ол кісінің жолы бөлек,
Арғынның арғы атасы Қодан тайшы,
Өлеңге бізден ұстын болса керек…

У Алаша – предок Аргын (Ага) 
был на редкость одаренным,
Выделялся он приметно среди других.
Первопредок (же) аргынов 
акын Котан (тайшы),
Был в стихе куда мастеровитей 
нас обоих!». 
(перевод Бакыта Каирбекова) /6/.
Аргын (Аргун) Ага был грамотным человеком своего времени, пишущим книги – битикчи – bitikčīān (битик с древнетюркского переводится как книга, битикчи-книжник). В 2-м томе «Encyclopedia Iranica», авторитетной англоязычной энциклопедии, рассказывающей об исламской истории, культуре и цивилизации, имеется обстоятельная статья «Arḡūn Āqā» (Аргун Ага) профессора-востоковеда Питера Джексона, обновленная 12 августа 2011 года. Приведу ее с незначительными сокращениями. «ARḠŪN ĀQĀ (Turkish arḡun “half breed” and Mongol aqa “elder brother”), Mongol administrator in Iran (d. 673/1275). He belonged to the Oirat tribe, and his father, Taiču, according to Jovaynī, was a commander of a thousand. Rašīd-al-dīn (Jāmeʿ al-tawārīḵ I, ed. A. A. Romaskevich et. al., Moscow, 1968, pp. 139, 230), on the other hand, describes Arḡūn’s father as a poor man who, in a famine year, was obliged to barter his son for a leg of beef. The amir Qadan of the Jalayir tribe, into whose hands he thus passed, sent him together with his own son Ilüge to enter the service of the Great Khan Ögedei (Ūgadāy). Having mastered the Uighur script and been enrolled among the Great Khan’s secretaries (bitikčīān) at an early age, he was deputed to investigate the charges against Körgüz (Kūrgūz), the governor of Khorasan. What followed is related in a somewhat confused fashion by Jovaynī, but it seems that after Körgüz had been cleared, Arḡūn was appointed as his colleague (nöker) with the function of tribute collector (basqāq)...
...After his last journey to Mongolia Arḡūn remained in the west, serving Hülegü and his son Abaqa in turn, according to Rašīd-al-dīn (Jāmeʿal-tawārīḵ III, ed. A. A. ʿAlīzāda, Baku, 1957, p. 102), as tax-farmer general (moqāteʿ-e mamālek). In 657-79/1259-61 he directed military operations against rebel princes in Georgia, and a year or so later was sent to Khorasan with Abaqa to cooperate with the Chaghatayid prince Alḡu against the Golden Horde (Kirakos, tr. p. 237). He was still in attendance on Abaqa when the latter succeeded Hülegü in 663/1265, and subsequently acted as deputy to the new Il-khan’s brother Tübšīn, governor of Khorasan, taking part in the war against the invading Chaghatayid forces in 668/1269-70. His last recorded act was the conduct of a fresh census in Georgia in 671 or 672/1273 (A. G. Galstyan, Armyanskie istochniki o mongolakh, Moscow, 1962, p. 36). Arḡūn died in the pasturelands of Rādkān, near Ṭūs, on 20 Ḏu’l-ḥejja 673/17 June 1275 (Waṣṣāf, Taǰzīat al-amṣār, lithog. ed., Bombay, 1269/1853, p. 313); he left a number of sons, of whom the most celebrated was Nowrūz, the Mongol general executed in 696/1297 under Ḡāzān Khan. No other authority corroborates the assertion of Kirakos (tr., p. 235) that Arḡūn Āqā was a Muslim.
Предлагаю авторизованный перевод фрагмента. «АРГУН АГА (тур. arḡun «полукровка» и монгол. aqa «старший брат»), монгольский администратор в Иране (ум. 673/1275). Он принадлежал к племени ойратов, а его отец, Тайчу, по сообщению Джовайни, был командиром тысячи. Рашид-ад-дин (Джаме' ат-таварих I, ред. А. А. Ромаскевич и др., М., 1968, с. 139, 230), с другой стороны, описывает отца Аргуна как бедняка, который в голодный год был вынужден обменять своего сына на говяжью ногу. Амир Кадан, предводитель племени Джалаир, в чьи руки он, таким образом, перешел, отправил его вместе со своим сыном Илугэ поступить на службу к великому хану Угэдэю (Угадаю). Освоив уйгурскую письменность и будучи зачисленным в число секретарей великого хана (bitikčīān-битикчян) в раннем возрасте, он был отправлен расследовать обвинения против Кергуза (Кургуза), правителя Хорасана. Дальнейшее описано в несколько запутанной манере Джовайни, но, по-видимому, после того, как Кергуз был оправдан, Аргун был назначен его помощником в управлении делами (нокер) с функцией сборщика дани (баскак)... 
 ... Из своей последней поездки в Монголию Аргун вернулся на Запад, служить Хулагу и его сыну Абаге в качестве откупщика (мукате-и мамалик). В 657–659/1259–1261 он направлял военные операции против восставших князей в Грузии, а позже был послан с Абагой в Хорасан, чтобы способствовать чагатаиду Алгу в борьбе против Золотой Орды. Он был все еще при Абаге, когда тот наследовал Хулагу (1265). Впоследствии Аргун был заместителем брата Абаги Тубшина, наместника Хорасана, принимая участие в войне против вторгнувшихся чагатаидских сил в 668/1269–1270. Последним зафиксированным его деянием было проведение новой переписи населения в Грузии в 671 или 672/1273. Аргун умер на пастбищах Радкана, близ Туса, 20 зул-л-хиджа 673/17 июня 1275; он оставил множество сыновей, из которых наиболее известен Ноуруз, военачальник, казненный в 696/1297 при Газане. Ни один другой авторитетный источник не подтверждает заявление Киракоса, что Аргун-ага был мусульманином» /7/.
Аргын Ага является важной фигурой в истории тюркской (казахской) письменной традиции. Вопрос о наличии письменности является предметом научных дискуссий, связанных с историей кочевых народов Центральной Азии. Несмотря на распространенное мнение о том, что кочевые общества не имели собственной системы письма, исторические источники свидетельствуют о том, что письменность у казахов существовала в разных формах на протяжении веков. Предки казахов – тюркские племена – использовали различные формы письма еще в древности. Одним из ярких примеров является орхоно-енисейская письменность, распространенная среди древних тюрков в VI–VIII веках. Надписи, найденные в Монголии, свидетельствуют о развитой системе письма, используемой для передачи государственных указов и эпитафий. Во времена Золотой Орды использовали уйгурский алфавит, который применялся для официальных документов и дипломатической переписки. 
Исторические факты, касающиеся знатока уйгурской письменности ­Аргын Ага и его деятельности в качестве секретаря-письмоводителя (по-современному – начальника канцелярии) великого хана Угэдея, наводит на мысли о судьбе этой письменности, культурного достояния тюрков. Возможно ли в наше время возрождение этого алфавита? Воссоздание национальной письменности – важный аспект культурного и языкового самосознания народов. Например, в начале ХХ века евреи усовершенствовав алфавит, возродили мертвый язык – иврит, который в настоящее время является государственным языком Израиля. В нашем случае энтузиасты столкнутся с рядом сложных проблем, обусловленных историческими, политическими и социальными факторами. После уйгурского алфавита, основанного на согдийском письме, наши народы использовали арабский, латинский и кириллический алфавиты в зависимости от политических обстоятельств. А в эпоху цифровых технологий латинский алфавит имеет существенные преимущества из-за его универсальности в компьютерных системах. В то же время уйгурская письменность требует дополнительных усилий для интеграции в современные технологические среды. Некоторые эксперты предлагают использовать параллельно оба алфавита – уйгурский и латиницу, а также разработать удобные цифровые инструменты с помощью искусственного интеллекта. Оптимальным решением может быть компромисс между традицией и современными реалиями, который позволит нам возродить свою письменную культуру и успешно адаптироваться к глобальному миру. 
Древний предок профессора ­Абильфаиза Идрисова, книжник ­Аргын Ага является важной фигурой в истории казахской письменной традиции. Полагаю, что в его обязанности входило составление документов, сообщений и других материалов, которые имели важное значение для функционирования государственного аппарата. Великолепный поэт Аргын Ага, по словам Жанак акына, благодаря своим природным дарованиям и умениям стал созидателем культурных и духовных основ кочевой империи. Поэтому не стоит удивляться тому, что потомки книжника Аргын Ага стали просветителями, известными всему миру и стране /8/. Одним из них является профессор Абильфаиз Идрисов, основоположник теории художественного оформления изданий, полиграфической практики и методики редактирования в Казахстане. 
 

ЛИТЕРАТУРА
1. Бектемісов Ә., Ыдырысов Ә. «Редактор мен корректорға көмекші құрал» – 2-бас., өңделіп, толықтырылған. – Алматы, Мектеп, 1978. – 143 б.
2. Кенжеев Н. «Социалистік Қазақстан» газеті. 9 май 1975 жыл.
3. Әбілфайыз Ыдырысов. «Өнегелі өмір». 51-шығарылым, Алматы, 2015, 8–13 б. 
4. Востров В. В., Муканов М. С. «Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX – начало XX вв.)», Издательство «Наука» Казахской ССР, Алма-Ата, 1968, 256 с.
5. Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. 2016. № 4, с. 59–68.
6. Журнал «Мысль», 2022, №8, с. 7.
7. «Encyclopedia Iranica»Vol. II, Fasc. 4, pp. 401–402.
8. Журнал «Мысль», 2022, №8, с. 10.

 

 

3209 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №9

30 Сентября, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»