• Время
  • 31 Марта, 2025

ГОЛОС ОТ СЕРДЦА

В нынешнем учебном году Казахская национальная консерватория имени Курмангазы организовала круглый стол «Посвящение Бибигуль Тулегеновой». Он прошел в большом зале имени ­Еркегали ­Рахмадиева и собрал студентов и педагогов. Программа круглого стола включала научные выступления – доклады и сообщения, а также концертную программу. Главная героиня вечера – народная артистка СССР, лирико-колоратурное сопрано Бибигуль ­Тулегенова, общалась с участниками круглого стола, рассказывала о своем творческом пути, делилась профессиональными советами. К слову, КНК имени Курмангазы – родной вуз прославленной певицы. Она не только окончила его, но и преподает здесь: Бибигуль ­Тулегенова – профессор ­Казахской национальной консерватории, и в этом году исполняется 45 лет преподавательской деятельности прославленной певицы в стенах КНК. 

Виртуозный вокал

О масштабе личности Бибигуль Тулегеновой, ее профессиональном вкладе в развитие отечественного вокального искусства и музыкального образования своими суждениями с журналом «Мысль» поделились участники круглого стола – проректор по научно-инновационной деятельности, творческому развитию и международному сотрудничеству КНК им. Курмангазы, кандидат искусствоведения, профессор Айзада Нусупова и заведующая кафедрой «Вокальное искусство» КНК имени Курмангазы, ҚР Мәдениет саласының үздігі, магистр искусствоведческих наук, доцент ­Танагуль ­Бекназарова.
– Бибигуль Ахметовна стала одной из немногих певиц, сумевших в полной мере реализовать себя в нескольких направлениях – как камерная певица, как знаток казахской народной музыки и как прима оперной сцены. Она не только исполнила ведущие партии в операх русских и западноевропейских композиторов, но и продолжила традиции первых казахских оперных див – ­Куляш Байсеитовой, Шабал Бейсековой и Розы Джамановой, внесших значительный вклад в развитие оперного искусства Казахстана, – поделилась профессор Айзада Нусупова. 
Проректор подчеркнула, что образы воплощаемые Бибигуль Тулегеновой, всегда получаются многоплановыми. Высокий профессионализм и способность пропускать через свою индивидуальность музыку и текст позволяют исполнять сложные вокальные партии, воплощать образы европейского и национального репертуара. Вокальные партии она осмысливает не только как певица, но и как драматическая актриса. В ее исполнении герои оживают, погружая слушателя в мир своих чувств.
– Следует отметить, что в репертуаре Бибигуль Ахметовны особое место занимают лирико-драматические образы из казахских опер. Среди них – ­Кыз-Жибек в одноименной опере Евгения Брусиловского, Ажар в опере «Абай» Ахмета Жубанова и ­Латифа ­Хамиди, Енлик в опере «Енлик – ­Кебек» Газизы Жубановой и ­Гульбаршин в опере ­«Алпамыс» Еркегали Рахмадиева. В этих партиях наблюдается гармоничное сочетание элементов европейской и национальной вокальных традиций, что дает возможность проявиться удивительной способности Бибигуль Ахметовны мастерски синтезировать технические приемы и интерпретационные методы разных школ, – продолжила Айзада Нусупова.
Заведующая кафедрой «Вокальное искусство» Танагуль Бекназарова, в свою очередь, обратила внимание на особенное звучание голоса Бибигуль Тулегеновой, его музыкальные краски.
– Важным отличительным признаком ее голоса является красивый серебристый тембр, что сочетается с идеальной дикцией и естественной кантиленой, это особенно проявляется при исполнении оперных арий и народных песен. Уникальность дарования ­Бибигуль Тулегеновой определяется сочетанием ее безупречной вокальной техники, выразительного тембра, а также исключительного музыкального вкуса. Особое внимание привлекает ее способность к точному интонированию и тонкому владению динамикой, что придает исполнению неповторимую эмоциональную глубину и искренность. На сцене Бибигуль Ахметовна харизматична, и каждый ее выход превращается в яркое событие для зрителей, – высказала профессиональное мнение Танагуль Бекназарова.
Айзада Нусупова, со своей стороны, отметила еще одну грань дарования певицы – способность виртуозно исполнять камерные вокальные партии, превращать их в музыкальный диалог со слушателем. Она процитировала Бибигуль Тулегенову: «Камерное пение – это утонченное искусство, оно требует долгого и серьезного обучения. Каждый твой вздох, каждая пауза слышны в самом последнем ряду». 

Певица и педагог

Между тем собеседницы «Мысли» отметили еще один редкий талант народной артистки – педагогический: не всем одаренным исполнителям дана способность делиться знаниями и приобретенным за время выступлений опытом, но Бибигуль Тулегенова сполна обладает дарованием наставника. Вот уже 45 лет она преподает студентам. К слову, и прошедший круглый стол в честь юбилея тоже можно считать мастер-классом.
– Бибигуль Ахметовна регулярно делится профессиональными секретами и со студентами, и с участниками Международного конкурса вокалистов ее имени, который проводится один раз в два года. Она всегда подчеркивает важность правильного подбора репертуара, соответствующего возможностям и тембру певца и показывающего лучшие стороны его вокала. Одним из важных ее советов является использование высокой позиции звука, что позволяет добиться яркости и чистоты звучания. После конкурсных выступлений ­Бибигуль Ахметовна очень точно и деликатно может указать на ошибки, помогая молодым вокалистам понять свои недостатки и улучшить технику и артистизм. Кроме того, Бибигуль Ахметовна напоминает молодым исполнителям о необходимости глубоко понимать содержание произведения и стремиться передать его смысл слушателю, – продолжила Танагуль Бекназарова, добавив при этом, что педагог советует молодым вокалистам вкладывать душу в каждое выступление. Прославленная певица подчеркивает: исполнитель должен любить свою аудиторию. Именно любовь к своему слушателю, наряду с одаренностью и мастерством, лежит в основе профессионального успеха.
Айзада Нусупова и Танагуль Бекназарова рассказали, что лично для них значит имя Бибигуль Тулегеновой, и какую роль играет вокальное дарование прославленной певицы, ее образ и творческий путь в деле профессионального становления артистов и развития музыкального искусства Казахстана.
Для Айзады Нусуповой Бибигуль ­Тулегенова – не просто певица, это эпоха в истории казахской музыки.
– В моем восприятии Бибигуль ­Тулегенова символизирует совершенство вокального исполнения. Своим творчеством она установила высочайшую планку трактовки ведущих оперных партий, образов зарубежной и казахстанской классики. При этом она является непревзойденным исполнителем казахских народных песен, к чему стремятся многие отечественные вокалисты. Вот что говорит о высоких стандартах сама Бибигуль Тулегенова: «Исполнитель камерно-вокальной музыки сталкивается с особенно высокими требованиями. В каждой народной песне нужно уметь передать не просто мелодию, но и глубокий смысл, эмоции, заключенные в каждом слове. Это искусство требует от певца не только вокального мастерства, но и широкого эстетического взгляда, знаний в области истории, литературы и изобразительного искусства», – процитировала певицу Айзада Нусупова.
По наблюдению эксперта, особое значение в вокальном творчестве ­Бибигуль Тулегеновой приобретает синтез традиций и новаторства. Ее исполнение органично сочетает народное начало и европейскую вокальную школу. Кроме того, профессор консерватории убеждена: Бибигуль Тулегенова является настоящим примером преданности искусству, весь ее жизненный путь показывает, что талант без труда и упорства не раскрывается в полной мере. 
– Примечательно, что даже сегодня, в свои 95, Бибигуль Ахметовна продолжает делиться опытом и вдохновлять молодое поколение. Несмотря на свой почтенный возраст, она остается активной и яркой фигурой в музыкальном пространстве Казахстана. 
Певица организовала регулярный Международный конкурс вокалистов Бибигуль Тулегеновой, который за 12 лет существования стал престижным и знаковым среди профессиональных оперных и камерных певцов. Бибигуль Ахметовна помогает молодым и опытным певцам, консультирует, дает интервью и даже сама выходит на сцену. Все сказанное демонстрирует  безграничную преданность Б. Тулегеновой искусству и желание передавать накопленные знания новому поколению, – заключила Айзада Нусупова.
Для Танагуль Бекназаровой народная артистка Бибигуль Тулегенова – эталон высочайшего мастерства, преданности искусству и уникального сочетания академической школы и народных традиций. 
– Ее голос – символ чистоты, виртуозности и проникновенности, который невозможно спутать ни с чьим другим. Она доказала, что талант и трудолюбие способны преодолеть любые жизненные испытания. Творчество Бибигуль Ахметовны является примером того, как через голос можно передать глубочайшие чувства и идеи, оставаясь при этом верным своим корням и привнося нечто новое в мировую музыкальную культуру, – ­поделилась Танагуль Бекназарова.
В ходе круглого стола выступающие отмечали, что чистый голос, оптимизм и необычайное жизнелюбие, которое излучает Бибигуль Тулегенова, ассоциируется с весной и новыми надеждами – недаром ее репертуар включает весенние романсы. Так, исполненный Бибигуль Тулегеновой «Вальс о весне» Александра Зацепина в фильме ­акена Айманова «Наш милый доктор», без малого 70 лет входит в число самых популярных отечественных песен. 
В ходе круглого стола прозвучали воспоминания Бибигуль Тулегеновой о работе над сложнейшими партиями, о встречах с выдающимися дирижерами и режиссерами, о гастролях по всему миру. Бибигуль Ахметовна подчеркивала, что успех в оперном искусстве – это не только талант, но и колоссальный труд, дисциплина и умение взаимодействовать с партнерами.
Молодые вокалисты внимали словам народной артистки, понимая, что перед ними открывается уникальная возможность прикоснуться к опыту великой певицы, узнать секреты ее мастерства и получить ценные наставления.

Юрий КАШТЕЛЮК
Фото предоставлено 
КНК имени Курмангазы

 

 

48 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №9

30 Сентября, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»