• Время
  • 31 Января, 2025

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА, КАК БАЗОВАЯ ЦЕННОСТЬ СПРАВЕДЛИВОГО ГОСУДАРСТВА

Кабдулсамих АЙТХОЖИН, 
д. ю. н., профессор Университета Кунаева

 

Аннотация. Процессы политической трансформации казахстанского общества невозможны без раскрытия гуманистической природы демократического обустройства государства и коренного обновления непреходящих фундаментальных ценностей, лежащих в основе развития общества – права, справедливого правопорядка и законности. Права и свободы человека, консолидирующие принципы нравственной и политико-правовой ориентации общества, должны определять деятельность всех институтов государства и общества, всецело признающих социальную ценность и значимость каждой личности. Обеспечение прав и свобод личности, как базовой ценности общества и выражения всеобщего социального компромисса, должно быть основным вектором и высшей нравственной ценностью формирующегося Справедливого государства.
Ключевые слова. Справедливое государство, права человека, политика, право, правопорядок, законность.

Андатпа. Қазақстандық қоғамның саяси трансформация процестері мемлекеттің демократиялық жай – күйінің гуманистік сипатын ашпай және қоғамның-құқықтың, әділ құқықтық тәртіп пен заңдылықтың дамуына негіз болатын тұрақты іргелі құндылықтардың түбегейлі жаңаруынсыз мүмкін емес. Қоғамның адамгершілік және саяси-құқықтық бағдарлану қағидаттарын шоғырландыратын адамның құқықтары мен бостандықтары әр адамның әлеуметтік құндылығы мен маңыздылығын толық мойындайтын мемлекет пен қоғамның барлық институттарының қызметін айқындауға тиіс. Қоғамның негізгі құндылығы және жалпыға бірдей әлеуметтік компаны білдіру ретінде жеке тұлғаның құқықтары мен бостандықтарын қамтамасыз ету қалыптасып келе жатқан әділетті мемлекеттің негізгі векторы және ең жоғары адамгершілік құндылығы болуға тиіс.
Кілт сөздер. Әділ мемлекет, адам құқықтары, саясат, құқық, құқықтық тәртіп, заңдылық.

Annotation. The processes of political transformation of Kazakhstan's society are impossible without revealing the humanistic nature of the democratic structure of the state and the radical renewal of the enduring fundamental values that underlie the development of society – law, fair law and order, and legality. Human rights and freedoms, consolidating the principles of moral and political-legal orientation of society, should determine the activities of all institutions of the state and society, fully recognizing the social value and significance of each individual. Ensuring the rights and freedoms of the individual, as a basic value of society and an expression of universal social compromise, should be the main vector and the highest moral value of the emerging Just State. 
Keywords. A just state, human rights, politics, law, law and order, legality.

 

В условиях строительства Нового и Справедливого Казахстана, обретающего силу в праве, особое значение придается созданию новых институтов, призванных обеспечить права, свободы и достоинство личности на основе социально-психологической и нравственной переориентации казахстанского общества. «Народ Казахстана сегодня живет в совершенно новой политической реальности, – отмечается в этой связи в Послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм». – За последние пять лет реализованы масштабные реформы, через кардинальную трансформацию прошла политическая система. Фундаментальные изменения происходят в общественном сознании, повышается уровень правовой культуры граждан, в обществе формируются новые модели поведения и укореняются новые ценности. Началось обновление политической и общественной жизни, менталитета и культурного кода нации. Одним словом, идет строительство Справедливого Казахстана, и, что особенно важно, все это полностью соответствует чаяниям народа» [1].
Процессы политической трансформации казахстанского общества невозможны без раскрытия гуманистической, нравственной природы демократического обустройства государства и коренного обновления непреходящих фундаментальных ценностей, лежащих в основе развития общества – права, справедливого правопорядка и законности.
В этой связи ценностный смысл идеи справедливой государственности, входящей в золотой фонд общечеловеческих ценностей, состоит в строительстве системы политико-правовых отношений, обеспечивающих примат права во всех областях жизнедеятельности общества, основанном на правовых принципах подчинения государства народу, связанного правом, механизмы ответственности государственных органов и его должностных лиц перед народом. В таком государстве, всецело подчиненном народу, во главу угла ставятся ответственные граждане, верные выбору строительства справедливого, открытого и гуманного общества, смысл которого – возвышение человека, как высшей ценности государства.
В основе формирования Справедливого государства, как единого политического организма, который ставит основной целью – достижение общего блага, лежит, прежде всего, социальный компромисс, объединяющий все слои общества на основе верховенства абсолютных и неотъемлемых прав человека, ставящих личность в центр всех процессов общественного развития. Действующее право должно гарантировать выражение различных точек зрения и мнений, деятельность политических партий и общественных объединений на базе демократических идеалов, способствуя выявлению и согласованию различных позиций, интересов, разрешению противоречий, возникающих в обществе, в целях достижения социального консенсуса.
 Выражением такого социального компромисса, осуществляемого на основе конституционно признанных в обществе государственных и правовых институтов, является объединяющая идея, установленная п. 1 ст. 1 Конституции, – высшие ценности государства: «человек, его жизнь, права и свободы», которой должны быть подчинены все институты государства и гражданского общества. В этой связи действующее право, неразрывно связанное с нравственностью, призвано утверждать идеи свободы, чести и достоинства личности, способствовать утверждению гуманистических начал обустройства общества и государства, достижению социальной справедливости.
Соответственно Справедливый Казахстан, как государство равных возможностей для всех и каждого и открытой конкуренции, может строиться на естественно-правовых категориях свободы, самоценности индивида, необходимых для обеспечения его человеческого достоинства, обладающих абсолютным вневременным действием и независимостью от усмотрения и произвола государственной власти. 
В основе организации и деятельности органов государства и институтов гражданского общества, должны лежать идеи прав человека, основанные на свободе и равенстве и иных гуманистических социальных ценностях, как нравственных измерителей социального порядка, политической власти, позитивного права. В этой связи прочным правовым заслоном государственным органам и должностным лицам, препятствующим утверждению в социальной практике и общественном сознании свободы и прав человека, как великих ценностей человечества, являются именно естественные, прирожденные права человека, являя собой правовые общечеловеческие начала.
Ведь нравственным (моральным) может быть только государство, основанное на гуманистических началах подлинного права и правовых ценностях, признающее приоритет прав человека, как универсальной категории, и нравственные принципы человеческой свободы, достоинства человека, как уникального живого существа. «За короткий срок мы сформировали качественно иную конфигурацию ключевых институтов власти, значительно расширили участие граждан в принятии решений, комплексно укрепили систему защиты прав и свобод человека, – подчеркивает Президент республики К.-Ж. К. Токаев. – Все это серьезно повысило стратегическую устойчивость и эффективность нашей политической системы, сделало ее более справедливой, открытой и конкурентной» [2].
Такое государство, связанное правовыми законами, способно утвердиться только в обществе, основанном на солидарности и согласовании интересов всех социальных сил, обеспечивающих справедливость, глубинные ценности прав человека в их широком гуманистическом смысле и общее благо для всех граждан. Лишь когда «люди окажутся в большей степени способны реализовать свободу, а государство станет реальным инструментом общего блага для всех … и перестанет быть угрозой для свободы личности … – отмечал один из наиболее известных мыслителей XX в. Жак Маритен: «смысл Государства вновь будет постигнут его гражданами. Лишь в этом случае государство обретет свое подлинное достоинство, которое исходит не от власти и престижа, но от осуществления справедливости» [3, с. 27].
Поэтому классическое фундаментальное положение, что никто в государстве не может присваивать власть, закрепленное п. 3 ст. 3 Конституции Республики Казахстан, свидетельствует о том, что органы государства наделяются только отдельными властными полномочиями, делегированными им народом, для осуществления их функциональной деятельности по управлению государственными делами. 
Обладание властью, властными функциями народом, и возможность делегирования своих властных полномочий органам государства – это естественно-правовое состояние и неотъемлемое, неотчуждаемое право народа. Государство же обязано признавать народ, как единственный источник и носитель государственной власти, и обеспечивать власть народа юридическими и иными гарантиями, обусловленными естественно-правовой природой этой власти. 
Более того, сама легитимность власти зависит от постоянной поддержки и защиты ею принципа уважения достоинства человека, как фундаментальной основы государственно организованного народа, как публичного сообщества граждан, каждый из которых обладает собственным достоинством, гарантированным Конституцией государства. Соответственно, любой авторитет организации, включая авторитет государства, вторичен по своей природе по отношению к человеку: нет достоинства государства, существует лишь достоинство человека. 
Поэтому основные права и свободы, имеющие глубокие природные корни, и принадлежащие любому человеку в силу факта его рождения, не могут быть противопоставлены государству, которое обязано брать на себя их конституционное и иное законодательное закрепление, функции обеспечения и защиты прав и свобод личности, утверждая их приоритет по отношению к самому себе. «Наряду с улучшением социального положения населения большое значение имеют также защита прав и обеспечение равных возможностей каждого гражда­нина, – отмечает в этой связи Глава государства Касым-Жомарт Токаев. – В моем понимании это и есть справедливое государство» [4].
При этом права человека, как универсальная, экстерриториальная, общечеловеческая ценность, являются не только отражением правового опыта человечества, но и кристаллизацией его нравственных начал, связанных с уважением свободы и автономии личности, недопустимостью их нарушения, что дает возможность не только правовой, но и моральной оценки власти в целях удержания ее в границах гуманизма. Соответственно, права человека не нуждаются в дополнительном юридическом подтверждении, государство не вправе отменить или ограничить личные (гражданские) права человека, суть которых в законодательном предоставлении возможности его автономии и свободного самоопределения и создания такого правового порядка, в котором свобода личности имела бы гарантированные условия для своего осуществления. 
В этой связи только права человека, основанные на нравственных ценностях, могут служить непосредственной правовой основой для вынесения юридически значимых решений судами и надлежащих юридических действий иных уполномоченных органов государства. Без нравственной составляющей права и легитимности, как показала репрессивная практика тоталитарных политических режимов, право становится неправом, а легитимность – ­нелегитимностью. 
Права человека, как фундаментального правового института, основанного на принципах свободы, равенства, общего блага, справедливости, демократии и правовой государственности, являются изначально заложенными критериями нравственного измерения политики и государственности. Соответственно, подлинное право и права человека, как меры всех вещей, в условиях утверждающего справедливого социального порядка, могут действовать только благодаря их моральному содержанию, нравственным ценностям, как фундаментальным столпам человеческой духовности, обладающим автономным самоценным и самодовлеющим характером, питающим их. 
Между тем, как неоднократно свидетельствовали уроки истории, включая и трагический опыт коммунистического тоталитаризма, категорические императивы нравственности, утверждающие самоценность человека, его достоинство и свободу, всегда стояли выше любых классовых и государственных целей, выше того, что разделяет людей и социальные слои общества и посягает на данный Всевышним духовный универсализм человеческого бытия.
В этой связи государству необходимо поддерживать все социальные институты, построенные на многовековых социальных и нравственных нормах, ориентированных на смысл человеческого бытия и стремящихся к вечным ценностным универсалиям, как трансцендентных сущностях всего мироздания. Так, религиозные нормы, являясь элементарными нормами человеческого общежития, несут в себе кристаллизованный опыт социального общения людей, находящих в нем нравственные опоры, имеющие глубинные исторические корни духовного бытия человечества. Поэтому ни в коем случае нельзя обрывать тесные связи права с религиями, божественной природой человеческого мироздания, выступающими ценностными критериями жизнедеятельности общества, духовного содержания современного права.
Более того, в истоках мировых религий (христианства, ислама, иудаизма, буддизма, конфуцианства и др.) заложены не только религиозные и нравственные, но и правовые начала жизнедеятельности человечества, с присущими им разнообразными способами интерпретации правоотношений, включая религиозно-правовые и нравственно-правовые нормы в целях обеспечения социального равновесия.
Так, десять заповедей Моисея (кодекс Моисея), заложившие религиозные, нравственные и законодательные начала жизнедеятельности народа Израиля, и по настоящее время являются общей ценностной основой и духовной сущностью действующего права современных государств, охватывающей все общественно значимые аспекты поведения человека. Согласно этим вечным ценностным основам, место и роль современного права в системе жизнедеятельности того или иного государства должны изначально определяться местом и ценностью человека, мерой его автономии, свободы и независимости, как явлений высшего духовного порядка.
Как видно, центральным, определяющим звеном всей суммы прав и свобод человека является их духовная сущность, относящаяся к свободе человеческого духа, началам нравственности и фундаментальным моральным принципам, как явлениям высшего духовного порядка, создающим наилучшие условия для полнокровного осуществления прав человека.
Все это свидетельствует о том, что неотъемлемые права человека, как наиболее оптимальная форма выражения и защиты индивидуальности личности, абсолютного значения самоценности человека, как живого существа, основы построения и функционирования общественного и государственного устройства, имеют несомненный приоритет по отношению к государству. Соответственно ответственность за состояние дел в области прав и свобод личности несут не только отдельные полномочные государственные органы и должностные лица, но, прежде всего, государство, как официальный ответчик, в целом. Глава г­осударства ­Касым-Жомарт Токаев в этой связи ­неоднократно отмечал: «Власть должна всегда чувствовать свою ответственность перед народом» [4].
Нравственные начала в отношениях между государством, как носителем публичной власти, и гражданами, как участниками ее осуществления, выражаются и во взаимной их ответственности, как важнейшем принципе формирующейся правовой государственности, основанной на «правлении закона». Такое правление означает, что государство, его органы признают приоритет права, подчиняются праву, обеспечивают правопорядок, как базовое условие общественной и индивидуальной безопасности, не могут обходить предписания права ни при каких условиях и несут ответственность за их нарушения. 
В этой связи в Казахстане уделяется особое значение вопросам внедрения национальных индикаторов оценки соблюдения прав и свобод человека на основе индикаторов, разработанных Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, проведения семинаров государственных органов по вопросам обеспечения прав человека с привлечением институтов ООН и ОБСЕ [5].
Закрепляя права и свободы личности в правовой форме, обеспечивая справедливость в своих отношениях с гражданами, институтами гражданского общества, государство вместе с тем не может быть свободным от ограничений в собственных решениях и действиях, обязанное определять меры правовой ответственности государственных органов и должностных лиц за действия, совершаемые от имени государства. При этом государство обязано нести и политическую, правовую и моральную ответственность перед народом, как верховным носителем государственной власти, за невыполнение взятых на себя обязательств. 
И такая ответственность государства перед народом должна иметь реальные формы, оно должно неукоснительно выполнять обещания, которые даются государственными органами и их должностными лицами. Все это необходимо для преодоления неверия народа в эффективность наказания должностных лиц государственных органов, причинивших огромный вред обществу и государству из-за сохраняющегося синдрома должностной неуязвимости бюрократии, характеризующейся стойким правовым нигилизмом и неуважением к закону.
В условиях строительства Справедливого Казахстана приобретает принципиальное значение и ответственность личности перед государством. Вместе с тем, мы наблюдаем, ослабление чувства ответственности у значительной части населения, порожденное отчуждением граждан от государства, ограничениями прошлого тоталитарного и авторитарного режимов, сковывавшими их гражданскую самостоятельность и инициативу. Все это, к сожалению, не может не вести к нарушениям законности и правопорядка, росту правонарушений, падению престижа права и закона, неуважения к ним, обрушению нравственных устоев общества.
В этой связи в выступлении Главы ­государства К.-Ж. Токаева на третьем заседании Национального курултая «Адал адам – Адал енбек – Адал табыс» отмечалось: «Каждый гражданин должен хорошо понимать, что государство никогда не допустит вседозволенности и хаоса. Закон должен неукоснительно соблюдаться всеми и везде, в том числе в социальных сетях. Любые антизаконные, деструктивные действия и намеренные провокации будут жестко пресекаться. Мы будем неизменно следовать принципу: «созидательному плюрализму – полновесное да, разрушительному радикализму – решительное нет». Порядок в стране начинается с каждого из нас» [6].
Государству на основе разработки подлинных конституционных начал во всех формах бытия права и жизнедеятельности общества, необходимо формировать и развивать адекватные государственно-правовые механизмы охраны и защиты прав и свобод человека, с которыми государственные органы и должностные лица обязаны были бы считаться и принимать необходимые правозащитные меры. И, прежде всего, речь идет о консолидации усилий государства и общества в целях обеспечения таких фундаментальных ценностей для каждого человека и общества в целом, как верховенство закона, справедливость и безопасность граждан, полноценное удовлетворение которых является надежным показателем эффективности современного государства [1].
Все это требует критического переосмысления основных направлений государственно-правового регулирования общественных отношений, приведения их в полное соответствие с ключевыми задачами строительства Справедливого Казахстана, создания полнокровных процедур реализации прав и свобод личности на основе фундаментальных демократических преобразований во всех областях жизнедеятельности казахстанского общества. 
Права и свободы человека, консолидирующие принципы нравственной и политико-правовой ориентации общества на основе нового политико-правового мышления, должны определять деятельность всех институтов государства и общества, всецело признающих социальную ценность и значимость каждой личности. Обеспечение прав и свобод личности, как базовой ценности общества и выражения всеобщего социального компромисса, должно быть основным вектором и высшей нравственной ценностью формирующегося Справедливого государства. 

 

ЛИТЕРАТУРА
1. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм» // Президент Республики Казахстан. Официальный сайт [электронный ресурс]. Режим доступа: http: // akorda. kz/.
2. Выступление Главы государства Касым-Жомарта Токаева на втором заседании Национального курултая «Әділетті Қазақстан – Адал азамат» // Президент Республики Казахстан. Официальный сайт [электронный ресурс]. Режим доступа: http: // akorda. kz/.
3. Маритен Жак. Человек и государство. Пер. с англ. Т. Лифинцевой. – М.: Идея-Пресс, 2000. – 196 с.
4. Токаев К.-Ж. К. Независимость превыше всего // Казахстанская правда. – 2021. – 6 декабря.
5. О Плане действий в области прав человека и верховенства закона. Утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 8 декабря 2023 г. №409 // Президент Республики Казахстан. Официальный сайт [электронный ресурс]. Режим доступа: http: // akorda. kz/.
6. Выступление Главы государства К. Токаева на третьем заседании Национального курултая «Адал адам – Адал енбек – Адал табыс» // Президент Республики Казахстан. Официальный сайт [электронный ресурс]. Режим доступа: http: // akorda. kz/.
 

2271 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №9

30 Сентября, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»