- Общество
- 31 Января, 2025
ЖИВЫЕ МНЕНИЯ

Суицидальные действия среди подростков остаются одной из самых острых социальных проблем современного мира. Казахстан – не исключение. В последние годы в республике происходили резонансные случаи, связанные с подростковыми суицидами. Среди них – самоубийство девочек-подростков в Алматы 16 сентября прошлого года. Девочки разбились насмерть, упав с крыши многоэтажного дома. А 21 сентября случилось еще одно смертельное ЧП – в Бостандыкском районе города девочка-подросток упала с высоты 13-го этажа.
Факторы риска
По каждому трагическому случаю проводится тщательное расследование. Вместе с органами правопорядка в анализе произошедшего участвуют уполномоченные по правам ребенка на республиканском и региональном уровне, другие ответственные специалисты. Между тем главная задача – предупреждать суициды, не допуская трагических ошибок.
О том, как ведется работа по профилактике депрессивных состояний среди подростков и предотвращению суицидов, журналу «Мысль» рассказали профессиональные психологи, педагоги и уполномоченные по правам ребенка в регионах.
Директор Республиканского научно-практического центра психического здоровья Министерства здравоохранения РК Куаныш Алтынбеков отмечает, что суицидальные мысли могут появляться у детей разного возраста – все зависит от ряда факторов, связанных со скоростью взросления и умственного развития, взаимоотношений ребенка с родителями и педагогами, увлечений несовершеннолетнего, а также ряда субъективных и объективных причин.
– Основной вопрос заключается в том, с какого времени несовершеннолетний может в полной мере понимать, что такое смерть, и полностью прогнозировать последствия своих действий.
Дети отличаются по уровню развития и жизненному опыту. На этом важно заострить внимание, так как опыт и развитие определяют способность к прогнозированию. В целом считается, что эта способность начинает проявляться к подростковому возрасту, на сегодняшний день речь идет о 10 – 13 годах, – поясняет эксперт, подчеркивая при этом, что все очень индивидуально.
В числе причин появления суицидальных мыслей у ребенка – буллинг в школе. Это ситуация, когда ребенок подвергается травле, агрессивному преследованию со стороны сверстников, иногда – взрослых. Как проявления травли специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку жертвы и ее деятельности. Оказать помощь попавшему в такую ситуацию ребенку – одна из главных задач взрослых.
Сфера особого внимания
Татьяна Любчанская, и. о. директора КГУ «Центр психологической поддержки» Управления образования Карагандинской области, подчеркивает, что обязанность взрослых – внимательно следить за детьми, это коллективная задача родителей и педагогов. Важно наблюдать за настроением ребенка, его поведением и успеваемостью. По словам эксперта, часто в группе буллингового риска находятся особенные дети, которые могут отличаться от сверстников.
– Из опыта могу сказать, что нередко подвергаются буллингу дети с нарушением речи, особенностями в поведении – медлительные или, наоборот, гиперактивные, – делится специалист.
Имеющая большой педагогический опыт Татьяна Любчанская подчеркивает важную роль педагога в профилактике буллинга и депрессивных настроений среди детей. Учитель, по ее словам, не должен дифференцированно относиться к школьникам, делить детей на «плохих» и «хороших» – необходимо работать со всеми учениками.
– Невнимание учителя к ребенку может привести к негативным последствиям – снижению успеваемости, ухудшению дисциплины и даже криминализации ребенка. Видя это и не найдя общего языка с педагогами, родители переводят ребенка в другую школу. Есть случаи, когда ребенка переводят из школы в школу по пять раз. Однако попавший в такую ситуацию ребенок не будет хорошо относиться к школе, потому что у него уже сформировано недоверие к учителям, – поясняет педагог и психолог.
Татьяна Любчанская отмечает, что большое влияние на поведение ребенка, его настроение оказывает домашний климат. Если в семье благожелательная атмосфера, то, как правило, это положительно влияет на учебу, если же в доме ребенок не охвачен заботой, сталкивается с грубостью или невниманием, это может привести к депрессии, мрачным мыслям, замкнутости или агрессивности.
– Зачастую дети ведут себя плохо в школе потому, что не могут противостоять давлению в семье, и тогда они переносят свою агрессию на учителей и одноклассников. Но учителя не всегда чувствуют этот момент и, вместо того чтобы разобраться в ситуации, начинают еще больше давить на ученика. Это ведет к снижению самооценки. Если ребенок физически слаб, то он замыкается в себе, если обладает физической силой – устраивает травлю сверстников. «Под раздачу» могут попасть и педагоги. Все это потому, что ребенок не находит в учителе защитника, опору, – объясняет Татьяна Любчанская.
Если происходит травля ребенка со стороны сверстников, учителя или родителей, в ситуацию вмешивается антибуллинговая комиссия. Сегодня такие коллективы создаются во всех регионах страны. Опыт показывает: антибуллинговая комиссия становится эффективным механизмом в поддержке ребенка, решении ситуаций, связанных с конфликтами между сверстниками, а также учителями и детьми.
Алгоритмы действий
Уполномоченный по правам ребенка Карагандинской области Ирина Киселева рассказала об алгоритме помощи ребенку, подвергающемуся буллингу.
– Существует выработанная последовательность действий, так называемая лестница. Это государственные рекомендации, позволяющие поэтапно разбираться в ситуации и находить способы решения проблемы. Борьба с проявлениями каждого конкретного случая буллинга – это коллективная работа, – рассказывает Ирина Киселева.
Эксперт поясняет, что антибуллинговая комиссия собирается сразу же после поступления сигнала. Комиссия может состоять из двух, трех и более человек, в зависимости от сложности случая, но профессиональный психолог участвует в ее работе постоянно. Выезжая на место, комиссия старается разобраться в первопричине проблемы: ведутся беседы с родителями, учителями, детьми. В ряде ситуаций у родителей нет конкретных фактов буллинга их детей, но они чувствуют, что ситуация не в порядке.
– В таких случаях мы советуем родителям находиться в тесном контакте с педагогом, который проводит много времени с детьми. Если не получается решить вопрос в классе, то я рекомендую родителям обратиться к директору, настаиваю на том, чтобы они сделали это письменно. После этого, опираясь на разработанную государством документальную базу, комиссия проводит работу, – говорит эксперт, уточняя, что основному этапу отводится 24 часа. – Нужно выслушать обе стороны. По сути, это расследование. Мы обсуждаем ситуацию, узнаем ее первопричину. После прояснения всех обстоятельств комиссия предлагает методы решения проблемы.
Эксперт подчеркивает: важно погасить конфликт в самом начале, чтобы он не разросся и не достиг критических форм – нанесения ребенку психологической или физической травмы. В разрешении конфликта участвуют и школьники – это необходимая часть процесса.
– Дети не должны оставаться в стороне, ведь вопрос касается их, – продолжает уполномоченный по правам ребенка. – Школьникам важно дать понять, что они должны быть заинтересованы в решении конфликта, что разрешение проблемы повысит их самооценку, позитивно отразится на их репутации в школе. То есть нужно найти механизмы для того, чтобы дети сами захотели справиться с проблемой и сделали из нее выводы. При этом мы, взрослые, не занимаем ни одну из сторон конфликта – это педагогически важный аспект. И, как правило, нам удается решить вопрос.
В такой работе очень важно предотвратить переход ситуации в патовую, предостерегает специалист. Например, дети уже давным-давно помирились, забыли о конфликте, а школьная администрация продолжает выяснения, родители судятся со школой, с другими родителями, и это только вредит детям. Подобные случаи, поясняет Ирина Киселева, свидетельствуют о том, что школа непрофессионально подошла к решению проблемы.
– Поэтому, выступая перед директорами, я всегда говорю о важности обращения к положительным примерам, к опыту медиации, к рекомендациям по профилактике буллинга, – рассказывает специалист.
Профилактика и поддержка
Ирина Киселева отмечает, что сегодня проводится много семинаров и тренингов для педагогов на тему буллинга и профилактики суицидальных настроений у детей. Учителям важно в них участвовать – не упускать возможности приобрести новые знания и узнать о современных рекомендациях для учителей по этой в прямом смысле жизненно важной проблеме.
В случае если ребенок совершил попытку суицида, нужно приложить максимум усилий для психиатрической, психотерапевтической поддержки ребенка, психологической помощи родителям и всем, кто застал эту драматическую ситуацию.
Куаныш Алтынбеков дал профессиональные рекомендации родителям, чей ребенок пережил попытку суицида.
– Если говорить о поведении непосредственно в момент обнаружения подростка, то необходимо соблюдать несколько правил. Главное – не паниковать и обратиться в скорую помощь. Если нет опасности для жизни и здоровья, и родители отказываются от госпитализации ребенка в специализированный стационар, необходимо создать безопасную среду и не оставлять ребенка одного. Параллельно необходимо обеспечить ему эмоциональную поддержку и быть готовым выслушивать его переживания, не перебивая и не давая им оценки. В любом случае необходимо будет обратиться к специалисту и организовать помощь в соответствии с его рекомендациями, – обозначил алгоритм действий в экстремальной ситуации эксперт.
Татьяна Любчанская, в свою очередь, напоминает учителям и родителям о важности внимательного наблюдения за детьми. О том, что с ребенком происходит что-то неладное, можно понять и не нарушая его личного пространства: у него ухудшается настроение, он становится замкнутым, может проявлять дерзость, нервозность. Однако могут быть и другие проявления – например, ранее активный ребенок вдруг становится чересчур тихим. В любом случае, хорошо знающие своего ребенка родители при внимательном к нему отношении поймут, что существует проблема. Внимательность необходимо проявлять и педагогам – перемены будут заметны и в школе и могут сказываться на успеваемости.
– Важно, чтобы учителя и родители всегда были в контакте – вместе можно быстрее разглядеть проблему и постараться оперативно ее решить, – делится экспертным мнением Ирина Киселева.
Продолжая тему, Татьяна Любчанская отмечает важность в профилактике буллинга и суицида внеклассной работы – дети должны быть интегрированы в социум, посещать секции, кружки. Это важно для здорового и гармоничного развития ребенка, направляет его мысли в конструктивное русло. Также очень полезна волонтерская работа, где школьник может воочию убедиться в пользе добрых дел.
Куаныш Алтынбеков со своей стороны отмечает важность занятий спортом и пользу кружковой работы – они стимулируют ребенка к личностному росту, и тут главное – подобрать секцию или кружок, который пришелся бы ребенку по душе. Генеральный директор Республиканского научно-практического центра психического здоровья дает еще один совет – периодически консультироваться у профессионального психолога и консультировать своих детей, сегодня это стало требованием времени.
– Думаю, что нам всем периодически не мешало бы посещать психолога.
Психолог способен оказать поддержку ребенку в различные периоды его жизни. Специалист может поддержать и повысить самооценку ребенка и его уверенность в себе, что в конечном итоге будет способствовать адаптации подростка в социуме, – заключает Куаныш Алтынбеков.
Юрий ЮРЬЕВ
Фото из интернета

2293 раз
показано0
комментарий