- Время
- 31 Января, 2025
ТРАНСФОРМАЦИЯ ИМЕНИ ПРАМАТЕРИ – АШЕБЕК АНА В МИРОВЫХ ИСТОЧНИКАХ

(Краткий схематический обзор)
О месте в степном шежире
Образ Ашебек распространился в разных странах в эпоху Золотого века человечества и находится в первом списке знаменитейших героинь планеты – от праматери Евы до сего дня. К примеру, знаменитые Афины и принадлежавшая Афине-Атане область Аттика (Аттікі) и сегодня существуют, не говоря уже о многих других.
При сравнении источников науки, наследия народов мира и наследия тюркских народов, приходишь к выводу, что Золотой век человечества был создан в каменном веке при леднике – между 17 и 15 тысячами лет назад – первым каганом скотоводов Турана Аргы Майкы (Йима, Джем, Аргы Мак) в степях восточнее реки Волга [1].
В шежире Ашебек отмечена как младшая жена Аспанбета, потомка кагана Тогыма, который являлся потомком кагана Аргы Майкы (Аргы Мак), и род ее потомков зовется и сегодня – Ашебек. Есть и другой род ее же потомков, который зовется Ащыбек. Такое происходило в случае, когда после смерти первого мужа его жена выходит замуж за близкого родственника умершего, и создаются уже два рода ее потомков, т. к. родословная идет по мужской линии, а оба рода называются ее именем. Потомки ее живут в Актюбинской, Западно-Казахстанской и других областях.
В степной истории зафиксировано немало случаев, когда после смерти мужа-властителя (кагана, хана, царя) жена занимала его пост и оставалась в народной памяти своими великими делами. Причина – в древности, в открытых суровых пространствах. Каждый человек был ценен. Все мальчики и девочки с рождения воспитывались в готовности к трудной жизненной борьбе, где слабаки исчезали в желудках миллионов хищников – ведь в степи негде укрыться, и путь сохранения каждого только один: плечом к плечу, спина к спине – защищать себя и всех людей. А жизнь была мобильная – по всему Степному поясу от Дуная до Китая и на близлежащих территориях охотники, а затем скотоводы шли по ежегодным маршрутам вслед за пасущимися животными, и каждый встреченный по пути человек были: друг, товарищ, брат, сестра. Так создавалась и крепла идея единства человеческого рода, и степняки о каждом человеке на планете до сих пор говорят: «он тоже сын Адама».
Аспанбет отмечен в дастане «Адай»: «Әспембет азан шақырды, Адай деп берді атымды» [2]. Он в шежире идет через несколько поколений после своего предка Тогыма, что коррелируется с приведенным в булгарских летописях («Джагфар тарихы». Т. 3) перечнем сохранившихся в наследии имен каганов Турана. Интересно: если степняки почитают своих предков как реально живших когда-то людей, то есть предельно скромно, то чем дальше от прародины, тем больше их образы приобретают все новые, а порой даже мифические черты, иногда изменяясь до противоположности и становясь совсем непохожими...
Согласно булгарским летописям, Тогым под именем Кар (алп/аруах Карга) правил Тураном в 11 тысячелетии до н. э., а супруга его потомка Аспанбета – Ашебек отмечена в летописях в 10 тысячелетии до н. э. под именем Улят (Ұлы Ат) или Лут. Сказано, что «эти имена алп-бики (Туран) означали «дракон, охранительница побед – «великий».
Да, «Ұлы Ат» переводится как «Великая Лошадь» и «Великое Солнце» (у Геродота действительно есть упоминание, что у массагетов-степняков одновременно почитались Лошадь и Солнце – «История. М. 2006, с. 94). При восходе древние люди восклицали «ат!» – «взойди!», а при охоте на самого быстрого обитателя степей тоже кричали «ат!» – «стреляй, пуляй, камень бросай!» – отсюда и одинаковое название двух разных объектов Мироздания, но очень почитаемых. Недаром и сегодня говорят «таң атты», буквально «утро выстрелило», то есть, настало… Да и не просто так «ұлық», «велик», «волк» – это одно и то же слово на разных акцентах, что говорит также и о почитании Волка…
И у С. Кондыбая «Алаш» означало «Солнце», а «Алаша» – «потомок Солнца» (1 т., с. 96). «Аш» и «ат» – одно и то же слово, получается, только с разным акцентом… Примеры взаимозаменимости звуков «т», «с», «ш» и сегодня существуют – одни народы сына Ноя зовут Яфет, другие Япес. На казахском языке слово «сүйінші» и «шүйінші» употребляются равноправно... Алаш/Алат буквально означает «Божественный Ат (Жылкы)» и «Божественное Солнце»... У Ж. Артыкбаева в книге «Қазақ тарихы мен этнологиясының мәселелері» на стр. 47 говорится: «Алаша» атауы жылқы деген ұғымға саяды. Мысалы славян тілдеріндегі «лошадь». Мордва коней называют «алашанте» [3].
И вот еще важный штрих перед переходом к другим странам. Геродот на стр. 253 своей книги «История» приводит имена семи скифских аруахов, которых он называет богами, среди них Папей и Апи. На что у С. Кондыбая на стр. 264 тома 1 «Толық шығармалар жинағы»: «Папей аспан тәңірі ретінде Апидың күйеуі болып түсіндірілген» – «Папей как божество неба объяснен как муж Апи». Если же в предыдущей статье показано, как Геродот прямо отождествил греческого бога Посейдона со скифским Тагимасадом (каган Турана Тогым), то здесь дается наводка на то, что божество неба Папей есть Аспанбет («Небесный пророк»), а его жена Апи есть Афина, которая до 300 годов до н. э. несколько тысяч (!) лет именовалась на территории Греции как богиня «Ат-ана», что в переводе с тюркского означает – «Лошадь-Мать». К образу «Волчицы-Матери», вскормившей строителей Рима и Тюркского каганата, мир-то уже привык... А тут мы видим, что правительница Турана Ашебек-Ұлыат была прообразом богини Атана-Афины в Древней Греции.
Богиня Аши в «Авесте» Богиней судьбы и счастья назвали ее в знаменитой «Авесте» на территории Ирана. Вот из «Гимна Аши»:
«Мы чтим благую Аши,
Великую владычицу,
Как дочь Ахурамазды,
Сестру Святых Бессмертных,
Что мудростью Спасителей
К спасенью продвигает
И дарит в благодарность
Тому врожденный разум,
Кто призывает Аши
Свершая возлиянья.
Молюсь ей ради счастья
Я громкою молитвой». (Яшт 17)
Кроме Аши, в «Авесте» есть богиня Анахита, прообразом которой была Кетебике – праматерь племени кете, также представленная в местных шежире. Здесь прародину героинь установить очень просто, так как в песнопениях «Авесты» первый автор тех текстов, пророк Зороастр (Жарастыр), не раз объявляет, что он из племени спи тама – таманцы, кете и табыны, которые и сегодня живут в Актюбинской и соседних областях, т. е. восточнее реки Волга, как определила исследовательница Мэри Бойс в своей книге. Кстати, пророк Зороастр на основе степного тенгризма создал учение зороастризма, и на основе же тенгризма были созданы авраамические религии – признанный специалистами факт [4].
Текст «Авесты» был создан переселенцами после 1900 гг. до н. э., как и тексты индийской Ригведы, когда из-за тысячелетней засухи Волго-ЮжноУрало-Казахстанский регион, по выводам палеоэкологов и археологов, стал полупустыней, и там осталось 10% из числа прежних жителей. Праматерь Кетебике также оставила широчайший след в истории планеты – для начала знакомства с этим можно прочесть статью д. и. н. Ж. Артыкбаева «Наше племя кете и Хетейская империя». Благодаря кетинцам Кипр когда-то назывался «Алашией», и их очень хорошо знали в Средиземноморье. Матерью царя Соломона была кетеянка Вирсавия...
Имена Ашебек ана – на Ближнем Востоке, в Египте, в Греции
Мы показываем только примеры, т. к. фактические сведения тянут на десятки томов обстоятельного описания. К примеру, в IV тысячелетии до н. э., возможно, и раньше, богиня Ашера считалась супругой шумерского верховного бога неба Ану (здесь и внешняя аналогия с Ашебек и Аспанбетом соблюдалась). В Угарите она была верховной богиней и супругой бога Эля. У хеттов – Ашерду, Ашерту. Атират – ханаанская и финикийская богиня плодородия. Ашера в Библии упоминается сорок раз. В русских изданиях Библии – Астарта. При переводах на некоторые языки – «дерево», «роща», «лес», «столб» и другие. Ей посвящены многие космические объекты, такие как Долина Ашера в Иерусалимской земле. Богиня космическая Нейт в Египте изображена с луком и стрелами – с IV тысячелетия до н. э., может и раньше. В ее честь назван астероид Нейт. Из «Большой российской энциклопедии» (2004–2017): «Астарта – богиня плодородия, любви и материнства, воительница, олицетворение планеты Венера, вавилонская Иштар. Почиталась в Сирии, Палестине, Египте, Малой Азии, Карфагене и на Кипре».
Здесь нужно сказать, что в течение последних трех тысяч лет каждый век происходят изменения во взглядах, и потому не нужно удивляться разночтениям во многих сведениях разных стран. Это касается, в первую очередь, Древней Греции первого тысячелетия до н. э. Страна эта тогда состояла из многих десятков (пишут даже, что из сотен) полисов-государств, часто воевавших между собой, и у них были самые разные предпочтения. Так, по некоторым сведениям, что Афина еще в классическое время, т. е. до 300 годов до н. э., звалась Атана, Атхена, и почитался ее храм Ат-аны Апатурии (Апа-Турании). И в «Мифологической библиотеке»: «Посейдон первым пришел в Аттику, ударил трезубцем (тарак) в землю на Акрополе, и возник источник морской воды (по другой легенде он создал лошадь). Потом подошла Афина (Атана), ударила копьем в землю, и выросло оливковое дерево. Город назвали ее именем: Афина/Атана/Атхена, а местность – Аттика (Аттікі!)». Считается, что первые поселения на месте Афин были еще в каменном веке, а город постоянный – с IV тысячелетия до н. э.
Как сказал Геродот, «Посейдон – это Тогым». Ат-ана же – Ашебек. Одним из эпитетов Афины было Аглавра, которое с греческого переводится как «Световоздушная». Ак – свет. Леп – дыхание, воздух. Ясно тому, кто знает казахский язык.
Пишут о множественности Афин, к примеру, богиня Нейт в Египте, а в Риме – Минерва (у татар Мінаура)...
У скифо-сако-сарматов, у славян
Эпоха с VIII века до н. э. по IV век н. э. своими многочисленными фактическими данными уже получила именование скифо-сармато-сакского времени или раннего железного века (РЖВ), и по нему пример из книги историка V века до н. э. Геродота выше уже был приведен. Добавим только, что и в эпоху РЖВ степные праматери оставались такими же деятельными и результативными, как и в предыдущие тысячи лет. Вот из фолианта Института Археологии АН СССР «Степи Европейской части СССР в скифо-сарматское время». М. 1989, с. 153: «Савроматские женщины воюют, ездят верхом, стреляют из лука, бросают дротики, вместе с мужьями выезжают на охоту, выступают в поход… Марцеллин: «аланы (алшыны – у греков не было буквы «ш») – это прежние массагеты (их царица Томирис победила персидского царя Кира в VII веке до н. э.)». «Массагеты» – древнегреческая интерпретация союза племен маскар, карамасак (торткара) и кете, которые и сейчас живут там же, где и тысячи лет назад. У всех трех до сих пор сохранилась общая тамга в виде креста шанырака, а также множество источников античности о их деятельности. Стр. 168: «Основу хозяйства савроматов составляло кочевое животноводство, ткачество, обработка дерева, камня и кости, металлургия, литейное и кузнечное дело. Сосредоточение курганов на побережье Илека, что отображает существование определенных племенных центров». Стр. 169: «Солнце, свет, огонь – центральное место в идеологии сармат»… [5]
Внимание: книга Т. Сулимирского «Сарматы». Лондон. 1970: «Побывали почти во всех странах Европы, а на востоке дошли до Китая… потомки тех, кто прибыл в Англию (король Артур, рыцари Круглого стола и другие), до сих пор живут в этой стране… вся Восточная Европа была их вотчиной и носила название Сарматия… Сарматы внесли вклад в основу многих течений в искусстве средневековой Европы – меровингского, англосаксонского, романского» [6]. Увы, только список источников по скифо-сармато-сакскому времени займет с десяток страниц…
Из множества славянских источников остановимся на книге А. С. Фаминцына «Божества древних славян». СПб. 1884. Сварог. Даждьбог. Солнце – Тур (у чувашей-тюрков и сегодня в 2024 году Туре – «Солнце» и «Бог»). У индийцев – Surya. Разница акцентов. Приводит автор список Нестора: «Перун, Хорс, Стрибог, Симаргл, Мокошь». Тот же Перун у прибалтийских народов Перкун, Перкунас – бог Солнца (Сауле!), а у тюрков Биргюн (Единое Солнце – Бір Күн!). Сварог же у тюрков Кубар – символ Солнца, разница акцентов одного имени. Единый Небесный бог Дый у славян, Дай Бог. Как у тюрков Кудай.
Мокошь – «Могучая Аше». Пример в названии гор Мугалжар. Муг – мыкты/могучий. Ал – имя Бога. «Жар-жар» и сегодня на свадьбах поют, «жар» - «друг», «любимый». Мугалжар – «Всемогущий Ал друг». Алла жар болсын!.. Есть и Ярило – символ плодородия. В перечне Нестора впереди Мокоши стоит Симаргл. На праязыке Сім ар ғыл буквально «впитай совесть/честь сделай». Сегодня говорят «сімір» – «выпей залпом!», т. е. не откладывай на после то, что можешь сейчас… Совесть-то, честь – внутренний регулятор человека, со-ведание с Абсолютом, жете, этика, закон Мироздания – впитай, значит, не мешкая!.. Н. И. Зубов связывал Мокошь со скифской Апи.
Вывод из спокойного сопоставления источников один – у славян, как и у тюрков, многобожия никогда не было. Налицо почитание предков и уважение Мироздания, Природы, Человечества, бережное отношение к символам. У А. С. Фаминицына сие выражено так: «Обращая внимание на солнце… молимся Всевышнему Богу». Даже в XVII веке русский человек считал себя «отроком Божьим». Борьба религий объясняется насаждением взаимной враждебности в течение нынешних трех тысяч лет [7].
«Де Соньце, там и сам Господь!» – приводит украинскую поговорку А. С. Фоминцин. Всуе не говорили, и Солнце было символом Абсолюта.
В Тюркском каганате, в Золотой Орде
И на Дальний Восток из-за тысячелетней засухи переселилась после 1900 годов до н. э. часть населения Сердца Турана – и река Кобда там есть, и Кобдинский район, горы Табын Богдо оло, река Уш Табын и другие параллельные Илеко-Кобдинскому междуречью названия местности.
…Тюркский каганат. С. В. Киселев пишет, что Ашина – имя матери главы племени. Ю. А. Зуев – что это племя уйсуней. С. Г. Кляшторный – что это слово тохаров. К. Салгарин упоминает китайские записи о происхождении тюрков, по которым Ашина – имя младшей жены Надулиу-шына. В других источниках указано, что это имя одного из 10 вскормленных Волчицей на Отюкене тюрков. Историк А. Досымбаева: «…совместное правление родов ашина и ашидэ… Каган мог заключить брак только с представителями рода ашидэ и только сыновья от женщин этого рода становились наследниками престола… тотемами ашина были ворона и волк, рода ашидэ – дракон… На памятниках Бильге и Кюльтегина туловища драконов с волчьими головами».
И у уйсынов, и у дулатов, и у тохаров (тогымов), и у Аспанбета предок один – Аргы Майкы (Аргы Мак). И, конечно, не только те 10 отукенцев скажут, что он Ашина, но и тысячи сегодняшних ашебекцев подтвердят, что он – Ашебек. И символы ворона, волка, дракона у Ашебек тоже были.
Читатели видят, что правящие два рода Тюркского каганата являлись потомками праматери Ашебек.
…О Чингисхане исследователи сообщают, что его предком в 22-м поколении был Буртэ Чино, восходящий по племени эхирит рода шоно (волк) – к каменному веку. «Недаром родоначальницы эхиритов и булагатов – две старухи-шаманки», – пишет бурят А. Гатапов. Звали родоначальниц Асухен и Хусухен. «Легенда о происхождении Эхирита и Булагата, где прародителями являются животные, в одном случае сивый бык, а в другом рыба (пестрый налим), могла появиться только в эпоху глубокого матриархата и тотемизма, это каменный век». Да, 22 поколения – меньше 700 лет, а тут тысячи лет. Т. е. ближних по времени предков помнят близкие родственники, а дальних по времени – народ и даже многие народы, тех, кто оставил след в истории своими делами. Тут еще немало деталей, подтверждающих принадлежность Чингиса к потомкам сегодняшней героини, но ограничимся тараком на его шлеме.
Примеры из топонимики «тамаруткульской традиции»
Дадим только один пример из Илеко-Кобдинского междуречья, где когда-то была столица Турана, построенная первым его каганом Аргы Майкы:
«Майқы атам Орнық деген қала салған,
Қаланың төңірегі екен қорған.
Қазақ та сол бір кезде білім алған».
(Майқы би. А. 2014. 27б)
Это река Ашесай, впадавшая в реку Шанкы, а та впадала в Илек – параллельно Мак-Балсаю, Майкысаю и Мартоку (по карте 1910 года). Мак (Волк) – так при рождении назвали будущего кагана Майкы. Бал – его потомок и тоже есть в списке каганов. Ток (Тогым) – также потомок и каган. Шанкы – тоже потомок и в преданиях глава рода. По тому, что его именем названа река, параллельная рекам с именами самых значительных личностей, он совершал великие дела. И все эти люди представлены в шежире и прочем наследии, а также в других источниках.
На северо-востоке «тамаруткульской традиции» (Сердца Турана) в Челябинской области, на границе с Башкортостаном, есть река Аша, город Аша и Ашинский район. Рядом – река Илек. В Башкортостане и Оренбургской области течет река Майкы, а в Татарстане – другая река Майкы. В Оренбургской области также находятся река Ток, Тоцкий район и город Тоцк. Тут надо иметь в виду, что со временем акценты могут меняться, и, например, река на карте может называться «Майка», а поищешь и находишь, что на башкортском (башкирском) это – Майкы!..
В той же стороне есть и река Тавда, как и в Актюбинщине – Кобда (Кыпшак божественный), где «да» указывает на «божественность». «Тав» напоминает о Табити, одной из семи аруахов, которых, по Геродоту, почитали скифы. Здесь можно отметить, что река Аша впадает в реку Сим, которая впадает в самую крупную реку Башкортостана Ак (Агидель, Белая), а та – в реку Каму (Кам – «Солнце») – вот и нашлась прародина Симаргла!..
Дело в том, что по традиционной топонимике понимающий человек может читать историю любой страны планеты как по книге... Вот, например, ученые определяют историческую память тюркских народов в 60 тысяч лет, но фактически она намного больше, т. к. в эпосе рассказывается даже о событиях, которые уже были в начале Валдайского оледенения, т. е. около ста тысяч лет назад. Кто понимает исторический контекст названий местности, тот может найти памятник, даже не побывав там. В моей практике были такие случаи. Как-то собеседник упомянул, что около их села есть местность Донгелексай. Спрашиваю: а там, рядом, есть круговые валы? Он ответил, что есть... Я поехал, увидел – святилище Солнца, света и огня диаметром около 200 метров... Оно не отмечено в списке памятников. А километрах в пяти оттуда находится другое святилище меньшего размера (диаметр 70 метров, с высотой кругового вала – 3 метра, ширина вала – 6 метров), официально объявленным одним из важнейших историко-культурных памятников Оренбургской области. Это всего в нескольких километрах от места предполагаемой столицы Турана, которая находится в Кобдинском районе Актюбинской области.
Есть река Аше в городе Сочи Краснодарского края и дольмен Аше на Западном Кавказе. Если смотреть по карте окружающий контекст топонимов и сличать с тамошней историей, можно увидеть, в какую эпоху туда попали носители первичной информации. С. Кондыбай объяснял это тем, что тюрки в любом конце Земного шара, куда они попадали, создавали духовные центры, параллельные тем, что были на прародине. Они называли их именами аруахов, т. е. ушедших предков, а также тех местностей, откуда происходили предки. Например, Отекен есть в Монголии, Туве, а в Башкортостане их уже девять нашли, писали об этом. На Кипре Отекен есть, а самый знаменитый – это сегодняшний Ватикан, один из холмов Рима. Об этом я писал давно, и примечательно, что в 2013 году вышла книга авторитетного в мире палеолингвиста Марио Алинеи «Этруски были тюрками» (это народ, построивший Рим).
В Казахстане и Средней Азии памятники беспрерывно уничтожались религиозными фанатиками и грабителями, а при Тимуре почти все города Золотой Орды были сровнены с землей. При желании небольшую часть памятников можно восстановить.
Конечно, многим вышеизложенное покажется не совсем убедительным. Посмотрите на список Нестора, начинающийся с Перуна и заканчивающийся Мокошью, и сравните его со списками тюркскими: с Биргюном в начале и до Улы Ат (Великое Солнце). На реку Самару, впадающую в Волгу – Ұлыға – Волчица – Великая – Ашебек…
Историю знать надо
По имеющимся на сегодня источникам можно спокойно определить, когда основные составные части любого народа планеты вышли из «страны-кратера». В этом наследии списки предков всех землян – просто они раскиданы как фрагменты общей картины, по тысячам различных источников. Недаром уничтожатели былых человекообразующих традиций стараются свести на нет историческую память народов планеты уже более трех тысяч лет. Об этом – отдельный разговор.
Здесь, в суровых условиях Волго-Урало-Казахстанского региона, окруженного когда-то льдом и водами, более 100 тысяч лет формировался и креп человек разумный, совершенный, духовный, интеллектуальный и технологичный, высокоморальный, соблюдавший Законы Мироздания, Природы и Человечества. Отсюда было три самых массовых выхода в мир, два из которых – при потеплении и открытии дорог в эпоху Валдайского оледенения, 50 тысяч лет назад и 17–15 тысяч лет назад. Третье массовое распространение по Земному шару – в ходе и после тысячелетней засухи третьего тысячелетия до н. э., когда Сердце Мира превратилось в полупустыню и здесь осталось, по выводам археологов, только 10% прежних жителей (после 1900 годов до н. э.).
С падением Турана Золотой век человечества закончился.
В сегодняшнее турбулентное время, когда мир сотрясает взаимная враждебность многих государств и народов, ведущая к быстрой гибели всех людей, необходимо вспомнить тех, кто создавал и укреплял человечество, жил, исходя из единства человеческого рода.
И по принципу: «Солнце светит всем».
Аруахи помогут нам. История смотрит на нас. Возьмем из нее лучший опыт, люди!
Торегали КАЗИЕВ,
исследователь-писатель
г. Актобе
Продолжение следует...
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1985.
2. Кондыбай С. т. 1. с. 111; Сыдиыков К. Акын-жыраулар. 1974.
3. Артықбаев Ж. О. «Қазақ тарихы мен этнологиясының мәселелері». – Павлодар: ЭКО. Т.1, 2007.
4. Қасымжанов А. А. Рухани тамырлар. Алматы: Білім, 1994.
5. «Степи Европейской части СССР в скифо-сарматское время». М.: Наука, 1989, с. 153.
6. Сулимирский Т. «Сарматы». Лондон, 1970.
7. Фаминцын А. С. Божества древних славян: Исслед. Ал. С. Фаминцына. [Вып. 1]. Санкт-Петербург, 1884.

2060 раз
показано0
комментарий