• Время
  • 31 Января, 2025

ЦЕННЫЕ СТРАНИЦЫ

Юрий КАШТЕЛЮК, 
журналист

С 2022 по 2024 год Институт литературы и искусства им. М. О. Ауэзова КН МНВО РК выпустил в свет серию академических печатных изданий. Это монографии по литературоведению, фольклористике, искусствоведению, собрания сочинений классиков литературы и критики – передовых мыслителей начала XX века. В их числе Мухтар Ауэзов, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев и другие классики. Презентация выпущенных за трехлетний период книг состоялась 25 декабря минувшего года в Национальной библиотеке РК. Обзор книг сделали представители авторских коллективов – эксперты в области литературоведения и фольклористики.

 

Во вступительном слове генеральный директор Института литературы и искусства им. М. О. Ауэзова, заслуженный деятель РК, доктор филологических наук Кенжехан Матыжанов отметил большую значимость изданных книг: фундаментальные труды стали научным материалом для исследователей казахской литературы и фольклора. Важно, что для подготовки книг привлекаются эксперты из разных регионов страны. В процессе работы они приобретают новые знания, совершенствуют профессиональные навыки, пополняя багаж своих научных исследований. Фактически процесс работы над изданиями представляет собой «археологию слова». Он включает экспедиционную работу, исследования в архивах и библиотеках, почерковедческую экспертизу и другие научные направления. 
Приобретенный опыт ценен для дальнейшей научной работы и преподавательской деятельности. Немаловажно и то, что вышедшие издания носят универсальный характер – они могут служить не только основой для новых научных исследований, но и методическим материалом для преподавателей вузов, школьных учителей и важным ресурсом для всех, кто интересуется литературой Казахстана. 

Литературное наследие
В интервью журналу «Мысль» заместитель генерального директора ИЛИ им. М. О. Ауэзова Альмира Калиева рассказала о новых изданиях. Она отметила, что работа над книгами ведется по государственному заказу – в рамках различных издательских проектов. Одним из центральных фундаментальных трудов стал академический 50-томник Мухтара Ауэзова. Работа над томами длилась на протяжении ряда лет, но завершающая стадия работы проходила в последние годы. Также в рамках издательской работы увидело свет наследие Жамбыла, выпущен трехтомник Магжана Жумабаева и пятитомник Ахмета Байтурсынова. 
Одним из самых плодотворных в деле издания книг выдался 2024 год: за 12 месяцев вышло в свет 18 академических трудов. В основном это монографии – книги по литературоведению, искусствоведению, фольклористике. 
– Издание академической литературы – большой и кропотливый научно-исследовательский процесс. Если говорить о работе над собраниями сочинений, то ее ведут целые группы специалистов. Туда входят текстологи, биографы, представители других литературоведческих направлений. Эксперты проводят скрупулезные исследования. В процессе работы поднимаются предыдущие издания автора – сравниваются тексты, анализируется год выпуска и редакторские тенденции того времени. Значимая часть работы – архивные исследования: авторские коллективы выезжают в экспедиции, они ведут поиск материалов в архивах Казахстана и других стран. Главная задача – найти первоисточники произведений, – пояснила заместитель генерального директора ИЛИ им. М. О. Ауэзова Альмира Калиева. Она сообщила, что в результате архивных исследований было обнаружено много ценного материала – настоящие раритеты, в числе которых некоторые подлинники произведений Ахмета Байтурсынова. 
Замдиректора ИЛИ отметила, что наряду с уже состоявшимися исследователями к издательской работе привлекается научная молодежь – выпускники вузов, студенты, магистранты, докторанты: одна из задач проекта заключается в преемственности академических поколений, передаче профессиональных знаний и навыков от уже состоявшихся ученых к молодой поросли исследователей.
– Если обратить внимание на участников презентации, то можно увидеть много молодых ученых, а также студентов. Это очень важно, ведь научное развитие обеспечивается за счет своевременной преемственности поколений, – подчеркнула Альмира Калиева.
Она также сообщила, что ИЛИ им. М. О. Ауэзова организовывает систему региональных филиалов. Уже создано и успешно действует подразделение в Семее, планируется ­открыть филиал в Астане. Открытие региональных центров позволит охватить ­исследовательскими проектами ­научные кадры по всей республике. 
Альмира Калиева поделилась планами научного учреждения. В частности, в 2025 году предстоит издать собрания произведений Шакарима, Миржакипа Дулатова, Жусупбека Аймаутова.

Международный вектор
В числе изданных книг – коллективные монографии «Казахская тема в русской литературе: имагологический дискурс» и «Казахская литература в международных контекстах». Книги, вышедшие под редакцией заведующей отделом международных связей и мировой литературы ИЛИ им. М. О. Ауэзова Светланы Ананьевой, представляют собой литературоведческую аналитику. Они стали плодом исследований казахстанских ученых, экспертов из России и других стран. К слову, отдел международных связей и мировой литературы проводит большую работу по научному взаимодействию с экспертами стран ближнего и дальнего зарубежья, научному обмену, литературному переводу произведений авторов Казахстана на иностранные языки. Обе книги стали частью этой многоплановой и плодотворной работы.
Издания представила Светлана ­Ананьева. Она подчеркнула, что монографии рассматривают актуальную литературоведческую тематику – вопросы имагологического дискурса и популяризации отечественной литературы за пределами Казахстана. 
Рассуждая на тему первой коллективной монографии, эксперт пояснила, что разные эпохи характеризовались своими творческими тенденциями. Так, для русской литературы XIX века – начала XX столетия и советской литературы было характерно эстетическое освоение казахской действительности. Однако в постсоветский период стал распространяться имагологический дискурс, в частности рассуждения на тему «свой», «свой – другой» и так далее.
«Литературный текст рассматривается авторами коллективной монографии «Казахская тема в русской литературе: имагологический дискурс» под редакцией С. Ананьевой (Алматы: Evo Press, 2024, 344 с.) в мире других текстов. Национальный образ изучается в пространстве семиотических отношений, где художественный образ как преображенная модель мира находится в соприкосновении с иными мирами», – отмечается в аннотации к изданию. 
Вместе со Светланой Ананьевой над книгой работали Карина Галай ­(Москва), Бейбут Мамраев (Астана), Елена Новоселова (Павлодар), Лариса Демченко (Усть-Каменогорск) и другие эксперты.
В своем исследовании авторский коллектив сделал широкий обзор произведений русских, советских писателей и авторов современности, провел сравнительный анализ научных подходов прошлого и настоящего. 
Вторая монография акцентирует внимание на теме восприятия произведений казахстанских авторов в разных странах мира. Как рассказала журналу «Мысль» Светлана Ананьева, первый раздел книги носит название «Современность и художественная литература Казахстана: проблемы перевода и границы непереводимого». Он открывается подразделом двух авторов – председателя Союза писателей Беларуси Александра Карлюкевича и Светланы Ананьевой «Казахская проза на белорусском языке: проблемы перевода и границы непереводимого». В этом разделе дается обзор новых переводов на белорусский язык поэзии Абая Кунанбаева (Миколой Метлицким) и романа-эпопеи Мухтара Ауэзова «Путь Абая» (Михаилом Поздняковым). 
«Значимым событием стало издание первого литературного альманаха «Казахстан – Беларусь», на страницах которого представлены новые переводы современных авторов на казахский и белорусский языки. Поэзия Галыма Жайлыбая, Улугбека Есдаулета, Бахыта Каирбекова, Валерия Михайлова, Бахытжана Канапьянова и других стала ближе белорусскому читателю. Авторами первых двух разделов (второй – «Новейшая казахская литература: постсоциалистические контексты и структурированные идентичности») являются Альмира Калиева, Алимжан Хамраев, Айнур Машакова, Узим Джумагалиева, Маржан Шагимолдина. Третий раздел «Культурный плюрализм, литературная традиция и новые теории дискурсов» включает публикации о романе Сабита Муканова «Ботагоз» (Диана Кудайберген, Лондон), о деколониальном дискурсе в литературе (Орал Арукенова, Алматы) и о национальном фольклоре в казахстанской литературе (Карина ­Галай, Москва)», – отмечается в аннотации к изданию.
Светлана Ананьева подчеркнула, что коллективные монографии демонстрируют связь академической и вузовской науки Казахстана, Беларуси, России, Великобритании и других стран. Книги адресованы литературоведам, преподавателям гуманитарных и педагогических вузов страны, докторантам, магистрантам, студентам и широкому кругу читателей.

Искусство и архитектура
Наряду со структурами ИЛИ им. М. О. Ауэзова научные издания представил отдел изобразительного искусства. Научные труды, подготовленные экспертами в области живописи, скульптуры и зодчества, носят название «Феномен интермедиальности в современной культуре Казахстана. ­Теоретические основы и художественные практики», «Изобразительное искусство и архитектура Казахстана в период независимости: стиль эпохи и преемственность традиций». Эти издания представила заведующая отделом изобразительного искусства ИЛИ им. М. О. Ауэзова, кандидат искусствоведения Диляра Шарипова. 
– Можно выделить четыре аспекта. Во-первых, это присутствие в качестве авторов молодых искусствоведов, которых мы воспитываем в стенах нашего института. Во-вторых, мы пишем и на казахском, и русском языках. В-третьих, наряду с текстами в наших изданиях публикуется обширный иллюстративный материал. Это позволяет наглядно проследить и проанализировать творческие тенденции. В-четвертых, мы стремимся к междисциплинарности, анализу проблем, которые затрагивают не только непосредственно историю искусства Казахстана, но и смежные области – литературу, социологию, философию, антропологию, – подчеркнула Диляра Шарипова, представляя издания.
Она отметила, что вышесказанному полностью соответствует книга ­«Феномен интермедиальности в современной культуре Казахстана. Теоретические основы и художественные практики». Завотделом изобразительного искусства пояснила, что термин «интермедиальность» используется для описания широкого спектра культурных явлений, в которых задействовано более одного медиа. Предметом исследования стали произведения, созданные на протяжении трех десятилетий, рубежа XX и XXI ­веков. Это синтез изобразительного искусства и литературы, театра, кино; цифрового искусства и графики; инсталляции и сценографии, видео-арта, кино и т. д. 
– В первом разделе «Проблематика интермедиальности в синтетических практиках современного искусства» рассмотрен комплекс проблем, связанных с категорией интермедиальности, выявлены и проанализированы присущие архитектуре Казахстана интертекстуальность и интермедиальность, прослежено зарождение и развитие инсталляции, перформанса как инновационных художественных явлений. Во втором разделе «Новейшие тренды интермедиальных практик. Роль искусства в цифровую эпоху» исследованы интермедиальные режимы комиксов и компьютерной анимации, раскрыты перспективы развития видео-арта, цифрового искусства и современной музейной экспозиции, описаны визуальные стратегии в творчестве современных казахских художников, мультимедиальные сценографические проекты и синтетический характер фестивалей современного искусства, – отметила в презентации издания искусствовед.
Важной гранью современного искусства является нацеленность на снятие границ, широкий выбор художественных медиа и их комбинация, усложнение и обогащение смысловой наполненности произведений. Иммерсивность и интерактивность становятся средствами, ломающими грань между зрителем и фикцией. 
Она подчеркнула современность представленного в книге искусствоведческого анализа: новизна проекта определяется тем, что исследование положило начало введению в интеллектуальный контекст Казахстана категории интермедиальности. Благодаря междисциплинарности проекта произошло обновление инструментария исследовательской работы. Впервые изучение отечественных современных художественных практик проведено в рамках фундаментального научного исследования.
«На многочисленных примерах сontemporary art исследовано, как интермедиальные жанры становятся мощным ресурсом обновления художественного языка национальной культуры и выходят сегодня на новый уровень, позволяющий им стать инструментом социокультурных инновационных преобразований», – отмечается в презентации издания.
Предметом анализа второй книги – «Изобразительное искусство и архитектура Казахстана в период независимости: стиль эпохи и преемственность традиций» стал актуальный и спорный вопрос значимости традиционного наследия в создании современного визуального искусства. Коллективный труд, подготовленный отделом изобразительного искусства Института литературы и искусства им. М. О. Ауэзова, посвящен различным проявлениям взаимодействия прошлого и настоящего, разных медиа, традиционного опыта и инноваций, опоры на национальные коды и процесса универсализации, мифа и современного искусства. 
– На разнообразном материале архитектуры, живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и фотографии авторы показывают симбиоз разных пластов мировой и национальной традиций. Основываясь на современных аналитических подходах, авторы коллективной монографии стремились представить все многообразие стилевых и идейных исканий отечественных мастеров, выявить некоторые закономерности эволюции искусства ХХI века, перспективы этнокультурного направления, определения идентичности и сохранения культурной памяти, – заключила руководитель отдела изобразительного искусства.
В презентации приняли участие литературоведы, филологи, текстологи и искусствоведы, специалисты других гуманитарных сфер, а также преподаватели вузов и студенты. Подчеркивалось, что книги, изданные в последнее трехлетие Институтом литературы и искусства им. М. О. Ауэзова, могут быть интересны не только профессиональным исследователям, но и всем, кто интересуется литературой и искусством Казахстана.

Фото Самата Кусаинова
 

2146 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №9

30 Сентября, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»