- Время
- 31 Января, 2025
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ И НАРОДА В КАЗАХСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

Уалихан АБДЫХАНОВ,
кандидат филологических наук,
профессор Южно-Казахстанского
педагогического университета
им. У. Жанибекова
Аннотация. В статье отмечается, что в лучших творениях казахских писателей ХХ столетия показаны динамика жизни, многообразие мира, сложность и противоречивость времени, создан образ интеллигенции не только как создателя духовных и материальных ценностей, но и как интеллектуальную элиту народа, новое сословие в казахской среде, имеющее глубокие корни и давние традиции, его связь с народом. Автор подчеркивает, что проблема взаимоотношения интеллигенции и народа наиболее полно отражены в творчестве современного казахского билингвального писателя Роллана Сейсенбаева, однако его творчестве до сих пор недостаточно изучено.
Такой процесс, считает автор, обусловлен тем, что, во-первых, идеологическая и политическая атмосфера нашего общества в ХХ столетии не позволяла рассматривать его творения шире и глубже. Во-вторых, фигура самого писателя, «сложного, томимого поисками нравственной личности», поднятые им острейшие вопросы времени, характеры и типы отпугивали литературоведов, которые не осмеливались во всей полноте раскрывать свои мысли.
Также автор раскрыл причины успеха творчества казахского двуязычного писателя за рубежом, что свидетельствуют о мастерстве, о том, что его творчество, в котором поднимаются общечеловеческие проблемы, органически входит в мировой литературный процесс.
Ключевые слова: интеллигенция, нравственность, образ, характер, идея, автор, роман.
Түйін. Мақалада ХХ ғасырдағы қазақ жазушыларының таңдаулы шығармалары өмір динамикасын, дүниенің алуан түрлілігін, уақыттың күрделілігі мен сәйкессіздігін көрсететіні, зиялы қауымның бейнесі тек рухани және материалдық құндылықтарды жасаушы ретінде ғана емес, сонымен бірге халықтың зиялы элитасы, қазақ ортасындағы тамыры терең, ежелден келе жатқан дәстүрі бар жаңа тап ретінде қалыптасқаны, оның халықпен байланысы қарастырылады. Автор зиялы қауым мен халық арасындағы қарым-қатынас мәселесі қазіргі қазақтың қос тілді жазушысы Р. Сейсенбаевтың шығармашылығында мейлінше толық көрініс тапқанын, бірақ оның шығармашылығы әлі де жеткілікті зерттелмегенін атап көрсетеді.
Бұл үрдіс, автордың пікірінше, біріншіден, біздің қоғамымыздың ХХ ғасырдағы идеялық-саяси атмосферасы оның туындыларын кеңірек және тереңірек қарастыруға мүмкіндік бермеді. Екіншіден, «адамгершілікке толы тұлғаны іздеп азап шеккен» жазушы тұлғасының өзі де сол кездегі көкейтесті сауалдар, кейіпкерлер мен түрлер өз ойын толық ашуға дәті жетпеген әдебиеттанушыларды шошытты.
Сондай-ақ автор қазақ қостілді жазушысының шетелдегі шығармашылық табысының себептерін ашып, оның шеберлігін, жалпы адамзаттық мәселелерді көтеретін шығармасының әлемдік әдеби үрдіске органикалық түрде қосылғанын айғақтайды.
Кілт сөздер: зиялы қауым, адамгершілік, образ, мінез, идея, автор, роман.
Abstract. The article notes that the best works of Kazakh writers of the twentieth century show the dynamics of life, the diversity of the world, the complexity and contradictions of time, the image of the intelligentsia is created not only as the creator of spiritual and material values, but also as the intellectual elite of the people, a new class in the Kazakh environment, which has deep roots and long-standing traditions, its connection with the people. The author emphasizes that the problem of the relationship between the intelligentsia and the people is most fully reflected in the work of the modern Kazakh bilingual writer R. Seisenbaev, but his work has not been sufficiently studied to date.
Such a process, the author believes, is due to the fact that, firstly, the ideological and political atmosphere of our society in the twentieth century did not allow us to consider his works more broadly and deeply. Secondly, the figure of the writer himself, “complex, tormented by the search for a moral personality”, the most acute questions of the time, characters and types raised by him frightened literary scholars, who did not dare to fully reveal their thoughts.
The author also revealed the reasons for the success of the Kazakh bilingual writer abroad, which testify to his mastery, that his work, in which universal human problems are raised, is organically included in the world literary process.
Keywords: intelligentsia, morality, image, character, idea, author, novel.
В утверждении гуманизма, в нравственном и духовном развитии человечества большую роль играют культура, наука, техника. В мировой литературе с древнейшей поры до наших дней многосторонне, художественно отражен социально-нравственный облик человека-творца. Проблемы места людей интеллектуального труда, связи их с народом, с его наиболее важными вопросами бытия, восприятия и отражения жизни, природы, общества весьма актуальны в современном мире. И в литературе многих народов они относятся к числу наименее изученных. В критике и литературоведении ХХ века рассматривались в основном аспекты отношения интеллигенции к науке, производству, к своему долгу. Проблема взаимоотношения интеллигенции и народа во многом сглаживалась темой труда, показом жизни и быта простых людей, весьма отличающихся от образованной, интеллектуальной части населения. Это прослеживается в литературоведческих исследованиях, посвященных творчеству М. О. Ауэзова, З. Шашкина, И. Есенберлина, А. Нурпеисова, М. Магауина и других. Однако это не значит, что писатели в своих произведениях не отразили интеллигенцию как органическую часть народа, взаимосвязь и взаимодействие между ними. В лучших творениях мастеров слова показаны динамика жизни, многообразие мира, полнота бытия, богатство и ценность каждой личности, а также сложность и противоречивость времени.
Критики и литературоведы Д. Лихачев [1], Г. Гачев [2], В. Кардин [3], Н. Загальская [4], Л. Плоткин [5], А. Старков [6], Л. Финк [7], И. Грекова [8], Г. Попов [9], С. Скопкарева [10], О. Михайлов [11], В. Ковалев [12], И. Смирнова [13], В. Новиков [14], В. Петелин [15], Е. Яблоков [16], Л. Яновская [17] и другие в различных аспектах исследовали проблему интеллигенции, нравственности в произведениях русских писателей. В их трудах рассматривались также вопросы связи интеллигенции и народа.
Казахские исследователи С. Кирабаев [18, 19], З. Ахметов [20], З. Кабдулов [21], И. Габдиров [22], Р. Бердибаев [23, 24], Ш. Елеукенов [25, 26], Т. Какишев [27], Б. Майтанов [28, 29], Б. Шалабаев [30], М. Атымов [31], А. Нагиметов [32, 33], А. Азиев [34], А. Шарипов [35], Ф. Оразаев [36] в своих трудах показали, что литературное движение в 60-е годы ХХ века в своем развитии преодолело новый важный рубеж. «Для казахской литературы последних лет…, – подчеркивал З. Ахметов, – характерна углубленная разработка вопросов нравственного совершенствования человека» [20, с. 220]. Данную мысль дальше развил Ш. Елеукенов: «Заострение нравственной проблематики становится эстетическим принципом современной казахской прозы. Оно принимает различные формы» [25, с. 279].
Писатели, по мнению критиков, стремятся обогатить содержание производственного романа не нагромождением событий, а сосредоточением внимания на максимальном раскрытии духовного состояния, моральных качеств, внутреннего мира героя. Попытки внести новые для казахской литературы принципы разработки характеров показывают взаимосвязанность нравственных, социальных, экономических, экологических проблем с обликом современников, отход от широко бытовавшей в тот период простейшей формы повествования – естественно-событийной последовательности.
В казахской прозе 60–90-х годов прошлого столетия критиками раскрыты образы тружеников села, рабочих, представителей интеллигенции, их деловые и моральные качества, место и роль в сюжетной линии творения. Однако исследователи недостаточно глубоко раскрыли образ интеллигенции как создателя духовных и материальных ценностей, не всегда представляли ее как интеллектуальную элиту народа, новое сословие в казахской среде, имеющее глубокие корни и давние традиции, а также его связь с народом.
В монографиях З. Ахметова [20], Ш. Елеукенова [25, 26], А. Раимбекова, статьях С. Никитина, С. Елубаева, кандидатских исследованиях К. Куттыбаева, М. Шаталина [37] анализируется и оценивается облик рабочих и колхозников вне связи с духовным наследием прошлого. В своих выступлениях писатели Ж. Омирбеков, З. Кабдулов и К. Исабаев [38] рассматривали место и роль пролетариата и крестьянства в художественной литературе.
Литературовед В. Бадиков в разделе «Интеллигенция и революция: «про» и «контра» докторской диссертации [39] отмечает многомерность литературного процесса 20-х годов ХХ века, противоречивость его потоков, разобщенность писателей, в том числе и казахских, в ту пору в отношении к революции, советской власти, в раскрытии идейно-эстетических основ литературы.
Казахская действительность второй половины ХХ столетия потребовала от литературы интенсивных художественно-эстетических поисков с тем, чтобы адекватно воплотить в книгах многомерность жизни, ее противоречия, идеи незыблемости общечеловеческих ценностей, нравственной чистоты общества, сохранения и соблюдения прав и свобод каждого человека. В связи с этим З. Ахметов подчеркивал, что «литературный процесс определяется потребностями общественной жизни, и художественные традиции используются в соответствии с задачами современности» [20, с. 188]. Вопрос, который встал перед писателями, заключался в том, чтобы истинно, реалистически и в историческом, и в эмоциональном отношении отразить то, что переживал казахский народ. «Нынешнее время, – определяет проблему развития родной словесности Ш. Елеукенов, – с резко усиливающейся требовательностью к личности ждет своего воплощения в новых произведениях» [25, с. 297].
Литературный процесс глубоко историчен, подвижен. Он вбирает в себя огромный общественный и нравственный потенциал, в нем содержится целый комплекс проблем, а также ожидания и надежды читателя. В казахской прозе к 80-м годам ХХ века произошли значительные перемены в эстетическом и художественном познании, обновление ее образно-повествовательных, аналитических структур. Литература призывала к тому, чтобы сохранить все то, что отобрано народом за всю свою историю, и возведено им в степень уважения такие человеческие качества, которые не принадлежат пересмотру: честность, ответственность, совестливость, доброта. Звучит этот мотив в произведениях З. Шашкина, И. Есенберлина, О. Сулейменова, А. Нурпеисова, М. Макатаева, О. Бокеева, А. Тарази, М. Магауина, С. Жунусова, Ш. Муртазы, С. Санбаева, Р. Сейсенбаева. Их творчество наиболее полно соответствует идейно-эстетическим и художественным требованиям мировой культуры, оправдывает надежды казахского общества, литературы. В книгах писателей отражены острые проблемы времени, заметно стремление авторов углубиться в психологию микромира отдельного индивида, раскрывая позитивные и негативные стороны его характера и деятельности, создать нравственный облик интеллигенции и отразить ее связь с народом. В их произведениях в новом аспекте раскрыты проблемы экономические, экологические, этические, эстетические, а также взаимоотношения личности и общества, философского освоения концепции человека и его места в мире.
В конце 60-х годов прошлого столетия появляются первые произведения казахского писателя Р. Сейсенбаева. Он – наиболее колоритная фигура в казахской и русскоязычной литературе народов бывшего СССР. Пьесы Роллана Сейсенбаева в 70-е годы ХХ века успешно ставились на сценах Алматы. Его творчество – неповторимое проявление таланта прозаика, драматурга. Дар его выразился и в переводе собственных произведений, творений великого казахского поэта Абая, С. Сейфуллина на русский язык, организации переводов и в пропаганде творчества казахских мастеров слова, искусства, деятелей культуры на Западе. Р. Сейсенбаев принял активное участие в проведении юбилеев А. Кунанбаева, Д. Джабаева, М. О. Ауэзова. Следует отметить также заслугу его в открытии Дома Абая в Лондоне. Активно участвует Р. Сейсенбаев в приобщении родного народа к достижениям мировой культуры. Сейчас он издает журнал «AMANAT», в котором печатаются лучшие творения зарубежных и отечественных художников слова и мыслителей, также 200-томную библиотеку мировой литературы. Высоко оценила мировая общественность современного казахского писателя, избрав его членом Международной академии искусств и культуры в Сан-Франциско. Он награжден орденами и медалями ряда зарубежных стран.
Творчество Р. Сейсенбаева, связь интеллигенции с народом в его произведениях исследованы совершенно недостаточно. Это обусловлено тем, что, во-первых, идеологическая и политическая атмосфера нашего общества в ХХ столетии не позволяла рассматривать его творения шире и глубже, поэтому критики ограничивались небольшими статьями, рецензиями, предисловиями и послесловиями. Во-вторых, фигура самого писателя, «сложного, томимого поисками нравственной личности», острейшие вопросы времени, поднятые им типы и характеры, отпугивали литературоведов, критиков, публицистов, которые не осмеливались во всей полноте раскрывать свои мысли. Они больше обращали внимание читателей на проблемы более простые, повседневные и сиюминутные. Потому без должной глубины рассматривались в этот период также и произведения З. Шашкина, И. Есенберлина, А. Алимжанова, О. Бокеева, А. Нурпеисова, О. О. Сулейменова и других писателей.
Тем не менее, многие произведения Р. Сейсенбаева переведены на английский, немецкий, французский и другие языки, и издаются за рубежом, а его творчество изучают в ряде учебных заведений Европы, Америки, Азии [40].
Творчество Р. Сейсенбаева высоко оценили критики и литературоведы СССР З. Кедрина [41], Е. Сидоров [42], Л. Аннинский [43], Ю. Лопусов [44], Н. Костржевская [45], Г. Гачев [46], М. М. Ауэзов [47], Р. Джангужин [48], Б. Майтанов [49], С. Оразалиев [50], также писатели Д. Гранин [51], О. Сулейменов [52], А. Ким [53]. Успех книг казахского писателя у читателей и большой интерес исследователей многих народов за пределами Казахстана и бывшего СССР свидетельствуют о мастерстве Р. Сейсенбаева, о том, что его творчество, в котором поднимаются общечеловеческие проблемы, органически входит в мировой литературный процесс.
Критики и писатели единодушно признают, что Р. Сейсенбаев с первых своих произведений показал себя как способный прозаик, его «талант виден невооруженным глазом» [43], «мы признаем появление нового таланта сразу» [53, с. 3], книги Р. Сейсенбаева – «событие в нашей многонациональной литературе» [52, с. 141], в основе его повестей и рассказов лежит «правда жизни» [54], творчество писателя глубоко национально, в его произведениях «живут и действуют герои-казахи, со своими особенностями национального характера, их труда и традиций» [52, с. 142], прозаик «показывает их в самой гуще жизни, повседневной, будничной и драматичной» [53, с. 3].
Роллан Сейсенбаев, как характеризует Олжас Омарович Сулейменов, своим «творческим нетерпением» активно участвует в мировом литературном процессе, расширении горизонтов казахской литературы и является в ней новатором, «не похожим ни на кого, …чистым и ясным мироощущением» [44, с. 221]. «На фоне мажорного благополучия казахской прозы последних лет, – отмечает О. О. Сулейменов, – его герои казались неожиданными. Их поступки не вмещались в установленные рамки. Проза Р. Сейсенбаева дала нашей литературе новых героев, выдвинутых временем и обстоятельствами, целую галерею необычных типов, характеров – рабочих, крестьян, демобилизованных солдат, городских служащих. …Книги Р. Сейсенбаева знаменуют собой развитие качественно нового направления советской многонациональной литературы…» [53, с. 3–4]. Такое же мнение высказывает и Д. Гранин: «Произведения Р. Сейсенбаева открывают нам впервые уклад современной жизни казаха, интеллигента, рабочего» [52, с. 141]. Таким образом, удаленность Р. Сейсенбаева от современной ему казахской литературы очевидна.
Оба выдающихся писателя в своих статьях обращают внимание на нравственные и духовные искания героев казахского прозаика, что до сих пор не рассмотрено в должной мере в современной критике. Без обращения к творчеству Р. Сейсенбаева, одного из талантливых писателей, продолжателя лучших традиций мировой культуры, казахская литература не получит полной, объективной оценки, что может привести к неверным обобщениям. Р. Сейсенбаев создавал свои произведения, отвечая на острые вопросы современности.
З. Ахметов только указывал на то, что в последние годы в прозе все чаще стали появляться произведения о жизни интеллигенции [20, с. 216], но не раскрыл данную тему. «В настоящее время не просто выделить произведения, отражающие жизнь интеллигенции, ибо практически в каждом произведении фигурируют люди с высшим образованием. … Потому можно лишь условно говорить о произведениях, посвященных интеллигенции. В них в отличие от романов, посвященных другим темам, больше внимания уделяется жизни представителей интеллигенции» [20, с. 217]. Литературовед рассматривал казахскую прозу в историческом и производственном аспектах.
Также раскрыл нравственные проблемы казахских романов и повестей 60–80-х годов ХХ века Ш. Елеукенов. В романе Р. Сейсенбаева «Трон сатаны» исследователь особо обращает внимание на вопрос о семейном счастье и связывает его с коммунистическим воспитанием, социалистическим образом жизни.
А. Ким отмечает такие качества казахского коллеги, как обладание им «тайной души художника», «искреннего писательского чувства», что его честное отношение к своему делу помогает ему «создавать подлинно живое, свое, без оглядки на признанные образцы» [54]. Казахскую литературу 60-х годов ХХ века отличает лирическая интерпретация действительности, что позволяло присутствию эмоционально-взволнованного повествователя. Р. Сейсенбаев заметно отходит от такого стиля.
Е. Сидоров увидел привлекательные черты прозы Р. Сейсенбаева в том, что ей присуще «зрелое чувство кровной связи истории» [31]. Критик отмечает, что стиль писателя близок к родной поэтике, казахской песенно-сказовой стихии, и потому не может вызывать протеста «некоторая идеализация… положительных персонажей, и, наоборот, у отрицательных порой буквально на лице написаны их пороки» [42].
Ю. Лопусов справедливо отмечает, что в романе «Если хочешь жить» писателю удалось выдержать один из главных методов художественного изображения личности – «принцип полноты воссоздания жизненных реалий, в которых действует главный герой повествования» [44, с. 218].
Заслугой Р. Сейсенбаева, по мнению Ю. Лопусова, является то, что писатель «существенно уточнил и расширил наши представления о человеке, на плечи которого ложится сегодня огромная ответственность за судьбу современного производства [44, с. 221–222], народа. Эта тема расширяется и углубляется в последующих романах Р. Сейсенбаева.
Ю. Лопусов подходит к анализу произведения писателя с классовых позиций и потому отрицает духовную связь между старшим поколением, образы которых, как считает исследователь, «несомненная удача автора», и молодежью. «На примере жизни Бекена Искакова автор убедительно показывает, что новое поколение не наследует генетически такие черты характера, как гражданская зрелость, мужество, честь, достоинство. Оно вырабатывает эти духовные ценности путем мучительных поисков и самоотверженной борьбы со старым, косным, сдерживающим поступательное движение общества. В этом видится мне главный нравственный и художественный итог романа «Если хочешь жить» [44, с. 222]. Вывод критика уводит читателей от непредвзятого анализа творчества писателя.
Г. Гачев в послесловии к роману Р. Сейсенбаева «Трон сатаны» [46] в эпоху гласности высказывает суждения, не зависимые от официальных нормативов и установок. Критик отмечает, что казахский писатель в своей книге показывает, в каком положении оказался его родной народ во второй половине ХХ века: часть интеллектуальной молодежи не может оправдать надежд старшего поколения. К суждениям исследователя следует добавить, что многие выпускники высших и средних учебных заведений, как правило, остаются вне магистрального пути прогресса. Г. Гачев указывает на причины такого состояния персонажей Р. Сейсенбаева: во-первых, в разрыве связи между поколениями, во-вторых, данная проблема заключается в характере каждого из героев, то есть связано не только с внешними обстоятельствами, но и тайными движениями души, в-третьих, в психологии казахского народа второй половины ХХ века сохранились этические, эстетические воззрения представителей степи.
В статье «От книги слов» Абая – до «Отчаяния» Р. Сейсенбаева [47] Г. Гачев отмечает, что причину бедствий родного народа Абай «полагает в самих казахах», Р. Сейсенбаев в последнем романе видит ее «вне их». Первая часть суждения критика не вызывает никакого возражения. На мой взгляд, мнение исследователя о последователе А. Кунанбаева верно: современный писатель отступает от своего прежнего философско-художественного обобщения, отраженного в предыдущих романах.
Поэтике казахской прозы 60–90-х годов ХХ века и современной литературы народов СНГ посвящены монографии литературоведов А. Исмаковой, А. Гаджиева, Т. Рахимжанова [55]. В книгах, изданных в 1997–1998 годах, не отражается тема связи интеллигенции и народа. Раскрытию драматизма отношений человека и общества без его дифференциации на группы, сословия, изучению сущности, смысла драматизма как самостоятельной художественно-эстетической категории, выявлению основных способов, форм проявления в казахской прозе, установлению их связей, специфических функций посвящена монография Т. Есембекова [56].
В книге Б. Мамраева [57] по-новому осмысливается эволюция литературного процесса первой четверти ХХ века, рассматриваются соотношение особенного и закономерного, романтико-символистские тенденции, своеобразие казахского реализма в литературе исследуемого периода.
В сборниках статей и рецензий Н. Ровенского [58] отражены художественные особенности произведений казахстанских писателей, рассмотрен литературный процесс республики 60–80-х годов, взаимодействие творчества казахских, русских, уйгурских, корейских писателей, обобщены идейные и нравственные позиции большого числа художников слова.
В диссертациях [59] Г. Балтабаевой в социальном аспекте рассматриваются проблемы формирования характера персонажей рассказов О. Бокеева, Т. Нурмагамбетова, М. Искакбаева 1980–1990 годов, С. Асылбекулы исследуются вопросы взаимоотношения правды жизни и художественной в казахских повестях 1970–1989 годов и их своеобразие, Г. Жалиловой раскрываются проблемы формирования личности, социальная и нравственная деятельность героев О. Бокеева. Таким образом, в монографиях и научных исследованиях самых последних лет ХХ века не рассмотрено творчество Р. Сейсенбаева.
Становление и развитие советской интеллигенции, в том числе и казахской, раскрыты в трудах М. Асылбекова, С. Абубакирова, М. Зезиной, Ш. Тастанова [60]. Они рассматривали данную проблему в профессионально-функциональном и региональном аспектах. Авторы работ придерживались классового принципа определения интеллигенции. В литературоведческом плане эти исследования не представляют интереса, так как в них зафиксированы документально-хроникальные сведения.
Таким образом, исследователи Р. Сейсенбаева не стремились к освещению проблемы связи его творчества с мировой литературой, а также одной из основных тем – духовной связи интеллигенции и народа в его произведениях. Критики только указывают на проблематику отдельных произведений писателя. Литературоведение не раскрыло целостность, гармоничность и своеобразие его творчества. Прозу Р. Сейсенбаева необходимо рассматривать именно в этом аспекте. В исследовании художественных текстов нужно уделить основное внимание на выявление многообразия связей и отношений между различными уровнями произведений (философский, идейный, система образов, стилистический), взаимосвязи произведений Р. Сейсенбаева с современным литературным и социокультурным контекстом.
Литература
1. Лихачев Д. С. Борис Леонидович Пастернак // Пастернак Б. Л. Собрание сочинений. В 5-ти тт. – Т. 1. – М., Художественная литература, 1989.
2. Гачев Г. Арсенал доброй воли // Дудинцев В. Д. Белые одежды. – М., Книжная палата, 1988.
3. Кардин В. На войне, как на войне // Дудинцев В. Д. Белые одежды. М., Книжная палата, 1988.
4. Генетика совести [беседа В. Дудинцева с корреспондентом «Советской культуры» Н. Загальской] // Дудинцев В. Д. Белые одежды. – М., Книжная палата, 1988.
5. Плоткин Л. А. Даниил Гранин. Очерк творчества – М., Советский писатель, 1975.
6. Старков А. Н. Нравственный поиск героев Д. Гранина – М., Художественная литература, 1981.
7. Финк Л. А. Необходимость Дон Кихота. Книга о Д. Гранине. – М., Советский писатель, 1988.
8. Грекова И. Легендарный образ. Заметки о повести Д. Гранина «Зубр // Октябрь, 1987, № 5.
9. Попов Г. Система и Зубр // Наука и жизнь?1988, № 3.
10. Скопкарева С. В поисках идеала. Концепция личности в прозе Гранина. – М., 1998.
11. Михайлов О. Мироздание по Л. Леонову: личность и творчество. – М., 1987.
12. Ковалев В. В ответе за будущее: Леонид Леонов. Исследования и материалы. – М., 1989.
13. Смирнов И. Роман тайн «Доктор Живаго». – М., 1996.
14. Новиков В. Михаил Булгаков – художник. – М., 1996.
15. Петелин В. Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. – М., Московский рабочий, 1989.
16. Яблоков Е. Мотивы прозы М. Булгакова. – М., 1997.
17. Яновская Л. Творческий путь М. Булгакова. – М., Советский писатель, 1983.
18. Кирабаев С. Высокое назначение. Статьи. Критические очерки. – А.-А., Жазушы, 1985.
19. Қирабаев С. С. Талантқа құрмет. Мақалалар, зерттеулер, портреттер. – Алматы, Жазушы, 1988.
20. Ахметов З. А. Современное развитие и традиции казахской литературы. – А.-А., Наука, 1978.
21. Қабдолов З. Көзқарас. Талдаулар мен толғаныстар. – Алматы, Рауан, 1996.
22. Габдиров И. Писатель и действительность. – А.-А., 1984.
23. Бердібаев Р. Роман және заман. – Алматы, 1967.
24. Бердібаев Р. Қазақ романы. – Алматы, 1975.
25. Елеукенов Ш. Р. От фольклора – до романа эпопеи. Идейно-эстети-ческое и жанровое своеобразие казахского романа. – А.-А., Жазушы, 1987.
26. Елеукенов Ш. Қазақ романы және қазіргі дәуір. – Алматы, 1968.
27. Какишев Т. Поступь. Статьи. Исследования. Портреты. – А.-А., Жазушы, 1988.
28. Майтанов Б. Қазақ романы және психологиялық талдау. – Алматы, Санат, 1996.
29. Майтанов Б. Қаһарманның рухани әлемі. Зерттеулер. – Алматы, Жазушы, 1987.
30. Шалабаев Б. Қазақ романының тууы мен қалыптасуы. – Алматы, Жазушы, 1990.
31. Атымов М. Қазақ романының поэтикасы. – Алматы, 1975.
32. Нағыметов Ә. Адам және қоғам. – Алматы, 1975.
33. Нағыметов Ә. Қазіргі повесть және көркемдік ізденіс. – Алматы, 1985.
34. Әзиев Ә. Қазақ повесі. – Алматы, 1989.
35. Шәріпов Ә. Қазақ әдебиетіндегі дәстүр мен жаңашылдық. – Алматы, 1984.
36. Оразаев Ф. Замана қаһарманы. – Алматы, 1981.
37. Шаталин М. Современный роман о деревне на путях коллективизации // Автореферат на соискание ученой степени кандидата… наук. – Семипалатинск, 1962.
38. Әдебиет және жұмысшы (бейнесі жасау жайлы жазушылардың әңгімесі). Ж. Өмірбеков, З. Қабдолов, К. Исабаев // Леніншіл жас, 1971, 23 март.
39. Бадиков В. В. Авторское сознание и социальный заказ в структуре текста (Запрещенная советская литература 20-х годов) // Диссертация на соискание ученой степени доктора… наук. – Алматы, 2000.
40. Танкаева Г. Есть такая земля – и на ней человек. Интервью Р. Сейсен-баева // Караван, 1995, 17 ноября.
41. Кедрина З. На языке дружбы – М., Советский писатель, 1984.
42. Сидоров Е. Всего одна ночь. // Новый мир, 1983, № 3.
43. Аннинский Л. Контакты. Литературно-критические статьи. – М., Советский писатель, 1982.
44. Лопусов Ю. Постигая мир современника // Сейсенбаев Р. Если хочешь жить. Роман. – М., Профиздат, 1986.
45. Костржевская Н. Трудно? Тем лучше // Литературное обозрение, 1985, № 7.
46. Гачев Г. Джигит и гражданин // Сейсенбаев Р. Трон сатаны. Роман Повести. – М., Художественная литература, 1988.
47. Гачев Г. От «Книги слов» Абая – до «Отчаяния» Сейсенбаева // Простор, 1994, № 3.
48. Ауэзов М. М. О творчестве Роллана Сейсенбаева // Сейсенбаев Р. Дни декабря. Повести, рассказы. – М., Известия, 1986.
49. Джангужин Р. Проза Р.Сейсенбаева // Литературное обозрение, 1980, № 8; Джангужин Р. И все-таки жизнь // Простор, 1992, № 5.
50. Майтанов Б. Ізденіс мұраты – шеберлік // Қазақ әдебиеті, 1979, 28 сентябрь.
51. Оразалиев С. Сәтті қадам // Қазақ әдебиеті, 1979, 30 июнь.
52. Гранин Д. Гражданственность и честность // Сейсенбаев Р. Последний снег. Рассказы. – М., Молодая гвардия. 1978.
53. Сулейменов О. О. Нетерпение // Сейсенбаев Р. Возвращение Казыбека. Повести и рассказы. – А.-А., Жалын, 1984.
54. Ким А. Такая тайна есть // Литературная газета, 1979, 26 декабря.
55. Исмакова А. К. Казахская художественная проза. Поэтика, жанр, стиль [начало ХХ века и современность]. – Алматы, Гылым, 1998; Гаджиев А. Поэтика современной прозы. Вопросы мифологического и фольклорного генезиса. – Баку, Мутарджим, 1997; Рахымжанов Т. Романның көркемдік әлемі. Алматы, Рауан, 1997.
56. Есембеков Т. Драматизм казахской прозы. – Алматы, Гылым, 1997.
57. Мамраев Б. Основные тенденции развития казахской литературы первой половины ХХ века. – Алматы, Гылым,1998.
58. Ровенский Н. Портреты. – Алма-Ата, Жазушы, 1983; Совпадение. – А.-А., Жазушы, 1986.
59. Балтабаева Г. Қазіргі қазақ әңгімесі [1980–1990 жж.] // Филология ғылымдарының кандидаты ғылыми дәрежесін алу үшін дайындалған диссертациясы. – Алматы, 1999; Асылбекұлы С. Қазаргі қазақ повестеріндегі заман шындығы [1970–1989 жж.] // Филология ғылымдарының кандидаты ғылыми дәрежесін алу үшін дайындалған диссертациясы. – Алматы, 1997; Жалелова Г. Проблема личности в прозе О. Бокеева // Диссертация на соискание ученой степени кандидата… наук. – Алматы, 1999.
60. Асылбеков М. Формирование и развитие кадров железнодорожников Казахстана. – А.-А., 1973; Абубакиров С. Қазақстан инженерлік-техникалық интеллигенциясы [құрамы мен қызметі] – Алматы, Ғылым, 1989; Зезина М. Советская интеллигенция в условиях развитого социализма (Количественные и качественные изменения в составе интеллигенции союзных республик). – М., 1982; Тастанов Ш. Советский опыт формирования и развития интеллигенции ранее отсталых народов (на примере Казахстана). – Алма-Ата, Казахстан, 1975; Тастанов Ш. Казахская советская интеллигенция. – А.-А., 1982.

1894 раз
показано0
комментарий