• Время
  • 27 Декабря, 2024

ФОРМУЛА УСПЕХА

В этом году известный публицист, доктор исторических наук, ­профессор, президент Академии журналистики Казахстана ­Сагымбай Кабашевич Козыбаев отмечает 80-летний юбилей. Без малого полвека он проработал на родном факультете журналистики­ КазНУ им. аль-Фараби (который недавно отметил свое 90-летие). 

Как говорит сам С. Козыбаев, «за эти годы пришли опыт, зрелость, надеюсь, – немного мудрости. Родной факультет и университет – отчий дом, которому отданы безраздельно сердце и помыслы, жар души. Любовь, чувства к нему остались неизменными. И это самое важное, самое главное». 
Один из жизненных девизов 
С. Козыбаева: «Думай о людях хорошо, плохо – всегда успеешь». А еще он придерживается одной из установок: «Ни дня без строчки». Мэтр журналистики – любитель жанра эссе. И надо сказать, что в этом деле он весьма преуспел. Одну из своих последних книг «Дайдидау» (а их у него более шестидесяти) Саке посвятил своим старшим братьям – Оразалы и Манашу Козыбаевым. Чем же примечательно данное издание? В 2022 году медиахолдинг «Alatay aqparat» по инициативе тогдашнего гендиректора Тулемиса Кульмухамедова предпринял издание серии собственной библиотеки книг карманного формата (по аналогу библиотеки журнала «Огонёк» в советские времена). Так, первой ласточкой в формате pocketbook стала книга «Дайдидау» Сагымбая Козыбаева. 
В таком, казалось бы, небольшом публицистическом сборнике уместилось около 80 эссе автора. В одном из них – «Перо Букейханова, или О музее прессы» – автор задается вопросом: «Сколько же в Казахстане музеев? Официально – 167, около десятка из них в Алматы. Но почему же наши люди не осведомлены еще об одном в южной столице? В реестре его не нашлось. А между тем он затмевает многие… Несколько дней ходил потрясенный от увиденного». 
Далее С. Козыбаев описывает, что в огромном подвальном помещении Французского дома (Абая – Назарбаева) вот уже несколько лет как открыт уникальный своими экспонатами музей, который можно было бы назвать музеем номадов. Ибо здесь ты получаешь полное представление об этнографии, истории и обиходе степняков. Вход в музей бесплатный. Автор советует посетить музей и убедиться в этом лично: «Полнейший расклад оружия нескольких веков, а от золота, украшений казахских степных царевен уж точно зарябит в глазах. Экскурсовод (как и положено, в музее есть охрана и обслуживающий персонал) между делом изрекает: «Вот вещи, принадлежавшие Абылай хану». Кто бы сомневался: и казахам есть что показать, чем гордиться. Но это нужно разыскать, собрать, потратить средства. А пишу об этом вот почему. Человек, кому принадлежит заслуга появления этого музея, как истинный патриот страны, задался новой идеей – создания другого музея – прессы». Это Саке – о вышеупомянутом медиаменеджере Т. Кульмухамедове, который в стенах «Alatay aqparat» открыл музей прессы, ставшим еще одной достопримечательностью южной столицы.
В своем одноименном эссе книги «Дайдидау», С. Козыбаев рассказывает об истории песни «Дайдидау», ставшей своего рода визитной карточкой известного казахстанского певца Димаша Кудайбергена. «Впервые он исполнил ее (песню «Дайдидау». – Ред.), если не ошибаюсь, для широкой публики в Стамбуле, на музыкальном фестивале ABU TV Song в октябре 2015 года. Текст песни в переводе теперь звучит на английском, венгерском, русском, португальском, турецком и, конечно, китайском», – отмечает С. Козыбаев.
«Дайдидау» повсеместно позиционируется как народная песня. «Но это не совсем так, у нее есть автор – легендарный Сегіз Сері, – подчеркивает в своем эссе автор. – Считаю долгом внести ясность и дать немного сведений об этой личности». Далее С. Козыбаев ссылается на отрывок из своего эссе, опубликованном в газете «Новое поколение» 14 февраля 2019 года: «Очень немногим казахи дают к имени приставки «сал» и «сері». Биржан сал, Акан сері, к примеру. Это, как правило, любимцы народа, люди особого благородства. Да и внешне они отличались. Празднично и ярко одетые. Непременно веселые и озорные. Неистощимые на импровизации. Своеобразные народные артисты. Приезд и выступление их в аулах были настоящими праздниками, к ним загодя готовились. Поскольку все эти личности без исключения были непревзойденными акынами, их песни из-за отсутствия письменности тут же становились народными. История оставила не более четырех-пяти таких людей, а применимо к нашему персонажу – единственного и первого в своем роде. Звали его Мухаммед-Канафия Бахрамулы. Это его настоящее имя. А по деду, воспитавшему его с восьми лет (остался без родителей), – Шакшаков. Но в памяти нации он остался как Сегіз Сері (1818–1854). В переносном смысле означает сверхталантливую личность, обладающую многими дарованиями. Каковы же эти достоинства? Сегіз Сері, без преувеличения, – один из родоначальников казахской любовной лирики. Подобно Гете и Пушкину, навечно прославил степных красавиц. Песни, посвященные Жамиле, Айжамал, Гайни, Енилик, Акбет, Жансулу, Мензипе, Патшаим, Ырысбеке (счет теряется его избранницам, их не менее ста), стали всенародно любимыми песнями. Исполнял он их чаще всего под кобыз или свирель (сыбызгы)».
Сагымбай Козыбаев отмечает, что Сегіз Сері считали своим учителем Биржан-сал, Жаяу Муса, Машхур ­Жусуп и др. Они получили бата (напутствие) поэта, переняв его искусство. Сам же Сегіз Сері образцом подражания считал жизнь и творчество своего прямого предка в пятом колене Кожабергена-жырау, поэта и композитора, дипломата, полководца – ордабасы, главнокомандующим всеми войсками трех жузов против джунгар. Он автор поэмы «Елім-ай», называемой «Илиадой» казахского народа. Оба они были из племени керей (подрод кошебе) и принадлежали к одной династии прославленных биев – Баглана (казахи до сих пор называют его именем город в Курганской области РФ), Фархата и Танаша – советников первых ханов Золотой Орды. А его потомку – Сегіз Сері – Всевышний определил лишь сакральные 37 лет. До сих пор нет и особого увековечения его памяти. Далеко не все песни поэта дошли до нас. Многие из них или считаются народными, или их стали приписывать другим.
Также в своем эссе автор дает пояснение, что «Дайдидау», как часто в казахском языке бывает, – непереводимое слово. Это как бы чисто казахское восклицание, усиливаемое протяжными гласными в конце песенной строфы, что дает особую экспрессию песне, вызывая ответный отклик аудитории. 
«Так что, в этом случае, – это не имя девушки. Но во славу ее – той вечной красоты жизни, которую юная красавица олицетворяет, а пилигрим-акын эту красоту обожествляет. Спустя более чем полтора века Димаш возродил это святое чувство Сегіз Сері, всколыхнув уже сердца миллионов… Песня Сегіз Сері «Дайдидау» вместе с другими – «Ақбидай», «Ырысбике». «Бес қарагер», «Мұхитжамал», «Сәулем-ай» – записана Иргебаем Коржынколулы со слов акына Нурке Токтабайулы из родственного с Сегіз Сері племени керей. «Дайдидау» посвящена одной из сердечных привязанностей акына, предположительно одной из них – Жамиле, Айжамал, Макпал, Гаухар, Акбет, Қарағаш, Патшайым… Так возникла ода чистому облику казахской юной красавицы, прославляемой теперь Димашем на мировых сценических подмостках», – отмечает С. Козыбаев. 
Автор книги «Дайдидау» погружает читателя в свои мысли и чувства, а также в гущу политических и культурных событий разных исторических эпох. Саке делает это ненавязчиво, но в своей интерпретации, и в то же время подкрепляя свои небольшие прозаические произведения интересным фактажом. Конек С. Козыбаева – исследование белых пятен, трагических судеб казахских политиков, просветителей, публицистов, общественных деятелей. Сферой его научных интересов является и евразийская тема. Своими эссе он привлекает внимание как к проблемам прошлого, так и настоящего. Он один из немногих, кто пишет о проблемах общенационального масштаба. У него также свой взгляд на происходящие события в мире. В своих небольших философских миниатюрах, он охватывает огромные пласты древней и средневековой истории, связанные с эпохой бронзы и железа, Казахского ханства, раскрывает интересные факты биографии известных исторических личностей – Абылай хана, ­Чингисхана, ­Махамбета, Ивана Грозного, ­Петра I, Юсуфа Баласагуни, Владимира ­Маяковского, Жумабая Шаяхметова, Владимира Ленина, Иосифа Сталина, Муаммара Каддафи и др.
Козыбаевские эссе представляют собой неординарный взгляд на окружающий мир, меткие наблюдения реалий жизни в формате лапидарной публицистики. Личное мироощущение вкупе с энциклопедическими знаниями и тонким писательским слогом заслуженно снискали автору известность у широкого читателя. 
Профессор Козыбаев разменял девятый десяток, но по нему этого не скажешь: у него молодая душа и он все также легок на подъем. В свои восемь­десят – мэтр журналистики по-прежнему бодр, энергичен, неутомим в творческих поисках и не собирается останавливаться на достигнутом: уже торопится что-то «выдать на-гора». Он полон идей для будущих книжных проектов. «Все нельзя объять – это давно известно. Просто очередной книгой напоминаешь себе и другим: ты жив, значит, – творишь». В меру сил и дара», – говорит сам юбиляр. В этом, наверное, и заключается формула его успеха.

НАША СПРАВКА

Сагымбай Кабашевич Козыбаев родился 16 июля 1944 года в ауле Жанатурмыс Костанайской области. Учился в школах им. И. Алтынсарина и № 9 в Костанае. В 1963–1966 гг. – служба в Советской Армии, командир взвода, старшина роты, корреспондент окружной военной газеты. В 1970 г. окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова. 
1970–1974 гг. работал в системе ­Гостелерадио СССР: старшим редактором Казахского радио, зам. главного редактора Алма-Атинского областного комитета по радиовещанию, собственным корреспондентом Всесоюзного радио. В 1971 г. избран членом Союза журналистов СССР. 
Более полувека – с 1974 г. по ­настоящее время – работа в КазНУ им. ­аль-Фараби, где прошел все ступени научно-педагогической деятельности. ­Работал заместителем и деканом факультета журналистики, заведующим кафедрами техники газетного дела и СМИ, международной журналистики, истории журналистики (1981–2011).
Научная деятельность
В 1974 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1989 г. – докторскую в ­Москве в форме научного доклада по совокупности опубликованных работ. В 1989 г. утвержден в звании профессора ВАК СССР.
Действительный член ряда Академий – политических наук РК (1997), международных – экономической ­«Евразия» (2004), телевидения и радио (2011). ­Основатель и первый президент ­Академии журналистики Казахстана (с 2001 года по настоящее время). С ­недавних пор – академик Высшей школы ­Казахстана НАН РК.
Читал лекции в вузах ГДР (1977), США (1993), Турции (2001). Автор ­более 60-ти отдельных изданий, ­нескольких сотен научных и публицистических работ.
Общественная деятельность
Председатель Оргкомитета ряда мероприятий: Всесоюзных конференций по журналистике (1988, 1990, 1992); по вручению высших общенациональных журналистских премий «Алтын Жұлдыз», «Алтын Самұрык», «Аққу» (с 2001 года по настоящее время); председатель жюри общенациональных конкурсов «От сердца к сердцу» (2002), «Кольцо Евразии» (2002), «Алтын жүрек», «Қаржы қалам» и др. Член тендерной комиссии Министерства культуры и информации, Совета по СМИ Министерства науки и высшего образования, акимата Алматы. Член редколлегий республиканских изданий «Білім және еңбек», «Жас қазақ», «Мысль», сборников и вестников, научный консультант многотомной Национальной энциклопедии и др.
Государственные награды: медали «20 лет Победы в Великой Отечественной войне» (1965 г.), «Ветеран труда» (1989 г.), «Қазақстан Конституциясына – 10 жыл» (2005 г.), Почетная грамота РК (2005 г.), орден «Құрмет» (2021). Лауреат премии Президента РК (2011 г.).
Нагрудные знаки: «За заслуги в развитии науки Республики Казахстан» (2001 г.), ҚР Мәдениет қайраткері (2006 г.), медаль «Алтын Самұрык» за №1 Академии журналистики Казахстана (2001 г.), серебряная медаль аль-Фараби «За особые заслуги перед КазНУ им. аль-Фараби » (2009 г.), медаль Ассоциации корейцев Казахстана (2013 г.), медаль «Қазақ газетіне 100 жыл» (2013 г.), Почетный журналист Казахстана (2009 г.) и др.
Профессиональные награды: шестикратный лауреат премии Союза журналистов Казахстана. Лауреат премии «Алтын Адам», именных – имени  Б. Булкышева, А. Ахметалимова, лауреат премии Всесоюзного радио «Золотой микрофон» (1973 г.), «Лучший преподаватель вуза Казахстана» (2007) и др.
Труды: доктор исторических наук, профессор С. К. Козыбаев – автор более 60-ти монографий, книг, сборников для подготовки журналистов в Казахстане и СНГ, а также сотен научных и публицистических работ: «Слово, ковавшее Победу» (1979), «Радио в дни войны» (1982), «Аудитория – весь ­Казахстан» (1984), «Ядовитые стрелы» (1985), «Очерки истории журналистики Казахстана» (1988), «История мировой журналистики» (1997, 1998), ­«Время – ­газетной строкой» (1988), «Лики времени» (2002), «Опаленная войной. Казахская фронтовая печать» (2010), «Фронтовая печать Казахстана» (2010). Один из авторов Казахстанской политологической энциклопедии (1998). 
С 1997 г. – основатель и главный редактор республиканского научно-исследовательского журнала «Отандық журналистика тарихынан» («Из истории отечественной журналистики»). Журнал стал своеобразным научным центром по теории и истории журналистики. Создание научного журнала стало отправной точкой для организации профессором 
С. К. ­Козыбаевым специальной авторской серии книг «Отечественная журналистика»: «Моя «Ленсмена» (2001), «Справочник журналиста Казахстана» (2002), «Свет Звезды. Элита отечественной журналистики» (2006), «Журналистика Казахстана. Энциклопедия» (2006), «Масс-медиа. Энциклопедический словарь» (2007), «Справочник молодого журналиста» (2010), «Гордое имя – журналист» (2012), «Когда болит душа...» (2013). Затем были книги:  «Звезды в небе» (2013), ­«Времен и ­судеб властитель...» (2014), «Аксуекство равных» (2014), «Во имя Слова» (2014), «Еврейская тетрадь» (2017), «Люди мы – не боги» (2018), «Душа моя – перо» (2019) и др. 

Сауле АХМЕТОВА
Фото Юрия БЕККЕРА

 

Редакция журнала «Мысль» поздравляет члена редакционного совета нашего издания – Сагымбая Кабашевича Козыбаева –
 с 80-летним юбилеем! Желает мэтру отечественной журналистики здоровья и творческого долголетия!

3371 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №9

30 Сентября, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»